Программа по внеурочной деятельности "Домисолька"
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности "Домисолька" общекультурного направления для учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_programma_domisolka_1klasslavlova.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Петровка
Программа по внеурочной деятельности
Домисолька
___общекультурное_____
направление внеурочной деятельности
Срок реализации программы _1 год_
для обучающихся 1 класса
Составитель: Лавлова Наталья Николаевна
учитель первой квалификационной категории
с.Петровка, 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость программы
Человеческий голос-самый первый и самый прекрасный инструмент. Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно, испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом. Во внеурочной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе-обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Актуальность программы обусловлена необходимостью привлечения подрастающего поколения к песенному творчеству, воспитание чувства патриотизма, любви к исполнительскому искусству.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
Программа «Домисолька» способствует общекультурному, духовно-нравственному развитию личности современного школьника, социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры.
Новизна программы состоит в том, что воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия во внеурочной деятельности пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит пению.
Цель программы: развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Для достижения данной цели следует решить следующий комплекс обучающих, воспитательных и развивающих задач.
Обучающие задачи:
-познакомить обучающихся с музыкальной культурой, как неотъемлемой частью их общей духовной;
-обучение вокально-хоровой технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
-обучение способам исполнительской трактовки музыкального произведения, художественно-осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонации музыкального произведения.
-мотивировать обучающихся к участию в исполнительской деятельности на праздниках.
Воспитательные задачи:
-воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе,
-воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования;
-воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере,
-формировать умение общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива.
Развивающие задачи:
-развивать средствами музыки творческий потенциал каждого воспитанника, его мышление, познавательную деятельность;
-развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкальных произведений;
-развивать голосовой диапазон;
-формировать эстетический вкус, познавательный интерес;
-реализовать творческие возможности обучающихся посредством включения в творческую деятельность.
Отличительные особенности программы
Базовыми теоретическими идеями программы «Домисолька» являются:
-идея вокального воспитания и развития хоровых навыков в едином педагогическом процессе, являющим собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата учащегося;
-идея изучения песенного творчества предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление исполнительского опыта и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни.
Программа реализуется в течение одного учебного года. Общее количество часов в год – 33ч. Периодичность занятий – 1 ч в неделю.
Программа предназначена для учащихся 1 класса.
Прогнозируемые результаты
Знать:
- особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
Уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
- петь звонко, напевно,
- чисто интонировать мелодию,
- выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения,
- постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном.
Формы подведения итогов:
- творческие отчеты;
- выступления в школе, пансионате;
- районные, областные, конкурсы.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по музыкальному искусству в 1 классе
«Домисолька»
Тема занятия | Содержание занятия | Планируемые результаты предметные | Планируемые результаты (личностные и метапредметные) Характеристика деятельности | Виды контроля | Количество часов | |||||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||||
1 блок: «Путешествие в мир музыки». 8 час. | ||||||||||
Музыкальное путешествие | Начало знакомства с музыкальным миром | Основы музыкальных знаний. | Умение позитивно воспринимать новую информацию | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Умение эмоционально-позитивно относиться к процессу сотрудничества | Умение принимать и сохранять учебную задачу | Вводный | 2 | ||
Чему учат в школе | Разучивание песни | Знать мелодию, слова песни | Умение интонационно правильно исполнять мелодию | Умение исполнять произведения | Умение учитывать мнение исполнителей | умение преобразовать познавательную деятельность в практическую | Текущий | 2 | ||
Осень разноцветная | Разучивание песен | Исполнять песни об осени | Умение отражать представления о природе в музыкальной деятельности | Умение размышлять о музыкальном произведении, как способе выражения чувств и мыслей человека | Умение работать в группе | Умение применять свои способности при исполнении песен | Текущий | 2 | ||
Дружно песни мы поем | Выступление на празднике в классе | участвовать в коллективном пении | Умение эмоционально передать характер музыкального произведения | Умение передавать выразительные образы | Умение сотрудничать с одноклассниками при исполнении произведений | Умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию | Итоговый | 2 | ||
2 блок: «Зимние зарисовки». 8 час. | ||||||||||
Мамочке любимой песенку споем | Разучивание музыкального произведения | Исполнять произведения | Умение развивать чувство прекрасного | Умение интонационно передать характер произведения | Умение инициировать создание коллективной творческой работы | Умение самостоятельно решать проблемы творческого характера | Тематический | 2 | ||
Ах ты, зимушка зима | Знакомство и разучивание песен о зиме | Знать мелодию, слова, движения в песнях | Умение эмоционально воспринимать музыкальные произведения | Умение исполнять песни с движениями | Умение участвовать в хоровом исполнении песен | умение преобразовать познавательную деятельность в практическую | Текущий | 4 | ||
В концертном зале | Выступление на новогоднем празднике | Участвовать в коллективном исполнении | Умение эмоционально передать характер музыкального произведения | Умение эмоционально исполнять произведения | Умение ярко, артистично выступить перед зрителями | Умение мобилизовать силы и энергию для достижения цели | Итоговый | 2 | ||
3 блок: «Вокальная речь». 8 час. | ||||||||||
Артикуляционная гимнастика | Беседа о строении артикуляционного аппарата, особенностях и возможностях певческого голоса; | понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко» | Умение сохранять познавательные мотивы – интерес к новому | Умение использовать при исполнении произведений полученные знания | Умение реализовать поставленную задачу в сотрудничестве с другими детьми | Уметь проявить волевые усилия в преодолении трудностей | Текущий | 2 | ||
Песни о папе | Разучивание песен | Исполнять песни о папе | Умение понимать субъективность образа песни | Умение эмоционально исполнять произведения | Умение понимать роль музыкального творчества в повседневной жизни человека | Умение адекватно оценивать правильность выполнения действий | Тематический | 4 | ||
Самая хорошая | Выступление на празднике | Петь нежно, ласково | Умение эмоционально передать характер музыкальных произведений | Умение петь нежно, ласково | Умение эмоционально откликаться на красоту музыкального произведения | Умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию | Итоговый | 2 | ||
4 блок: «Повсюду музыка слышна» | ||||||||||
Выразительные средства исполнения | Беседа о выразительных средствах исполнения | Знать средства музыкальной выразительности | Умение рассказать о своем настроении | Умение применять основные средства выразительности | Умение слушать учителя, собеседника, позитивно откликаться на предложения о сотрудничестве | Умение самостоятельно решать проблемы творческого характера | Текущий | 2 | ||
Песни о весне | Разучивание песни | Исполнять песни о весне | Умение передать в песне радость весеннего настроения | Умение петь весело, радостно | Умение инициировать создание коллективной творческой работы | Умение прогнозировать результат творческой деятельности | Текущий | 4 | ||
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | Выработка чистого унисона | Уметь чисто петь в унисон | Умение интонационно правильно исполнять мелодию | Умение размышлять о музыкальном произведении, как способе выражения чувств и мыслей | Умение сохранить познавательные мотивы, интерес к новому | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности | Текущий | 1 | ||
Итоговое занятие | Итоговый концерт | Показать результаты | Умение эмоционально передать характер музыкальных произведений | Умение эмоционально петь музыкальные произведения | Умение показать результат работы перед зрителями | Умение мобилизовать силы и энергию для достижения цели | Итоговый | 2 |
Содержание программы
Основная задача внеурочной деятельности «Домисолька» – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии.
На внеурочной деятельности «Домисолька», каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела, Это способствует формированию личности, помогает поверить в собственные силы. При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями учащихся, сколько их возрастом. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, умение почувствовать и выделить кульминационные моменты произведения. Используются приемы, как сочетание запевов солистами, динамического развития, варьирование элементов аранжировки. Исполнительская деятельность–мощное средство патриотического, идейного, нравственного воспитания учащихся.
Результаты реализации программы
К концу обучения у детей должны быть сформированы:
- Навыки звонкого, напевного пения;
- Понятие о «мягком, нежном, легком» исполнении;
- Знание об особенностях и возможностях певческого голоса;
- Навыки чистого интонирования мелодии;
- Самостоятельно воспроизводить осваиваемый материал;
- Владеть унисонным пением,
- Опыт эмоционального переживания изучаемого материала
- Опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- Мотивация к самореализации в социальном творчестве;
- Формирование потребности выражать себя в доступных видах творчества;
Методическое обеспечение программы
- Дидактический материал: плакат «Правильное положение корпуса и головы в положении сидя и стоя», «Строение голосового аппарата».
- Портреты композиторов,
- Произведения изобразительного искусства;
- СД диски с детскими песнями (плюс и минус);
- Интернет ресурсы.
Техническое обеспечение
- Музыкальный инструмент фортепиано;
- Музыкальный центр;
- Ноутбук;
- Жидко-кристаллический телевизор.
Основные методы и формы работы с обучающимися
1. Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.Творческий подход: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и участника вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого.
4.Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Формы работы
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети разучивают песни.
Занятие-постановка, где отрабатываются выученные песни, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
- постановка дыхания;
- работа над расширением певческого диапазона;
- развитие музыкального слуха и ритма.
ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ ,
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, 2010.
- Конвенция о правах ребенка.
- Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ, 2008 г.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор-М., Просвещение,2011г
- Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. М., Музыка, 2010 г.
- Миловский С.А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 2007 г.
- Сергеев А. Воспитание детского голоса. Пособие для учителей. Изд. Акад. пед. наук, 2010 г.
- Сафонова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. Сб. ст. Работа с детским хором. М., «Музыка», 2007 г.
- Соболев А.С. Речевые упражнения на уроках пения. Пособие для учителей пения. М-Л., «Просвещение». 2008г.
- Журнал «Музыкальный руководитель» №1,2,3,4,5,6,7 2012год издат., №1,2,3,4,5,6 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...
Рабочие программы и программы по Внеурочной деятельности.
Мои программы по работе с учиниками....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...