Доклад на тему "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ "
статья на тему

Доклад на тему "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvintseva_.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Литвинцева Е.А. – преподаватель спецдисциплин ОГБОУ СПО «ЧГТК им. М. И. Щадова»

Среднее специальное образование является одним из важных  звеньев непрерывного образования и профессиональной подготовки для отраслей промышленного производства, строительства, транспорта, сельского хозяйства, сферы обслуживания и др. Изменение технического уровня экономики и ее структурная перестройка, развитие рыночных механизмов, переход от технической модернизации к технологической, развитие высокотехнологического производства, основанного на автоматизации и информатизации, требуют максимальной интеграции образования и производства.

Специалисты среднего звена – это работники интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действия. Поэтому одним из ведущих направлений обновления содержания и структуры среднего специального образования становится исследовательская деятельность, которая рассматривается как стиль жизни современного человека, неотъемлемая характеристика его личности, входящая в структуру представлений о профессионализме. Исследовательская деятельность студентов средних специальных учебных заведений организуется с целью обеспечения более глубокого и осознанного усвоения ими учебного материала, формирования исследовательских умений.  

Под исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, направленную на получение новых знаний, развитие умений и навыков, способствующую дальнейшему формированию профессиональных качеств студентов с целью определения себя в обществе, окружающем мире.

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но мы считаем, что собственно исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Мы всегда помним о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ученику гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Склонность к исследованиям свойственна всем без исключения, но особенно характерна она для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одаренности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Опираясь на научные труды Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, ДЖ. Бруннера и др. педагогов-классиков, можно сделать вывод, что организацию исследовательской деятельности необходимо начинать на  более раннем этапе обучения, а именно, на начальной стадии формирования основных исследовательских качеств (умение работать с книгой, оформлять реферат, вычленять главное из большого потока информации, составлять план выступления, формулировать гипотезы и т.п.).

Учитывая  вышеизложенный материал можно сказать, что учреждение образования, а учреждение среднего профессионального образования частности, призвано не только решать задачи профессиональной подготовки будущего специалиста, но и учить студентов планировать свои действия с позиций исследовательского подхода, формируя личность будущего специалиста – исследователя.

Как правило, при определении тематики исследовательской работы, студент руководствуется своим пусть незначительным, но жизненным опытом. Еще учась в школе ребенок заинтересоваться каким то предметом, разделом или темой дисциплины, внимательно слушает педагога на уроке, пытливо изучает конспект, разбирает сложную задачу, с «замиранием сердца» проводит опыты. Но в результате всей этой его деятельностион начинает углубляться в материал. И с этим интересом ученик приходит в стены СПО, НПО, ВПО. Важно вовремя заметить таланты ребенка, развить их, связать с его профессиональными компетенциями.  На  своей практике я убедилась, что лучше всего это делается через исследовательскую деятельность. Ребенок в определенной области сам интуитивно находит связи с тем, что тревожит его сознание в положительном смысле слова. Все свои достижения он желает продемонстрировать в новой работе, на новом, более высоком уровне. И каков восторг ребенка, когда у него это получается.  

Как преподаватель специальных дисциплин хотела бы отметь, что зачастую, одаренным ребенком я бы назвать не отличника, пришедшего со школы и не студента, успешно сдавшего 1-2 сессии, а студента «середняка», идущего в «хвосте», не успевающего студента. Этот ребенок работает без интереса, не старается, потому что никто не нашел путь к его интересам. Все мысли его заняты своими интересами, он ищет им применение, хочет их развития. А вот на спец.дисциплинах эти дети как правило превосходят своих однокурсниках и по знаниям и по достижениям.

В своей практике я встречаюсь с одаренностью, где в процессе обучения происходит поиск «ключика» к способностям ребёнка и методам их развития. Поиск тех самых ключиков осуществить не сложно при проведении лабораторно – практических работ, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. Сложность заключается в том, чтобы интегрировать дар ребенка на его профессиональные умения, доказать ему в ходе работы на уроке и вне урока, как это процесс протекает, и что он сможет получить от этого в будущем.  Так же на основе своего педагогического опыта хочу сказать: из 10 одаренных детей 9 сохраняют свои способности при выходе из стен колледжа, то  в стенах ВУЗа, а кто то на профессиональном поприще.

Закончить свое выступление я бы хотела словами Ян Амоса Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому   не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

        

        

Заявка участника конференции

Фамилия, имя, отчество

Литвинцева Евгения Александровна

Учебная степень

-

Место работы

ОГБОУ СПО «Черемховский горнотехнический колледж им. М.И. Щадова»

Почтовый адрес

665403, Иркутская область, г.Черемхово, ул.Ленина, 26

Должность

преподаватели

Название статьи

Одаренные дети

Телефон (рабочий, домашний, сотовый)

89642783303

E-mail

litvintzeva.evgenia@yandex.ru

Форма участия

заочная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"

Доклад  "Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе"  раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни...

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»     Выступлениена педагогическом совете МБУДОД ЦДОД «Патриотическое воспитание детей и подростков в студии гит...

Доклад "Патриотическое воспитание детей и подростков"

Данный доклад содержит информацию о работе студии "Аккорд",о воспитании детей и подростков посещающих студию и различной деятельности и напрвлений Патриотического воспитания учащихся. Россия...

Доклад"Патриотическое воспитание детей и подростков"

Основные направления Патриотического воспитания детей и подростков в студии гитарной песни детского Образцового коллектива "Аккорд". МБУДОД «Центр дополнительного образования детей»...

Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...

Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...