Раннее обучение чтению
статья на тему

Степанова Елена Ивановна

Статья содержит материал о систематизации проблем раннего обучения детей чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_obuchenie_chteniyu.docx14.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы раннего обучения детей чтению.

Проблема раннего обучения детей чтению дискутируется на протяжении многих лет. Она имеет как сторонников, так и противников. Даже тогда, когда социальные запросы общества говорят в пользу такого  обучения. Суть вопроса не в целесообразности раннего обучения чтению, а в том, как лучше это сделать.

Сущность чтения – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью, правильностью, осмысленностью.

Причинами трудностей при обучении чтению являются:

1) форсированность темпов обучения (темп подачи материала превышает возможности ребенка по его усвоению);

2) многочисленные пропуски занятий;

3) недостаточный контроль  за усвоением знаний;

4) пассивность педагогов в оказании индивидуальной помощи;

5) социально – педагогическая запущенность со стороны семьи.

Но также раннее обучение имеет свои положительные стороны:

А) развивается аналитико-синтетическая деятельность;

Б)  уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает навыками словоизменения и словообразования;

В) появляется уверенность в себе, исчезают негативное отношение к школе, опасение получить плохую оценку;

Г) совершенствуются коммуникативные связи.

При выборе методики обучения чтению детей, имеющих речевые нарушения, трудности в общении, эмоционально незрелых, внушаемых и недостаточно способных к осознанию своих проблем, прежде чем отдать предпочтение тому или иному методу, необходимо уточнить, какой тип восприятия доминирует у ребенка (аналитический или синтетический), и строить свою работу с учетом этой  особенности. Одни дети быстрее усваивают материал поэтапно с последующим синтезом, другие овладевают новым материалом глобально или полуглобально (слово, слог) и только потом выделяют элементы: делят речевой поток на фразы, предложения – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки. Итогом работы является звуко – буквенный анализ.

Таким образом, при обучении грамоте детей ведущим является аналитико – синтетический метод. Помимо уточнения доминирующего типа восприятия необходимо выяснить, какой из анализаторов у ребенка функционально сильнее: слуховой, зрительный или тактильный. Учет компенсаторных возможностей помогает педагогу выстроить личностно – ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности и грамотно спланировать и осуществить работу в целом. Индивидуализируются не только методы, но и темп обучения. Несоответствие темпа подачи материала индивидуальному темпу усвоения приводит к неполноценному овладеванию навыками, тормозит процесс обучения, снижает у детей уверенность в своих силах, вызывает педагогическую запущенность.

Сформировать стабильный графический  образ буквы помогает выкладывание буквы из палочек, ее преобразовывание наиболее целесообразным способом. Для развития зрительно – пространственной ориентировки целесообразно проводить сравнение сходных по написанию букв, выделять общие элементы, учить видеть разницу в их расположении, что позволит избежать смешения букв, снизит количество оптических ошибок. Эффективны приемы обведения контура  буквы пальцем, приемы дермолексии (рисование буквы на ладони), тактильное опознание букв ( игры типа «Чудесный мешочек»).

Пока дети находятся на слогово – аналитическом этапе чтения, когда восприятие и осмысление прочитанного еще разобщены, можно использовать различные игры, которые убеждают ребенка в том, что он уже читает, понимает смысл короткого задания. При этом эффективны такие игры, как «Следопыт», «Разведчики». Ребенок получает карточку , на которой написано слово или фраза, в зависимости от его читательских навыков («На шкафу», «Лежит под столом» и т. д.). Малыш читает, выполняет инструкцию и находит сюрприз. По мере овладения качеством чтения текст усложняется: появляется двухступенчатая инструкция. Правильно прочитав ее, ребенок достигает намеченной цели и получает от этого огромное удовольствие.

Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раннее обучение иностранному языку

Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников...

Доклад" Раннее обучение иностранному языку: состояние и перспективы"

В доклоде раскрываются перспективы преподавания иностранного языка со 2-ого класса....

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Обучение детей раннего возраста чтению.

Методическая разработка предназначена для обучения чтению детей 2-4 лет. Данный вариант обучения чтению требует больших финансовых вложений, прохождения длительного обучения. Разработка может быт...

Плюсы и минусы раннего обучения чтению.

Когда надо начмнать обучение чтению?Как правильно научить ребенка читать? Читаем весело и охотно!...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...