кружок "Умей-ка"
рабочая программа на тему
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_umey-ka.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
Принято на заседании МО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель МО Заместитель директора по ВР: Директор школы-интерната:
_________ Хаятдинова Г.М. Т.Н. Хусаинова Г.Ф. Шишкина
«___» ___________ 2013 г. «___» ___________ 2013 г. «___» ___________ 2013 г.
Рабочая программа
кружка «Умей-ка»
Класс: 1-2 _
Воспитатели: Хаятдинова Г.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа кружковой работы «Умей-ка» составлена на основе образовательной программы «Мастерим игрушки сами», автор-составитель Н. В. Кочеткова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
На занятиях кружка «Умей-ка» в занимательной форме используются доступные воспитанникам виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у воспитанников формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Работа в кружке «Умей-ка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях кружка является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, но внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, яичной скорлупой. Работу кружка старалась организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель программы: создание условий для творческой самореализации воспитанника, развитие способностей, творческого потенциала каждого воспитанника, создание комфортной среды общения,.
Задачи программы
Коррекционно-обучающие:
- расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Коррекционно-развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию учащихся;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- развитие активности и самостоятельности;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Основные методы и формы работы
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий воспитатель направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе
учащиеся разовьют:
- внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию;
учащиеся овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
учащиеся узнают:
- технику безопасности при работе с инструментами;
- технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий;
- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;
- сведения о сувенирных изделиях.
учащиеся будут уметь:
- эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;
- ориентироваться на качество изделий;
Учебно – тематический план
кружка «Умей-ка»
№ | Тема | Количество часов |
Работа с бумагой и картоном | 8 | |
Работа с фольгой, фантиками | 8 | |
Работа с природным материалом | 10 | |
Работа со скорлупами | 8 | |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Цель занятия | |
факт. | заплан. | ||||
I четверть (9 часов) Работа с бумагой и картоном | |||||
Введение. Организация работы. Правила и приёмы работы. | 1 | 05.09 |
| ||
Изготовление поделок для сыпучих и мелких материалов. | 2 | 12.09 19.09 | |||
Изготовление различных игрушек. | 2 | 26.09 03.10 | |||
Аппликация из геометрических фигур. | 1 | 10.10 | |||
Аппликация из силуэтов. | 2 | 17.10 24.10 | |||
II четверть (8 часов) Работа с фольгой, фантиками | |||||
Мимоза | 2 | 07.11 14.11 |
| ||
Удивительное дерево | 2 | 21.11 28.11 | |||
Волшебная бабочка | 2 | 05.12 12.12 | |||
Изготовление игрушек к Новому году | 2 | 19.12 26.12 | |||
III четверть (10 часов) Работа с природным материалом | |||||
Что умеет аппликация? | 1 | 16.01 |
| ||
Аппликация из листьев. | 3 | 23.01 30.01 06.02 | |||
Аппликация «Петушок золотой гребешок» | 3 | 13.02 20.02 27.02 | |||
Веселыё фигурки | 3 | 06.03 13.03 20.03 | |||
IV четверть (8 часов) Работа со скорлупками | |||||
Божья коровка | 2 | 03.04 10.04 |
| ||
Клоун | 2 | 17.04 21.04 | |||
Утенок | 2 | 08.05 15.05 | |||
Золотая рыбка | 2 | 22.05 29.05 |
Список литературы
- Н. В. Кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.
- Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. 4-е изд. – Издательство «Ассоциация XXI век» - 2002
- Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2011
- Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
- Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
- М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001