кружок "Умей-ка"
рабочая программа на тему

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_umey-ka.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида

           

Принято на заседании МО                                СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МО                                         Заместитель директора по ВР:                        Директор школы-интерната:

_________ Хаятдинова Г.М.                                          Т.Н. Хусаинова                                                  Г.Ф. Шишкина

«___» ___________ 2013 г.                        «___» ___________ 2013 г.                                «___» ___________ 2013 г.

Рабочая программа

кружка «Умей-ка»

Класс:         1-2 _                

Воспитатели:   Хаятдинова Г.М.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружковой работы «Умей-ка» составлена на основе образовательной программы «Мастерим игрушки сами», автор-составитель Н. В. Кочеткова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 141 с.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

На занятиях кружка «Умей-ка» в занимательной форме используются доступные воспитанникам виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у воспитанников формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.

Работа в кружке «Умей-ка» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях кружка является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, но внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом, фольгой и фантиками, яичной скорлупой. Работу кружка старалась организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Цель программы: создание условий для творческой самореализации воспитанника, развитие способностей, творческого потенциала каждого воспитанника, создание комфортной среды общения,.

Задачи программы

Коррекционно-обучающие:

  • расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами;
  • обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию учащихся;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
  • обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности;
  • развитие активности и самостоятельности;
  • воспитание культуры общения, умения работать в коллективе.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Основные методы и формы работы

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

          В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий воспитатель направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что воспитанники получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с воспитанниками в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе

учащиеся разовьют:

- внимание, память, мышление, пространственное воображение;

- мелкую моторику рук и глазомер;

- художественный вкус, творческие способности и фантазию;

учащиеся овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

учащиеся узнают:

 - технику безопасности при работе с инструментами;

- технику изготовления различных игрушек и сувенирных изделий; 

- различные приемы работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, тканью и нитками, скорлупками;

- сведения о сувенирных изделиях.

учащиеся будут уметь:

- эстетически оформлять игрушку или сувенирное изделие;

- ориентироваться на качество изделий;

        

Учебно – тематический план

кружка «Умей-ка»

Тема

Количество часов

Работа с бумагой и картоном

8

Работа с фольгой, фантиками

8

Работа с природным материалом

10

Работа со скорлупами

8

Всего

34

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Цель занятия

факт.

заплан.

I четверть (9 часов)

Работа с бумагой и картоном

Введение. Организация работы.  Правила и приёмы работы.

1

05.09

  • Научить детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
  • Закрепить умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку.

Изготовление поделок для сыпучих и мелких материалов.

2

12.09

19.09

Изготовление различных игрушек.

2

26.09

03.10

Аппликация из геометрических фигур.

1

10.10

Аппликация из силуэтов.

2

17.10

24.10

II четверть (8 часов)

Работа с фольгой, фантиками

Мимоза

2

07.11

14.11

  • Закрепить у детей умение выполнять работу из фантиков, фольги.
  • Формировать умение делать объемные игрушки из фантиков.
  • Закреплять свойства материалов.
  • Использовать в работе полученные ранее знания.

Удивительное дерево

2

21.11

28.11

Волшебная бабочка

2

05.12

12.12

Изготовление игрушек к Новому году

2

19.12

26.12

III четверть (10 часов)

Работа с природным материалом

Что умеет аппликация?

1

16.01

  • Научить детей делать поделки из разных природных материалов.
  • Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
  • Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество.
  • Способствовать коллективной деятельности, речевому и игровому общению детей.

Аппликация из листьев.

3

23.01

30.01

06.02

Аппликация «Петушок золотой гребешок»

3

13.02

20.02

27.02

Веселыё фигурки

3

06.03

13.03

20.03

IV четверть (8 часов)

Работа со скорлупками

Божья коровка

2

03.04

10.04

  • Научить детей работать с хрупким материалом – скорлупой яиц.
  • Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.

Клоун

2

17.04

21.04

Утенок

2

08.05

15.05

Золотая рыбка

2

22.05

29.05

 

Список литературы

  1. Н. В. Кочеткова Мастерим игрушки сами»: образовательная программа и конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Конышева Н.М. Чудесная мастерская: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы. 4-е изд. – Издательство «Ассоциация XXI век» - 2002
  3. Мешакина Л.В. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2011
  4. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел.М., 2005
  5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
  6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001