Коми музыкально-подвижные игры с дошкольниками
методическая разработка на тему
Описание коми музыкально-подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение №50
Коми-музыкальные игры для детей 5-7 лет.
Игра «Кодi сьероктас»
Цель:Учить детей, с помощью считалки на коми языке, выбирать водящего. Развивать у детей певческие навыки, выразительность мимики.
Ход игры:
Дети, 10-15 человек, стоят в кругу. Выбирается водящий, он встает в центр круга.
Дети берутся за руки, начинают двигаться по кругу и петь:
-Ас ки карнан, ки карнан
Кодi водзжык пинь восьтас-
Дас тувик, да шпечик…(дети зажимают губы)
Водящий начинает смешить детей, искать широкую улыбку, кто рассмеётся, покажет зубки, водящий говорит: «то, то» и передаёт ему роль ведущего. Игра повторяется.
Игра «Пышкай»
Цель: Развивать у детей тембровый слух,певческие навыки, умение передавать образ воробья через муз.-ритмические движения.
Ход игры:
Дети с помощью считалки выбирают водящего «Воробья», ему надевают маску и крылья.
Все остальные дети образуют круг, внутри круга «Воробей» начинает летать и махать крыльями. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:
-Миян гажа сад йоро
Локтiс пышкай да сьыло.
Пышкай, пышкай эн вуграв
Кодi нявостас тодмав.
Педагог одному из играющих дает игрушку Кошечку и он пропевает: «Мяу!». Водящий «Воробей» должен по тембру голоса назвать имя того, кто его пугает. Выбирается новый водящий и игра повтояется по желанию.
Игра «Ош»
Цель:Учить детей передавать контрастные эмоциональные состояния (спокойный-сердитый) через мимику, движения и звукоподражание.
Ход игры:
Выбирается водящий «Медведь», ему надевают маску и ведут в «берлогу». Водящий присаживается и изображает «спящего Медведя». Дети, изображая сбор ягод в лесу,
подходят к «берлоге» и говорят:
-Ошко бабо, ошко бабо,
Пув то октам,
Чод то човтам.
Бур вотас босьтам,
Лёк вотас човтам!
Дети, как будто, бросают в медведя плохие ягоды, водящий изображает «сердитого Медведя», он рычит, после чего дети убегают в условное место. «Медведь» пытается поймать кого-то из детей. Тот, кому не удалось увернуться, становится ведущим и игра продолжается.
Игра «Тупось нянь»
Цель: Учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.
Ход игры:
Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:
-Кыдзи Таня ним лун выло,
Ми пожалiм тупось нянь-
Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:
-Эта судта…
Дети приседают на корточки, держась за руки:
-Эта ляпта…
Дети сужают круг:
-Эта одтом…
Дети раскрывают круг:
-Эта пасьта…
Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:
-Тупось нянь, тупось нянь,
Кодi мусса, сiйос босьт!
Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.
Игра «Коч йокто»
Цель: Учить детей инсценировать небольшие песенки на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевальное творчество.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. С помощью считалки, выбирается ведущий на роль Зайца. Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:
-Коч йокто, йокто
Мича табъя кокнас, (выставляют ноги на каблук)
Вый тупыль юрнас, (качают головой)
Шабдi кудель божнас. (виляют хвостиком)
Кочилей, йоктышты (дети хлопают в ладоши)
Донаой, йоктышты, («Заяц» прыгает и выбирает пару)
Гогор бокнад бергодчы,
Кодмык косъян, йоктышты. (исполняют пляску)
Игра «Капуста»
Цель: Учить детей выполнять коми-танцевальную фигуру. Понимать и произносить слова, сопровождающие игру.
Ход игры:
Дети встают друг за другом, берутся за руки. Все дети поворачиваются за ведущим и под музыку начинают двигаться за ним. Ведущий всех играющих заводит в «клубок»:
-Капуста гартчис да гартчис,
Гартчис да гартчис.
Быдмы, быдмы ыджыда, (руками изображают
Со кутшома быдмис! величину капусты)
Капуста разьсис да разьсис, ( Разворачиваются и
Разьсис да и бырiс! начинают двигаться
в другую сторону, в
конце разводят руки
встороны.)
Игра может повториться с новым ведущим и замыкающим.
Игра «Паравоз»
Цель: Учить детей ритмично выполнять под музыку топающий шаг, чувствовать начало и окончание музыки. Учить детей правильно произносить «волшебные слова».
Ход игры:
Дети встают друг за другом по одному, изображая «вагончики». Руки держат в кулачках.
-Паравозыд менам ён,
Сiйо кыско дас вагон.
Чах-чах!
Чу-чу-чу!
Ыло-выло мено ну!
Дети под музыку начинают двигаться топающим шагом, продолжая руками изображать «колёса». В конце музыки дети останавливаются и голосом подают гудок поезда: «Ту-ту». Игра повторяется в другом направлении.
Игра «Чибо»
Цель: Учить детей легко и свободно выполнять под музыку прямой галоп, чувствовать начало и окончание музыки. Понимать и правильно произносить сопровождающие слова.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Произносят слова:
-Чибо, чибо, ну вай, ну!
Сувт кор висьтала ме:
Тпру-у-у!
Затем дети под музыку начинают двигаться прямым галопом вперёд. По окончании музыки, дети «останавливают лошадку» и говорят: «Тпру-у-у!»
Игра «Самолет»
Цель:Учить детей двигаться легко под музыку на носках врассыпную, изображая самолеты, в конце музыки находить свои места.
Ход игры:
Дети свободно становятся по залу. Произносят слова:
Заводитам ми мотор,
Сомын кыло тор да тор. (вращают руками кулачки)
Со и ворзис самолёт (руки разводят встороны,
Выло лептiс ассьыс борд. покачиваются)
Прослушав вступление музыки, дети начинают двигаться врассыпную (по кругу),не сталкиваясь друг с другом. В конце музыки, дети находят свои места и встают на одно колено, изображая красиво стоящий самолёт (спина прямая, руки на одном уровне, голова приподнята. Отмечаются качество выполнения движения и правильная постановка рук, спины и головы детей.
Педагог помогает исправить ошибки. Игра повторяется по желанию детей до 3-4 раз.
Игра «Медся ыджыд»
Цель: Учить детей исполнять небольшую пляску из 2-3 танцевальных движений по одному. Развивать танцевально-игровое творчество.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирается водящий. Он встаёт на невысокий, устойчивый стул. Дети говорят:
-Сувтис (имя водящего) улос выло.
Водящий продолжает:
-Онi ставыслысь ме вылын!
Сулала ме, ог и усь
Мено некод тась оз судз!
Водящий под музыку исполняет пляску- импровизацию. Девочке предлагается взять платочек. В конце пляски водящий кланяется. Игра может повториться, передав платочек новому ведущему или считалки.
Игра «Мач»
Цель: Учить детей передавать мяч из рук вруки по кругу,
Дети стоят по кругу, передают мяч, проговаривая следующие слова:
-Менам визув гогрос мач,
Кытчы котортан те скач?
Вотча, вотча да ог су,
Кытчод ачыд те он сувт.
Тот ребёнок, у которого остановится мяч, выходит в круг и выполняет танцевальное упражнение с мячом. Оценивается качество и красота исполнения. Усложнение: придумать новое, необычное упражнение.
Во время разучивания игры, предложить детям русский вариант:
-Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Действия и движения те же самые что и на коми языке.
Игра «Сюзь»
Цель: Учить детей передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Коми республики. Развивать пластику движений, музыкальный слух, внимание.
Ход игры:
Дети стоят свободно по залу. Ведущий в маске Совы изображает сон. Дети, «играя на дудочке», говорят:
-Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Ворын быдмо пожом пу,
Сё ароса дзормом пу.
Сюзь сен горзо: «Бу-бу-бу»!
Дети дразнят Сову. Сова просыпается и под музыку пытается поймать тех детей, которые двигаются. Если дети замерли и не двигаются сова их «не видит». Игра продолжается с новым ведущим- Совой.
Отмечаются внимательные , хорошо проговаривающие слова, красиво «играющие на дудочке», соблюдающие правила игры дети.
Игра «Повар»
Цель: Учить детей выполнять игровые действия под музыку. Развивать музыкально- ритмические движения, менять их в соответствии с двухчастной формой музыки.
Ход игры: Дети стоят по кругу и передают поварешку со словами:
-Отчыд Нина мунiс каро,
Велодчыны сен поваро.
Сылы сетiсны лёк дар,
Сiйо лои сэк повар.
Тот, у кого осталась поварёшка, выходит в круг. На I часть музыки- «мешает поварешкой», дети бегут по кругу подскоками. На II часть музыки дети останавливаются и делают руками «тарелку», а ведуший «разкладывает похлёбку». Игра снова повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-225268-1412797827.jpg)
Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).
Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....
Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/29/picture-393304-1390970214.jpg)
Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»
Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843024-1478336409.jpg)
Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)
Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-990564-1514983437.jpg)
Подборка музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников
Описание музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников, которые можно применять на зянятиях ритмопластикой с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-281301-1378712804.jpg)
"Музыкальные подвижные игры "
Музыкальные подвижные народные игры для детей дошкольного возраста будут полезны для музыкальных работников, воспитателей и родителей....