Коми музыкально-подвижные игры с дошкольниками
методическая разработка на тему
Описание коми музыкально-подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komi_igry.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Приложение №50
Коми-музыкальные игры для детей 5-7 лет.
Игра «Кодi сьероктас»
Цель:Учить детей, с помощью считалки на коми языке, выбирать водящего. Развивать у детей певческие навыки, выразительность мимики.
Ход игры:
Дети, 10-15 человек, стоят в кругу. Выбирается водящий, он встает в центр круга.
Дети берутся за руки, начинают двигаться по кругу и петь:
-Ас ки карнан, ки карнан
Кодi водзжык пинь восьтас-
Дас тувик, да шпечик…(дети зажимают губы)
Водящий начинает смешить детей, искать широкую улыбку, кто рассмеётся, покажет зубки, водящий говорит: «то, то» и передаёт ему роль ведущего. Игра повторяется.
Игра «Пышкай»
Цель: Развивать у детей тембровый слух,певческие навыки, умение передавать образ воробья через муз.-ритмические движения.
Ход игры:
Дети с помощью считалки выбирают водящего «Воробья», ему надевают маску и крылья.
Все остальные дети образуют круг, внутри круга «Воробей» начинает летать и махать крыльями. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:
-Миян гажа сад йоро
Локтiс пышкай да сьыло.
Пышкай, пышкай эн вуграв
Кодi нявостас тодмав.
Педагог одному из играющих дает игрушку Кошечку и он пропевает: «Мяу!». Водящий «Воробей» должен по тембру голоса назвать имя того, кто его пугает. Выбирается новый водящий и игра повтояется по желанию.
Игра «Ош»
Цель:Учить детей передавать контрастные эмоциональные состояния (спокойный-сердитый) через мимику, движения и звукоподражание.
Ход игры:
Выбирается водящий «Медведь», ему надевают маску и ведут в «берлогу». Водящий присаживается и изображает «спящего Медведя». Дети, изображая сбор ягод в лесу,
подходят к «берлоге» и говорят:
-Ошко бабо, ошко бабо,
Пув то октам,
Чод то човтам.
Бур вотас босьтам,
Лёк вотас човтам!
Дети, как будто, бросают в медведя плохие ягоды, водящий изображает «сердитого Медведя», он рычит, после чего дети убегают в условное место. «Медведь» пытается поймать кого-то из детей. Тот, кому не удалось увернуться, становится ведущим и игра продолжается.
Игра «Тупось нянь»
Цель: Учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.
Ход игры:
Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:
-Кыдзи Таня ним лун выло,
Ми пожалiм тупось нянь-
Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:
-Эта судта…
Дети приседают на корточки, держась за руки:
-Эта ляпта…
Дети сужают круг:
-Эта одтом…
Дети раскрывают круг:
-Эта пасьта…
Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:
-Тупось нянь, тупось нянь,
Кодi мусса, сiйос босьт!
Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.
Игра «Коч йокто»
Цель: Учить детей инсценировать небольшие песенки на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевальное творчество.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. С помощью считалки, выбирается ведущий на роль Зайца. Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:
-Коч йокто, йокто
Мича табъя кокнас, (выставляют ноги на каблук)
Вый тупыль юрнас, (качают головой)
Шабдi кудель божнас. (виляют хвостиком)
Кочилей, йоктышты (дети хлопают в ладоши)
Донаой, йоктышты, («Заяц» прыгает и выбирает пару)
Гогор бокнад бергодчы,
Кодмык косъян, йоктышты. (исполняют пляску)
Игра «Капуста»
Цель: Учить детей выполнять коми-танцевальную фигуру. Понимать и произносить слова, сопровождающие игру.
Ход игры:
Дети встают друг за другом, берутся за руки. Все дети поворачиваются за ведущим и под музыку начинают двигаться за ним. Ведущий всех играющих заводит в «клубок»:
-Капуста гартчис да гартчис,
Гартчис да гартчис.
Быдмы, быдмы ыджыда, (руками изображают
Со кутшома быдмис! величину капусты)
Капуста разьсис да разьсис, ( Разворачиваются и
Разьсис да и бырiс! начинают двигаться
в другую сторону, в
конце разводят руки
встороны.)
Игра может повториться с новым ведущим и замыкающим.
Игра «Паравоз»
Цель: Учить детей ритмично выполнять под музыку топающий шаг, чувствовать начало и окончание музыки. Учить детей правильно произносить «волшебные слова».
Ход игры:
Дети встают друг за другом по одному, изображая «вагончики». Руки держат в кулачках.
-Паравозыд менам ён,
Сiйо кыско дас вагон.
Чах-чах!
Чу-чу-чу!
Ыло-выло мено ну!
Дети под музыку начинают двигаться топающим шагом, продолжая руками изображать «колёса». В конце музыки дети останавливаются и голосом подают гудок поезда: «Ту-ту». Игра повторяется в другом направлении.
Игра «Чибо»
Цель: Учить детей легко и свободно выполнять под музыку прямой галоп, чувствовать начало и окончание музыки. Понимать и правильно произносить сопровождающие слова.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Произносят слова:
-Чибо, чибо, ну вай, ну!
Сувт кор висьтала ме:
Тпру-у-у!
Затем дети под музыку начинают двигаться прямым галопом вперёд. По окончании музыки, дети «останавливают лошадку» и говорят: «Тпру-у-у!»
Игра «Самолет»
Цель:Учить детей двигаться легко под музыку на носках врассыпную, изображая самолеты, в конце музыки находить свои места.
Ход игры:
Дети свободно становятся по залу. Произносят слова:
Заводитам ми мотор,
Сомын кыло тор да тор. (вращают руками кулачки)
Со и ворзис самолёт (руки разводят встороны,
Выло лептiс ассьыс борд. покачиваются)
Прослушав вступление музыки, дети начинают двигаться врассыпную (по кругу),не сталкиваясь друг с другом. В конце музыки, дети находят свои места и встают на одно колено, изображая красиво стоящий самолёт (спина прямая, руки на одном уровне, голова приподнята. Отмечаются качество выполнения движения и правильная постановка рук, спины и головы детей.
Педагог помогает исправить ошибки. Игра повторяется по желанию детей до 3-4 раз.
Игра «Медся ыджыд»
Цель: Учить детей исполнять небольшую пляску из 2-3 танцевальных движений по одному. Развивать танцевально-игровое творчество.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирается водящий. Он встаёт на невысокий, устойчивый стул. Дети говорят:
-Сувтис (имя водящего) улос выло.
Водящий продолжает:
-Онi ставыслысь ме вылын!
Сулала ме, ог и усь
Мено некод тась оз судз!
Водящий под музыку исполняет пляску- импровизацию. Девочке предлагается взять платочек. В конце пляски водящий кланяется. Игра может повториться, передав платочек новому ведущему или считалки.
Игра «Мач»
Цель: Учить детей передавать мяч из рук вруки по кругу,
Дети стоят по кругу, передают мяч, проговаривая следующие слова:
-Менам визув гогрос мач,
Кытчы котортан те скач?
Вотча, вотча да ог су,
Кытчод ачыд те он сувт.
Тот ребёнок, у которого остановится мяч, выходит в круг и выполняет танцевальное упражнение с мячом. Оценивается качество и красота исполнения. Усложнение: придумать новое, необычное упражнение.
Во время разучивания игры, предложить детям русский вариант:
-Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Действия и движения те же самые что и на коми языке.
Игра «Сюзь»
Цель: Учить детей передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Коми республики. Развивать пластику движений, музыкальный слух, внимание.
Ход игры:
Дети стоят свободно по залу. Ведущий в маске Совы изображает сон. Дети, «играя на дудочке», говорят:
-Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Ворын быдмо пожом пу,
Сё ароса дзормом пу.
Сюзь сен горзо: «Бу-бу-бу»!
Дети дразнят Сову. Сова просыпается и под музыку пытается поймать тех детей, которые двигаются. Если дети замерли и не двигаются сова их «не видит». Игра продолжается с новым ведущим- Совой.
Отмечаются внимательные , хорошо проговаривающие слова, красиво «играющие на дудочке», соблюдающие правила игры дети.
Игра «Повар»
Цель: Учить детей выполнять игровые действия под музыку. Развивать музыкально- ритмические движения, менять их в соответствии с двухчастной формой музыки.
Ход игры: Дети стоят по кругу и передают поварешку со словами:
-Отчыд Нина мунiс каро,
Велодчыны сен поваро.
Сылы сетiсны лёк дар,
Сiйо лои сэк повар.
Тот, у кого осталась поварёшка, выходит в круг. На I часть музыки- «мешает поварешкой», дети бегут по кругу подскоками. На II часть музыки дети останавливаются и делают руками «тарелку», а ведуший «разкладывает похлёбку». Игра снова повторяется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).
Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....
Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»
Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....
Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»
Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...
Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)
Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированног...
Музыкальные подвижные игры для детей
описание...
Подборка музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников
Описание музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников, которые можно применять на зянятиях ритмопластикой с детьми дошкольного возраста...
"Музыкальные подвижные игры "
Музыкальные подвижные народные игры для детей дошкольного возраста будут полезны для музыкальных работников, воспитателей и родителей....