Коми музыкально-подвижные игры с дошкольниками
методическая разработка на тему

Вахнина Людмила Николаевна

Описание коми музыкально-подвижных игр с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komi_igry.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                  Приложение  №50                              

                               

                                      Коми-музыкальные игры                                                                                                                                                                                                                                                                       для детей 5-7 лет.

                                             Игра «Кодi сьероктас»

Цель:Учить детей, с помощью считалки на коми языке, выбирать водящего. Развивать у детей певческие навыки, выразительность мимики.

Ход игры:

Дети, 10-15  человек, стоят в кругу. Выбирается водящий, он встает в центр круга.

Дети берутся за руки, начинают двигаться  по кругу и петь:

                                    -Ас ки карнан, ки карнан

                                     Кодi водзжык пинь восьтас-

                                     Дас тувик, да шпечик…(дети зажимают губы)

Водящий начинает смешить детей, искать широкую  улыбку, кто рассмеётся, покажет зубки, водящий говорит: «то, то» и передаёт ему роль ведущего. Игра повторяется.

                                                   Игра «Пышкай»

Цель: Развивать у детей тембровый слух,певческие навыки, умение передавать образ воробья через муз.-ритмические движения.

Ход игры:

Дети с помощью считалки выбирают водящего «Воробья», ему надевают маску и крылья.

Все остальные дети образуют круг, внутри круга «Воробей» начинает летать и махать крыльями. Держась за руки, дети идут по кругу и поют:

                                       -Миян гажа сад йоро

                                        Локтiс пышкай да сьыло.

                                        Пышкай, пышкай эн вуграв

                                        Кодi нявостас тодмав.

Педагог одному из играющих дает игрушку Кошечку и он пропевает: «Мяу!». Водящий «Воробей» должен по тембру голоса назвать имя того, кто его пугает. Выбирается новый водящий и игра повтояется по желанию.

                                                  Игра «Ош»

Цель:Учить детей передавать контрастные эмоциональные состояния (спокойный-сердитый) через мимику, движения и звукоподражание.

Ход игры:

Выбирается водящий «Медведь», ему надевают маску и ведут в «берлогу». Водящий присаживается и изображает «спящего Медведя». Дети, изображая сбор ягод в лесу,

подходят к «берлоге» и говорят:

                         

                                              -Ошко бабо, ошко бабо,

                                               Пув то октам,

                                               Чод то човтам.

                                               Бур вотас босьтам,

                                               Лёк вотас човтам!

Дети, как будто, бросают в медведя плохие ягоды, водящий изображает «сердитого Медведя», он рычит, после чего дети убегают в условное место. «Медведь» пытается поймать кого-то из детей. Тот, кому не удалось увернуться, становится ведущим и игра продолжается.

                         

                                                Игра «Тупось нянь»

Цель: Учить детей изображать движением общего круга размеры: высоко, низко, узко, широко и понимать их на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети, держась за руки,стоят вокруг именинника. Воспитатель, дети поздравляют его и произносят пожелания. Затем круг, под пение детей, начинает двигаться по часовой стрелке:

                                               -Кыдзи Таня ним лун выло,

                                                Ми пожалiм тупось нянь-

Дети останавливаются, держась за руки, поднимают их:

                                               -Эта судта…

Дети приседают на корточки, держась за руки:  

                                               -Эта ляпта…

Дети сужают круг:

                                                -Эта одтом…

Дети раскрывают круг:

                                               -Эта пасьта…

Дети стоят по кругу и начинают хлопать в ладоши:

                           

                                              -Тупось нянь, тупось нянь,

                                               Кодi мусса, сiйос босьт!

Именинник выбирает себе пару, с которым исполняют пляску-импровизацию из 2-3 танцевальных движений. Дети, подбадривая, хлопают в ладоши, пляска заканчивается поклоном.

                                                 Игра «Коч йокто»

Цель: Учить детей инсценировать небольшие песенки на коми языке. Развивать певческие навыки, танцевальное творчество.  

Ход игры:

Дети стоят в кругу. С помощью считалки, выбирается ведущий на роль Зайца. Дети идут по кругу и поют, сопровождая соответствующими движениями:

           -Коч йокто, йокто

            Мича табъя кокнас,                                     (выставляют ноги на каблук)

            Вый тупыль юрнас,                                     (качают головой)

            Шабдi кудель божнас.                                 (виляют хвостиком)

            Кочилей, йоктышты                                    (дети хлопают в ладоши)                                                                                        

            Донаой, йоктышты,                            («Заяц» прыгает и выбирает пару)                

            Гогор бокнад бергодчы,                                

            Кодмык косъян, йоктышты.                        (исполняют пляску)                      

                                                 Игра «Капуста»

Цель: Учить детей выполнять коми-танцевальную фигуру. Понимать и произносить слова, сопровождающие игру.

Ход игры:

Дети встают друг за другом, берутся за руки. Все дети поворачиваются за ведущим и под музыку начинают двигаться за ним. Ведущий всех играющих заводит в «клубок»:

                                -Капуста гартчис да гартчис,

                                  Гартчис да гартчис.

                                  Быдмы, быдмы ыджыда,                (руками изображают

                                 Со кутшома быдмис!                        величину капусты)                                                                                                                                                                                                                                                              

             

                                                                                                           

        Капуста разьсис да разьсис,            ( Разворачиваются и

        Разьсис да и бырiс!             начинают двигаться

             в другую сторону, в

             конце разводят руки

             встороны.)

Игра может повториться с новым ведущим и замыкающим.

                                                  Игра «Паравоз»

Цель: Учить детей ритмично выполнять под музыку топающий шаг, чувствовать начало и окончание музыки. Учить детей правильно  произносить «волшебные слова».

Ход игры:

Дети встают друг за другом по одному, изображая «вагончики». Руки держат в кулачках.

                                 -Паравозыд менам ён,

                                  Сiйо кыско дас вагон.

             Чах-чах!

             Чу-чу-чу!

             Ыло-выло мено ну!

Дети под музыку начинают двигаться топающим шагом, продолжая руками изображать «колёса». В конце музыки дети останавливаются и голосом подают гудок поезда: «Ту-ту». Игра повторяется в другом направлении.

                                                  Игра «Чибо»

Цель: Учить детей легко и свободно выполнять под музыку прямой галоп, чувствовать начало и окончание музыки. Понимать и  правильно произносить сопровождающие слова.

 

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Произносят слова:

                                   -Чибо, чибо, ну вай, ну!

                                     Сувт кор висьтала ме:

                                     Тпру-у-у!

Затем дети под музыку начинают двигаться прямым галопом вперёд. По окончании музыки, дети «останавливают лошадку» и говорят: «Тпру-у-у!»

 

                                                  Игра «Самолет»

Цель:Учить детей двигаться легко под музыку на носках  врассыпную, изображая самолеты, в конце музыки находить свои места.

                                                                                                                                                                                                             Ход игры:

Дети свободно становятся по залу. Произносят слова:

                                    Заводитам ми мотор,

                                    Сомын кыло тор да тор.     (вращают руками кулачки)

                                     Со и ворзис самолёт          (руки разводят встороны,

                                    Выло лептiс ассьыс борд.    покачиваются)

Прослушав вступление музыки, дети начинают двигаться врассыпную (по кругу),не сталкиваясь друг с другом. В конце музыки, дети находят свои места и встают на одно колено, изображая красиво стоящий самолёт (спина прямая, руки на одном уровне, голова приподнята. Отмечаются качество выполнения движения и правильная постановка рук, спины и головы детей.

 Педагог помогает исправить ошибки. Игра повторяется по желанию детей до 3-4 раз.

        

                                     Игра «Медся ыджыд»

Цель: Учить детей исполнять небольшую пляску из 2-3 танцевальных движений по одному. Развивать танцевально-игровое творчество.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. С помощью считалки выбирается  водящий. Он встаёт на невысокий, устойчивый стул. Дети говорят:

                                       -Сувтис (имя водящего) улос выло.

Водящий продолжает:

                                      -Онi ставыслысь ме вылын!

                                       Сулала ме, ог и усь

                                       Мено некод тась оз судз!

Водящий под музыку исполняет пляску- импровизацию. Девочке предлагается взять платочек. В конце пляски водящий кланяется. Игра может повториться, передав платочек новому ведущему или считалки.

                                                       Игра «Мач»

Цель: Учить детей передавать мяч из рук вруки по кругу,

Дети стоят по кругу, передают мяч, проговаривая следующие слова:

                                      -Менам визув гогрос мач,

                                       Кытчы котортан те скач?

                                       Вотча, вотча да ог су,

                                        Кытчод ачыд те он сувт.

Тот ребёнок, у которого остановится мяч, выходит в круг и выполняет танцевальное упражнение с мячом. Оценивается качество и красота исполнения. Усложнение: придумать новое, необычное упражнение.  

Во время разучивания игры, предложить детям русский вариант:

           

                                      -Мой весёлый, звонкий мяч,

                                       Ты куда помчался вскач?

                                       Красный, жёлтый, голубой,

                                       Не угнаться за тобой.

 Действия и движения те же самые что и на коми языке.

 

                                                Игра «Сюзь»

Цель: Учить детей передавать повадки и образ жизни совы, живущей в лесах Коми республики. Развивать пластику движений, музыкальный слух, внимание.

Ход игры:

Дети стоят свободно по залу. Ведущий в маске Совы изображает сон. Дети, «играя на дудочке», говорят:

                                             -Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

                                              Ворын быдмо пожом пу,

                                              Сё ароса дзормом пу.

                                              Сюзь сен горзо: «Бу-бу-бу»!

Дети дразнят Сову. Сова просыпается и под музыку пытается поймать тех детей, которые двигаются. Если дети замерли и не двигаются  сова их «не видит». Игра продолжается с новым ведущим- Совой.

Отмечаются внимательные , хорошо проговаривающие слова, красиво «играющие на дудочке», соблюдающие правила игры дети.

                        Игра «Повар»

Цель: Учить детей выполнять игровые действия под музыку. Развивать музыкально- ритмические движения, менять их в соответствии с двухчастной формой музыки.

Ход игры: Дети стоят по кругу и передают поварешку со словами:

                               

                                                 -Отчыд Нина мунiс каро,

                                                  Велодчыны сен поваро.

                                                 Сылы сетiсны лёк дар,

                                                 Сiйо лои сэк повар.

Тот, у кого осталась поварёшка, выходит в круг. На I часть музыки- «мешает поварешкой», дети бегут по кругу подскоками. На II часть музыки дети останавливаются и делают руками «тарелку», а ведуший «разкладывает похлёбку». Игра снова повторяется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем).

Конспект занятия по физической культуре "Коми народные национальные игры (ворсом) и состязания (ордиысьем). Возраст обучающихся 9-10 лет....

Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»

Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка внеклассного занятия для учителей физической культуры и воспитателей «Коми – пермяцкие подвижные игры»

Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенн...

Картотека экологоориентированных игр (дидактических, музыкальных, подвижных и т.д.)

Обязательно в содержание зкологического праздника включаются игры экологической направленности, их цель состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, совершенствовать навыки экологоориентированног...

Подборка музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников

Описание музыкальных, подвижных, развивающих игр для дошкольников, которые можно применять на зянятиях ритмопластикой с детьми дошкольного возраста...

"Музыкальные подвижные игры "

Музыкальные подвижные народные игры  для детей дошкольного возраста будут полезны для  музыкальных работников, воспитателей и родителей....