Дифференциальная диагностика речевых нарушений
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ
ЗАКЛЮЧЕНИЙ (ОНР – ФФН)
учитель-логопед МАДОУ № 79
Карягина Г.Н.
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом системы логопедической работы.
Логопед должен максимально подробно и объективно составить картину развития речи ребёнка и определить факторы, оказывающие положительное и отрицательное влияние на эту картину.
Процедура обследования завершается постановкой логопедического диагноза по психолого-педагогической классификации. В нашем городе Кемерово это могут быть: ФНР, сложная дислалия; ФФН, стёртая дизартрия; ОНР-1уровня (по типу ЗРР); ОНР-1уровня, моторная алалия? ОНР-2уровня, стёртая дизартрия; ОНР-3уровня, стёртая дизартрия.
Индивидуальная стратегия и тактика логопедической работы выстраивается в соответствии с логопедическим диагнозом и психологическим статусом ребёнка.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие с семьёй – это не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная связь.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.
В начале учебного года логопед знакомит каждого родителя с результатами обследования детей. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество, установятся ли партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Поэтому беседу с родителями можно строить в конструктивном направлении. Т.к. без наглядных примеров родители часто не понимают мудрёные логопедические слова, поэтому можно показать те натуральные предметы, игрушки, картинки, пособия, с помощью которых проводилось обследование. Информировать, как отвечал их ребёнок, как он выполнил то или иное задание. Родители имеют право знать всё о своём ребёнке, знать всю информацию, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Но делать это надо деликатно, доброжелательно, щадя родительские чувства. Ни в коем случае нельзя строить беседу только на выделении недостатков ребёнка. Необходимо подчеркивать достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Можно попросить родителей записать те неотложные действия и мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время. (получается индивидуальный план работы для конкретного ребёнка на учебный год)
А если это промежуточное обследование, обследование в конце учебного года, то в этом случае можно чётко проследить динамику, сравнивая с предыдущим обследованием.
Таким образом, создаётся атмосфера общности интересов, повышается психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка, повышается уверенность в их собственных педагогических возможностях, а в результате – существенно улучшается результативность коррекционной работы. И, что очень важно, возрастает активность родителей во взаимодействии с педагогами. Теперь уже родители сами задают такие вопросы: «А вы уже закончили обследование моего ребёнка? А когда можно будет ознакомиться?»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Во время индивидуальных бесед с родителями я объясняю, что любое речевое заключение состоит из педагогического (ФФН, ФНР, НПОЗ, ОНР-1ур (для 3-х-летних детей), ОНР-2ур (для 4-х-летних детей), ОНР-3ур (для 5-ти-летних детей)) и медицинского (дислалия, дизартрия, ринолалия, алалия).
Итак, для 5-6 летних детей педагогические речевые заключения могут быть такими: ФФН, ФНР, НПОЗ, ОНР-3уровня.
На предварительном этапе обследования можно побывать в группе (из которой вы планируете набирать детей) на занятиях (особенно важны такие занятия, как «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура»), на утренниках, понаблюдать за детьми в свободной деятельности. Можно составить список детей, которых вы собираетесь обследовать.
Этап актуального обследования можно начать с предварительной оценки речи. Чтобы установить контакт с ребёнком, можно начать с беседы:
- Меня зовут Галина Николаевна, а как тебя зовут?
- С кем ты живёшь дома? /мамой, папой/
- Есть ли у тебя дома животные?
- На каком виде транспорта ты любишь ездить? /а масыне, атобусе/
- Чем ты любишь рисовать? /солнышко/
- Чем ты кушаешь суп? /красный, сухариками/
И уже из этой простейшей беседы можно заметить, что ребёнок не использует предлоги, укорачивает предлог НА (а мы знаем, что предлог НА в норме не укорачивается), не в полном объёме воспринимает обращённую речь (ребёнок услышал «кушаешь суп», «любишь рисовать» а слово «чем» не воспринял, не услышал).
Можно попросить ребёнка повторить предложение. Важно, чтобы предложение было довольно длинным, чтобы были предлоги и встречались незнакомые слова. Примеры таких предложений:
- Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
- Испугался петушок, упал с крыши на шесток.
- По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
- Испугали друг друга олень и лось, бегут врозь олень и лось.
В процессе повторения предложений видно, легко ли ребёнку даётся это задание. Бывает, что ребёнок просто не может повторить, допускает пропуски или перестановку слов, путает или недоговаривает окончания, пропускает предлоги.
Из этих простейших примеров (на понимание речи) уже можно предположить, что вряд ли у этого ребёнка ФФН. С большой долей вероятности это будет ОНР.
Конечно же, встречаются дети, которые очень легко справляются с подобными заданиями. А если у ребёнка и со звукопроизношением не окажется проблем, то такой ребёнок в речевом плане здоров.
Обследование слоговой структуры слова. Предложить ребёнку называть картинки: конфеты, компот, кнопка, велосипед, виноград, радуга, раковина и т. д. Для меня «лакмусовой бумажкой» в этом вопросе являются слова: температура, видеомагнитофон, универмаг, кетчуп. Если ребенок легко повторяет эти слова, то у него вероятно ФФН. А если «пимидор» вместо помидора, «Миколаевна» вместо Николаевна, «щабель» вместо щавеля (т.е. у ребёнка стойкие литеральные парафазии), то это явное ОНР.
Обследование фонематического слуха. 5-летнему ребёнку можно предложить такие задания:
- Повторяй за мной слоговые цепочки: ба-па-ба, са-за-са, тя-та-тя.
- Выдели 1-й звук в слове: осень, узел, арка, Игорь.
- Повтори за мной слова: бык – бак – бок
ком – дом – гном
нитка – ватка – ветка
(упражнение № 12 из книги «Логопедическая тетрадь» Т.А.Ткаченко)
Если ребёнок легко справляется с такими заданиями, то у него вероятно ФФН.
Обследование грамматического строя речи. С 5-летним ребёнком можно поиграть в такие игры (обязательно по картинкам):
- д/и «Один - много»: это…кукла, это всё…куклы, много...кукол; это…карандаш, это всё…карандаши, много…карандашей;
- д/и «Посчитай правильно»: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей; одна лимон, две лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов;
-д/и «Предлоги». В 5-летнем возрасте ребёнок должен употреблять в речи предлоги: НА, В, ИЗ, С, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Если у ребёнка единичные нарушения, то это ФФН. А если нарушений много, то ОНР.
Обследование связной речи. 5-летнему ребёнку можно преложить:
- рассказать стихотворение,
- рассказать о любимом мультфильме;
- составить описательный рассказ по сюжетной картине;
- пересказать короткий рассказ «Рыбалка».
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошёл к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
Если ребёнок рассказал довольно длинное стихотворение, подробно изложил сюжет своего любимого мультфильма, легко составил описательный рассказ по сюжетной картине, самостоятельно (без помощи, без наводящих вопросов) пересказал рассказ, то это, конечно же, ФФН. Бывает наоборот:
стихотворение вспомнить не может, составить описательный рассказ по сюжетной картине не может. Пересказ рассказа у такого ребёнка получается очень коротким, непоследовательным; ребёнок не может запомнить новые для него слова (лещ, окунь, уха). Часто ребёнок не может самостоятельно пересказывать, приходится постоянно задавать ему наводящие вопросы.
Обследование звукопроизношения. Можно написать все звуки, которые Вы хотите проверить: Ы, Э, ВЬ, Х, J, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ. И пока Вы делаете обследование по другим разделам, можно услышать как ребёнок произносит эти звуки, можно сделать пометки. Если сомневаетесь, правильно ли услышали, проверьте ещё раз. Мне нравится делать это через повторение предложений, чистоговорок:
- У моста растут сосны.
- Захар полез на забор.
- Цыплёнок Цып ищет курицу.
- Лида любит лимонад.
- Слава купил пенал.
- Марине подарили матрёшку.
- Воробей прыгает по дорожке.
Конечно, в «чистом виде» ОНР-3 уровня и ФФН встречаются не всегда. Бывает, что по некоторым разделам обследования – это ФФН, а по другим – ОНР-3 уровня, тогда уж по ситуации.
ОНР – 3 уровня. Стёртая дизартрия.
Краткий речевой анамнез | *гуление, лепет, 1-е слова – с большим опозданием, малоактивные *медленное наращивание словаря; *прерывание речевого развития; *фразовая речь – после 2,5 лет, непонятная для окружающих; *наследственная среда: мама (папа), брат (сестра) в детстве посещали логопедическую группу; у папы косноязычие; |
Общая и мелкая мотори- ка | *ведущая рука – правая (левая, амбидекстр); *общая замедленность движений; *страдает точность и быстрота движений; *нарушена переключаемость движений; *несформированность пальчиковой моторики; *навязчивые движения пальцев рук; |
Сост-ние артикул-ного аппарата | *прикус: неглубокая прогнатия (прогения); *язык при нагрузке синеет; *девиация языка вправо (влево); *мышечный тонус повышенный (пониженный); *тонус языка мозаичен (при боковом произношении); *недостаточный тонус мышц мягкого нёба (при назальности); *укорочена подъязычная связка (связка под верхней губой); *парез верхней губы (языка) справа (слева); *гиперкинезы; *синкинезии; *гиперсаливация; |
Общее звучание речи | *смазанное, голос тихий; *невнятное; |
Понима- ние речи | *не в полном объёме: затруднено понимание временных, логико-грамматических конструкций; |
Актив-й словарь | *ниже возрастной нормы; *беден, требует дополнения словарь признаков, действий; |
Слоговая структ-ра слова | *грубо нарушена: множественные элизии звуков и слогов («сипед» - велосипед, «кафета» - конфета); *нарушена: перестановки («масалёт» - самолёт, «петерь» - теперь, «рагуда» - радуга); |
Звукопро изнош-е | *С,СЬ, З, ЗЬ, Ц – м/з; Ш – С, Ж – З, Ч – ТСЬ, Щ – СЬ – м/з; Л – м/з; Р, РЬ – одноуд; *Ы, Э – ред; С, З, Ц – по дизартр. типу; Ш, Ж, Ч, Щ – по дизартр. типу, Л – отс; Р – горл, РЬ – J. *дефект смягчения по всем группам звуков; |
Фонемат. слух | *сформирован недостаточно: литеральные парафазии («яблуко» - яблоко, «мазьмёшь» - возьмёшь); *сформирован недостаточно: не дифференцирует звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие звуки; *сформирован недостаточно: низкий уровень операций анализа и синтеза; |
Грамма- тический строй речи | *грубый аграмматизм в предложно-падежных конструкциях; *аграмматизм рода, числа, предложных конструкций, ударения; *аграмматизм падежных конструкций, рода, числа, в употреблении предлогов; |
Связная речь | *сформирована недостаточно; *низкий уровень возрастного развития; *вопросно-ответная форма; |
Темп и плавн. | *не нарушен; *брадилалия; *тахилалия; *несколько ускорен; *несколько замедлен; |
Письмо и чтение | *не знает буквы; *знает некоторые буквы; *читает слоги; |
Педагогическое обследование
Общая осведом- лённость | *ниже возрастной нормы; *низкий уровень возрастного развития; |
Усвоение программ- ного материала | *низкое, усвоение всех разделов программы вызывает затруднения; *низкое, задания на развитие лексико-грамматических конструкций, связной речи вызывают затруднения; *низкое, задания на развитие мелкой моторики, логического мышления вызывают затруднения; |
Обучае- мость | *низкая, самостоятельно задание выполнить не может; *низкая, задание выполняет только с помощью взрослого; *низкая, не умеет (не успевает) работать в едином темпе с другими детьми; |
Характер межлич-х взаимоот- ношений | *спокоен, взаимодействует с детьми и со взрослыми; *замкнут, с детьми и со взрослыми взаимодействует избирательно; *гиперподвижен, часто конфликтует, бывают истерики; *не понимает дистанции в общении со взрослыми; *поведение неровное, частые смены настроения; |
Социал-я и бытовая адаптация | *адаптация протекала тяжело; *навыки самообслуживания вырабатываются с трудом; *часто не понимает инструкцию педагога с 1-го раза; *родители не оказывают должного внимания воспитанию и развитию ребёнка; *родители достаточно активны в воспитании и развитии ребёнка; |
ФФН. Стёртая дизартрия.
Краткий речевой анамнез | *гуление, лепет, 1-е слова – близко к возрастной норме; *фразовая речь – после 2 лет, молопонятная для окружающих; *наследственная среда: мама (папа), брат (сестра) в детстве посещали логопедическую группу; у папы косноязычие; |
Общая и мелкая мотори- ка | *ведущая рука – правая ( левая, амбидекстр); *общая замедленность движений; *двигательное беспокойство; *страдает точность и быстрота движений; *нарушена переключаемость движений; *несформированность пальчиковой моторики; |
Сост-ие артикул- ного аппарата | *прикус: неглубокая прогнатия (прогения); *язык при нагрузке синеет; *девиация языка вправо (влево); *мышечный тонус повышенный (пониженный); *тонус языка мозаичен (при боковом произношении); *недостаточный тонус мышц мягкого нёба (при назальности); *укорочена подъязычная связка (связка под верхней губой); *парез верхней губы (языка) справа (слева); *гиперкинезы; *синкинезии; *гиперсаливация; |
Общее звучание речи | *смазанное, голос тихий (громкий); *невнятное; *разборчивость речи несколько снижена; |
Понима- ние речи | *полное: достаточно хорошо понимает значение грамматических изменений слов; |
Актив-й словарь | *соответствует возрастной норме; *близок к возрастной норме; *сужен запас знаний и представлений об окружающем; |
Слоговая структ-ра слова | *нарушений почти не наблюдается; *единичные элизии в незнакомых словах; *единичные перестановки в сложных словах; |
Звукопро изнош-е | *межзубный сигматизм, Л – м/з; *боковой сигматизм, Л – отс, Р – горл, РЬ – одноуд; *нарушено по типу стёртой дизартрии; *С, З, Ц – м/з бок; Ш – С м/з бок, Ж – З м/з бок, Ч – ТСЬ м/з бок, Щ – СЬ м/з бок; Л – отс, ЛЬ – J; Р – горл, РЬ – J; |
Фонемат. слух | *нарушен: не дифференцирует звонкие – глухие, свистящие – шипящие, твёрдые – мягкие звуки |
Грамм-й строй речи | *негрубый возрастной аграмматизм; *единичные нарушения; |
Связная речь | *пользуется простым распространенным предложением; *пользуется сложным предложением; *сформирована по возрасту; |
Темп и плавн. | *не нарушен; *брадилалия; *тахилалия; *несколько ускорен; *несколько замедлен; |
Письмо и чтение | *знает буквы; *знает буквы, читает слоги; *читает короткие слова; *читает предложения; |
Педагогическое обследование
Общая осведом- лённость | *соответствует возрастной норме; *высокий уровень возрастного развития; |
Усвоение программ- ного материала | *хорошее, все разделы программы усваивает в полном объёме; *среднее, не все разделы программы усваивает, затруднения вызывают задания на развитие мелкой моторики; |
Обучае- мость | *хорошая, задание может выполнить самостоятельно; *хорошая, может работать в едином темпе с другими детьми; *хорошая на индивидуальных занятиях; *средняя, задание выполняет хорошо, если есть организующая и направляющая помощь взрослого; |
Характер межлич-х взаимоот- ношений | *спокоен, взаимодействует с детьми и со взрослыми; *замкнут, с детьми и со взрослыми взаимодействует избирательно; *ребёнок не критичен к своим поступкам; *гиперподвижен, часто конфликтует, бывают истерики; *ребёнок может регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; *поведение неровное, частые смены настроения; |
Социал-я и бытовая адаптация | *адаптация протекала довольно легко; *навыки самообслуживания сформированы недостаточно; *родители достаточно активны в воспитании и развитии ребёнка; |
ЛИТЕРАТУРА
- Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2006г.
- Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. М., 1994г.
- Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи. СПб., 1993г.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2007г.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2001г.
- Косинова Е. М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. М., 2009г.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М., 2005г.
- Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. М., 2005г.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. СПб., 1994г.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону., 2001г.
- Смирнова И. А. Диагностика нарушений развития речи. СПб., 2007г.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр. СПб., М., 2003г.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., 2008г.
- Нищева Н.В. Речевая карта с ОНР от 4 до 7 лет. СПб., 2003г.
- Нищева Н.В. Система работы в логопедической группе с ОНР. СПб., 2003г.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998г.
- Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны и понимания речи. М., 1992г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Основные направления диагностики речевых нарушений у детей в раннем возрасте.
Статья посвящена ранней диагностике речевых нарушений у детей. Может быть использована как консультативный материал....
Логопедам о детском аутизме (F84.0). Дифференциальная диагностика речевых расстройств при детском аутизме от специфических речевых нарушений и других сходных состояний.
Выполнено логопедом Проскуриной М.А. для логопедов окружного методического объединения детской логопедии системы здравоохранения ВАО г. Москвы. Составлено по пособию для медицинских ВУЗов Самохв...
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.
Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...
Содержание и организация диагностики речевых нарушений у учащихся общеобразовательной школы
Содержание и организация диагностики речевых нарушений у учащихся общеобразовательной школы...
Ранняя диагностика речевых нарушений у детей с РДА.
Одним из основных проявлений синдрома раннего детского аутизма (РДА) являются особые отклонения в речевом развитии. При всём клиническом разнообразии этих отклонений их основной общей чертой является ...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).
Дифференциальная диагностика речевых нарушений логопатов школьного логопункта (по А.В. Ястребовой).Обозначение: (-) отклонение от нормы, (N) – норма.МедицинскоезаключениеЛогопедическое заключение...