Организация взаимодействия ДМЦ "Юный моряк" с образовательными учреждениями Кронштадтского района в условиях ФГОС
статья на тему

Романчук Елена Леонидовна

В данной статье описывается  опыт работы Государственного бюджетного  образовательного учреждения  дополнительного образования детей детского морского центра  Кронштадтского района Санкт-Петербурга "Юный моряк" по организации взаимодействия с образовательными учреждениями района  по различным направлениям деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация взаимодействия детского морского центра «Юный моряк» с образовательными учреждениями Кронштадтского района в условиях ФГОС».

                                            Методист Романчук Е.Л.

Одним из стратегических направлений современной модели образования, является дальнейшее развитие общего образования на основе индивидуализации, реализации компетентностного подхода и использования свободного от уроков времени в качестве ценнейшего ресурса дополнительного образования и самообразования.

Основным механизмом реализации данного направления - обновление образовательных стандартов образования.

Выполнение требований стандартов возможно посредством интеграции различных типов образовательных учреждений, оптимального использования их кадрового, научно – методического и материально- технического потенциала в интересах развития личности учащихся.

Сегодня интеграция основного и дополнительного образования является одним из наиболее эффективных методов, способствующих занятости детей во внеурочное время и решает многие проблемы современного образования и воспитания: способствует развитию индивидуальности детей, расширяет их творческие возможности, повышает интеллектуальный потенциал, воспитывают гражданственность, помогает адаптироваться в сложных условиях постоянно меняющегося общества.

Дополнительное образование детей тесно связано с общим образованием. Эти две составляющие образовательного процесса взаимно расширяют и углубляют друг друга, создавая особое единое пространство жизнедеятельности детей и взрослых, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности вносит  свой вклад в развитие личности ребёнка.

 Сегодня образование должно ориентироваться не только на результат, но и преследовать шанс на успех, который можно предоставить ребёнку, используя все без исключения источники образования: систему общего образования, дополнительное образование, самообразование, опыт социальной деятельности.

За годы своего существования учреждения дополнительного образования детей разработали дополнительные общеобразовательные программы, которые способствуют эффективности интегративного процесса, т.к. они соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их реализации в конкретном образовательном учреждении, помогают детям сформировать собственную ценностную позицию, стимулируют их самообразование и саморазвитие.

Приоритетами дополнительного образования являются:

  • создание условий для развития способностей, интеллектуальных и творческих возможностей учащихся;
  • свободный выбор учащимися дополнительных образовательных программ и направлений деятельности;
  • создание ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей и возможностей детей;
  • воспитание учащихся через социально - значимую деятельность;
  • выявление и поддержка одаренных детей.

На протяжении 30 лет детский морской центр «Юный моряк» проводит работу по воспитанию учащихся на традициях Российского флота, Санкт- Петербурга и Кронштадта, способствует их профессиональной ориентации, популяризации профессии моряков, проводит работу по физической закалке.

ДМЦ «Юный моряк» осуществляет свою деятельность на основе Программы развития и рассматривается как центр по военно - патриотическому воспитанию учащихся и допризывной молодёжи в Кронштадтском районе.

В  Программе развития детского морского центра «Юный моряк» на 2011-2016 годы одним из проектов является - «Социально - педагогическое партнёрство по организации внеурочной деятельности учащихся в воспитательной среде района».

Основными задачами проекта являются:

  • укрепление отношений сотрудничества с образовательными учреждениями по внеурочной деятельности;
  • накопление опыта сотворчества педагогов, детей и родителей, общественности, учреждений и организаций района по внеурочной деятельности;.

Механизм реализации проекта - расширение и развитие внешних связей, которые строятся на взаимной заинтересованности, взаимной помощи, взаимной выгоде в реализуемом образовательном процессе района. С каждым образовательным учреждением процесс сотрудничества у нас проходит по - разному. Различны содержание и масштабы совместной деятельности.

Но основным приоритетом всегда остаётся реализация лицензированных дополнительных общеобразовательных программ, осуществление внеурочной деятельности квалифицированными специалистами по направлениям деятельности.

Организация современного образовательного процесса в ДМЦ строится с учётом социального заказа, запросов обучающихся их родителей и педагогов ОУ района.

Основной принцип образовательной деятельности в объединениях нашего центра - «от теории к практике», т.е. на занятиях ребята применяют знания, полученные в школе.

В объединениях туристко - краеведческой направленности широко применяются совместные исследовательские и проектные методы по изучению родного края.

В объединениях научно - технической направленности для создания плоскостных и объёмных моделей учащиеся самостоятельно используя математические расчёты, делают выкройки и лекала

Второй по значимости ценностный приоритет ДМЦ– информационно – методическая деятельность.

Методическая служба ДМЦ использует разнообразные формы, способствующие расширению взаимодействию с ОУ района:

- проведение семинаров для заместителей директоров ОУ по воспитательной работе, классных руководителей и преподавателей ОБЖ по актуальным вопросам, формам и методам организации патриотического и гражданского воспитания.

- консультации для учителей истории и краеведения по проведению историко - краеведческих конкурсов, по участию школьников в Межрегиональном конкурсе Центра Национальной Славы.

- обмен опытом работы, мини - занятия, мастер - классы для классных руководителей, на которых учителя видят своих учащихся в творческой активной деятельности,

- создание банка данных образовательных программ, проектов и методических материалов по героико – патриотическому воспитанию,

Третий по значимости приоритет нашего Центра – организация и проведение массовых досуговых мероприятий для учащихся ОУ района.

О высоком качественном уровне проведения мероприятий на базе нашего Центра свидетельствует активная их посещаемость и позитивная оценка мероприятий участниками.

Образовательными учреждениями района востребованы проекты по истории нашего города и Российского флота:

  • «Кронштадт – мой родной город» для учащихся 5-х классов;
  • «Кронштадт – город морской и воинской славы » для учащихся 6-х классов;
  • «Всё о флоте» для учащихся 7-х классов;

Лучшие исследовательские работы и презентационные материалы этих проектов становятся победителями и лауреатами Межрегионального историко – патриотического конкурса Центра Национальной Славы.

Для учащихся 5- 7 классов ОУ и воспитанников ДМЦ проводятся районные праздники:

«День Знаний»,

«День Адмирала»,

«Ленинград. Война. Блокада»,

«Ветераны, наденьте ордена!»

С июня по август учащиеся ОУ проходят в летнюю плавательную практику на учебном судне «А.Маринеско».

Наряду с отдыхом и оздоровлением детей педагогами ДМЦ создаются условия для развития творческого и интеллектуального потенциала ребят, реализации их возможностей с учетом интересов, желаний и потребностей.

Во время походов учащиеся получают первичные навыки морских специальностей, соревнуются по прикладным видам морского многоборья, участвуют в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх, вахтах памяти и волонтёрской деятельности по сохранению исторических мест и захоронений защитников Отечества на фортах Обручев и Тотлебен.

Кроме того, у ребят формируются товарищеские взаимоотношения, воспитывается целеустремлённость, инициативность, чувство коллективизма и ответственности, умение прийти на помощь.

Правильно организованная система совместной деятельности ОУ и ДМЦ представляет собой ту сферу, в условиях которой максимально развиваются и формируются познавательные потребности каждого учащегося и обеспечивается воспитание свободной личности.

Верно, сделанный выбор форм интеграции позволило обеспечить реальные результаты, как для учащихся, так и для образовательных учреждений.

Результаты для учащихся:

  • увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности,
  • расширяет тематику изучаемого материала,
  • повышает роль самостоятельной работы,
  • реализует лучшие личностные качества.

Результаты для ОУ:

  • адекватность современным требованиям образования и воспитания,
  • объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем,
  • появление новых перспектив развития.

И в заключение: соединение основного и дополнительного образования в единую систему дает то, что принято считать образованием человека в течение всей жизни, то есть полноценным, действительно современным образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Д.С. ДихтяренкоМБОУ  № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Приказ № 706- Об организации и проведении районного Конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района «Ученик года – 2019»

Приказ № 706-  Об организации и проведении районного  Конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района   «Ученик года – 2019»...

Приказ №706-0 Об организации и проведении районного Конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района «Ученик года – 2019»

Приказ №706-0  Об организации и проведении районного     Конкурса    обучающихся образовательных  учреждений Нефтеюганского района   «Ученик года &nd...

Приказ № 706-0 Об организации и проведении районного Конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района «Ученик года – 2019»

Приказ № 706-0  Об организации и проведении районного  Конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района «Ученик года – 2019»...

Приказ № 896 – О «Об организации и проведении районного конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района «Ученик года – 2020»»

Приказ № 896 – О «Об организации и проведении районного конкурса обучающихся образовательных учреждений Нефтеюганского района  «Ученик года – 2020»»....