Коляда
методическая разработка (5 класс) на тему

Методические рекомендации по проведению праздника в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolyada.doc90.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия «Пришла Коляда»

Из поколения в поколение народ передает через фольклор свой нравственный и эстетический опыт, дух и свою мудрость. Фольклор - своеобразная школа воспитания.

Задача педагога заключается в попытке вернуть в повседневный быт элементы традиционной культуры народную игру, песню, обряд и сделать их спутниками жизни наших детей.

Практическая деятельность детей включает в процесс реставрирования обряда, помимо исполнительской стороны, и художественно-прикладную, изготовление украшений, костюмов и прочего реквизита.

Действие, разыгрываемое детьми при направляющей деятельности учителя, вызывает эстетическое переживание участников-творцов. Чувство сопричастности и радости познания приводит к возникновению потребности общения, желания поделиться приобретенным.

Тематическое и урочное планирование занятий

Цель – воспроизведение обряда колядования.

Планирование занятий:

  1. Вводно-обзорное занятие (создание побуждения, мотивация)
  2. Практическое. Первоначальное распределение ролевых функций и освоение начального музыкального материала.
  3. Практическое. Освоение материала.
  4. Практическое. Закрепление материала.
  5. Практическое. Повторение материала.
  6. Итоговое. Колядование.


Итоговое занятие предполагается начать с распределения ролей. Участники разбиваются на группы «хозяев» и «колядовщиков», «домов» (2-3). Предварительно обговариваем действия хозяев (скупые или щедрые). Хозяева первого дома могут присоединиться к колядовщикам и вместе поздравят своих соседей. Таким образом, ритуалы поздравления, благодарения, интонационность напевов закрепляется многократно.

Дети, выступая в различных ролях, параллельно участвуют в стимулирующем их действия соревновании:

Кто самые гостеприимные хозяева?
Кто у нас самый лучший мехоноша?
В какой группе самые голосистые и изобретательные колядовщики?

Посвятив первое занятие беседе об истории и особенностях обряда «Коляда», попытаемся спланировать дальнейшую работу таким образом, чтобы результативный этап разыгрывания обряда происходил в условиях, приближенных к традиции,— на улице, со всеми атрибутами игры, при участии разновозрастной аудитории.
Наиболее оправданное время работы — первые недели декабря. Помня о задаче постепенного введения в память ребенка базовых понятий и интонационного словаря, распределяем интенсивность включения темы «обряд колядования» на несколько занятий. Психологически оправдано помещение обрядового, увлекательного для ребят блока в последнюю треть урока. Временные границы расширяются, последнее занятие полностью отводится на разыгрывание «Коляды». Данное занятие будет удачным, если станет не замкнутым, а открытым, если станет моделью, после разыгрывания которой дети свободно вынесут в жизнь игровые навыки, умения,
ролевые функции данного действа, будут готовы играть его дома, на прогулках со сверстниками по собственной инициативе.

1-е занятие. Беседа об обряде и слушание аудиозаписи колядок. Просмотр видеофильма.

2-е занятие. Разучивание колядок-речитаций на одном звуке. Диалоги (ответы-рефрены) с педагогом.

3-е занятие. Пение колядок. Работа над интонацией, ритмом, совмещение пения с ходьбой.

4-е занятие. Пение-соревнование по подгруппам. Мальчики-девочки.

5-е занятие. Импровизационность: Кто самый выразительный, находчивый; Выбор мехоноши.

6-е занятие. Итоговое.

Организация и методика проведения

1-го занятия «История «Коляды»

Коляда — обряд чествования праздника зимнего солнцеворота, поворот года, возрождение солнца. Празднование происходило вслед за самыми короткими днями зимы (то есть после 22, 23 декабря, обычно вечером 24—25 декабря и ночью). Само слово «коляда» произошло от латинского Calende — первый день месяца, первый день года. Время возникновения коляд совершенно не связано с христианством и Рождеством, они ведут свое летоисчисление со времен Юлия Цезаря (юлианский календарь — 46-й год до нашей эры), в то время, как христианство зарождается в 1 веке нашей эры. Григорианский календарь, действующий сейчас в Европе, был введен в 1582 году папой Григорием XIII (римским).
В Болгарии, России утвержденный с 1919 года, этот календарь смещен на 14 дней вперед. Римский папа Либерий IV определил 26 декабря Рождеством Христовым, фактически соединив два праздника. Русское православие справляет все христианские богослужения по старому стилю. Поэтому Коляда и Рождество Христово в западно-европейских странах празднуется 25 декабря, у
православных — Коляда — 25 декабря и 13 января, Рождество — 7 января.


Колядки — поздравительные праздничные песни-приветствия, песни-пожелания, чествования, адресованные хозяевам дома, куда пришли колядовщики. Синонимами колядок у славянских народов являются щедровики, щедривки, щедры, овсени, таусени, баусени, виноградья. Эти слова звучат после каждой строки текста чествования в качестве магическн-заклинательного рефрена: «Ой, авсень, ой, коляда», или «щедрый вечор, добрый вечор», «святый вечор» и так далее.

Жизнь наших предков всегда была связана с землей, с заботой об урожае. Поэтому главная тема колядок - пожелания богатого урожая, щедрого нового солнца, здоровья хозяину и его близким,
долголетия.

Связь с земледельческим трудом прослеживается во всех колядовых обычаях и ритуалах -  разбрасывании зерна детьми, награждении-благодарении колядовщиков за добрые пожелания.

Все этапы обряда несут в себе ярко выраженное общественное коллективное предназначение, в этом их большое воспитательное влияние. Среди колядовщиков выбирался свой мехоноша, который собирал в мешок дары хозяев.

Музыкальная сторона колядок отвечает основным признакам каландарно-обрядовых песен.
К ним относятся:

— унисонная, антифонная форма исполнения;

— простота и ясность напева;

— своелбразная манера звукоизвлечения, связанная со скандированием, условиями исполнения на улице.

Организация вокально-интонационной и ритмической
деятельности детей при освоении обряда

На первом занятии педагог сам показывает разные типы напевов и дети слушают аудиозаписи.

На одном звуке, как речитацию-скандирование в строгом ритме, ярко, звонко.

 

Пример 1


«Сею, вею, посеваю.

С Новым годом поздравляю.

Вам на счастье, на здоровье,

На долгие годы...»

(Сопровождается разбрасыванием зерна)

Пример 2

«Овсень пришел!

Старый год угнал,

Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!»

Пример 3

«Овсень, коляда
К нам в дом пришла,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок!»

На втором занятии осваивается навык исполнения на одном звуке, вокальная декламация.

Предварительно этот навык отрабатывается в индивидуальной и хоровой работе над скороговорками.

На последующих занятиях педагог вновь обговаривает признаки колядок и останавливается подробно на припеве, объясняя детям постоянное повторение слов «Коляда», «Овсень», «Щедрый вечер», «Святый вечер» тем, что наши предки верили в магические, силы этих припевов. В то, что их постоянное повторение, яркое исполнение помогут сбыться, исполниться всем благим пожеланиям. Эти припевы поются открытым звуком, обязательно всеми участниками вместе. Напевы легко запоминаются и быстро усваиваются детьми.

Атрибуты обряда колядования

— зерно для ритуального рассыпания во время пожеланий и чествования в доме;

— звезды на шестах (звезда в древности была символом солнца, в христианстве связывалась с рождением Христа);

— мешок мехоноши для сбора даров;

— ритуальные угощения, преподносящиеся колядовщикам – «рогульки», «козульки», каральки – печенье в виде птиц, животных.

— музыкальные, шумовые инструменты

Педагог дополнительного образования
ЦДЮТТ «Охта»
Силаева Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка сценариев для внеурочной деятельности: "Коляда", "Мы встречаем Новый год"

Разработка сценария «Коляда».Цель: Углубление и расширение рамок учебной программы по музыке, связанных с народным творчеством для дальнейшего использования полученных знаний и умений в различны...

Коляда, коляда, отворяй ворота! (творческая работа)

Исследовательская работа посвящена  календарному празднику.  Описана  история праздника, образы колядующих, выработана памятка "Как правильно колядовать"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов «ВЕСЁЛАЯ КОЛЯДА»

Пробуждение России начинается с возрождения и понимания природы родных традиций. Возрождая правду об истинном смысле наших народных традиций и обычаев, мы налаживаем связь времён, пробуждаем ген...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Коляда ты, коляда

Познакомить детей с обычаеми и традициями ;Приобщить детей к общечеловеческим ценностям....

Развлечение "Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!"

        Ох, какое же это необычайно веселое время зима. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катани...

Развлекательная программа " Коляда, Коляда, выходи за ворота!"

Сценарий развлекательной программы " Коляда, коляда, выходи за  ворота!"...