Коляда, коляда, отворяй ворота! (творческая работа)
творческая работа учащихся (5 класс) по теме

Лисицына Маргарита Станиславовна

Исследовательская работа посвящена  календарному празднику.  Описана  история праздника, образы колядующих, выработана памятка "Как правильно колядовать".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyada.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Едогонская средняя общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 ПО ТЕМЕ «ОБРЯД ПРАЗДНИКА»:

Коляда, Коляда - отворяй ворота!

                                                                             Автор работы: Лисицын Владислав,

учащийся 6 класса,

МОУ «Едогонская СОШ»

                                                                             Руководитель:

Лисицына Маргарита Станиславовна,

учитель русского языка и литературы

Едогон-2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

II. КОЛЯДА, КОЛЯДА – ОТВОРЯЙ ВОРОТА!

1. Толкование понятия «коляда»…………………………………………………………………..4-5

2. Обряд «колядования»: происхождение, особенности,  основные образы…………………….6

3.Интервью  со старожилами села о рождественском колядование в нашей местности в прошлом …………………………………………………………………………………. ………….7

4. Обряд «колядование» в наши дни………………………………………………………………..7

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….8

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………………….9

5. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………….10

  1. ВВЕДЕНИЕ

       Это происходило год назад во время зимних каникул. Был вечер, я увлекся чтением, мама смотрела фильм, бабушка вязала разноцветную рукавичку. Тишина. Только слышалось  мирное мурлыкание кота Петьки. Вдруг  раздался лай собак,  мы услышали  стук в калитку, мама вышла. На улице  послышались крики, песни. В окно я увидел толпу наряженных девушек и юношей, которые пели незнакомые  песни, в которых  желали здоровья хозяевам. Мне  так все это показалось интересным и необычным!  Мама  возвратилась в дом, взяла угощения, вышла на улицу вновь,  подала ребятам конфеты и печенье. Довольные ребята убежали в следующий дом.  

    Меня заинтересовали такие вопросы: «Почему ребята ходят по домам  и почему их радостно так встречают хозяева? Почему я об этом совсем ничего не знаю?» С  этими вопросами я обратился  к маме. Она мне сказала, что это были колядовщики, и объяснила кратко в нескольких словах. Мама тоже знала очень мало и сказала, что  мы «Иваны» не помнящие своего родства.  Так как я очень любознательный человек, я поставил  перед собой цель: подробнее узнать об одной из народной  традиции своего народа, а в частности о колядование.

Для достижения цели  я поставил перед собой следующие задачи:

  1. Познакомиться со значением термина и обрядом «Колядование»;
  2. Проанализировать информацию старожилов села о рождественском колядование в нашей местности;
  3. Проанализировать    современное  колядование;

Объект исследования: народная традиция - колядование.

Предмет: устное народное творчество.

Методы исследования:

  1. Опрос старожилов;
  2. Работа с различными  дополнительными источниками: книги, периодическая печать, интернет;
  3. Метод краеведческого поиска;
  4. Метод  сопоставления.

     Проделанная мною исследовательская  работа была, на мой взгляд, сложной. Материалы для исследования получал в основном в ходе интервью со старожилами Раловец А.С.., Холюченко Н.А.., Желновой Т.С.. Так же изучал литературу по русскому устному народному творчеству, пользовался материалами из интернета, искал  определение «коляда» в различных словарях. Во время  обработки материала столкнулся с рядом трудностей, так как такой вид работы выполнял впервые. Очень мало информации о колядках представлено в литературе, старожилы села уже многое стали забывать. Материалы для  исследования приходилось собирать по крупицам.

    Моя исследовательская работа имеет практическую  направленность и актуальность. Она может быть использована на уроках литературы, культуры родного края, а так же при создании народных творческих коллективов. Актуальна, так как традиции своего народа необходимо вспоминать и применять в жизни, так как это неотъемлемая связь поколений

     

  1. КОЛЯДА, КОЛЯДА-ОТВОРЯЙ ВОРОТА!

      Еще до начала XX  века, основными  зимними праздниками были Коляда и Рождество Христово. Потом, уже  после некоторых исторических событий, Новый год стал цениться больше всего, возможно это и неплохо, однако забывать и отказываться от своих традиции нельзя. Потому что человек, утративший  доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится   безродным изгоем. Для достижения  своей цели я должен, как  тот сказочный Иванушка отправится в «тридевятое царство, тридесятое государство»  в глубь  времен -  к познанию народных традиций, к истории происхождения и  развития обряда колядования.

  1. Толкование понятия «коляда».

     Мне захотелось  глубже изучить  историю происхождения этого праздник. Начал со словарей, хотел узнать, как трактуется понятие «коляда» в словарях.  

Определение “коляда” в словаре Ожегова, звучит  так:

КОЛЯДА́, -ы, ж. Старинный рождественский и святочный крестьянский обряд, хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время такого обряда.

А в словаре Ефремовой:

“Коляда” - старинный рождественский и святочный обряд, сопровождавшийся обходом домов с песнями и поздравлениями; сама обрядовая песня.

Тоже самое почти и в словаре Ушакова:

1. Рождественский обряд, преим. на Украине, сопровождающийся песнями и обходом соседей (теперь исчезнувший).

2. Припев к обрядовым песням, относящимся к празднованию Рождества.

3. Вознаграждение, сбор, получаемые лицами, совершающими этот обряд, от тех, кого они обходят.

4. Канун праздника Рождества.

В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»

 “коляда”- славянско-русский  мифологический персонаж, связанный с весенним циклом плодородия. В образе ряженого (козел и др.) участник народных рождественских обрядов с играми и песнями (колядование, колядки).

      Бог  Коляда (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)  пришёл в этот Мир более восьми с половиной тысяч лет тому назад (то есть в 7 тысячелетии до н. э.), чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Собрав 60 высших жрецов разных арийских народов, Коляда начал учить позабытому ведическому знанию. Это было очередное божественное откровение людям нашими богами.

Первый кон жизни дал Бог Род. Суть его заключается в том, что жизнь бесконечна и везде суща, это — Всевышний. Жизнь на Земле возникла от постепенного нисхождения Всевышнего (Рамха) на планету, сначала в виде его сына Бога Рода, затем в виде Бога Сварога. Тогда же мир был разделен на три части: Правь, Явь и Навь. Человек, существующий в Яви, должен стремиться к небесам. Он должен избегать Зла и Тьмы — Нави.

Второй кон жизни дал миру Бог Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.

Следующий кон жизни принёс нам Бог Перун.

Последний раз – кон поведал людям Бог Коляда. Он рассказал собравшимся вокруг него мудрецам о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый кОлендарь (название его означает «Коляды  Дар»). Иными словами, Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, подробно изложив, как движется время и каких перемен от него следует ожидать. Учение, изложенное в «Книге Коляды», рассказывает о Большом и Малых три главах.

Это Праздник Новолетия – конца и начала летоисчисления ("года") у некоторых славянских Родов.

Все славянские (словянские) праздники были приурочены к астрологическим /астрономическим/ датам:

С 21 на 22 декабря самая длинная ночь в лете ("году") – колдовская, мистическая ночь Корочуна, а на утро – появляется новое, "рождённое какбы заново" Яр-Солнышко – зимнее Новолетие, день начинает потихоньку прибавляться, начинается праздник Коляда (или некоторые Рода празднуют как Корочун) – это Белые святки и приурочены они к Зимнему солнцестоянию – с 22 декабря.

Празднование зимнего Новолетия – Коляды (или некоторые Рода празднуют как Корочун) начинали в день зимнего Солнцестояния. По кОлендарю это 13 Бейлетъ,  по нынешнему календарю это 22 декабря. Этот день, также День Рождения бога Коляды.

     Слово Коляда  происходит от греч. kalandai и лат. calendae и встречается у всех народов, находившихся под прямым или косвенным влиянием Рима: французское chalendes,  румынское colinda, у гурийцев каландоба значит Новый год. Праздник был проникнут  символизацией плодородия, надеждами на жатву и весельем, достигавшим своего апогея в конце - в январских календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения. Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. Коляда - в дохристианские времена являлся влиятельным божеством. В его честь устраивались игрища, считалось, что он дарит людям веселье, потому его призывали-кликали в зимние праздники ватаги молодежи на улицах.

      Примерно в 1684 году вышел патриарший запрет на поклонение Коляде, а так как праздник приходился на время, когда день начинал прибавляться, постепенно изменилось и толкование самого слова.

      Латинское слово <коло> означало первый день месяца, у славян оно трактовалось как - колесо, напоминающее форму Солнца. Видимо отсюда и возникло новое значение этого слова.

     «Коляда» - «Солнце-младенец», празднование зимнего солнцеворота у славян. Именно с этого дня хоть на воробьиный шаг, но зато каждый следующий день был длиннее предыдущего, наступали святые дни – «Святки».

      В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января), языческим воспоминаниям - христианские, древним маскам и играм - хождение со звездой и царями-волхвами. В  результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы. Под влиянием христианства, празднование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от Рождения Христово  до Крещенья, а, согласно с этим, и песни календ стали означать не только песни на Новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни.

  1. Обряд колядования: происхождение, особенности, основные образы…   

      История возникновения обряда «колядования» берет свое начало еще с незапамятных времен. Ведь еще во времена  существования язычества, много раз в году, древние славяне совершали  ритуал – заклинания нечистой силы. С принятием православной религии языческий ритуал был подогнан под дни периода святок. Обряд колядования заключался в том, что в людские жилища приходили несколько человек, так называемых славильщиков,  которые состояли в целом из отроков и молодых людей.

     Каждый сбор славильщиков нес на палке  шестиконечную звезду, которую изготовляли из серебристой бумаги. Зачастую звезду специально изготовляли полой, а в середине звезды горел огонек свечки. Создавалось впечатление, что горящая темной ночью звезда будто бы  плыла, перемещаясь от дома к дому. Также среди участников данной группы обязательно был мехоноша, парень, который нес мешок для сбора подношений.
Колядующая группа становилась под оконными проемами, либо непосредственно заходила в жилище. После чего славильщики спрашивали разрешения у владельца дома исполнить песни-колядки. Согласно традициям, в любом доме колядующих принимали с большим радушием и гостеприимством, зачастую  предварительно приготовив вкусные лакомства и подношения. 
     Смысл песенных колядок был многогранен, однако существовала неоспоримая взаимосвязь, объединяющая колядки в единое целое. Потому как гостеприимным и великодушным владельцам дома пророчили получение большого урожая и значительную прибавку численности животины. Кроме того всегда звучали пожелания оставаться здоровыми либо излечиться от всех недугов, произносили слова благодарности за щедрые дары и лакомства. Наряду с благодарственной речью,  славильщики осуждали человеческую скупость и жадность, призывали на их головы гнев богов, пугая их неурожаем, засухой и всяческими катастрофами.
Окончив пение, колядующие получали особенное обрядовое печенье, сделанные из теста изображения животных, всевозможные продукты, а бывало и деньги.

       Парни и девушки наряжались, за собой водили  Козу, Медведя -  ряженых символизирующих богатство и достаток. Медведь  показывал, как бабы по  воду ходят, как ребятишки  воруют  с огорода горох да бобы, как девки в зеркала смотрятся. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше  вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутым мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову одевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень  садился верхом на дугу- так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню.                                                                    

Тяпу – ляпу,

Скорей дайте коляду!

Ножки зябнут,

Я домой побегу.

Кто даст –тот князь, кто не даст – того в грязь!

Но, конечно, угрозы никогда не выполнялись.

  1. Интервью  со старожилами села о рождественском колядование в нашей местности.      Побеседовав со старейшими жителями села, я попытался выделить несколько наиболее встречающихся образов колядующих на селе (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Надо отметить, что  они в основном сохранились в памяти женщин, поэтому можно сделать вывод об их активном участии в праздновании.

«Смерть»

Смерть –это был человек, одетый во все белое, как покойник, клали на лавку (другой вариант, ряженые вставляли зубы из картошки, мазались мукой). Она соскакивала с досок и начинала всех хватать, все разбегались.

«Лошадь» (животное)

Рядились «лошадью», садились на нее верхом. Лошадь ходила по деревне: два человека  на четвереньках, натягивали на себя полог, навязывали колокольчики, вместо головы ставили ухват. Ряженый «цыганом»  «кобылу» «продавал». «Лошадь» плясала, ржала,  пинала задними ногами. Еще излюбленным образом был «козел».

«Цыгане», «старики». «нищие» …(человек)

Наряжались «цыганками», «цыганами», «нищими», «барынями», «старухами», «солдатами». Наряжались в лохмотья, выворачивали шубы, изменяли голоса. Девки рядились в парней, мазались сажей.

     Я сделал вывод, что образы были очень интересные, а колядования проходили шумно , жаль что эта традиция практически искоренилась.

  1. Обряд «колядование» в наши дни.

       В настоящее время  в деревне сохранился обряд Колядования, но он стал  исключительно достоянием детворы деревенской, с увлечением выполняющей его за взрослых.  И теперь еще можно видеть в ночь  кое-где толпы ребят, один из которых несет палку, а все другие бегут за  ним на каждый двор, куда их только пускают хозяева.

       Колядка продолжается прославлением хозяина, которому придается прозвище «светел месяц», хозяюшка является в устах колядующих «красным солнышком», их дети – «частыми звёздами», и, наконец,  детвора вопрошает в конце песни:

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,

На долгие веки, на многая лета!

А затем детвора кланяется уже не песней, а обыкновенной речью, поздравляет хозяев с праздником.

Подарите, не знобите колядовщиков:

Наша коляда ни мала, ни велика,

Ни в рубль, ни в полтину, ни в четыре алтына.

Подарите, не знобите колядовщиков!

  1. Заключение

      Проанализировав  полученные исследования, я пришел к выводу, что мы, подрастающее поколение, должны  понять, что без возврата к духовным истокам, традициям нашего народа не будет духовного возрождения страны. Не нужно забывать традиции своего народа, а только нужно  сохранять и преумножать их.  Именно в праздники дети постигают свою национальную культуру.

       А собственно, что мешает нам поздравить величальными колядками в день святого Рождества своих соседей? В нашем мире, где правит Интернет, где люди так разобщены, порой не хватает простого человеческого общения. В этом году мне захотелось возродить  традицию колядования. Своими мыслями  я поделился со своими подругами  и друзьями, они меня поддержали. Мы создадим классом  мини-ансамбль «Коляда»,  найдем и разучим колядки.  Будем ходить по домам, желать хозяевам  удачи, здоровья. В помощь нам будет памятка, составленная мной «Как правильно колядовать?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3). Все, как говорится, в наших руках. А мы уж постараемся продолжить традиции, закрепленные веками.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Н. Сумцов, "Научное изучение колядок " ("Москва. Старина", 1886 г., № 2.)
  2. А. Хаханов, "Празднование коляды " ("Этнографическое Обозрение", 1890 г., кн. III).
  3.  Ю.Г. Круглов, «Русское народное поэтическое творчество»( 1981г. Ленинград)
  4. Л.А. Ладик, «Возрождение традиций»( Москва 1999 г.)
  5. Н.П. Колпакова, «Ходили, гуляли колядовщики» («Детская литература»Москва, 1984г.)
  6. Словари Ожегова, Ушакова
  7. ИНТЕРНЕТ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Как правильно колядовать?»

1. Если вы хотите принять участие в колядовании, то, во-первых, нужно подобающе одеться. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды - пестрые юбки, бабушкины платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румянами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело.

 2. Для реквизита нужны разнообразные мешки, куда вы будете складывать честно наколядованную снедь (конфеты, печенье, мандарины, и.т.п.). Мешочек для подарков — очень важная вещь, так как считается, что подарки нельзя трогать (брать в руки) — хозяева должны класть их прямо в мешочек. Мешочек (размер выбирать вам — пусть это будет целый мешок!) можно сделать из любой плотной ткани, желательно яркой расцветки. Но если такой нет — не беда. Подойдет и темная ткань, на которой обыкновенной гуашью можно нарисовать солнце, месяц, звезды или сделать аппликацию из цветной бумаги.

3.Колядовать желательно с Рождественской звездой. Звезду можно вырезать из плотного картона и украсить блестками (например, из битых игрушек), разноцветными помпончиками, дождиком. Второй вариант - сделать каркас из жесткой проволоки и обмотать его яркими лоскутками, дождиком, фольгой. В идеале звезда должна быть восьмиугольной (напоминающей Вифлеемскую), в ее центр можно пометить образок Божьей матери с младенцем.

4.Надо выбрать Звездаря. Он должен знать больше всех колядок, он будет нести звезду и вести переговоры с хозяевами. И Звонаря, который будет звонить в колокольчики, возвещая о вашем приходе. А еще Мехоношу, проще говоря, казначея — он будет нести мешок, и собирать в него подарки и деньги. Не забывайте — даже Мехоноша не имеет права трогать подарки!

5. Христославят с утра 7-го января до захода солнца. Колядуют все дни (от захода до врсхода солнца) до 13-го января. Следует сначала колядовать по родственникам, затем уже у друзей и соседей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Пришла Коляда - отворяй ворота!" Фольклорное развлечение для старшей подготовительной группы

В  материале размещен сценарий проведения колядок в детском саду, даны тексты колядок, народных игр на Рождество, гаданий, на суженого. Материал представлен в игровой интересной форме. Рекомендуе...

Развлечение "Коляда, коляда, отворяй-ка ворота!"

        Ох, какое же это необычайно веселое время зима. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катани...

Пришла Коляда - отворяй ворота!(Рождественские колядки)

Сценарий урока-концерта для 5-7 классов....

Пришла Коляда-отворяй ворота

Внеклассное мероприятие посвященное Колядкам...

Фольклорный праздник "Пришла коляда - отворяй ворота"

Коляды — очень древний языческий праздник, который совсем не был связан с Рождеством Христовым. Так получилось, что с приходом христианства на славянские земли, произошедшим в раннем Средневеков...

Сценарий Рождественских посиделок «Пришла коляда, отворяй ворота».

Сценарий Рождественских посиделок для учащихся среднего звена...

Сценарий праздника «Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Цель: Знакомство  с традициями и обычаями русского народа, получать радость от совместного проведения-проживания праздника.Задачи: Обучающие:Учить выразительно, исполнять колядки.Учить ...