Проблемы передачи педагогического опыта учителей в современной школе
статья на тему

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_peredachi_ped._opyta_uchiteley.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы передачи педагогического опыта учителей

в современной школе

Знание, которым не делятся с другими, перестает быть знанием. 

Франк Арджава Петтер Рэйки

Передача опыта в педагогической среде является сложным процессом, образованием над образованием, имеющим целый ряд промежуточных фаз: приобретение опыта, рефлексия, объективация — перевод в методические разработки и технологии, отчуждение, трансляция и интернализация.

 Делиться знаниями полезно,  потому что:

1) Если вы делитесь знаниями, то вы выглядите экспертом в глазах окружающих.

И пусть вам кажется, что "и делиться-то нечем",  и  "все это и так знают"...  

2)  Когда ты делишься своими знаниями с другими,  происходит "круговорот". Освобождается место для получения новых знаний,  растешь как личность и как профессионал.

4)  Когда вы делитесь знаниями с коллегами и партнерами, то повышаете уровень людей, окружающих вас.  А, нас, как известно, "делает" наше окружение.

5)  На свои знания вы можете получить обратную связь и проверить, насколько, действительно, ваши знания являются ценными.

6) Упорядочите уже имеющиеся знания для самого себя.

7) Информация о ваших знаниях так или иначе будет распространяться среди ваших коллег. И со временем возникнет эффект "сарафанного радио". Всё большее количество людей будут обращаться к вам как к эксперту.

Учителя в России редко обмениваются знаниями. И дело не только в нехватке времени из-за «вала» отчетности и роста нагрузки. Как следствие работы «за закрытыми дверями», соперничества и сверхконтроля со стороны чиновников, в школах сложилась «культура индивидуальности».

Обмен знаниями между работниками повышает эффективность каждого из них. Организация становится более продуктивной, а, следовательно, и более успешной. 

Между тем, учителям подобный «коллективный разум» весьма помог бы: сэкономил время на поиск информации, позволил бы быстрее найти новые подходы к передаче знаний что, возможно, привело бы к рождению оригинальных идей. В конечном счете качество образования выиграло бы.

Методический диалог между педагогами блокируют три фактора:

  1. Культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами.
  2. Недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности.
  3. Консерватизм – нежелание принимать инновации.

В условиях «типичной школьной организационной культуры» надо сначала устранить эти барьеры, а потом – повышать мотивацию к обмену знаниями, отмечают эксперты.

Лучше всего учителя профессионально взаимодействуют в школах, для которых характерны следующие особенности:

  1. Организационная культура, благоприятная для обучения и командной работы.
  2. Лидерские качества директора и других управленцев.
  3. Атмосфера доверия в коллективе.
  4. Любой поступок, в том числе в профессиональной жизни, вырастает из мотивации. Внутренняя мотивация связана с получением удовольствия от процесса и содержания деятельности, внешняя – с ожидаемыми выгодами, поощрениями и «бонусами» извне.

Укрепить внутреннюю мотивацию к обмену знаниями довольно сложно – разве что создать благоприятную социальную среду. Она подразумевает доверие, признание автономии сотрудника, открытость и свободу от уничижительной критики, поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация легче поддается влиянию – тут существуют такие инструменты как премия, повышение по службе, официальное признание и пр.

  1. Для обмена знаниями учителю важно иметь личный опыт и наработанные навыки преподавания. Проблема в том, что без профессиональной саморефлексии учителю порой бывает трудно выявить и сформулировать свое ноу-хау.
  2. Одно дело – передача знаний школьникам, и совсем другое – коллегам. В наставничестве нужно избегать резких контрастов. Если молодого специалиста курирует наиболее квалифицированный сотрудник, им бывает сложно найти общий язык. Наставник вечно занят, да и не всегда может объяснить тонкости работы на доступном новичку языке.
  3. Обобщение опыта — это исследовательская деятельность, и далеко не каждый педагог к ней готов.
  4. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Однако некоторые из педагогов не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности,
  5. Так или иначе, чтобы пестовать культуру обмена опытом в школах, нужны усилия управленцев. Профессиональное мастерство учителя рождается в контакте с методистом любого уровня: школьного, районного, областного.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Обмен опытом - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе

Большое внимание на урока русского языка уделяю формированию орфографической зоркости учащихся, используя технологии развивающего обучения, учебного исследования. Стараюсь научить видеть опознавательн...

Из инновационного педагогического опыта "Использование современных образовательных технологий при формировании самостоятельной деятельности учащихся"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. В рамках школьной пр...

ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Современный  период характеризуется радикальной модернизацией всей российскойобразовательной системы, переходом на новые федеральные государственные стандарты общего, профессионального и дополнит...

Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.По мнению п...

Проблема технического образования детей в современной школе

Школа охладела к черчению. Этот предмет вычеркнут из числа обязательных (Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12). Предмет - фундамент для изучения инженерной графики.  Раньше черчение...

Презентация "Проблемы сохранения здоровья ученика в современной школе"

Выступление на педагогическом совете по проблемам сохранения здоровья...

Передача педагогического опыта

Раздел содержит протоколы заседаний методических объединений, свидетельства о публикации....