Историко-музейная станция квеста «Мой род, семья, династия в истории Кубани»
Руководители станции: Кутумова Ю.А. Цель: Раскрыть особенности традиций кубанских семей прошлого и настоящего. Легенда: - Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. На Кубани вплоть до сороковых годов двадцатого века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род.
- Задание учащимся: сложить пазлы и ответить на вопросы.
- Ребята, а какие обычаи и традиции казаков вы знаете? Участники складывают пазлы «Быт казачих семей», «Екатерина 2», «Суворов»
А) Участники складывают пазл «Быт казачих семей» (Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Казак должен был знать 10 Христовых заповедей: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому, и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Ходи в церковь, соблюдай посты. Молись единому Богу Иисусу Христу.) Казак должен соблюдать следующие законы: - Уважительное отношение к старшим.
- Уважение к матери, сестре, жене.
- Почитание гостя.
- Ребята, а как казак относился к своим родителям? (Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына и дочери. Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку – казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду. На крестного отца возлагалась главная обязанность – подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца. Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Без согласия родителей и родни, как правило, обязательно не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. - Ребята, а как на Кубани обращались к отцу, к матери? («Вы» «Вы, мама», «Вы, тату».) - А какие семьи были на Кубани? (Семьи на Кубани были большие, что объяснялось постоянной нуждой в рабочих руках и сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. В казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.) - Ребята, а сколько детей было в казачьей семье? (В казачьей семье было 5-7 детей. Казаки любили детей и рады были и мальчику и девочке. Но мальчику радовались больше, так как это был будущий защитник, продолжатель рода, и на будущего казака, воина община выдавала наделы земли).
- А какие обязанности выполняли дети в казачьей семье? (Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу).
- А чему учили сыновей отцы и деды? (они обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости).
- Каким делам обучали девочек бабушки и мамы? (Умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства, вышивать, прясть, шить, ткать.)
-Ребята, а как относились в семьях к старшим? (Заботились о них, проявляли поддержку, оказывали помощь. Уважение прививалось с ранних лет. К дедушке ласково обращались «батько». Слова старшего являлись для младшего обязательными. Всегда спрашивали совета. И во всех делах и спорах - слово старшего было решающим, и требовало немедленного исполнения).
Б) Участники складывают пазл «Екатерина 2»
- Ребята, а чем значима личность Екатерины 2 для Кубани? (Екатерина 2 в 1792 г. издала указ об образование Черноморского казачьего войска, что стало началом складывания казачьего войска и традиций на Кубани) - Ребята, а когда приказом императрицы было образовано Черноморское казачье войско? (1792 г.)
В) Участники складывают пазл «А.В. Суворов» - Ребята, а чем значима личность А.В. Суворова для истории Кубани?
Самый заметный след в истории нашего города, бесспорно, принадлежит великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Именно благодаря его активной деятельности на месте будущей станицы Усть-Лабинской появились первые русские люди. В конце ноября 1777 года Суворов получает приказ генерал- фельдмаршала Румянцева-Задунайского о назначении его командовать Кубанским корпусом. Прибыв на Кубань в январе 1778 г., А.В.Суворов начинает осуществлять план установления мира на Кубани. Изучив берега Кубани, Суворов приходит к выводу о необходимости строительства цепи оборонительных укреплений, т.к. правобережье Кубани практически не было укреплено от набегов. |