Урок по истории Кубани "Земля незнаемая"
методическая разработка по краеведению (6 класс) по теме
Методическая разработка урока по кубановедению к модулю " История Кубани (IV - XVI вв)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_kubani_zemlya_neznaemaya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. «Земля незнаемая»
Цель.
Изучить период существования Тмутараканского княжества вне русского государства (первое десятилетие XII века).
Задачи.
1. Познакомить с периодом Тмутараканского княжества, «отпавшего» от русских земель.
2. Продолжить развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
3. Воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства.
Термины и понятия: половцы, кыпчаки, «каменные бабы».
Исторические личности: патриарх Никон, В. Н. Татищев.
Учебное оборудование.
1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.
Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009
2. Атлас "История Кубани".
3. Видеофильм "История Кубани".
ТСО: мультимедийное оборудование
Тип урока: комбинированый.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Тмутаракань после 1094 года.
2. Половцы и аланы на кубани.
III. Закрепление изученного материала.
VI. Рефлексия/саморефлексия.
V. Домашнее задание.
- Организационный момент.
Вхождение в тему: постановка целей и задач урока.
Инициация, формирование ожиданий учащихся.
Учитель объясняет учащимся форму проведения учебного задания и практический выход (конечный результат). В конце урока школьникам предлагается дать ответ на следующие вопросы:
- Под чей контроль попали в XII веке попали территории, входившие в состав Тмутараканского княжества?
- Какие племена (народности) обитали на территории Северо –Западного Кавказа и каково было их влияние на
Культуру местных народов?
Интерактивная беседа (передача и объяснение нового материала).
Материал для учителя.
В 1792 году на территории таманской крепости был найден замечательный памятник русской палеографии и эпиграфики XI века - знаменитый Тмутараканский камень, хранящийся сейчас в Эрмитаже. Надпись, высеченная на большом мраморном блоке, взятом из какой-то разрушенной постройки византийского или греческого времени, гласит: "В лето 6576 индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутаракани до Корчева 10 000 и 4000 сажен". Памятник является одной из древнейших русских надписей и точно датирует самое первое из известных нам геодезических мероприятий на Руси. В переводе на современное летосчисление 6 индикт 6576 года означает декабрь 1067-го - январь 1068 года.
В Таманском археологическом музее, что находится в современной станице Тамань, сейчас хранится лишь мемориальная колонна с надписью об этой находке, сделанной академиком Н.А. Львовым-Никольским в 1803 г. В ней сказано: "Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тмутараканском, найденном в 1792 г. атаманом Головатым. Свидетельство его свету сообщил граф Пушкин…"
Тмутараканский камень подтверждает свидетельства русских летописей о существовании одноименного княжества и устанавливает его точное местонахождение. До находки камня это княжество помещалось разными исследователями в весьма отдаленных друг от друга уголках Древней Руси - от Литвы до Крыма. Так, В. Н. Татищев полагал, что Тмутаракань находилась в Рязанской области. М. М. Щербатов размещал ее в районе Азова. А. Лызлов и П. Рычков определяли местонахождение княжества и города близ Астрахани. И. Н. Болтин искал Тмутаракань в верховьях реки Ворсклы. Правда, еще в 1736 году, за 56 лет до находки камня, петербургский профессор Г.3.Байер писал: "Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Босфора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря". Однако, как сказано в начале этой работы, камень, разрешивший вопрос с местонахождением забытого княжества не позволяет локализовать его столицу.
Cобытия XI века. Преподобный Никон довольно скоро покинул Тмутаракань, чтобы выполнить свою историческую миссию - создать летописный свод 1073 года, послуживший основой "Повести временных лет". При отъезде Никон оставил на попечение князя Глеба основанный в 1068 году на окраине Тмутаракани монастырь, созданный по образцу Печерского. А уже в следующем году уехал из Тмутаракани Глеб, получивший в удел Новгород. В княжестве остались его младшие братья - Роман Красный и Олег Гориславич. Роман и Олег вместе с двоюродным братом Борисом Вячеславичем, пригласив половцев, совершили поход на Чернигов и захватили его. Великий князь Изяслав и его брат Всеволод заключили с половцами сепаратный договор и разбили дружины братьев. Роман был убит, а Олег схвачен половцами и отправлен в Константинополь, а затем в ссылку на остров Родос. Преемник Изяслава великий князь Всеволод прислал в Тмутаракань своего наместника Ратибора. Известны найденные здесь свинцовые печати с надписью "от Ратибора", подтверждающие летописные известия. В 1081 году молодые князья Давид Игоревич и Володарь Ростиславич захватили Тмутаракань. Еще через два года вернувшийся из родосской ссылки Олег Святославич прогнал Давида и Володаря и снова стал тмутараканским князем. В надписи на одной из печатей он назван "архонтом Матархи, Зихии и всей Хазарии". За время, проведенное в Византии, он женился и крестился под именем Михаил. В Тамани были найдены монеты князя Олега-Михаила, которые сделаны из серебра и по внешнему виду очень напоминают византийские милиарисии. Кстати, жена Олега - знатная гречанка Феофания Музалон - носила титул архонтессы России (Росии/Руссии/Русии)… Нет - не всей страны, конечно. Так назывался один из городов Тмутараканского княжества, точное местонахождение которого, к сожалению, так же не установлено. Скорее всего, это был ближайший к Тмутаракани город, так как тому есть косвенные подтверждения. Олег, в последний раз вокняжившись в Тмутаракани, через некоторое время избавился от своей жены-гречанки, отдав ей город Россию (отсюда и архонтесса), а сам женился на дочери половецкого хана Осолука, скорее всего, из политических соображений. Феофания перешла в Россию со всей своей византийской дружиной, а Олег остался с половцами. После этого, между городами постоянно происходили конфликты. В принципе, не исключено, что передача России Феофании была оговорена еще перед заключением брака в Византии, ведь город Россия отсутствовал в упомянутой уже печати Олега-Михаила. Зато она упоминалась в договоре византийского императора Мануила с генуэзцами 1169 года. Договор предусматривал свободную торговлю генуэзских купцов повсеместно, за исключением Матархи и России. Вероятно, война между половецкой и византийской партиями позднего Тмутараканского княжества кончилась в пользу сограждан Феофании. Половцам, с их экстенсивной формой скотоводства важны были дружеские отношения с торговыми городами, на площадях которых нельзя было пасти коней, зато можно было приобретать полезные вещи из Константинополя - этого Парижа средневекового времени.
И снова стоит отойти немного назад: в 1093 году умирает киевский князь Всеволод, и уже через год Олег начинает новую войну за свои династические интересы. На сей раз - вместе с половцами. Как известно, современники этих событий осудили действия Олега, а для многих их потомков он стал родоначальником целой династии коварных Ольговичей - союзников половцев, заклятых врагов русской земли. Автор "Слова о полку Игореве" навеки заклеймил его печальным прозвищем "Гориславич". С болью он писал: "Тои бо Олег мечем крамолу ковше / И стрелы по земле сеяше".
Таким образом, последний раз Тмутаракань упоминается в летописях под 1094 годом, когда Олег с половцами пришел в Чернигов (В. Н. Татищев, правда, считал, что Олег владел Тмутараканским княжеством и в 1113 году). После этого глухие упоминания о Тмутаракани есть, собственно, только в "Слове о полку Игореве", где она названа "землей незнаемой". Дикое поле половцев надолго отрезает княжество от земли русской. Именно тогда герой "Слова…" - князь Игорь, внук Олега Гориславича организует свой поход, дабы "поискати града Тмутараканю".
Задание № 1
Ответить на вопросы от Почемучки.
Почему в «Слове о полку Игореве» Тмутаракань упоминается как «земля незнаемая»?
Почему прекратило своё существование Тмутараканское княжество?
Работа с учебником. Проработка содержания темы на стр. 75-77
Задание № 2
Ответить на вопрос № 3, на стр. 77 учебника
III. Закрепление изученного материала.
- Рефлексия учащихся.
Задание № 3
Проработка понятий.
Вписать недостающую информацию:
В середине XI века в степях Северо –Западного Кавказа появились тюркоязычные племена-________________.Их называли также _______________________. Половцы вели постоянную борьбу с местными племенами________
___________________ . Известные памятники культуры, оставленные половцами – каменные изваяния, именуемые __________________________________________ . В течение долгих десятилетий Русь вела с ____________________ постоянные войны, неся большие потери. Только в начале _______________ века ______________________ _________________________ удалось оттеснить большую часть половцев на__________________ _________________.
Слова для справок: Северный Кавказ, половцы, Владимир Мономах, кыпчаки, половецкие бабы, адыги, 12 век.
Задание № 4
Учитель возвращается к задачам урока.
Ответить на вопросы:
- Под чей контроль попали в XII веке попали территории, входившие в состав Тмутараканского княжества?
- Какие племена(народности) обитали на территории Северо –Западного Кавказа и каково было их влияние на
Культуру местных народов?
Саморефлексия учащихся.
Проанализировать урок и заполнить таблицу
П «+» что понравилось | М «-» Не понравилось | И Интересно было на уроке |
VI. Домашнее задание.
Параграф № 15, стр. 74-77
Выполнить задание № 4 (стр. 77).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"
Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....
Презентация к уроку по истории Татарстана "Волжская Булгария: история становления государственности"
Презентация к уроку по истории Татарстана (НРК) для 6-го класса....
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .
Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)
Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....
Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс
Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...