ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ
статья на тему

Декоративное искусство в течение многих веков развивалось  в народном творчестве в рамках художественных ремесел. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать,  используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения декоративного искусства создаются ради удовлетворения   как материальных, так и духовных потребностей человека и являются частью материальной культуры общества. Они являются важнейшими элементами художественно-содержательной предметной среды, служат практическим целям и одновременно украшают быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrazhenie_etnicheskikh_motivov_v_sovremennom_1.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В СОВРЕМЕННОМ

ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ

Е. Устила, г. Саранск

Декоративное искусство в течение многих веков развивалось  в народном творчестве в рамках художественных ремесел. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать,  используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения декоративного искусства создаются ради удовлетворения   как материальных, так и духовных потребностей человека и являются частью материальной культуры общества. Они являются важнейшими элементами художественно-содержательной предметной среды, служат практическим целям и одновременно украшают быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.

Изначально декоративное искусство, подобно другим видам художественного творчества человека, не осознавалось как искусство. Люди делали необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: костюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. Зародившееся еще при родовом строе желание людей украшать себя различными предметами в эпоху рабовладения получило новый толчок. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища, например, ковры, напольные вазы. Здесь уже на первом плане стояла красота. Подобные вещи еще сохраняли свою целесообразную прежнюю форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Именно это искусство в XIX веке и назвали декоративным («декор», «украшение»).

Сегодня декоративное искусство развивается в разных направлениях. К произведениям декоративного искусства можно отнести  керамику, стекло,  художественный текстиль, художественную обработку дерева и т.д., а также произведения, обладающие монументальным характером.  В Республике Мордовия наиболее широко представлена художественная вышивка, скульптурная и декоративная резьба по дереву, интенсивно развивается гобелен и роспись по ткани.

Нам бы хотелось рассмотреть одно из наиболее масштабных   направлений декоративного искусства, находящееся  на стыке с архитектурой, сценографией  – сценический   занавес. Занавес в театре – это одновременно и техническое устройство, и декорация. С одной стороны, занавес служит для перекрытия сцены, а с другой – обозначает начало и конец сценического действия. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительного настроя зрителей на восприятие спектакля. В сценическом занавесе все имеет значение – его внешний вид, фактура, цвет, характер движения, способ раскрытия сцены. Занавес в декоративном искусстве республики Мордовии представлен достаточно широко. Несмотря на то, что  Саранск, является небольшим по численности городом, он имеет достаточное количество сценических площадок.

Появление атрибутики мордовского народного искусства в мире сцены, театрального или концертного действия, явление закономерное. Только он способен быстро нацелить зрителя на событие, акцентировать характер  происходящего на сцене. В качестве основной идеи при создании занавеса активно используются образы мордовского искусства, получившие наиболее яркое воплощение в мордовском народном костюме.  Он представляет собой уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей этноса, его представлений о картине мира. Семиотика мордовского костюма наиболее ярко выражается в вышивке, своими истоками  уходящей   в далекую  древность.  Украшая одежду, народные  мастерицы  веками  отбирали лучшие  узоры орнамента,  несли  из поколения в поколение  национальное  богатство   вышивальных  традиций.

Основной темой, озвученной в оформлении сцены в Мордовии, остается орнамент мордовской вышивки.  Орнамент    это «своеобразный» архетип народного искусства.  Появление традиционного орнамента в современном декоративном искусстве,  несомненно, вызывает в человеке  определенные стереотипные представления, становясь основой коммуникации. Его визуальная и содержательная основа  вызывает эмоции, связанные не только с эстетическим восприятием и художественным впечатлением, но и с переживанием узнавания.  Появление  орнамента в  сценическом занавесе –  это, прежде всего, мир деталей, где орнаментальная форма, цвет  зачастую становятся  ключом к пониманию художественной идеи всей  интерьерной среды   театрального или  концертного зала.

Следует добавить, что основную нагрузку  оформления средового пространства сцены несет одежда сцены, а именно  кулисы и занавес-задник. Например, кулисы Мордовского государственного национального драматического театра оформлены очень крупными ромбовидными мотивами, выполненными способом текстильной аппликации. Стилизованные орнаментальные розетки, расположенные вертикально, создают на каждой кулисе ритм, который множится в повторах кулисных планов сцены. Мы можем обнаружить орнаментальные мотивы и в антрактно-раздвижном занавесе Мордовского государственного национального драматического театра. Орнамент  тактично введен в центральную изобразительную композицию, красный  цвет  усиливает его образное начало.

Еще один занавес-задник, содержательное и композиционное решение которого не обошлось без включения мордовской орнаментики,   выполнен  в технике аппликации с элементами росписи для сцены Мордовского национального театра оперы и балета им. И. М. Яушева.  В образ «Мирового древа»,  использованного в качестве формообразующего и идейного начала художественного решения,  авторы  проекта  включили мотивы традиционного орнамента.  Сделано это путем включения накладных, закрепленных сверху и свисающих свободно книзу орнаментированных полотен. Основные мотивы орнамента легко узнаваемы  –  это ромбические фигуры и их вариации.  Орнамент, получив в пластической линии всей композиции занавеса собственное пространство, заиграл  по-особому  в его складках и светотеневых ритмах. Выделив орнамент из общей плоскости, приблизив его к зрителю, авторы, тем самым, акцентировали его символическую формулу и декоративные  смыслы.

Сценический занавес  Республиканского дворца культуры (г.Саранск) представляет собой интересный пример обращения к мифологическим образам этнокультуры, а именно,  к образу птицы.  И вновь мы видим включение большого количества орнаментальной формы. Она сильно стилизована, имеет несколько вариантов развития. Необычным был и выбор нехарактерной зеленовато-белой гаммы.

 Театральная сцена Института национальной культуры Мордовского государственного университета  им. Н. П. Огарева оборудована элементами одежды сцены, в которых использованы образы орнаментальной резьбы древней мордвы, а именно стилизованные мотивы орнаментики предмета ритуальной культуры «паря» – свадебного сундука. Основная идея супер-занавеса сконцентрировалась в изображении вертикального ритма полотен-полотенец с изображением очень условных ромбовидных орнаментальных мотивов.  

На основе орнаментальной формы построен весь композиционный и образный строй занавеса Республиканского театра кукол в городе Саранске. Ступенчатый ритм, тематика  украшений и все тот же ромбический орнамент, колорит, делают его особенно  узнаваемым. Крупные  орнаментальные мотивы  как бы «вплавлены» в поверхность занавеса и составляют с фоном единое целое.  Цветовой колорит поддерживает традиционную цветовую гамму, характерную для мордовского костюма.

Таким образом, интерес к художественным достижениям мордовского народного искусства сегодня можно обнаружить в использовании одного из ярких атрибутов народного традиционного костюма – орнамента в оформлении сцены.  На наш взгляд, это объясняется не только желанием  использовать его  художественный арсенал, но и стремлением сохранить художественные достижения этнокультуры.  Вместе  с тем это позволяет говорить и о тенденции  вывести развитие традиционных ценностей этнокультуры на новый уровень, с целью их репрезентации в новых, отвечающих современным запросам формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современное декоративное искусство. Сухая аппликация»

Методическая разработка  к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Современное декоративное искусство. Сухая аппликация» по программе Б.М. Неменского....

Современное декоративное искусство. Витраж.

План-конспект урока "Современное декоративное искусство. Витраж"...

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

"Современное декоративное искусство. Витраж"

"Современное декоративное искусство. Витраж"Урок ИЗО по программе Б.М. Неменского, 5-й класс   ...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Презентация на тему: "Современное декоративное искусство. Батик"

ull;Батик- - искусство росписи по ткани. Это искусство пришло к нам из Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в ну...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...