ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ
статья на тему
Декоративное искусство в течение многих веков развивалось в народном творчестве в рамках художественных ремесел. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения декоративного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека и являются частью материальной культуры общества. Они являются важнейшими элементами художественно-содержательной предметной среды, служат практическим целям и одновременно украшают быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_etnicheskikh_motivov_v_sovremennom_1.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТРАЖЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В СОВРЕМЕННОМ
ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ
Е. Устила, г. Саранск
Декоративное искусство в течение многих веков развивалось в народном творчестве в рамках художественных ремесел. Будучи самостоятельной специфической формой художественного творчества, отражения и познания мира, эти произведения обладают возможностями не только отображать, используя специфический для них язык, но и преобразовывать по законам красоты окружающую действительность. Это та область художественного творчества, с которой человек находится в непосредственной близости и контакте всю свою жизнь. Произведения декоративного искусства создаются ради удовлетворения как материальных, так и духовных потребностей человека и являются частью материальной культуры общества. Они являются важнейшими элементами художественно-содержательной предметной среды, служат практическим целям и одновременно украшают быт, создают определенное эмоциональное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонично дополняют друг друга.
Изначально декоративное искусство, подобно другим видам художественного творчества человека, не осознавалось как искусство. Люди делали необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: костюм, бытовую утварь, орудия труда, боевое оружие. Зародившееся еще при родовом строе желание людей украшать себя различными предметами в эпоху рабовладения получило новый толчок. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища, например, ковры, напольные вазы. Здесь уже на первом плане стояла красота. Подобные вещи еще сохраняли свою целесообразную прежнюю форму, но их смысл и ценность были именно в красоте. Именно это искусство в XIX веке и назвали декоративным («декор», «украшение»).
Сегодня декоративное искусство развивается в разных направлениях. К произведениям декоративного искусства можно отнести керамику, стекло, художественный текстиль, художественную обработку дерева и т.д., а также произведения, обладающие монументальным характером. В Республике Мордовия наиболее широко представлена художественная вышивка, скульптурная и декоративная резьба по дереву, интенсивно развивается гобелен и роспись по ткани.
Нам бы хотелось рассмотреть одно из наиболее масштабных направлений декоративного искусства, находящееся на стыке с архитектурой, сценографией – сценический занавес. Занавес в театре – это одновременно и техническое устройство, и декорация. С одной стороны, занавес служит для перекрытия сцены, а с другой – обозначает начало и конец сценического действия. Помимо этого, занавес способствует созданию сценической иллюзии и предварительного настроя зрителей на восприятие спектакля. В сценическом занавесе все имеет значение – его внешний вид, фактура, цвет, характер движения, способ раскрытия сцены. Занавес в декоративном искусстве республики Мордовии представлен достаточно широко. Несмотря на то, что Саранск, является небольшим по численности городом, он имеет достаточное количество сценических площадок.
Появление атрибутики мордовского народного искусства в мире сцены, театрального или концертного действия, явление закономерное. Только он способен быстро нацелить зрителя на событие, акцентировать характер происходящего на сцене. В качестве основной идеи при создании занавеса активно используются образы мордовского искусства, получившие наиболее яркое воплощение в мордовском народном костюме. Он представляет собой уникальный маркер этнокультуры, который фиксирует своеобразие национального характера, материальных и духовных ценностей этноса, его представлений о картине мира. Семиотика мордовского костюма наиболее ярко выражается в вышивке, своими истоками уходящей в далекую древность. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
Основной темой, озвученной в оформлении сцены в Мордовии, остается орнамент мордовской вышивки. Орнамент − это «своеобразный» архетип народного искусства. Появление традиционного орнамента в современном декоративном искусстве, несомненно, вызывает в человеке определенные стереотипные представления, становясь основой коммуникации. Его визуальная и содержательная основа вызывает эмоции, связанные не только с эстетическим восприятием и художественным впечатлением, но и с переживанием узнавания. Появление орнамента в сценическом занавесе – это, прежде всего, мир деталей, где орнаментальная форма, цвет зачастую становятся ключом к пониманию художественной идеи всей интерьерной среды театрального или концертного зала.
Следует добавить, что основную нагрузку оформления средового пространства сцены несет одежда сцены, а именно кулисы и занавес-задник. Например, кулисы Мордовского государственного национального драматического театра оформлены очень крупными ромбовидными мотивами, выполненными способом текстильной аппликации. Стилизованные орнаментальные розетки, расположенные вертикально, создают на каждой кулисе ритм, который множится в повторах кулисных планов сцены. Мы можем обнаружить орнаментальные мотивы и в антрактно-раздвижном занавесе Мордовского государственного национального драматического театра. Орнамент тактично введен в центральную изобразительную композицию, красный цвет усиливает его образное начало.
Еще один занавес-задник, содержательное и композиционное решение которого не обошлось без включения мордовской орнаментики, выполнен в технике аппликации с элементами росписи для сцены Мордовского национального театра оперы и балета им. И. М. Яушева. В образ «Мирового древа», использованного в качестве формообразующего и идейного начала художественного решения, авторы проекта включили мотивы традиционного орнамента. Сделано это путем включения накладных, закрепленных сверху и свисающих свободно книзу орнаментированных полотен. Основные мотивы орнамента легко узнаваемы – это ромбические фигуры и их вариации. Орнамент, получив в пластической линии всей композиции занавеса собственное пространство, заиграл по-особому в его складках и светотеневых ритмах. Выделив орнамент из общей плоскости, приблизив его к зрителю, авторы, тем самым, акцентировали его символическую формулу и декоративные смыслы.
Сценический занавес Республиканского дворца культуры (г.Саранск) представляет собой интересный пример обращения к мифологическим образам этнокультуры, а именно, к образу птицы. И вновь мы видим включение большого количества орнаментальной формы. Она сильно стилизована, имеет несколько вариантов развития. Необычным был и выбор нехарактерной зеленовато-белой гаммы.
Театральная сцена Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева оборудована элементами одежды сцены, в которых использованы образы орнаментальной резьбы древней мордвы, а именно стилизованные мотивы орнаментики предмета ритуальной культуры «паря» – свадебного сундука. Основная идея супер-занавеса сконцентрировалась в изображении вертикального ритма полотен-полотенец с изображением очень условных ромбовидных орнаментальных мотивов.
На основе орнаментальной формы построен весь композиционный и образный строй занавеса Республиканского театра кукол в городе Саранске. Ступенчатый ритм, тематика украшений и все тот же ромбический орнамент, колорит, делают его особенно узнаваемым. Крупные орнаментальные мотивы как бы «вплавлены» в поверхность занавеса и составляют с фоном единое целое. Цветовой колорит поддерживает традиционную цветовую гамму, характерную для мордовского костюма.
Таким образом, интерес к художественным достижениям мордовского народного искусства сегодня можно обнаружить в использовании одного из ярких атрибутов народного традиционного костюма – орнамента в оформлении сцены. На наш взгляд, это объясняется не только желанием использовать его художественный арсенал, но и стремлением сохранить художественные достижения этнокультуры. Вместе с тем это позволяет говорить и о тенденции вывести развитие традиционных ценностей этнокультуры на новый уровень, с целью их репрезентации в новых, отвечающих современным запросам формах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современное декоративное искусство. Сухая аппликация»
Методическая разработка к проведению урока по изобразительному искусству в 5 классе по теме «Современное декоративное искусство. Сухая аппликация» по программе Б.М. Неменского....
Современное декоративное искусство. Витраж.
План-конспект урока "Современное декоративное искусство. Витраж"...
Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».
Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...
"Современное декоративное искусство. Витраж"
"Современное декоративное искусство. Витраж"Урок ИЗО по программе Б.М. Неменского, 5-й класс ...
Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс
Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...
Презентация на тему: "Современное декоративное искусство. Батик"
ull;Батик- - искусство росписи по ткани. Это искусство пришло к нам из Индонезии: мастера издавна занимались там росписью ткани. Они наносили орнаменты восковой смесью, а затем ткань окрашивали в ну...
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»
Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...