программа "Азбука здоровья"
рабочая программа на тему
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 1 классов средней общеобразовательной школы и может быть реализована в процессе их обучения и воспитания на уроках здоровья, а также во внеклассной работе, в системе дополнительного образования в рамках школы и в учреждениях дополнительного образования. Актуальность выбранной темы определяется тем, что на передний план выдвигается проблема сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, вызванных не правильным подходом к жизни. Предлагаемая программа построена на основе “Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев и “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
С.ВИЗИНГА
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
спортивно-оздоровительная направленность
Состовитель: Морозова Ирина Александровна
с. Визинга, 2011 г.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Концепция программы
Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. В последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, неблагополучная экологическая ситуация, экономическая и политическая нестабильность общества, душевное состояние современных взрослых, которое, естественно, передается детям, и многое другое являются главными причинами этого. Все это предполагает актуальность разработки и проведение мероприятий по улучшению здоровья учащихся, профилактики заболеваний не только на уроках, но и во внеурочное время.
Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья, способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 1 классов средней общеобразовательной школы и может быть реализована в процессе их обучения и воспитания на уроках здоровья, а также во внеклассной работе, в системе дополнительного образования в рамках школы и в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что на передний план выдвигается проблема сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, вызванных не правильным подходом к жизни.
1.2 Цели и задачи программы
Предлагаемая программа построена на основе “Уроки Мойдодыра”, Г.Зайцев и “50 уроков здоровья”, Н.Коростелев.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, содействие оздоровлению учащихся).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
- отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
- создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
- расширить знания детей о том, что вредно и полезно;
- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
- знакомства с правилами личной гигиены;
- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
- формировать у ребенка потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
- Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие методы в организации учебно-воспитательного процесса:
- Словесные методы – рассказ, чтение, беседа.
- Работа с литературой.
- Методы практической работы – упражнения, испытания, рассматривание, обсуждение.
- Методы игры – конкурсы, соревнования, викторины, познавательные и развивающие игры.
- Наглядный метод обучения - наглядные материалы (картинки, рисунки, фотографии, предметы гигиены и быта), демонстрационные материалы (образцы моделей).
- Проектные методы – проектирование и моделирование изделий.
Основные принципы построения учебного занятия.
- Принцип доступности основан на необходимости учета возрастных особенностей детей.
- Принцип наглядности способствует приобретению достоверных знаний на основе восприятия конкретных данных.
- Принцип творчества. Творческий подход к выполнению некоторых заданий.
Базовыми компонентами каждого занятия являются: работа по формированию и расширению знаний учащихся; выполнение физических упражнений, в игровой форме; организация общения детей.
Схема построения занятия одинаковая: повторение пройденного материала
изучение новой темы закрепление.
Год обучения | Возраст детей | Количество детей | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятия |
1 | 6-8 лет | 21 | 1 | 40 минут |
- Характеристика программы
Тип: программа внеурочной деятельности.
Вид: модифицированная.
Направленность: спортивно-оздоровительная.
Срок реализации: 1 год.
- Организационно-педагогические основы процесса
Программа состоит из основного блока, который предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста - 6-8 лет, учеников 1 класса. Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 1 год обучения — 34 часа.
Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
Проведение занятий исключает академический стиль назидания и указания. Это скорее всего совместное размышление об образе жизни, попутные советы, путешествие в тайны своей сущности, связанное со многими открытиями. Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребенка формировалось настроение особой радости, нежности к самому себе, а через себя — к другим.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, игровая педагогика. Использование на занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ребенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. Кроме этого, предполагается проведение подвижных, развивающих и психолого-технических игр.
Основные формы работы:
• тематические занятия;
• игровые уроки;
• викторины;
• соревнования;
• совместные мероприятия с родителями и учащимися;
• конкурсы и игры;
• праздники;
• практические и учебные игры;
• заочные путешествия;
• экскурсии;
• презентации;
• занимательные беседы;
• оздоровительные минутки;
• встречи с психологом, врачом и т.д.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятия | Количество занятий | |
теория | практика | ||
1 | Мое здоровье. | 1 | |
2 | Школа здорового питания:
| 0,5 0,3 0,4 0,3 0,5 0,3 0,4 2,7 | 0,5 0,7 0,6 0,7 0,5 0,7 0,6 1 5,3 |
3 | Друг или враг:
| 0,5 0,3 0,8 | 0,5 0,7 1,2 |
4 | Еще раз о здоровье:
| 0,4 0,4 0,8 | 0,6 0,6 1 2,2 |
5 | Я и мир вокруг меня
| 0,5 0,4 0,9 | 0,5 0,6 1,1 |
6 | Чтоб не случилось беды. | 1 | |
7 | Секреты из лукошка:
| 0,4 0,4 0,8 | 0,6 0,6 1,2 |
8 | Вредные привычки:
| 0,4 0,4 0,8 | 0,6 0,6 1,2 |
9 | Хорошо ли плохо:
| 0,5 0,5 | 1 0,5 1,5 |
10 | Дорогое слово. | 0,5 | 0,5 |
11 | «Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо». | 0,3 | 0,7 |
12 | Всемирный день здоровья «Друзья Мойдодыра». | 1 | |
13 | Путешествие по цветочному городу. | 0,3 | 0,7 |
14 | Человек, что это:
| 0,4 0,3 0,6 | 0,6 0,7 1,4 |
15 | Забота ЛОРа на дому:
| 0,3 0,3 0,6 | 0,7 0,7 1,4 |
16 | Ах, лето:
| 0,3 0,3 | 0,7 1 1,7 |
17 | Путешествие в страну здоровья. |
| 1 |
10 | 24 | ||
34 часа |
3 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Тема занятия | Задачи | Формы работы |
1 | Мое здоровье – 1 час. | Ознакомить учащихся с основными правилами здорового образа жизни. Познакомить с режимом дня, закаливанием, физминутками, спортивными секциями. | Конкурсно-игровая программа |
2 | Школа здорового питания – 8 часов: - «Питание и здоровье». - «Хлеб - всему голова». - «Каша – мать наша». - «Знаем мы наверняка: нет полезней молока». - «Овощи и фрукты – витаминные продукты». - «Во саду ли, в огороде». - «Кругосветное путешествие вокруг стола». - «Советы доктора Неболита». | Формировать у школьников представление об основных принципах рационального питания и его влияние на учеников; привитие навыков здорового образа жизни. Знакомство ребят с разнообразием хлебных продуктов и их энергетической ценностью. Расширение представления о крупах, их полезных свойствах, о том, что каша – лучшее блюдо для детей на завтрак. Формирование представления о значении молока и молочных продуктов в питании детей. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей, их значение для организма.
Расширение представления детей об Экзотических фруктах, их разнообразии и значении для организма. Знакомство детей с разнообразными блюдами, которые готовят в других странах; привитие вкусовых практических навыков. Расширение детей об лечебных свойствах некоторых продуктов, их способности оздоравливать и укреплять организм. | Практическая игра. Выставка изделий учащихся (дополнительная работа учащихся с родителями (изготовление интересного бутерброда)). Познавательная игра Практическая игра. Выставка изделий учащихся (изготовление матрешек из различных круп). Познавательная игра Познавательная игра. Выставка работ учащихся (дополнительная работа учащихся с родителями (изготовление съедобных поделок из овощей и фруктов)). Познавательная игра. Выставка работ учащихся (изготовление не съедобного ананаса). Практическая игра. Презентации. Конкурсно-игровая программа |
3 | Друг или враг – 2 часа: - «Про орехи, репу и зубную щетку». - «Чтобы зубки не грустили». | Расширить знания детей о зубах и их болезнях. Углубить знания гигиены полости рта, научить правильно чистить зубы (экскурсия в мед. кабинет школы к стоматологу). Расширить знания детей о том, что вредно и полезно для зубов, содействовать выработке устойчивой привычки заботиться о здоровье зубов. | Заочная экскурсия в зубной кабинет. Встреча с врачом – стоматологом. Учебные игры. Занимательная беседа с использованием презентаций. Выставка рисунков учащихся «Чтоб зубки не болели» |
4 | Еще раз о здоровье – 3 часа: - «А ты не забыл носовой платок». - О болезнях. - В бой с простудой. | Расширить знания о носовом платке, о его роли. Платок - преграда для «коварного десанта». Знакомство детей с медицинскими работниками разных специальностей (педиатр, окулист, хирург, дерматолог, ЛОР, мед. сестра и т.д.). Расширение знаний о их работе и о болезнях которые они лечат, о мере профилактики данных болезней. Познакомить детей с основными правилами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Способствовать потребности следить за своим здоровьем. | Занимательная беседа с использованием игры Заочное путешествие в страну лекарей. Деловая игра. |
5 | Я и мир вокруг меня – 2 часа: - «Твой внешний вид». - «От шкуры до щкольной формы». | Прививать детям стремление одеваться соответственно гигиеническим требованиям; познакомить с историей изготовления одежды; развивать этический вкус; воспитывать аккуратность, чистоплотность, опрятность. Познакомить с историей изготовления одежды и обуви; одежда и обувь современных школьников; форма, чем она хороша. | Заочная экскурсия в мир моды. Выставка работ учащихся (совместная работа учащихся и родителей по изготовлению поделки «Мой стиль»). Занимательная беседа «Путешествие назад в прошлое». Игровые минутки. |
6 | Чтоб не случилось беды – 1 час. | Расширить представление детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. | Викторина. |
7 | Секреты из лукошка – 2 часа.: - «Наказание за незнание». - «По грибы, по грибы». | Расширить представление детей о растениях. Познакомить с опасными растениями. Учить детей правилам безопасного обращения с незнакомыми ягодами. Расширить представление о грибах. Познакомить с полезными и вредными грибами. Рассказать о пользе грибов для животных. | Заочная экскурсия. Заочная экскурсия. |
8 | Вредные привычки - 2 часа: - «Не пробовать, не начинать». - «Детям особенно вредно!» | Формировать представление детей о вреде вредных привычек – алкоголя и курения. Прививать детям ответственное отношение к здоровью. | Учебно-практическая игра. |
9 | Хорошо ли плохо – 2 часа: - «В булочной». - «Подумаем вместе». | Расширить знания детей о правилах поведения в общественных местах. Совершенствовать навыки культуры общения. Воспитывать нравственно-эстетические качества. Формировать представление о характере, о положительных и отрицательных сторонах человека. Побуждать к познанию внутреннего мира человека. Способность к осознанию черт своего характера. | Викторина. Занимательная беседа-практикум. Встреча с психологом. Дополнительно «Урок доброты». |
10 | Дорогое слово – 1 час. | Расширить представление о семье, о мире в семье, о положительном климате в семье и его роли. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким. | Занимательная беседа-практикум. |
11 | «Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо» - 1 час. | Научить детей управлять своими Эмоциями. Научить быть внимательными к окружающим людям | Практическая игра. Презентации. Выставка работ учащихся «Улыбнемся миру» |
12 | Всемирный день здоровья «Друзья Мойдодыра» – 1 час. | Формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье, как самой главной ценности. | Конкурсно-игровая программа. Использование презентаций. Совместное мероприятие родителей и учащихся. |
13 | Путешествие по цветочному городу – 1 час. | Расширить знания поведения на улице. Формировать умение проявлять заботу, терпение, внимание к окружающим людям. | Экскурсия по улицам села. |
14 | Человек, что это? – 2 часа. - «Каков я есть и каким я буду». - «Как устроен человек» | Формировать представление детей о возрастных особенностях. Формировать положительное представление о себе, развивать навыки самоанализа. Систематизировать представление детей об организме человека. | Учебно-практическая игра. Игра-путешествие. |
15 | Забота ЛОРа на дому – 2 часа. - Забота о глазах. - Чтоб уши слышали. | Формировать представление детей об органах чувств, об враче, который занимается их лечением. Познакомить с основными правилами сохранения зрения и гимнастики для глаз. Обсудить правила ухода за ушами, сохранения слуха. Вспомнить и закрепить правила гигиены человека. | Учебно-практическая игра. Выставка рисунков учащихся «Что вредно для глаз» Учебно-практическая игра. |
16 | Ах, лето – 2 часа. - «Ласковое солнце и свежий воздух». - Правила безопасности на воде. | Рассказать о влиянии свежего воздуха и солнца на человека. Учить детей правилами правильного загара и закаливания летом. Расширить знания детей о поведении на воде | Учебно-практическая игра. Викторина. |
17 | Путешествие в страну здоровья – 1 час. | Актуализировать знания детей об «Уроках здоровья». Подведение итогов всего года. | Конкурсно-игровая программа. |
Всего 34 часа |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уровень результатов | ||
Приобретение школьником социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
- как правильно надо мыть руки и лицо; - как заботиться о глазах и как ухаживать за ушами, зубами; - знать правила ухода за кожей и о том, как следует питаться; - о правилах поведения в школе, на улице, в общественных местах и дома; - о вреде курения и алкоголя; - о пользе физических упражнений и закаливания, правила безопасного поведения на воде и т.д. | - выполнять гигиенические требования по уходу за кожей тела, лица, рук и соблюдение гигиенических правил для девочек (мальчиков) и т.д.; - выполнять правила безопасного поведения в повседневной жизни; - выполнять утреннюю зарядку; - выражать словами: свое настроение, изменения в настроении; свои ощущения, которые испытываю при различных действиях со своим организмом; свои эмоции и чувства, испытываемые при общении с людьми, животными и т.д. | - совместная деятельность учащихся с родителями по исследованию и контролю здоровья самих учеников, и выпуску альбома «Дневник здоровья». |
5 ЛИТЕРАТУРА
- Группа продленного дня: Конспект занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2011. – 272 с.
- Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации / Авт.-сост. В.М. Пашнина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 251 с.
- Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: Укрепление организма. /Худ. Гофман О. – СПб., 1997. – 112 с.
- Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья: Рассказы / Худож. В. Левинсон. – М.: Дет. лит., 1991. – 111 с.
- Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для воспит. дошк. образ. учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – 376 с.
- Сказка К.И. Чуковского «Мойдодыр»: Журнал начальная плюс ДО и ПОСЛЕ / Школа ,2007, № 1.
- “Уроки Мойдодыра”, Г.К. Зайцев, СПб, 1996 г.
- Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) / Авт.-сост. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2011. – 288 с.
- Уроки здоровья в начальной школе : стандарты второго поколения / Э.Н. Петлякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 222 с.
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / Авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...