Общешкольное мероприятие "Что такое Патриотизм Или отдать жизнь за Родину"
методическая разработка на тему

Стаценко Вера Викторовна

Общешкольное мероприятие было проведено в МОУ СОШ № 8 п. Катасон.Приняли участие учащиеся 6,7,8 и 9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Что такое патриотизм  Или отдать жизнь за Родину»

        Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем мероприятии мы с вами поговорим о том что такое патриотизм, что значит быть патриотом и что для каждого из нас означает слово Родина?

        Я хочу послушать вас, ответьте мне на вопрос  что значит быть патриотом?

(ответы учащихся)

Если мы заглянем в толковый словарь то увидим такое определение этому слову :

ПАТРИОТИЗМ  – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (патриотизм русских воинов)

-Так что же значит любить свою родину?

(ответы учащихся)

 - У каждого человека когда он слышит слово «Родина» возникают какие-то ассоциации, у кого-то это родной дом, у кого-то это поле,березки,сад около дома,а какие у вас возникают ассоциации когда вы слышите слово «Родина»?

-Считаете ли вы себя патриотами?

-В чем же проявляется ваш патриотизм?

      Раз вы являетесь патриотами сейчас мы проверим знаете ли вы символы нашего государства и что они означают.

-Назовите символы нашего государства?(герб, гимн, флаг)

      Наука об изучении гербов называется геральдикой. Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам царствования князя Ивана Ш, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

      Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении.

       Российский двуглавый орел, продолжая традиции православной Византии, символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней поры, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

    Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных народов – русских, украинцев и белорусов.

     Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

     Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами.

      История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича (XVII в.). В период его царствования с Россией воссоединились Малороссия (нынешняя Украина) и Белоруссия. Благодаря этому и появился триколор (флаг с тремя полосами). Красный цвет соответствовал великороссам (русским), синий – малороссам (украинцам), белый – белорусам.

       По другой версии: на Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь. Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

       Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя.

       Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые.

       Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Наверное, не найдется у нас в стране человека, не знающего его стихов – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие.

       Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Кроме того, А.Александров – организатор знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Российской армии, который носит теперь его имя.

        Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн?

(Звучит гимн Р.Ф.)

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!

С.Синицын

      Говоря о патриотизме ,о любви к нашей Родине, нашему Отечеству, как вы думаете какой период в истории нашей страны мы просто обязаны с вами вспомнить?(Великая Отечественная война)

      Конечно же Великая Отечественная война. Когда советские люди не думая о своей собственной  жизни спасали свою родину от захватчиков, они не знали слова выгода, нажива, замерзали, голодали ,но шли вперед.А сколько подростков добавляли годы,чтобы пойти на фронт. Сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернется. Долг живых – никогда не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от немецкого рабства. Мы у них в вечном долгу.

      Но только ли тех кто воевал мы можем назвать патриотами страны?

      А те кто был в тылу, им ведь тоже было не легко!

      Многие женщины, имея на руках маленьких детей, о которых нужно было заботиться, работали на заводах и фабриках.

Дети и старики, стоя у станков днями и ночами, изготавливали оружие для солдат, постоянно не доедая, в холоде и преодолевая тяжелейшие условия. Они делали все, что было в их силах, чтобы помочь пережить войну и одержать победу над захватчиками.

Сегодня мы с вами вспомним некоторых из этих героев. Ребята ,у вас были индивидуальные задания.

Зоя Космодемьянская

      В конце сентября 1941 года гитлеровцы двинули свои танковые колонны на Москву.

      В тот злосчастный октябрьский день московская комсомолка Зоя Космодемьянская переступила порог кабинета секретаря московского горкома комсомола Саши Шелепина. Она знала от директора своей 201-й московской школы, в которой в канун начала войны успела закончить 9-й класс, что комсомольский секретарь столичного горкома обзванивает все московские школы, интересуясь, кто из старшеклассников делает успехи в изучении немецкого языка. 18-летняя девушка знала, что директор школы рекомендовал её.

     …Группа мальчишек и девчонок, в основном того же возраста, что и Зоя, - правда, некоторые могли быть года на два постарше, - была выстроена в коридоре разведшколы. Официально это сверхсекретное заведение именовалось войсковой частью 9903. На курсантах - тёплая гражданская одежда. Зоя - в своём домашнем пальто. За плечами мальчишек и девчонок - вещевые мешки с продовольствием, боеприпасами, бензином. У мальчишек они достигали в весе 19 килограммов, у девчонок - поменьше. У девочек на армейских ремнях под пальто и ватниками - пистолеты.

      Вот дословный текст первого задания группы, в которую входила Космодемьянская: "Вам надлежит воспрепятствовать подвозу боеприпасов, горючего, продовольствия и живой силы путём взрыва и поджога мостов, минирования дорог, устройства засад в районе дороги Шаховская-Княжьи Горы. Задача считается выполненной, если: а) уничтожить 5-7 автомашин и мотоциклов; б) уничтожить 2-3 моста; в) сжечь 1-2 склада с горючим и боеприпасами; г) уничтожить 15-20 офицеров".Задание было выполнено успешно.

        Второе боевое крещение для Зои оказалось и последним.

         Кроме поджога жилищ, в которых располагались наступавшие на Москву фашисты, нужно было ещё уничтожить в деревне Петрищево и аппаратуру германской армейской радиоразведки, умело замаскированной в этой глухомани. ...Поздним вечером 28 ноября 1941 года разведчиков оставалось только трое: Зоя, комсорг всей разведшколы Вася Клубков и Борис Крайнов. Распределили между собой участки поджогов в Петрищеве. Условились, что после того, как загорится вся деревня, курсанты соберутся в лесу (ребята знали, что немцы туда нос сунуть боятся) и уйдут вместе к Москве. Но к лесу подошёл лишь один Борис. Долго ждал товарищей, но не дождался. Лишь через несколько месяцев в разведшколе узнали о трагедии, произошедшей 28-29 ноября в Петрищеве. Зою схватили ,когда она пыталась поджечь  хату в которой квартировали немцы, чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Хозяйка избы, в которой пытали героиню, рассказала, что четыре гитлеровца, раздев догола девушку, опрокинули её на скамейку и одновременно били ремнями и резиновыми дубинками.А после этого вывели ее на мороз полураздетую. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была повешена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года. На грудь ей при этом повесили табличку с надписью  «Поджигатель».Зоя Космодемьянская была первой женщиной, которой в Великую Отечественную войну присвоили звание героя Советского Союза.

Марат Казей.

        ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

           За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

        Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

       Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

         За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков.

        Леня Голиков рос в деревне Лукино ,  на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Окончил 7 классов школы, был пионером. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

       Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

        Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми.

        Леня Голиков погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука, Дедовичского района Псковской области, не дожив  и до 17 лет.

        Звание Героя Советского Союза присвоено Л. А. Голикову 2 апреля 1944 года, посмертно. Он награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалью "За отвагу". Похоронен  в  деревне  Острая Лука. Герою установлены памятники в Великом Новгороде и Москве на ВДНХ. Его именем названы улицы в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Пскове, Старой Руссе, Окуловке, с. Пола, п. Парфино, совхоз в Парфинском районе Новгородской области, судно юных моряков в Старой Руссе.

Николай Гастелло.

       6 мая 1907 года в Москве в семье рабочего из Белоруссии обрусевшего немца Франца Гастелло родился мальчишка, которого назвали Николаем. Жили на рабочей окраине, так что большую часть времени Коля проводил на улице. Там и закалился его характер – неуступчивый, упрямый. И хотя Гастелло не был лидером в мальчишечьих ватагах, но друзья знали – на него всегда можно положиться, не выдаст.

       Свой первый боевой вылет экипаж Гастелло совершил уже в 5 часов утра 22 июня 1941 года. Но в первые три дня авиационный полк понес значительные потери, и 24 июня решено было из остатков самолетов собрать две эскадрильи, одну из которых и возглавил Николай Гастелло.

       26 июня 1941 года, в самом начале войны, в течение всего дня 3-й корпус дальнебомбардировочной авиации наносил удары по противнику. Военные действия происходили в Белоруссии, в районе  деревни Декшаны. 207-й авиационный полк выполнял второй за день боевой вылет. В составе полка было два самолета. Экипаж Николая Гастелло состоял из четырех человек: штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста сержанта Алексея Калинина и стрелка адъютанта эскадрильи лейтенанта Григория Скоробогатого. О втором самолете мало что известно, только лишь то, что его пилотом был старший лейтенант Федор Воробьев, а штурманом был лейтенант Анатолий Рыбас. Спустя чуть более часа после начала полета с высоты была обнаружена колонна вражеской боевой техники. На базу вернулся только один самолет, пилотируемый лейтенантом Воробьевым. По прибытии он и штурман подали рапорт, в котором описали подвиг командира Гастелло и его экипажа. По их словам, самолет Гастелло был подбит и Николай направил его в колонну бронетехники, и мощным взрывом была уничтожена основная часть бронетехники. Уже 26 июля 1941 года Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    Спасибо, ребята . Мы услышали всего четыре истории, а сколько их было!!!

    Сколько жизней было положено ради своей любимой страны, сколько человеческих судеб было сломано ради того , чтобы мы с вами жили и строили наше будущее.Эти люди возложили на нас с вами огромную ответственность, они спасли страну для нас, чтобы мы с вами заботились о ней, берегли ее.

    - Согласитесь ли вы со мной в том, что нынешняя молодежь не та, что была 50, 60, 70 лет назад  ?

    -Как вы думаете, что или кто тому виной?

       Сейчас мы с вами посмотрим небольшой документальный фильм. Он длится всего 13 минут, но что вложено в эти 13 минут. И если после его просмотра вы загляните внутрь себя, переоцените свое поведение в чем-то, я буду очень рада.

(Просмотр фильма)

Какое впечатление на вас произвел этот фильм?

Нельзя по-настоящему любить Родину , не зная ее героического прошлого. Итак, ребята, говоря о патриотизме наших солдат, об истоках массового героизма в годы

войны,  необходимо  помнить,  что  они  родились  в  борьбе  за

светлое дело —  за жизнь, честь, достоинство, независимость

нашей  Родины.  Ради жизни  на  земле. Уже  сам  образ жизни

нашей  страны,  воспитание  молодого  поколения  нацеливают

человека на  самое  главное  в жизни —  служение Родине, на-

роду.

         Ребята!  На  западе  часто  раздаются  голоса,  что  прошло

уже много лет с военной поры, что пора уже забыть военные  

беды, невзгоды. Как вы думаете, вправе мы забывать войну?

Сдать в архив все военные документы, не трогать их и не те-

ребить  в  памяти  оставшихся  в живых  участников  тех  собы-

тий? Почему мы не вправе забывать те годы? Почему мы, за-

таив  дыхание,  слушаем  рассказы  ветеранов,  читаем книги  о героизме и патриотизме в военное время?

     Ну что же, ребята,  верно мы  сегодня  говорили,

что  защищали  наши  с  вами  деды  свое  государство,  значит,

защищали свою родную землю, и что мы должны помнить о

войне, чтобы не повторились ужасы тех лет.

Но вы, ребята, должны помнить, что корни человека свя-

заны  с  прошлым  его  страны.  Человек,  истинный  гражданин

своей страны,настоящий патриот должен знать ее историю, а также историю военных  лет,  знать  своих  героев,  тех,  кому  он  обязан жизнью.

Вы согласны со мной?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое патриотизм?"

Классный час в девятом классе....

Диспут "Что такое патриотизм"

Сегодня очень модно стало говорить о патриотизме, о любви к Родине, однако сам термин «патриотизм» не имеет чёткого определения.Это был первый диспут, который я проводила с пятиклассниками, поэтому мн...

Классный час "Что такое патриотизм".

Классный час на тему "Что такое патриотизм". Беседа о патриотическом воспитании и гражданственности, история Российского Союза Молодежи (РСМ)....

«Научно-исследовательская деятельность учащихся основной школы по историческому краеведению как средство воспитания патриотизма и любви к малой родине»

В работе изложены основные принципы организации научно-исследовательской деятельности учащихся, опыт работы в ГБОУ ООШ с.Абашево....

Сценарий ко Дню воина-интернационалиста Что значит отдать жизнь за интересы своей Родины

Деидеологизация страны поставила перед образованием новые проблемы: отсутствие патриотических чувств (особенно у подрастающих поколений), незнание своих корней, своей культуры, неспособность понять и ...

Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")

В процессе урока раскрывается  основная  мысль  автора  о  несовместимости  понятий  «война»  и «женщина»...