"Я и окружающие"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Занятие направленно на:  формированние  взаимности и удовлетворенности в

              отношениях со сверстниками и взрослыми, анализ социальных связей и отношений с окружающими у

               воспитанников реабилитационного центра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_i_okruzhayushchie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Я и окружающие.

Форма проведения: познавательное занятие.

Контингент воспитанников: 5-9 класс.

Цель: 1. Сформировать у воспитанников взаимности и удовлетворенности в

              отношениях со сверстниками и взрослыми.

            2.Проанализировать социальные связи и отношения с окружающими у

               воспитанников.

               

Ход занятия.

      Когда человек только появляется на свет, его уже ждут: мама, папа, бабушка и дедушка, врачи и медицинские сестры. Только что родившийся человек мал, беспомощен, он зависит от этих людей.

С начало ребенок видит только маму, потом маму и папу, других членов семьи. Это общение с окружающими по мере роста ребенка все расширяется и расширяется. Детский сад – это уже целая группа сверстников, школа – одноклассники, учителя, другие взрослые.

Человек растет, он уже не беспомощен и может сам оказать помощь (например, заболевшему скворцу или котенку).  У человека появляются друзья во дворе,  где он живет, одноклассники.

  В этих отношениях с окружающими людьми (социальных  связях) человек и проявляет свою личность, своё Я. Человек представляет собой  не  что иное, как сумму, совокупность всех его связей  и отношений с окружающими людьми.

  Какими вы предстаёте в этих отношениях, такая вы и  личность.

 Упражнение «Круг моих связей и отношений с окружающими».

 Сделайте рисунок по схеме на рис., в центре которого изобразите условно себя, а  на остальной части листа  по лучам напишите 5 окружающих, с кем вы чаще видитесь, разговариваете, переписываетесь и т.д.

    Расскажите о людях, которые вам запомнились и которые много значат в вашей жизни. Выберите: ровесника, младшего, маленького ребенка: старше вас, но не взрослого; взрослого; пожилого человека (старика).

 
Упражнение «Что в имени тебе моем?».

  Загадка 1. Без чего человек не может жить?

                                                 (без имени).

Загадка 2. На воде не тонет, на огне не горит,  в земле  не пропадет.

                                              (имя человеческое).

 Задание. Напишите свое имя крупными красивыми буквами  на листе. От каждой буквы вашего имени вниз столбиком напишите слово, которое начинается с этой буквы и характеризует вас. Какими получились слова?

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что – нибудь!

                                                                                                               Г. Камаровский,

                                                                                                             Г.  Ладонщиков.

 Что означает ваше имя? Какие качества человека зашифрованы в его имени: внутренние или внешние?

 Нравится ли вам ваше имя?

 Знаете ли вы когда у вас именины?

Придумайте себе псевдоним.

 

Упражнение «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Раздать  листы, для ответов на вопросы.

 Ответьте на вопросы:

  1. Есть ли у вас  верный друг или подруга? (да или нет).
  2. Кого вы считаете своими друзьями? (напишите имена).
  3. Кого вы считаете просто знакомыми?
  4. С кем вы проводите свободное время (гуляете)? (напишите имена всех).
  5.  Кого из своих соседей по дому вы знаете и с кем общаетесь? (напишите имена).
  6. С кем вы  обсуждаете проблемы, связанные с учебой? (напишите имена).
  7. Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно будет уехать на какое-то время? (напишите имена).
  8. Кто помогает вам в ваших домашних делах? (напишите имена).
  9. С кем вы обсуждаете свои личные проблемы (напишите имена).
  10. С кем у вас чаще всего возникают ссоры, конфликты?
  11. С кем вам легко общаться?
  12. С  кем вам трудно общаться?

 Упражнение  «Я в различных жизненных ролях».

Лет в 10 дома, со своими,

Ты носишь собственное имя.

Но чуть на улицу попал,

Ты это имя потерял.

Здесь нет имен. Здесь носят клички.

А в школе? Тут свои привычки,

Большим тебя считают тут

И по фамилии зовут.

Итак, три звания, три роли:

В семье, на улице и в школе.

                                                                                               В. Берестов.

  Напишите, кем вы являетесь для окружающих, в какой роли выступаете? Представьте себе все свои жизненные роли. В каждой из них вы представляете себя конкретным Я в роли…

         Сын (дочь)

                                                Брат (сестра)

                                              Внук (внучка)

                                  Учащийся

                                             Мальчик (девочка)

                                            Член кружка, секции

                                           Одноклассник.

    В жизни постоянно возникают ситуации, в которых вам приходится делать выбор: как поступить, куда пойти, с кем дружить, кому помочь, к кому обратиться за помощью и т.д. при этом надо принять правильное решение, чтобы получить лучший результат, выигрыш, выгоду.

 Вот тут-то и поможет ваше знание о себе.

Ситуации-пробы.

  Достовернее всего такие знания, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности, на опыте, путем проб и ошибок. «Опыт – это учитель, но берет уж слишком большую плату за ученье» (М. Лауэ). Чтобы вы делали меньше ошибок в решении практических жизненных вопросов, вам предлагается представить себя в проблемной ситуации и попробовать разрешить её на основе имеющихся знаний, в том числе знаний о себе.

  Такие воображаемые ситуации, в которых вам предлагается решить, как следует поступить, будем называть ситуациями-пробами.

«Разберись в людях».

   В нашей жизни принимают участие множество людей: родители, школьные друзья, приятели по двору, учителя, родственники.

  Задание.  Вспомните всех своих друзей, приятелей, одноклассников. Расположите их в порядке значимости для вас. А теперь составьте из них другой список  в зависимости от того, какой интерес они испытывают  к вам, сколько времени посвящают вам. Сопоставить (сравнить) оба списка.

  Есть ли такие, которые много значат для вас, но  не уделяет вам нужного внимания? Почему?

 Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы, подумайте, что и как можно изменить, чтобы улучшить отношения с окружающими.

 Социально - приемлемые позиции:

- Объективная оценка себя и взаимоотношений с другими людьми;

- умение критически посмотреть на всю жизненную позицию;

- умение ценить людей по поступкам.

 

 

Тест «Самооценка».

  Разделите лист  бумаги на 4 ровные части. Даны 4 набора слов, характеризующих  положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение.

Межличностные отношения, общение.

  1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
  2. Заботливость – мысль или действие, направленное на создание благополучия людей, их попечение и уход.
  3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость.
  4. Коллективизм – способность поддерживать коллективное начало, общие интересы, общее дело.
  5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужые нужды
  6. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение  к переживаниям, несчастью людей.
  7. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
  8. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
  9. Ответственность – стремление отвечать за свои действия.
  10. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей.

Поведение.

  1. Активность – проявление заинтересованного, деятельностного отношения к окружающему миру, энергичное поведение.
  2.  Порядочность – неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
  3. Твердость – умение настоять на своем.
  4. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний и сомнений.
  5. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
  6. Добросовестность – четкое и качественное выполнение своих обязанностей.
  7. Настойчивость – упорство в достижении цели.
  8. Самокритичность – стремление объективно оценивать свое поведение, признание своих ошибок и недостатков.
  9. Самостоятельность – способность осуществлять действия без посторонней помощи, своими силами.
  10. Уравновешенность – ровный, спокойный характер и поведение.

Деятельность.

  1. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
  2. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
  3. Собранность – сосредоточенность, подтянутость, аккуратность.
  4. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
  5. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
  6. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
  7. Трудолюбие – любовь к труду, деятельности, требующей напряжения.
  8. Дисциплинированность – привычка к порядку, следование нормам и правилам.
  9. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
  10. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.

Переживания и чувства.

Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.

  1. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
  2. Милосердие – готовность помочь, простить из человеколюбия, сострадания.
  3. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
  4. Стыдливость - способность испытывать чувство стыда, неловкости от совершенного или сказанного.
  5. Жалостливость  – склонность к состраданию, жалости.
  6. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
  7. Сдержанность – способность сдерживать проявление своих чувств.
  8.  Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
  9. Взволнованность - мера переживания, душевное беспокойство.
  10. Восторженность  - большой подьем чувств, восторг восхищение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минипроект Я и окружающий мир Минипроект Я и окружающий мир

Работа над проектом состоит из нескольких модулей и рассчитана на два года групповой урочной и  внеурочной деятельности учащихся.Для выполнения проекта учащимся необходимы следующие навыки:...

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»

Методическая разработка урока   3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....