"Я и окружающие"
план-конспект занятия (9 класс) на тему
Занятие направленно на: формированние взаимности и удовлетворенности в
отношениях со сверстниками и взрослыми, анализ социальных связей и отношений с окружающими у
воспитанников реабилитационного центра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_okruzhayushchie.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Я и окружающие.
Форма проведения: познавательное занятие.
Контингент воспитанников: 5-9 класс.
Цель: 1. Сформировать у воспитанников взаимности и удовлетворенности в
отношениях со сверстниками и взрослыми.
2.Проанализировать социальные связи и отношения с окружающими у
воспитанников.
Ход занятия.
Когда человек только появляется на свет, его уже ждут: мама, папа, бабушка и дедушка, врачи и медицинские сестры. Только что родившийся человек мал, беспомощен, он зависит от этих людей.
С начало ребенок видит только маму, потом маму и папу, других членов семьи. Это общение с окружающими по мере роста ребенка все расширяется и расширяется. Детский сад – это уже целая группа сверстников, школа – одноклассники, учителя, другие взрослые.
Человек растет, он уже не беспомощен и может сам оказать помощь (например, заболевшему скворцу или котенку). У человека появляются друзья во дворе, где он живет, одноклассники.
В этих отношениях с окружающими людьми (социальных связях) человек и проявляет свою личность, своё Я. Человек представляет собой не что иное, как сумму, совокупность всех его связей и отношений с окружающими людьми.
Какими вы предстаёте в этих отношениях, такая вы и личность.
Упражнение «Круг моих связей и отношений с окружающими».
Сделайте рисунок по схеме на рис., в центре которого изобразите условно себя, а на остальной части листа по лучам напишите 5 окружающих, с кем вы чаще видитесь, разговариваете, переписываетесь и т.д.
Расскажите о людях, которые вам запомнились и которые много значат в вашей жизни. Выберите: ровесника, младшего, маленького ребенка: старше вас, но не взрослого; взрослого; пожилого человека (старика).
Упражнение «Что в имени тебе моем?».
Загадка 1. Без чего человек не может жить?
(без имени).
Загадка 2. На воде не тонет, на огне не горит, в земле не пропадет.
(имя человеческое).
Задание. Напишите свое имя крупными красивыми буквами на листе. От каждой буквы вашего имени вниз столбиком напишите слово, которое начинается с этой буквы и характеризует вас. Какими получились слова?
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет,
Поля полет,
Паша пашет,
Соня спит,
Катя катит,
Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что – нибудь!
Г. Камаровский,
Г. Ладонщиков.
Что означает ваше имя? Какие качества человека зашифрованы в его имени: внутренние или внешние?
Нравится ли вам ваше имя?
Знаете ли вы когда у вас именины?
Придумайте себе псевдоним.
Упражнение «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Раздать листы, для ответов на вопросы.
Ответьте на вопросы:
- Есть ли у вас верный друг или подруга? (да или нет).
- Кого вы считаете своими друзьями? (напишите имена).
- Кого вы считаете просто знакомыми?
- С кем вы проводите свободное время (гуляете)? (напишите имена всех).
- Кого из своих соседей по дому вы знаете и с кем общаетесь? (напишите имена).
- С кем вы обсуждаете проблемы, связанные с учебой? (напишите имена).
- Кого вы можете попросить заботиться о животных или цветах в вашем доме, если вам нужно будет уехать на какое-то время? (напишите имена).
- Кто помогает вам в ваших домашних делах? (напишите имена).
- С кем вы обсуждаете свои личные проблемы (напишите имена).
- С кем у вас чаще всего возникают ссоры, конфликты?
- С кем вам легко общаться?
- С кем вам трудно общаться?
Упражнение «Я в различных жизненных ролях».
Лет в 10 дома, со своими,
Ты носишь собственное имя.
Но чуть на улицу попал,
Ты это имя потерял.
Здесь нет имен. Здесь носят клички.
А в школе? Тут свои привычки,
Большим тебя считают тут
И по фамилии зовут.
Итак, три звания, три роли:
В семье, на улице и в школе.
В. Берестов.
Напишите, кем вы являетесь для окружающих, в какой роли выступаете? Представьте себе все свои жизненные роли. В каждой из них вы представляете себя конкретным Я в роли…
Сын (дочь)
Брат (сестра)
Внук (внучка)
Учащийся
Мальчик (девочка)
Член кружка, секции
Одноклассник.
В жизни постоянно возникают ситуации, в которых вам приходится делать выбор: как поступить, куда пойти, с кем дружить, кому помочь, к кому обратиться за помощью и т.д. при этом надо принять правильное решение, чтобы получить лучший результат, выигрыш, выгоду.
Вот тут-то и поможет ваше знание о себе.
Ситуации-пробы.
Достовернее всего такие знания, которые приобретаются в процессе жизнедеятельности, на опыте, путем проб и ошибок. «Опыт – это учитель, но берет уж слишком большую плату за ученье» (М. Лауэ). Чтобы вы делали меньше ошибок в решении практических жизненных вопросов, вам предлагается представить себя в проблемной ситуации и попробовать разрешить её на основе имеющихся знаний, в том числе знаний о себе.
Такие воображаемые ситуации, в которых вам предлагается решить, как следует поступить, будем называть ситуациями-пробами.
«Разберись в людях».
В нашей жизни принимают участие множество людей: родители, школьные друзья, приятели по двору, учителя, родственники.
Задание. Вспомните всех своих друзей, приятелей, одноклассников. Расположите их в порядке значимости для вас. А теперь составьте из них другой список в зависимости от того, какой интерес они испытывают к вам, сколько времени посвящают вам. Сопоставить (сравнить) оба списка.
Есть ли такие, которые много значат для вас, но не уделяет вам нужного внимания? Почему?
Правильно ли вы ведете себя с ними? Сделайте выводы, подумайте, что и как можно изменить, чтобы улучшить отношения с окружающими.
Социально - приемлемые позиции:
- Объективная оценка себя и взаимоотношений с другими людьми;
- умение критически посмотреть на всю жизненную позицию;
- умение ценить людей по поступкам.
Тест «Самооценка».
Разделите лист бумаги на 4 ровные части. Даны 4 набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение.
Межличностные отношения, общение.
- Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
- Заботливость – мысль или действие, направленное на создание благополучия людей, их попечение и уход.
- Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость.
- Коллективизм – способность поддерживать коллективное начало, общие интересы, общее дело.
- Отзывчивость – готовность отозваться на чужые нужды
- Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
- Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.
- Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
- Ответственность – стремление отвечать за свои действия.
- Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей.
Поведение.
- Активность – проявление заинтересованного, деятельностного отношения к окружающему миру, энергичное поведение.
- Порядочность – неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
- Твердость – умение настоять на своем.
- Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний и сомнений.
- Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
- Добросовестность – четкое и качественное выполнение своих обязанностей.
- Настойчивость – упорство в достижении цели.
- Самокритичность – стремление объективно оценивать свое поведение, признание своих ошибок и недостатков.
- Самостоятельность – способность осуществлять действия без посторонней помощи, своими силами.
- Уравновешенность – ровный, спокойный характер и поведение.
Деятельность.
- Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
- Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
- Собранность – сосредоточенность, подтянутость, аккуратность.
- Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
- Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
- Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
- Трудолюбие – любовь к труду, деятельности, требующей напряжения.
- Дисциплинированность – привычка к порядку, следование нормам и правилам.
- Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
- Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
Переживания и чувства.
Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
- Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
- Милосердие – готовность помочь, простить из человеколюбия, сострадания.
- Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
- Стыдливость - способность испытывать чувство стыда, неловкости от совершенного или сказанного.
- Жалостливость – склонность к состраданию, жалости.
- Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
- Сдержанность – способность сдерживать проявление своих чувств.
- Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
- Взволнованность - мера переживания, душевное беспокойство.
- Восторженность - большой подьем чувств, восторг восхищение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минипроект Я и окружающий мир Минипроект Я и окружающий мир
Работа над проектом состоит из нескольких модулей и рассчитана на два года групповой урочной и внеурочной деятельности учащихся.Для выполнения проекта учащимся необходимы следующие навыки:...
Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи
Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...
Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.
АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....
Методическая разработка урока 3 класс. Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир» (Под редакцией В.В. Воронковой) Тема « Дикие животные». « Медведь»
Методическая разработка урока 3 класс.Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Окружающий мир»(Под редакцией В.В. Воронковой)...
Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"
Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»
Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...
Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"
Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....