Декада точных наук
материал
Подборка материала и план декады точных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_dekady_tochnykh_nauk.doc | 30 КБ |
zadachi_v_stikhakh.doc | 35 КБ |
zachem_chisla.doc | 523.5 КБ |
logicheskie_zadachi_s.doc | 87 КБ |
sofizmy.doc | 206.5 КБ |
stsenka1.doc | 27.5 КБ |
stsenka2.doc | 25.5 КБ |
stsenka3.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Декада точных наук
Цели:
- Повышение уровня развития учащихся по предметам точных наук, расширение их кругозора;
- Развитие у учащихся интереса к занятиям математикой, физикой, информатикой;
- Углубление представления учащихся об использовании сведений по математике, физике, информатике в повседневной жизни;
- Воспитание самостоятельности мышления, воли, упорства в достижении цели, чувства ответственности за свою работу перед коллективом.
Задачи предметной декады:
- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения внеклассных мероприятий;
- Вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
- Выявить учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики, физики, информатики.
План проведения декады точных наук-МИФ.
23 января – открытие декады. На открытие приглашаются по 3 представителя от каждого класса. Открытие проводит 9А класс. Ответственная – Казакова О.В.
24 января – «МИФическая вертушка» для 8-х классов. В вертушке участвует весь класс. Каждый класс готовит название и девиз команды.
Станции вертушки:
- Дальше, дальше… Ответственная – Казакова О.В.
- Физическая. Ответственная – Николаенко Г.Р.
- Информатика. Ответственная – Хивренко М.М.
- Музыкальная. Ответственная – Соловьёва Н.А.
- Геометрическая. Ответственная – Хозяшева Л.И.
25 января – Ассорти МИФ для 7-х классов. От каждого класса команда из 7 человек, название и девиз команды. Болельщики приветствуются. Проводит «Ассорти МИФ» 10Б класс. Ответственная -Камынина Т.Н.
26 января – «Инфознайка». Участвуют все желающие по предварительной заявке. Конкурс изобретений среди учащихся 8-х классов.
27 января – «В бой идут математики» для 6-х классов. От каждого класса команда из 7 человек, название и девиз команды. Болельщики приветствуются. Бой проводит 11 класс. Ответственная – Соловьева Н.А.
30 января – «Математический КВН» для 5-х классов. От каждого класса команда из 7 человек, название, девиз команды и математическая сказка. Болельщики приветствуются. Проводит КВН 10А класс. Ответственная – Хозяшева Л.И.
31 января – закрытие декады. Подведение итогов и награждение.
Объявляются конкурсы:
- Лучший эрудит. (Индивидуальный конкурс).
- МИФ-газет. (По классам).
- Знаток пословиц и поговорок, содержащих числа. (По классам).
Предварительный просмотр:
Задачи в стихах
На две партии разбившись, | У меня в одной коробке есть жуки |
Есть кадамба-цветок; | Гуси с юга к нам летели |
Когда Гераклом Герион | Видя, что плачет Эрот, |
Их было десять дураков, | Птицы, звери и жуки |
Предварительный просмотр:
"Все есть число", — говорили пифагорийцы (ученики древнегреческого математика Пифагора). Значит всё можно обозначить числом.
Так как многие предметы внешнего мира имеет схожую форму, возникла потребность их сосчитать. Например, сколько коров в стаде. Сколько добыто рыб, или зайцев. Т.е. число и арифметика возникли из практической деятельности человека.
Так как многие народы в древности не общались друг другом, то у разных народов возникли разные системы счисления и представления чисел и цифр.
Число - это обобщение, так как разными числами можно подсчитать разные предметы.
Цифры – это значки, с помощью которых записывают числа. Система счисления или нумерация – это способ записи чисел с помощью цифр.
У первобытных людей не было даже чисел, они количество предметов отображали равным количеством каких-либо значков. Такими значками могли быть зарубки, черточки, точки, а так же узелки на веревках.
Это самая простая система счисления. В этой системе счисления для записи чисел используется только одна цифра. Ее можно изобразить в виде палочки ?, кружочка 0, или любой другой фигуры. Тогда числа будут записываться примерно так:
1 | ? |
2 | ?? |
3 | ??? |
4 | ??? |
5 | ? ? ? ? ? и т. д. |
Такая система счисления использовалась, и до сих пор используется народами, не имеющими письменности.
Но иногда такой системой счисления пользуются и современные люди, например, отмечая зарубками количество прошедших дней, или карандашом отмечая черточками в тетради количество проданных товаров.
Позже, для облегчения счета, эти значки стали группировать по три или по пять. Такая система записи чисел называется единичной (унарной), так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу.
Но это удобно, пока числа небольшие. Вы только представьте себе число 1 000 записанное с помощью кучки камушков, а 1 000 000? Неудобно?
И люди начали изобретать системы счисления.
Позиционные и непозиционные системы счисления
Системы счисления бывают непозиционными (аддитивными) и позиционными (мультипликативными).
Чтобы разобраться в этом рассмотрим для примера нашу «арабскую» систему счисления. Например, число 3333 – три тысячи триста тридцать три. Здесь каждая цифра «3» в зависимости от того, в каком месте находиться обозначает свое число. Первая тройка слева, это три тысячи, вторая, три сотни, третья – три десятка, четвертая – три единицы. Т.е. это позиционная система. В таких же системах значение каждой цифры, зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа. В непозиционных системах значение каждой цифры не зависит от ее положения (места, позиции) в записи числа.
Число 3333 можно представить в таком виде 3?1000 + 3?100 + 3?10 + 3. Т.е. для представления этого числа используется умножение (по-английски multiplication), отсюда название этой системы - мультипликативная.
В непозиционных же системах для представления числа используется сложение всех цифр, по-английски сложение – add. Поэтому другое название этих систем - аддитивные.
Основание системы счисления – это число, на основе которого ведется счет. Например, если основание системы счисления равно десяти, то минимальная счетная группа этой системы счисления равна десяти, это значит, что, сосчитав какие-либо предметы до десяти, мы считаем снова с единицы, но при этом запоминаем число десятков. В нашей «арабской» системе основанием является число десять. Есть системы счисления и с другим основанием. Это такие системы счисления как пятеричная, двенадцатеричная, двадцатеричная, шестидесятеричная.
Десятеричная и пятеричная система возникла от того факта, что на одной руке человека пять пальцев, на обоих руках 10 пальцев.
Так проще считать. Если добавить пальцы и на ногах, то будет понятная и двадцатеричная система. Происхождение двенадцатеричной системы тоже связано со счетом на пальцах. Считали большой палец руки и фаланги остальных четырех пальцев.
Если двенадцать умножить на пять получим шестидесятеричную систему. Например, на одной руке загибаем пальцы, пока не получим, что отсчитано, пять штук, а на другой руке прикосновением большого пальца к суставам остальных четырех указываем количество этих пятерок.
В некоторых системах счисления используются для обозначения цифр буквы, такие системы счисления называются алфавитными.
Итак, бывают непозиционные (аддитивные) и позиционные (мультипликативные), пятеричные, десятичные, двенадцатеричные, двадцатеричные, шестидесятеричные и алфавитные системы счисления.
Вначале рассмотрим непозиционные (аддитивные) системы счисления.
Непозиционные системы счисления
Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры древние египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и т.д. использовались специальные значки — иероглифы.
Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Система счисления Древнего Египта является десятичной, но непозиционной и аддитивной.
1. Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов Египтяне использовали палочки. | |
Если палочек нужно изобразить несколько, то их изображали в два ряда, причем в нижнем ряду должно быть столько же палочек, сколько и в верхнем, или на одну больше. | |
10. Такими путами египтяне связывали коров | |
Если нужно изобразить несколько десятков, то иероглиф повторяли нужное количество раз. Тоже самое относится и к остальным иероглифам. | |
100. Это мерная веревка, которой измеряли земельные участки после разлива Нила. | |
1 000. Вы когда-нибудь видели цветущий лотос? Если нет, то вам никогда не понять, почему Египтяне присвоили такое значение изображению этого цветка. | |
10 000. "В больших числах будь внимателен!" - говорит поднятый вверх указательный палец. | |
100 000. Это головастик. Обычный лягушачий головастик. | |
1 000 000. Увидев такое число, обычный человек очень удивится и возденет руки к небу. Это и изображает этот иероглиф | |
10 000 000. Египтяне поклонялись Амону Ра, богу Солнца, и, наверное, поэтому самое большое свое число они изобразили в виде восходящего солнца |
Записывались цифры числа начиная с больших значений и заканчивая меньшими. Если десятков, единиц, или какого-то другого разряда не было, то переходили к следующему разряду.
- 1205, - 1 023 029
Попробуйте сложить эти два числа, зная, что более 9 одинаковых иероглифов использовать нельзя, и вы сразу поймете, что для работы с этой системой нужен специальный человек. Обычному человеку это не под силу.
Недостатки непозиционной системы счисления
Непозиционные системы счисления имеют ряд существенных недостатков:
1. Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел.
2. Невозможно представлять дробные и отрицательные числа.
3. Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения. В частности, у всех народов наряду с системами счисления были способы пальцевого счета, а у греков был счетная доска абак – что-то наподобие наших счетов.
Но мы до сих пор пользуемся элементами непозиционной системы счисления в обыденной речи, в частности, мы говорим сто, а не десять десятков, тысяча, миллион, миллиард, триллион.
Далее рассмотрим позиционные системы счисления.
Вавилонская десятеричная / шестидесятеричная
В древнем Вавилоне примерно во II тысячелетие до нашей эры была такая система счисления - числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков: для единицы, и для десятка. Они имели клинообразный вид, так как вавилоняне писали на глиняных табличках палочками треугольной формы. Эти знаки повторялись нужное число раз, например
- 3; - 20; - 32; - 59
Числа больше 60 записывались по разрядам, с небольшими пробелами между ними:
Так записывается число 302, то есть 5*60+2.
1*60*60+2*60+5 = 3725 |
А это 1*60*60+2*60+5 = 3725.
Но представление не которых чисел в этой системе будет одинаковым, например, число 302, может быть и равно и 5*60*60 + 2 = 18002. Так как нет значка для обозначения нуля.
Лишь в V веке до нашей эры был введен особый знак - наклонный клин для обозначения пропущенных разрядов, игравший роль нуля.
2*60*60+3 = 7203 |
это запись числа 7203 (2*60*60+3).
Однако отсутствие низшего разряда не обозначалось, и поэтому число 180 = 3*60 записывалось так , а обозначать эта запись могла и 3, и 180, и 10800 (3*60*60), и т. д.
Считается, что десятичная система была у шумеров, а после того как их завоевали семиты, их система была приспособлена под шестидесятеричную систему семитов.
Шестидесятеричная запись целых чисел не получила широкого распространения за пределами Ассиро-вавилонского царства, но шестидесятеричные дроби применяются до сих пор при измерении времени. Например, одна минута = 60 секунд, один час = 60 мин
Предварительный просмотр:
Математические ребусы #2
Математические ребусы - это ребусы, в которых каждая цифра заменена буквой, причем, если цифры разные, то и буквы разные.
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Сценка «Замечательные цифры».
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это- цифра два,
Полюбуйтесь, какова:
Выбегает двойка шею,
Волочится хвост за нею,
А за двойкой, посмотри,
Выступает цифра три.
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря,
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть- дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семёрка- два кольца,
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка-
Цифровая акробатка.
Цифра вроде буквы «о»,
Это нуль, иль ничего.
Круглый нуль такой хорошенький,
А не значит ничегошеньки.
« Спор»
Ведущий - Жили были в стране математике цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0. И однажды затеяли они спор, кто из них главнее.
Единица - Я лучше всех, я самая стройная, одна единственная такая красавица, занимаю всегда только первые места. Не даром все дети идут в школу 1 сентября.
Ведущий – Да, а ещё говорят «первый блин комом», и «один в поле не воин».
Двойка – Посмотрите, я прекрасная, как лебедь. Не случайно у человека две руки, две ноги, два уха, глаза и говорят, « за одного битого, двух не битых дают»!
Ведущий – Может быть ты и красавица, но не очень-то рады ребята видеть тебя в своих дневниках и тетрадях.
Тройка – Ой, ой, нашли, чем хвалиться. Вот у меня-то, даже своё тридевятое царство имеет, тридесятое государство. Про это любой в книжке прочитать сможет. И у светофора три глаза!
Ведущий – Ну, что ты тараторишь. Разве не знаешь, что «от горшка три вершка», «ревёшь в три ручья» и «врёшь в три короба»!
Четвёрка - Вы, забыли, как меня все любят, какая я популярная! В домах у людей 4 угла, 4 угла у стола, существует 4 времени года и 4 стороны света.
Ведущий – Вот и или ты на все четыре стороны!
Пятёрка – А мне не надо много слов, и так все знают, какая я любимица. Все хотят видеть мой портрет в своих дневниках и тетрадях, и вся работа выполняется пять пальцами на руках!
Ведущий – Ты всегда «перескакиваешь с пятого на десятое»! А ещё любимица!
Шестёрка – Может быть, я не так популярна, как пятёрка, но стоит мне повернуться, я становлюсь в полтора раза больше.
Семёрка – В неделе 7 дней, существует 7 чудес света и про важное дело говорят: « Семь раз отмерь, один раз отрежь»!
Ведущий – Ну и иди семимильными шагами за 7 вёрст киселя хлебать!
Восьмёрка – Посмотрите, как я похожа на матрёшку, на снеговика, на очки. Все меня любят!
Ведущий – Ну ты прямо, как восьмое чудо света!
Девятка – Я самая важная цифра, ведь я больше всех вас, существует 9 планет солнечной системы, одна из которых наша Земля.
Ведущий – Ну, а ты чего молчишь? (спросил ведущий маленького нулика)
Ноль – Мне, пожалуй, нечем хвастаться, ведь я ничего не значу без вас, но зато, если я встану рядом с любой из вас, то вы станете ровно в 10 раз больше. Друзья, мы все по- своему важны, и друг без друга нам трудно. Давайте сведём все споры к нулю, и будем жить дружно!
Предварительный просмотр:
Сценка «Два брата»
Ведущая:
Жили- были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат: Почему ты злишься, брат?
Ведущая: Тот кричит ему:
Треугольник: Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь 3, у тебя же их 4.
Квадрат: Брат, я же старший, я квадрат.
Ведущая: И сказал ещё нежней:
Квадрат: неизвестно, кто нужней!
Ведущая: Но стала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
Треугольник: Приятных я тебе желаю снов. Ложился спать ты квадратом, а проснёшься без углов.
Ведущая: Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть: теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Сценка « Число 13».
Капитан: Что случилось?
Вот беда – разбежались кто куда!
Что случилось? Что случилось?
Ох, «13» появилось!
Вот оно, вот оно –
Несчастливое число.
Член команды:
- Американский миллионер Поль Гете заявлять:
Где 13 человек, - я за стол не сяду!
Чёртова дюжина, не нужна за ужином!
- В итальянской лотерее нет номера 13.
Поочерёдно:
-Во Франции нет домов с номером 13.
-В Женеве самолёты вылетают в 12 часов, а не в 13.
-В самолётах нет 13 места, но…
Англичанин Сипсон, проживающий на 13-м этаже, в 13-ой квартире, получил уведомлении, что его увольняют с 13-го числа, пошёл с горя на футбольный матч и поставил вскоре 13 миллионов. Он выиграл 53457 фунтов стерлингов.
Все:
Мы не верим суеверьям,
Числам всем открыты двери.
И с числом 13
Нас нельзя расставаться.
Предварительный просмотр:
сценка «0 и 1»
Вот это ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал весёлый круглый Ноль
Соседке Единице:
«С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице».
Она окинула его сердитым
Гордым взглядом:
«Ты, Ноль, не значишь ничего.
Не стой со мною рядом!»
Ответил Ноль:
«Я принимаю свою вину, что ничего не стою.
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Длинна и худощава.
Но будешь больше в десять раз,
Когда я встану справа.
Напрасно думают, что Ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в 20 превратим,
Из троек и четвёрок
Мы можем, если захотим,
Составить30,40.
Пусть говорят, что мы ничто.
С двумя нулями вместе
Из единицы выйдет 100,
Из двойки - целых 200»!
На сцене ученицы 5 «А» класса:
Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и про том,
Вы смекайте – ка, друзья,
Очень важная наука
Математика!
Почему корабли
Не садятся не мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель!
Потому что, потому что,
Вы смекайте – ка, друзья,
Капитанам помогает математика!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать,
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессии,
Вы скамекайте - ка друзья,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт кафедр точных наук «МИФ или реальность» (КВН)
Сценарий КВНа для учителей в рамках декады «МИФ или реальность»...
Декада точных наук
Это статья в средствах массовой информации "Пригородная газета" о проведении декады точных наук в школе....
Презентация "Декада точных наук".
Данная презентация содержит материал проведения декад за три учебных года....
статья в газету "Олимпийская декада точных наук"
В данной статье рассказывается о проведении декады точных наук в школе, проведение которой совпало с Олимпийскими играми в Сочи....
План проведения предметной декады точных наук
В представленном материале вы найдётё план проведения декады "точных наук" и аналитическую справку по результатам её проведения....
Отчет о проведение декады точных наук
Материал о проведенных мероприятиях во время декады точных наук...
Внеурочная работа. Мероприятия Декады точных наук (физика)
С 18 по 28 января 2016 года в СП №1 прошла «Декада точных наук».На уроках физики учащиеся 8-х классов приняли участие в «Физическом марафоне». 9-е классы на уроке-проекте увлеченно погрузились в творч...