В помощь ученику
консультация на тему

Арзаняева Ирина Сергеевна

В помощь ученику

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3315.zip14.46 КБ
Package icon 3314.zip5.36 КБ
Package icon 3313.zip7.8 КБ
Package icon 3312.zip11.15 КБ
Package icon 3310.zip9.9 КБ
Package icon 3316.zip17.54 КБ
Package icon 3317.zip5.39 КБ
Package icon 3318.zip5.39 КБ
Package icon 3319.zip4.23 КБ
Package icon 3309.zip15.54 КБ
Package icon 3307.zip4.07 КБ
Package icon 3306.zip7.9 КБ
Package icon 3304.zip39.37 КБ
Package icon 3303.zip4.26 КБ
Package icon 3302.zip9.96 КБ
Package icon 3301.zip12.82 КБ
Package icon 3300.zip45.97 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

СПИРТОВ И ФЕНОЛОВ
НЕКОТОРЫХ АЛЬДЕГИДОВ
НЕКОТОРЫХ КЕТОНОВ
ОСНОВНЫХ КАРБОНОВЫХ КИСЛОТ







Таблица. Физические свойства спиртов и фенолов

Название

Формула

d420

tпл°C

tкип°C

Спирты

метиловый

СН3OH

0, 792

-97

64

этиловый

С2Н5OH

0,79

-114

78

пропиловый

СН3СН2СН2OH

0,804

-120

92

изопропиловый

СН3–СН(ОH)–СH3

0,786

-88

82

бутиловый

CH3CH2CH2CH2OH

0,81

-90

118

вторбутиловый

CH3CH2CH(CH3)OH

0,808

-115

99

третбутиловый

(СН3)3С–OH

0,79

+25

83

циклогексанол

С6Н11OH

0,962

-24

161

бензиловый

C6H5CH2OH

1,046

-15

205

этиленгликоль

HOCH2CH2OH

1,113

-15,5

198

глицерин

НО–СН2–CH(ОН)–СН2OH

1,261

-18,2

290

Фенолы

фенол

С6Н5OH

1,05(43°)

43

180

пирокатехин

о - С6Н4(OH)2

105

245

резорцин

м - С6Н4(OH)2

110

281

гидрохинон

n - С6Н4(OH)2

170

285

Таблица. Физические свойства некоторых альдегидов

Название

Формула

t°кип.,
°C

t°пл.,
°C

d420

Муравьиный
альдегид

O
II 
H–C

H

-92,0

-21,0

0,815
(при 20
°С)

Уксусный
альдегид

O
II 
CH
3–C

H

-123,5

21,0

0,780

Пропионовый
альдегид

O
II 
CH
3–CH2–C

H

-102,0

48,8

0,807

Масляный
альдегид

O
II 
CH
3–CH2–CH2–C

H

-99,0

75,7

0,817

Изомасляный
альдегид

O
II 
CH
3–CH–C
I       I 
CH
3 H

-65,9

64,0

0,794

Таблица. Физические свойства некоторых кетонов

Название

Формула

t°пл.,
°C

t°кип.,
°C

d420

Ацетон (диметилкетон)

CH3–CH3

-95,35

56,2

0,790

Метилэтилкетон

CH3–CH2–CH3

-86,4

79,6

0,805

Метилпропилкетон

CH3–CH2–CH2–CH3

-77,8

101,7

0,809

Диэтилкетон

CH3–CH2–CH2–CH3

-42,0

102,7

0,816

Таблица. Основные карбоновые кислоты (номенклатура, физические свойства)

Название

Формула
кислоты

tпл.
°C

tкип.
°C

ρ
г/см
3

Раство-
римость
(г/100мл
H2O;25°C

Ka
(при 25°С)

кислоты

её соли
(эфиры)

муравьиная

метановая

формиат

HCOOH

8,3

100,5

1,22

1,77.10-4

уксусная

этановая

ацетат

CH3COOH

16,8

118

1,05

1,7.10-5

пропионовая

пропановая

пропионат

CH3CH2COOH

-21

141

0,99

1,64.10-5

масляная

бутановая

бутират

CH3(CH2)2COOH

-6

164

0,96

1,54.10-5

валериановая

пентановая

валерат

CH3(CH2)3COOH

-34

187

0,94

4,97

1,52.10-5

капроновая

гексановая

гексанат

CH3(CH2)4COOH

-3

205

0,93

1,08

1,43.10-5

каприловая

октановая

октаноат

CH3(CH2)6COOH

17

239

0,91

0,07

1,28.10-5

каприновая

декановая

деканоат

CH3(CH2)8COOH

32

269

0,89

0,015

1,43.10-5

акриловая

пропеновая

акрилат

CH2=CH–COOH

13

1,05

бензойная

бензойная

бензоат

C6H5COOH

122

250

1,27

0,34

1,43.10-5

щавелевая

этандиовая

оксалат

COOH
 I
COOH

189,5
(с разп.)

1,65

K1=5,9.10-2

K2=6,4.10-5

пальмитиновая

гексадекановая

пальмитат

CH3(CH2)14COOH

63

219
(17мм)

0,0007

3,46.10-7

стеариновая

октадекановая

стеарат

CH3(CH2)16COOH

70

383

0,0003



Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ АРЕНОВ

Название

Формула

t°.пл.,
°C

t°.кип.,
°C

d420

Бензол

C6H6

+5,5

80,1

0,8790

Толуол (метилбензол)

С6Н5СH3

-95,0

110,6

0,8669

Этилбензол

С6Н5С2H5

-95,0

136,2

0,8670

Ксилол (диметилбензол)

С6Н4(СH3)2

орто-

-25,18

144,41

0,8802

мета-

-47,87

139,10

0,8642

пара-

13,26

138,35

0,8611

Пропилбензол

С6Н5(CH2)2CH3

-99,0

159,20

0,8610

Кумол (изопропилбензол)

C6H5CH(CH3)2

-96,0

152,39

0,8618

Стирол (винилбензол)

С6Н5CH=СН2

-30,6

145,2

0,9060



Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕКОТОРЫХ АМИНОВ

Название

Формула

d420

t° пл.,
°C

t° кип.,
°C

Kb
(H2O; 25°C)

Аммиак

NH3

0,68 в жид.сост.

-77,7

-33

1,8 · 10-5

Метиламин

СН3NH2

0,66 в жид.сост.

-92,5

-6,5

4,4 · 10-4

Этиламин

СН3CH2NH2

0,68

-81,5

+16,5

5,6 · 10-4

Диметиламин

СН3NHСН3

0,68

-96

+7,4

9,0 · 10-4

Пропиламин

СН3СН2СН2NH2

0,72

-83

+50

5,7 · 10-4

Диэтиламин

(СН3СН2)2NH

0,70

-50

+55,5

9,6 · 10-4

Триэтиламин

(СН3СН2)3N

0,71

-115

+89,5

4,4 · 10-4

Циклогексиламин

NH2

0,87

-18

+134

4,4 · 10-4

Этилендиамин

H2NCH2CH2NH2

0,90

+8,5

+116

8,5 · 10-5

Анилин

NH2

1,02

-6

+184

3,8 · 10-10

n – Толуидин

CH3

NH2

1,05

+44

+200

1,4 · 10-9

о – Толуидин

NH2
CH3

0,99

-24

+200

2,4 · 10-10

м – Толуидин


CH
3

NH2

0,99

-31

+203

4,9 · 10-10

n - Нитроанилин

NO2

NH2

1,48

+147,5

+331

1,3 · 10-12



Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
АЛКАНОВ  ЦИКЛОАЛКАНОВ  АЛКЕНОВ   АЛКИНОВ






Таблица. Физические свойства некоторых алканов

Название

Формула

t°пл.,
°С

t°кип.,
°С

d420 *

Метан

CH4

-182,5

-161,5

0,415
(при -164°С)

Этан

C2H6

-182,8

  -88,6

0,561
(при -100°С)

Пропан

C3H8

-187,6

  -42,1

0,583
(при -44,5°С)

Бутан

C4H10

-138,3

-0,5

0,500

(при 0°С)

Изобутан

CH3–CH(CH3)–CH3

-159,4

  -11,7

0,563

Пентан

C5H12

-129,7

     36,07

0,626

Изопентан

(CH)3CH–CH–CH

-159,9

   27,9

0,620

Неопентан

CH3–C(CH3)3

  -16,6

     9,5

0,613

* Здесь и далее в таблицах физических свойств веществ d420 – плотность.
Приводится относительная плотность, т.е.
отношение плотности вещества при 20
°С к плотности воды при 4°С.

Таблица. Физические свойства некоторых циклоалканов

Соединение

t°пл.,
°С

t°кип.,
°С

d 420

Циклопропан

-126,9

-33

0,6881

Метилциклопропан

-177,2

0,7

0,69122

Циклобутан

- 80

13

0,7038

Метилциклобутан

-149,3

36,8

0,6931

Циклопентан

- 94,4

49,3

0,7460

Метилциклопентан

-142,2

71,9

0,7488

Циклогексан

6,5

80,7

0,7781

1 При температуре кипения.

2 При -20,0°С.

Таблица. Физические свойства некоторых алкенов.

Название

Формула

t°пл.,
°С

t°кип.,
°С

d420

Этилен

CH2=CH2

-169,2

-103,8

0,570
(при -103,8°С)

Пропилен

CH2=CH–CH3

-187,6

-47,7

0,610
(при -47,7°С)

Бутен-1

CH2=CH–CH2–CH3

-185,3

-6,3

0,630
(при -10°С )

цис-Бутен-2

H3C  CH3
I    I
C=C
I    I
H   H

-138,9

3,5

0,644
(при -10°С)

транс-Бутен-2

    H  CH3
I    I
C=C
I    I
H
3C   H     

-105,9

0,9

0,660
(при -10°С)

Изобутилен

CH2=C–CH3
I
   CH
3

-140,8

-6,9

0,631
(при -10°С)

Пентен-1

CH2=CH–CH2–CH2–CH3

-165,2

30,1

0,641
(при -25°С)

цис-Пентен-2

   CH3 C2H5
I     I
C=C
I     I
H   H
 

-151,4

37,0

0,656

транс-Пентен-2

CH3  H   
I     I
C=C
I    I
      H  C
2H5

-140,2

36,4

0,649

Таблица. Физические свойства некоторых алкинов

Название

Формула

t°пл.,
°C

t°кип.,
°C

d420

Ацетилен

HCєCH

-80,8

-83,6

0,5651

Метилацетилен

CH3–CєCH

-102,7

-23,3

0,6701

Бутин-1

C2H5–CєCH

-122,5

    8,5

0,6782

Бутин-2

CH3–CєC–CH3

-32,3

   27,0

0,691

Пентин-1

CH3–CH2–CH2–CєCH

-98,0

   39,7

0,691

Пентин-2

CH3–CH2–CєC–CH3

-101,0

   56,1

0,710

3-Метилбутин-1

CH3–CH–CєCH
I      
CH
3  

   28,0

0,665

1 При температуре кипения.

2 При 0°C.



Предварительный просмотр:

1. Освойте химический язык.

Правила составления формул и названий в  химии  — общие, универсальные. Выучить надо только несколько латинских названий элементов и правила постановки суффиксов в названиях. И вы сможете «узнать» любую незнакомую формулу, определить класс вещества, а также предсказать его свойства.

2. Научитесь пользоваться тремя главными таблицами.

Три справочных таблицы: таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд активности металлов. Это огромный подарок для человека, который умеет этими таблицами пользоваться!

70% всей химической информации можно получить их этих таблиц. Поэтому —  изучайте  их, ищите закономерности, пытайтесь с помощью этих таблиц описывать совершенно незнакомые элементы. Они заиграют для вас своими гранями и дадут массу нужной информации.

3. Задачи по  химии  — это не страшно.

Поверьте, что математический аппарат для решения химических задач нужен гораздо более примитивный, чем для экзаменов по математике и физике. Ваших навыков обязательно должно хватить! Тем более, что большинство химических задач максимально приближены к реальности и могут быть заменены задачами на расчёты — например, рецепта торта или приготовления раствора для аккумулятора автомобиля.

Активно применяйте свои математические навыки!

4. Но главное — посещайте занятия, а если пропустили - обращайтесь за консультацией! Материала очень много! Необходима система в получении знаний!



Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРНЫЕ РЕАКЦИИ НА
КАТИОНЫ  И 
АНИОНЫ


КАТИОНЫ

Катионы

Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного катиона,  открываемый  минимум
(чувствительность  реакции)

Калий

К+ 

В нейтральной или уксуснокислой среде:

  1. Кобальтинитрит натрия Na3[Co(NO2)6] образует желтый  кристаллический осадок:

2K+ + Na+ + [Co(NO2)6]3-  K2Na[Co(NO2)6]

Микрокристаллоскопическая реакция с Na2Pb[Cu(NO2)6] – образуются черные кристаллы кубической формы (открываемый минимум - 0,15 µг К+; предельное  разбавление 1:7,5.104).

  1. Окрашивает пламя в фиолетовый цвет.

Натрий  

Na+

  1. Микрокристаллоскопическая реакция с цинкуранилацетатом  Zn(UO2)3(C2H3O2)8 – образуется зелетовато-желтый кристаллический осадок, имеющий форму тетраэдров или октаэдров; открываемый минимум - 12,5 µг Na+; предельное разбавление 1:5.103

Na++Zn(UO2)3(C2H3O2)8 + CH3COO- + 9H2O  NaZn(UO2)3(C2H3O2)9 .  9H2O

  1. Окрашивание пламени – желтое

Аммоний  

NH4+

  1. При действии щелочей при нагревании выделяется аммиак, который обнаруживают по характерному запаху, по посинению влажной лакмусовой бумаги или по почернению фильтровальной бумаги, смоченной раствором соли ртути (I). Чувствительность  реакции - 0,05 µг; предельное разбавление 1:106.

NH4Cl + NaOH  NaCl + NH3 + H2O

(NH4+ + OH- → NH3 + H2O)

  1. Реактив Несслера K2[HgI4] в щелочной среде образует оранжево-коричневый осадок; чувствительность реакции - 0,25 µг иона аммония; предельное разбавление 1:2.107 

Магний  

Mg2+

  1. Магнезон–I (или Магнезон–II) в отсутствие NH4+ дают синее окрашивание; открываемый минимум  - 0,9 µг (или 0,2 µг соответственно).
  2. Оксихинолин (при рН = 10 – 12) дает зеленовато-желтый кристаллический осадок  (чувствительность реакции - 0,1 µг иона магния)
  3. Карбонаты щелочных металлов дают белый осадок карбоната магния, легко растворимый  в кислотах:
    Mg2+ + CO32-  MgCO3

Кальций

Са2+ 

  1. Окрашивает пламя в кирпично-красный цвет.
  2. Щавелевокислый аммоний (оксалат аммония) в уксуснокислом растворе образует белый кристаллический осадок (в отсутствие Ва2+ и Sr2+); чувствительность – 1 µг Са2+

CaCl2 + (NH4)2C2O4 → 2NH4Cl + CaC2O4

(Сa2+ + C2O42-  CaC2O4)

  1. Микрокристаллоскопическая реакция с H2SO4: характерная форма кристаллов в виде длинных игл или пластинок  (чувствительность -  0,1 µг  Са 2+)

Барий  

Ва2+ 

  1. В уксуснокислой среде хромат калия  К2СrО4  или  К2Cr2O7 + CH3COONa  дают  ярко-желтый осадок  хромата бария.
  2. Серная кислота и ее соли  образуют  белый кристаллический осадок сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:

     Ba2+ + SO4 2- BaSO4

(Открываемый минимум - 0,4 µг; предельное разбавление 1:1,25.105).
Гипсовая вода (насыщенный раствор
СаSO4) с Ва2+ на холоде вызывает медленное образование осадка (тогда как для ее взаимодействия с ионами Sr2+ требуется  нагревание).

  1. Окрашивает пламя в желто-зеленый цвет.

Алюминий  

Al3+

  1. Гидроксиды щелочных металлов образуют белый студенистый осадок Al(OH)3, растворимый в кислотах с образованием соли соответствующей кислоты; он также растворим в растворах щелочей с образованием комплексных ионов [Al(OH)4]-:

Al3+ + 3OH-  Al(OH)3         Al(OH)3 + OH-  [Al(OH)4]-

(Гидроксид алюминия проявляет амфотерные свойства)

В отличие от гидроксида цинка, Al(OH)3 не растворяется в NH4OH.

  1. Прокаливание гидроксида алюминия с солью кобальта дает синее  окрашивание  (“тенарову синь” - Со(AlO2)2).
  2. Оксихинолин дает желтый осадок; Ализарин красный S, Хинализарин или Алюминон - красные осадки.       

Хром

Cr 3+

  1. Окислители (например, перманганат калия, пероксид водорода, бромная вода)  превращают зеленые или фиолетовые соединения хрома (III) в соединения хрома (VI)- хроматы СrO42- (желтого цвета) в щелочной среде или дихроматы  Cr2O72- (оранжевого цвета) в кислой среде.
  2. Гидроксиды щелочных металлов образуют серо-голубой осадок Сr(OH)3, проявляющий амфотерные свойства - растворяется в растворах кислот и в избытке щелочей и NH4OH.

Железо

Fe 3+

  1. Гексацианоферрат (II) калия K4[Fe(CN)6] (желтая кровяная соль) образует темно-синий осадок берлинской лазури; чувствительность реакции 0,05 µг Fe3+, предельное разбавление 1:106:

4K4[Fe(CN)6] + 4Fe3+ 12К+ + 4КFeIII[FeII(CN)6]   (а)

  1. Гидроксиды щелочных металлов и NH4OH образуют гидроксид железа (III)  красно-бурого цвета, растворимый в кислотах и нерастворимый в избытке щелочей (отличие от гидроксидов алюминия и хрома). Открываемый минимум - 10 µг железа; предельное разбавление 1:1,6.105.

Fe3+ + 3OH-  Fe(OH)3

  1. Роданид калия или аммония вызывает кроваво-красное окрашивание раствора

FeCl3 + 3NH4SCN  3NH4Cl + Fe(SCN)3

Открываемый минимум - 0,25 µг, предельное разбавление – 1:2.105

Железо

Fe2+

  1. Гексацианоферрат (III) калия K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль) образует темно-синий осадок турнбулевой сини; чувствительность реакции 0,1 µг железа, предельное разбавление 1:5.107 

3K3[Fe(CN)6] + 3Fe2+  3KFeII[FeIII(CN)6] + 6K+   (б)

Недавно было установлено, что берлинская лазурь и турнбулева синь – это одно и то же вещество, т.к. комплексы, образующиеся в реакциях (а) и (б)  находятся  между собой  в равновесии:

KFeIII[FeII(CN)6]  KFeII[FeIII(CN)6]

(В разделе “Железо и его соединения” упомянутые выше реакции (а) и (б)  приведены  в традиционной старой записи).

Цинк

Zn2+

  1. Гидроксиды щелочных металлов образуют белый амфотерный осадок  Zn(OH)2, который растворим в NH4OH c образованием комплексных соединений:

Zn2+ + 2OH-  Zn(OH)2        Zn(OH)2 + 4NH3  [Zn(NH3)4](OH)2

При прокаливании гидроксида цинка с соединениями кобальта образуется  окрашенная в зеленый цвет масса - “ринманова зелень”, представляющая собой цинкат кобальта СоZnO2.

  1. H2S при рН = 2,2 дает белый осадок ZnS

Никель

Ni2+

  1. Гидроксид натрия образует бледно-зеленый студенистый осадок Ni(OH)2; открываемый минимум - 300 µг никеля, предельное разбавление 1:3.105. Осадок растворим в кислотах и в NH4OH и нерастворим в избытке щелочи.
  2. Сероводород не осаждает NiS из сильнокислых растворов; черный осадок сульфида никеля образуется только при рН 4 – 5.
  1. Диметилглиоксим (реактив Чугаева) образует красно-фиолетовый осадок; открываемый минимум - 0,5 µг никеля, предельное разбавление 1:1.106.    

Серебро

Ag+

  1. Соляная кислота дает белый творожистый осадок, растворимый в аммиаке, при подкислении HNO3 аммиачного раствора снова выпадает белый осадок; чувствительность реакции - 0,01 µг Ag+, предельное разбавление 1:105.

Ag+ + Cl- → AgCl

AgCl + 2NH4OH  [Ag(NH3)2]+ + Cl- + 2H2O

 [Ag(NH3)2]+ + Cl- + 2H+ → AgCl + 2NH4+

  1. Сероводород осаждает черный сульфид серебра; открываемый минимум - 1 µг серебра, предельное разбавление 1:5.106.

Медь

Cu2+ 

  1. Растворы солей Сu2+ окрашены в голубой цвет; Cu2+ окрашивает пламя в зеленый цвет.
  2. Сероводород образует черный осадок сульфида меди CuS; открываемый минимум - 1 µг меди, предельное разбавление 1:5.106. Осадок нерастворим в соляной и серной кислотах, но растворяется в горячей конц. НNO3.
  3. Гидроксиды щелочных металлов осаждают  голубой  осадок  Сu(OH)2, который при нагревании дегидратируется и превращается в черный осадок оксида меди CuO:

Cu2+ + 2OH- → Cu(OH)2       Cu(OH)2  CuO + H2O

Открываемый минимум - 80 µг меди, предельное разбавление 1:5.104.
Гидроксид меди растворяется в концентрированных растворах аммиака, образуя аммиакат меди интенсивно синего цвета (реактив Швейцера; растворяет целлюлозу):

Cu(OH)2 + 4NH3 [Cu(NH3)4]2+ + 2OH-




АНИОНЫ

Анион

Реактив, уравнение реакции, признаки присутствия данного аниона,  открываемый  минимум
(чувствительность  реакции)

F- 

  1. AgNO3 не образует осадка, т.к. фторид серебра растворим в воде (в отличие от других галогенидов серебра).
  2. Хлорид кальция дает белый осадок фторида кальция.

Cl- 

  1. В азотнокислой среде AgNO3 дает белый осадок, растворимый в NH4OH. Открываемый минимум - 1 µг Cl-, предельное разбавление  1:105.

Br- 

  1. В азотнокислой среде AgNO3 образует светло-желтый осадок. Чувствительность реакции - 20 µг  Br -, предельное разбавление 1:2.105.
  2. Хлорная вода окисляет бромид-анион до свободного брома, который окрашивает органический растворитель в соломенно-желтый цвет. Фуксин, обесцвеченный гидросульфитом, окрашивается свободным бромом в синий цвет. Чувствительность реакции 50 µг Br-. 2Br- + Cl2  2Cl- + Br2

I-

  1. Нитрат серебра образует темно-желтый осадок AgI, нерастворимый в растворах HNO3, и NH4OH (в отличие от хлоридов и бромидов серебра, растворимых в аммиаке).
  2. Хлорная вода окисляет йодид-анион до йода: 2I- + Cl2 → I2 + 2Cl-
  3. Открываемый минимум - 40 µг I-; предельное разбавление 1:2,5.104 Выделившийся йод можно открыть с помощью крахмала, который окрашивается йодом в синий цвет, или взбалтывая раствор с органическим растворителем, который приобретает красновато-фиолетовую окраску. При прибавлении избытка хлорной воды окраска исчезает, т.к. свободный йод окисляется до бесцветной йодноватой кислоты:

I2 + 5Cl2 + 6H2O 2HIO3 + 10H+ + 10Cl- 

Другие окислители (перманганат калия, дихромат калия и др.) в кислом растворе также окисляют йодид-анион до йода:

Cr2O7 2- + 2I- + 14H+ → 2Cr3+ + 3I2 + 7H2O

2MnO4- + 10I- + 16H+  2Mn2+ + 5I2 + 8H2O

S2-

  1. Хлористоводородная и др. кислоты при взаимодействии с сульфидами  выделяют  сероводород, который имеет запах тухлых яиц:

S2- + 2H+  H2S

  1. Сульфид-анион с катионами многих тяжелых металлов образует разноцветные осадки: ZnS (белый), CdS (желтый), CuS, PbS, NiS (черный), HgS (красный) и др.
  2. Нитропруссид натрия в щелочном растворе дает красно-фиолетовое окрашивание.

SO32-

  1. Йодная  вода или раствор перманганата калия обесцвечивается.
  2. Разбавленные минеральные кислоты выделяют сернистый газ SO2, который обесцвечивает  раствор KMnO4  или йода.

SO42-

  1. Хлорид  бария  дает  белый осадок, нерастворимый в HNO3:

Ba2+ + SO42-  BaSO4

CO32-

  1. Минеральные кислоты разлагают карбонаты (и гидрокарбонаты) с образованием углекислого газа СO2, который с известковой водой образует белый осадок:

CO32- + 2H+ → H2O + CO2           Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3

SiO32-

  1. Минеральные кислоты выделяют гель кремниевой кислоты

СН3СОО-

  1. При растирании в ступке уксуснокислой соли с гидросульфатом калия появляется характерный запах уксусной кислоты (сильная кислота вытесняет из соли слабую):

CH3COOK + KHSO4 → CH3COOH + K2SO4

  1. Хлорид железа (III) дает на холоде интенсивно-красное окрашивание (вследствие гидролиза до основной соли), при нагревании бурый осадок (образуется конечный продукт гидролиза - гидроксид железа (III)).
  2. Этиловый спирт (в присутствии конц. Н2SO4) образует сложной эфир, имеющий специфический фруктовый запах.



Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ  РЯД  НАПРЯЖЕНИЙ  МЕТАЛЛОВ


Li

Cs

K

Ba

Ca

Na

Mg

Al

Zn

Fe

Co

Ni

Sn

Pb

H2

Cu

Ag

Hg

Pt

Au

-3,04

-3,01

-2,92

-2,90

-2,87

-2,71

-2,36

-1,66

-0,76

-0,44

-0,28

-0,25

-0,14

-0,13

0

+0,34

+0,80

+0,85

+1,28

+1,5

Li+

Cs +

K+

Ba2+

Ca2+

Na+

Mg2+

Al3+

Zn2+

Fe2+

Co2+

Ni2+

Sn2+

Pb2+

2 H

Cu2+

Ag+

Hg2+

Pt2+

Au3+

Восстановительная активность металлов (свойство отдавать электроны) уменьшается, а окислительная способность их катионов (свойство присоединять электроны) увеличивается в указанном ряду слева направо.



Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ  РЯД  НАПРЯЖЕНИЙ  МЕТАЛЛОВ


Li

Cs

K

Ba

Ca

Na

Mg

Al

Zn

Fe

Co

Ni

Sn

Pb

H2

Cu

Ag

Hg

Pt

Au

-3,04

-3,01

-2,92

-2,90

-2,87

-2,71

-2,36

-1,66

-0,76

-0,44

-0,28

-0,25

-0,14

-0,13

0

+0,34

+0,80

+0,85

+1,28

+1,5

Li+

Cs +

K+

Ba2+

Ca2+

Na+

Mg2+

Al3+

Zn2+

Fe2+

Co2+

Ni2+

Sn2+

Pb2+

2 H

Cu2+

Ag+

Hg2+

Pt2+

Au3+

Восстановительная активность металлов (свойство отдавать электроны) уменьшается, а окислительная способность их катионов (свойство присоединять электроны) увеличивается в указанном ряду слева направо.



Предварительный просмотр:

АНОДНЫЙ  ПРОЦЕСС


S2-, I-, Br-, Cl-

Xn- – ne  X0

OH-

4OH- – 4e  O2 + 2H2O

NO3-, CO32-, SO42-, PO43-

2H2O – 4e  O2 + 4H+



Предварительный просмотр:

1. Подготовка к ЕГЭ по биологии требует времени.

Например, вы решили сдавать ЕГЭ по биологии. Предмет «биология» кажется очень простым. Птички, цветочки… А на самом деле это около 500 сложнейших тем, так или иначе связанных друг с другом. Для восприятия знаний нужно время! Для того, чтобы их осознать, увидеть, почувствовать, выстроить логические взаимосвязи с уже известным.

Представьте, что вам надо проехать на машине 1000 километров. Но вы ждете до последнего. Не заливаете бензин, не садитесь в машину. Однако вы знаете, что приехать надо к точной дате и времени. И вот осталось пара часов, вы залили полный бак, и даже взяли бензина в запас. Но – опоздали. Хотя и говорили себе, что ехать будете очень быстро.

Многие надеются подготовиться к ЕГЭ за два месяца и сэкономить деньги. Однако скупой платит дважды. Стоимость занятий с репетитором в течение года – около 70 тысяч рублей. А платное обучение на лечебном факультете медицинского вуза стоит 200 тысяч рублей в год и длится 6 лет. Возможные затраты – 1 миллион 200 тысяч рублей.

Значит, есть смысл побороться за бесплатное обучение?
Качественная подготовка к ЕГЭ требует не менее одного учебного года.

2. Штурмуйте ОДНУ вершину, а не десять сразу.

Другими словами – четко определите свою цель. Решили сдавать ЕГЭ по биологии – сконцентрируйте усилия именно на этом предмете. Здесь лучше не стремиться быть «хорошим» для всех, а мыслить рационально.
В школе вас будут тянуть в разные стороны. Вы будете стараться поделить время поровну между всеми школьными предметами, чтобы иметь хороший аттестат и удовлетворить самолюбие классного руководителя. А еще подготовка к последнему звонку, репетиции вальса и всевозможные соблазны.

Быть неорганизованным очень легко. Очень легко поддаваться привычкам. Иногда бывает и так, что ученик делает акцент на том предмете, учитель которого ему нравится как личность. Даже если он не сдает ЕГЭ по этому предмету. Решайте сами, что для вас важнее.

3. Организуйте свое время.

Почему ученики пропускают занятия?

Первая причина понятна – болезни. Конечно, приезжать к репетитору с температурой и насморком (и чихать на него) категорически не рекомендуется. Однако многие пропускают «по болезни» не только недели, но и месяцы.
Значит, надо задуматься о своем здоровье. Что надо сделать, чтобы быть здоровым? Может быть, пересмотреть свой режим дня? Заниматься спортом, укреплять иммунитет.

Вторая причина – хроническая усталость. Родители и учителя привычно называют ее «ленью». А причины, как правило, чисто биологические.

Однажды у меня на занятии ученик заснул. И не потому, что скучно, а просто он не спал ночью и приехал на занятие, как зомби. О каком усвоении материала в этом состоянии может идти речь?
Помните, что все мы — живые организмы. На механизм усвоения знаний влияет множество тонкостей.

Организму необходим определенный ритм. При нем в центральной нервной системе создаются условно-рефлекторные связи, обеспечивающие плавный переход от одного вида деятельности к другому при наименьших затратах энергии организмом.

Это значит, что спать старшекласснику надо 8-9 часов. Ложиться спать в одно и то же время, не позднее 23.00.
На свежем воздухе проводите не менее двух часов. Кислород необходим для питания всех клеток и тканей. Как организм ученика будет извлекать энергию из пищи, если он не получает достаточно кислорода?
Занимайтесь спортом. Это тренировка не только мышц, но и характера.

Сама длительность подготовки домашних заданий не должна быть более 3-4 часов. Однако это не сплошные 3-4 часа – они должны быть разбиты на блоки активной работы по 30-40 минут, а также на перерывы для отдыха между ними по 10-15 минут.

И конечно, никакого курения или алкоголя.

4. Будьте в ресурсном состоянии!

Давайте называть вещи своими именами :-)

Что такое подготовка к ЕГЭ глазами ученика? — Это значит, что надо пахать, пахать и пахать. Вкалывать и вкалывать.
А еще проблемы в школе, «наезды» родителей. Им-то хорошо, они уже сдали все экзамены.
Многие старшеклассники от этого впадают в негативное состояние. Настроение портится. Руки опускаются. Самые простые дела кажутся неподъемными.

Первое, что надо сделать, – вернуться в положительное эмоциональное состояние.
Причем не просто положительное, а такое, в котором вы собранны и внимательны. В психологии это называется –
ресурсное состояние.
Это значит, что у вас есть физические и душевные силы для решения важной задачи.
Ресурсное состояние – это наличие энергии.

Проще всего начать с «биологии», то есть с физической формы. Выспитесь и вовремя пообедайте. «Голодное брюхо к учению глухо», — с грубоватой точностью напоминает народная пословица. Каждый день находите время для спорта. Но и это не всё!

Ресурсное состояние – это еще и уверенность, бодрое настроение, радость оттого, что у вас все получается. Это внутреннее ощущение УСПЕХА.
Как его достичь?

Улыбнитесь. Поправьте осанку. Найдите для себя такие слова, которые дают вам силы.

- Я все могу. Я сильный. У меня все получается.
- У меня отличная память. Я победитель.

Вспомните очень хороший момент из своей жизни, когда вы были предельно собраны, действовали эффективно и в результате победили. Например, выиграли в спортивном соревновании. Первый раз прыгнули с десятиметровой вышки в воду. Или прыгнули с парашютом. У каждого это будет свое. Найдите это состояние и почувствуйте его еще раз.

Скажите себе: «Да, классно, супер. Я сделал это. Я все могу».
И в этом состоянии – когда вы знаете, что все можете, — беритесь за любое трудное дело. В том числе – и за подготовку к ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОКИСЛЕНИЯ АНИОНОВ
НА ИНЕРТНОМ АНОДЕ ПРИ ЭЛЕКТРОЛИЗЕ



S
2-, I-, Br-, Cl-, OH-, SO42-, NO3-, CO32-, PO43-, MnO4-, F-


В направлении слева направо убывает способность анионов окисляться.



Предварительный просмотр:

ПЛОТНОСТИ РАСТВОРОВ СИЛЬНЫХ КИСЛОТ И ЩЕЛОЧЕЙ
(при 20
°С; г/мл)

%

H2SO4

HNO3

HCl

KOH

(при 15°С)

NaOH

NH4OH

2

1,012

1,009

1,008

1,016

1,021

0,990

4

1,025

1.020

1,018

1,033

1,043

0,981

6

1,038

1,031

1,028

1,048

1,065

0,973

8

1,052

1,043

1,038

1,065

1,087

0,965

10

1,066

1,054

1,047

1,082

1,109

0,958

12

1,080

1,066

1,057

1,100

1,131

0,950

14

1,095

1,078

1,068

1,118

1,153

0,943

16

1,109

1,090

1,078

1,137

1,175

0,936

18

1,124

1,103

1,088

1,156

1,197

0,930

20

1,139

1,115

1,098

1,176

1,219

0,923

22

1,155

1,128

1,108

1,196

1,241

0,916

24

1,170

1,140

1,119

1,217

1,263

0,910

26

1,186

1,153

1,129

1,240

1,285

0,904

28

1,202

1,167

1,139

1,263

1,306

0,898

30

1,219

1,180

1,149

1,286

1,328

0,892

32

1,235

1,193

1,159

1,310

1,349

34

1,252

1,207

1.169

1,334

1,370

36

1,268

1,221

1,179

1,358

1,390

38

1,284

1,234

1,189

1,384

1,410

40

1,303

1,246

1,411

1,430

42

1,321

1,259

1,437

1,449

44

1,338

1,272

1,460

1,469

46

1,357

1,285

1,485

1,487

48

1,376

1,298

1,511

1,507

50

1,395

1,310

1,538

1,525

52

1,415

1,322

1,564

54

1,435

1,334

1,590

56

1,456

1,345

1,616

58

1,477

1,356

60

1,498

1,367

62

1,520

1,377

64

1,542

1,387

66

1,565

1,396

68

1,587

1,405

70

1,611

1,413

72

1,634

1,422

74

1,657

1,430

76

1,681

1,438

78

1,704

1,445

80

1,727

1,452

82

1,749

1,459

84

1,769

1,466

86

1,787

1,472

88

1,802

1,477

90

1,814

1,483

92

1,824

1,487

94

1,832

1,491

96

1,835

1,495

98

1,837

1,501

100

1,838

1,513



Предварительный просмотр:

Некоторые сведения о важнейших кислотах

Молекулярная формула

Название кислоты

Сила

Кислотный остаток и его заряд

Название солей

HCl

соляная или хлороводородная

сильная

-Cl-

хлориды

H2 S

сероводородная

слабая

-HS-

=S2 -

гидросульфиды

сульфиды

H2SO3

сернистая

слабая

-HSO3 -

=SO3 2 -

гидросульфиты

сульфиты

HNO3

азотная

сильная

-NO3 -

нитраты

H2SO4

серная

сильная

-H2SO4 -

=SO4 2 -

гидросульфаты

сульфаты

H2SiO3

кремниевая

слабая

=SiO3 2 -

силикаты

H2CO3

угольная

слабая

-HCO3 -

=CO3 2 -

гидрокарбониты

карбонаты

H3PO4

фосфорная

(ортофосфорная)

слабая

-H2PO4 -

=HPO4 2 -

=PO4 3 -

дигидрофосфаты

гидрофосфаты

фосфаты

 

 

CH3COOH

уксусная

слабая

CH3COOH-

ацетаты

HNO2

азотистая

слабая

-NO2 -

нитриты

Обратите внимание: многоосновные кислоты образуют два вида солей: средние и кислые, причем трехосновная фосфорная образует кислые соли двух типов: дигидрофосфаты и гидрофосфаты.

В порядке уменьшения силы наиболее распространенные кислоты располагаются так:

 

HNO3

H2SO4 H2SO3 H3PO4 CH3COOH      H2CO3 H2S      HClO      H2SiO3

HCl



Предварительный просмотр:

КАТОДНЫЙ  ПРОЦЕСС


Li+, K+, Ca2+, Na+, Mg2+, Al 3+

2H2O + 2e  H2 + 2OH-

H+

2H+ + 2e  2[H]  H2

Zn2+, Fe2+, Fe 3+, Ni2+, Sn2+, Pb2+, Cu2+, Hg2+, Ag+

Metn+ + ne  Met0



Предварительный просмотр:

ИЗМЕНЕНИЕ ОКРАСКИ
КИСЛОТНО-ОСНОВНЫХ ИНДИКАТОРОВ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
pH РАСТВОРА

Название

Окраска  индикатора  в  среде

Кислая
[H+] > [OH-]
рН
 < 7

Нейтральная
[H+] = [OH-]
рН
 = 7

Щелочная
[OH-] > [H+]
рН
 > 7

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

Метилоранж

розовый

оранжевый

желтый


Для более точного определения значения
pH растворов используют сложную смесь нескольких индикаторов, нанесенную на фильтровальную бумагу (так называемый "Универсальный индикатор Кольтгоффа"). Полоску индикаторной бумаги обмакивают в исследуемый раствор, кладут на белую непромокаемую подложку и быстро сравнивают окраску полоски с эталонной шкалой для pH:

Реакция
раствора

сильно-
кислая

слабо-
кислая

слабо-
щелочная

сильно-
щелочная

нейтральная

Усиление кислотности среды

Усиление основности среды



Предварительный просмотр:

ВАЖНЕЙШИЕ α- АМИНОКИСЛОТЫ

Аминокислота

Сокращенное (трехбуквенное) название
аминокислотного остатка в
макромолекулах пептидов и белков.

Строение R

Алифатические

Глицин

Gly

H–

Аланин

Ala

CH3

Валин*

Val

(CH3)2CH–

Лейцин*

Leu

(CH3)2CH–CH2

Изолейцин*

IIe

CH3–CH2–CH–
               I
              CH
3

Содержащие OH– группу

Серин

Ser

HO–CH2

Треонин*

Thr

CH3–CH(OH)–

Содержащие COOH– группу

Аспарагиновая

Asp

HOOC–CH2

Глутаминовая

Glu

HOOC–CH2–CH2

Содержащие NH2CO– группу

Аспарагиновая

Asn

NH2CO–CH2

Глутаминовая

Gln

NH2CO–CH2–CH2

Содержащие NH2 группу

Лизин*

Lys

NH2–(CH2)3–CH2

Аргинин

Arg

NH2–C–NH–(CH2)2–CH2
        II
       NH

Серусодержащие

Цистеин

Cys

HS–CH2

Метионин*

Met

CH3–S–CH2–CH2

Ароматические

Фенилаланин*

Phe

                       

Тирозин

Tyr

Гетероциклические

Триптофан*

Trp

Гистидин

His

Иминокислота

Пролин

Pro

*Незаменимые α- аминокислоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь ученику

В помощь ученику..  Памятка:       Анализ  стихотворного текста. Памятка: Интерпретация поэтического текста....

В помощь ученику 7 класса.

В помощь ученику 7 класса записаны изучаемые формулы физики, единицы измерения изучаемых физических величин, необходимые для работы формулы геометрии, сведения из курса алгебры для работы с числами в ...

В помощь ученику

Данный материал поможет ученику подготовиться к уроку,подготовить практическую работу....

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику)

Теория литературы ( черты классицизма на  на примере поэзии М.В.Ломоносова)...

Памятка - помощь ученикам 9 класса в подготовке к ГИА по русскому языку.

практические советы по выполнению заданий, связанных с поиском в тексте словосочетаний;трудные случаи управления;виды придаточных предложений; синтаксические нормы....

Тренажёр на действия с десятичными дробями в помощь ученикам и их родителям

Данный материал рассчитан для родителей и учащихся с целью успешного овладения темой "Десятичные дроби".Данный тренажёр рассчитан на изучение данной темы в 5-6 классах, а так же для трениров...