СТУДИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «Палитра»
рабочая программа на тему

Варёнова Наталья Леонидовна

Пояснительная  записка

 

Образовательная программа «Изостудия «Палитра» является дополнительной образовательной  программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель образовательной программы «Изостудия «Палитра» - формирование творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

- художественно-творческой – развитие  творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

- технической – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в изостудии «Палитра» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

В структуру программы входят 14  тем. В каждой теме выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Возраст детей - 7-12 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

 Срок реализации образовательной программы рассчитан  на 1 год обученияФормы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Режим занятий.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Ожидаемые результаты освоения программы:  Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.

В конце  обучения

обучающийся будет знать:

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

 - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

 - об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции,

- основы линейной и воздушной перспективы.

обучающийся будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и воздушной перспективы.

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

 - творчески откликаться на события окружающей жизни;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Изостудия «Палитра». Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

 - контрольных занятий по изученным темам;

 - конкурсов;

 - выставок детских работ;

 - в конце года готовится итоговая выставка работ.

Одной из  форм представления  результатов работы являются: открытые занятия, занятия совместно с родителями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izostudiya.docx233.98 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Митрофановская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района

Воронежской области

                                                   

                                                     

СТУДИЯ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Палитра»

возраст детей 7 - 12 лет

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная  записка

Образовательная программа «Изостудия «Палитра» является дополнительной образовательной  программой художественно-эстетической направленности, предполагает начальный уровень освоения знаний и практических навыков по функциональному предназначению.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель образовательной программы «Изостудия «Палитра» - формирование творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству. 

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

- воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;

- художественно-творческой – развитие  творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

- технической – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в изостудии «Палитра» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

В структуру программы входят 14  тем. В каждой теме выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Возраст детей - 7-12 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

 Срок реализации образовательной программы рассчитан  на 1 год обученияФормы занятий.  Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Режим занятий.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Ожидаемые результаты освоения программы:  Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок.

В конце  обучения

обучающийся будет знать: 

- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;

 - ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;

- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;

 - об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции,

- основы линейной и воздушной перспективы.

обучающийся будет уметь:

 - передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и воздушной перспективы.

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;

обучающийся будет способен проявлять коммуникативные качества:

 - проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

 - творчески откликаться на события окружающей жизни;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Изостудия «Палитра». Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:

 - контрольных занятий по изученным темам;

 - конкурсов;

 - выставок детских работ;

 - в конце года готовится итоговая выставка работ.

Одной из  форм представления  результатов работы являются: открытые занятия, занятия совместно с родителями.

Учебно-тематический  план

п\п

Тема  занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

1

-

1

2

Выразительные  средства  изображения

1

1

3

Форма  предметов

2

1

1

4

Холодная  и  теплая  цветовая  гамма  

2

1

1

5

Композиционное  решение  рисунка

2

1

1

6

Декоративно-прикладное  искусство

3

1

2

7

Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски  

2

1

1

8

Художник  и фантазия  

1

1

-

9

Иллюстрация  к  сказке

2

1

1

10

Развитие  конструктивной  формы мышления

2

1

1

11

Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф.

1

1

-

12

Работа с бумагой: аппликация, коллаж, вытинанка.

2

1

1

13

Портрет.

2

1

1

14

Работа с витражными красками.

2

1

1

15

Графика, как вид изобразительного искусства.

2

1

1

16

Монотипия.

2

1

1

17

Живопись, как вид изобразительного искусства

2

1

1

18

Монументальные виды живописи

2

1

1

19

Проведение и участие:

 -в выставках и конкурсах разного уровня,

- мастер-классы,

Итого:

34

17

17

Содержание  учебно-тематического плана:

        

        Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.

        Выразительные  средства  изображения: линия,  точка, пятно, цвет. 

Виды  линий:  прямая,  волнистая,  ломаная,  кривая.  

Что  мы  можем  нарисовать  с  помощью  этих  линий?  

Взаимодействие  линии и пятна – окраска шкур животных, оперения  птиц. Цветовой  спектр. Радуга-дуга.

Цвет  и  настроение: « веселый»  и  «грустный».

Пластика  линий -  деревья за окном. Практическое задание.

        Форма  предметов. 

Рисунок с натуры.  

Предметы  простой и сложной  формы.

Последовательность работы над рисунком.

Тональная проработка  формы.  

Градации светотени. Практическое задание.

        Холодная  цветовая  гамма.  Теплая  цветовая  гамма.

Красота  зимы. Практическое задание.

На севере.

Осенний  пейзаж. Практическое задание.

Египет.

        Композиционное  решение  рисунка.

Размер рисунка  и  листа бумаги.

Натюрморт «дары осени».  Практическое задание.

Букет  подсолнухов.  

Цвета  весны.  Земля – небо в пейзаже.  

Заполнение  плоскости  листа.  Практическое задание.

«Аквариум». Творческая работа.

Работа  на  тонированной  бумаге.

Натюрморт.  Практическое задание.

Расположение  в пространстве – загораживание  предметов.

        Декоративно-прикладное  искусство. 

Знакомство с декоративно-прикладным  искусством.

Дымковская  игрушка. Практическое задание.

Мастера  украшения.

Узор,  орнамент. Выполнение упражнений.

Моя любимая  чашка. Роспись.

Тарелка. Роспись.

Роспись кухонной доски.

        Цвет  и  оттенок. Смешиваем  краски. 

Синий -  «Морской  пейзаж». Творческая работа.

Желтый -  Фрукты. Работа с натуры.

Зеленый - «В лесу».  

Красный - «Закат».

Цветовое  пятно - Цветочная  поляна.

Маки. Практическое задание.

          Художник  и фантазия.

Сказочная  Жар-птица.  Творческая работа.

«Кляксография», монотипия – отпечатывание, на что это похоже?

        Иллюстрация. 

Герои любимых сказок.

Иллюстрация к сказке, рассказу.

        Развитие конструктивной формы мышления.

Мастера – строители.  

Мой  дом. Мастера – строители.  

Мой  город – коллективная  работа.

        Скульптура, как вид изобразительного искусства. Рельеф. Скульптура - объемное изображение.

Знакомство с народными промыслами: изготовление посуды из глины, Дымковская игрушка. Практическое задание. Лепка.

Каргопольская  игрушка.  Практическое задание. Лепка.

Фактура поверхности. Рельеф.  

Рисуем пластилином. Практическое задание.

        Работа с бумагой: аппликация, коллаж, вытинанка.

Выполнение  осеннего  пейзажа в технике  коллаж,  в смешанной технике.  Подбор цвета.

Подбор  изображений людей,  птиц,  животных  соответствующего размера.

Вытинанка – узоры из бумаги.

Композиция  «Чудо-дерево», « Жар-птица»,  «Полянка».

Оформление работы в  рамку.

        Портрет. 

Рисуем  лицо  человека.  

Пропорции  головы.  

Моя  семья; мой  друг. Практическое  задание.

        Работа с витражными красками.

Что такое витраж?  Виды витража.  

Роспись по стеклу.

Техника работы витражными красками.  

Разработка эскиза.

Выполнение  орнаментальной  композиции. Выполнение декоративных подвесок.

        Графика, как вид изобразительного искусства.

Выразительные средства графики.  

Работа тушью. Выполнение композиции по Японским  мотивам.

Список  литературы:

  1. Сокольникова Н.М.   Изобразительное  искусство и методика  его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
  2. Галанов А.С., Корнилова С.Н.,  Куликова С.Л.  Занятия  с  дошкольниками  по изобразительному  искусству - М.: Творческий  центр  сфера, 1999.
  3. Неменский Б.М. Изобразительное  искусство и художественный  труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 1991.
  4. Выготский Л.С. Воображение  и творчество в детском  возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
  5. Герчук Ю.Я.  Основы  художественной  грамоты-М.:  Учебная литература, 1998.
  6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах.-М.: Просвещение, 1984.
  7. Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-2 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1995.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3-4 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.

Кузин В.С. Изобразительное искусство. 7-8 кл.  Учебник.- М.: Дрофа, 1997.

Соколова О.Ю.  Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.

Алан Гир  и Барри Фристоун  Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2004.

Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.

Ломоносова М.Т.  Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003

Претте М.К,  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.

Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.

Список  литературы для обучающихся:

Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла.-М.:АСТ-ПРЕСС,1999.

Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И.  Лепим из пластилина. – Ростов-н\Д :изд-во Феникс,2003.

Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,1985.

Претте М.К.  Капальдо А.   Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник,1985.

Лыкова И.А.  Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз

Лыкова И.А.  Чудесные  писанки.  Издательство: Карапуз,  2007.

Лыкова И.А. Золотая хохлома.  Издательство: Карапуз,2007.

Карл Вёрман.  История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.

Пьер Порте. "Учимся рисовать": …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир; …зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.

Дрезнина М.Г. Каждый ребенок - художник. Обучение дошкольников рисованию.+ рабочая тетрадь (Учимся рисовать. Обучение композиции.) Издательство: Ювента,  2002, 2003.

Шалаева Г.П. Издательство: АСТ- Слово. Серия: Хочу стать художником, 2009.

Дуг Дюбоск. Как рисовать перспективу.-: Минск, ООО "Попурри", 2001.

Кудейко М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров.

 Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.

 

Интернетресурсы:

  1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
  2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
  3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
  4. stranamasterov.ru/
  5. http://pro-risunok.ru/
  6. http://www.koob.ru/draw/
  7. www.alleng.ru/edu/art3.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палитра цветов. Времена года. Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе.

Презентация к уроку в 1 классе. Представлен иллюстративный матеоиал и игровые задания для закрепления материала....

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение» (методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра»)

Рабочая тетрадь по разделу «Цветоведение»: методическое пособие к программе студии изобразительного искусства «Палитра» / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификац...

Рабочая программа Художественного объединения по Изобразительному и Декоративно-прикладному искусству "Палитра"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАк тематическому плану занятий  художественного объединения ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 6 классе коррекционной школы  VIII вида «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»...

Программа по декоративно-прикладному искусству "Палитра"

Программа дополнительного образования...

Мероприятие по кружку - изобразительное искусство «Палитра» Руководитель: Глушкова Л.П.

Тема занятия: «В сказочном подводном царстве»Цели и задачи:  закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углублять знания о размерах, анатом...