Правовая эстафета
классный час (7 класс) на тему
Занятие, направленное на повышение правовой культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pravovaya_estafeta.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Конспект
открытого занятия
"Правовая эстафета"
Составила воспитатель
отделения по предоставлению
временного приюта
Пушкарева Е.Н.
Омск, 2014
Цели и задачи:
- Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
- Формирование правовой культуры и гражданской грамотности,
- Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву.
Эпиграфом к занятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого:
«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».
Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Попробуйте назвать эти поступки:
плохо учатся, а потом бросают школу;
курят и выпивают;
грубят и сверстникам и взрослым;
унижают маленьких и слабых;
лгут даже без причины;
стараются выяснить отношения только с помощью силы;
играют в карты;
разрисовывают стены;
портят школьное имущество и многое другое.
Какие виды ответственности вы знаете?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Причины преступлений
- Доказать, что ты не трус.
- Нехватка денег в семье.
- Выделиться среди остальных.
- Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то)
- Легкая нажива.
- Моральная неустойчивость.
- Плохая компания.
- Употребление алкоголя или даже наркотика.
- Любопытство (угнали машину).
- Спор.
- Задолжал денег кому-то.
- Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д.)
- Гнев и раздражение.
- Собственные неудачи.
- Зависть.
- Скука.
- Давление старших.
- Низкая самооценка.
- Самоутверждение.
- Любовь к приключениям.
Каковы различия между административным правонарушением и моральным проступком?
(моральные нормы, принятые в обществе, регулируют поступки человека, но не закреплены в законе, за их нарушение наступает моральная ответственность)
Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.
Этап «Несовершеннолетний и закон»
Команды выбирают карточки 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ведущий зачитывает задания. По очку за каждый правильный ответ.
1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Статья 173 КЗОТ.
2. 12-летний Олег хвастается перед другом: "Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Лёша предпринимательской деятельностью занимается. Немалый доход имеет. Только не ленись!" Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?
Ответ: С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности. Статья 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать только мелкие бытовые сделки (без денег). Всё остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Статья 28 ГК.
3. Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отдали в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому всё равно им ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть?
Ответ: Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за тяжкие преступления - с 14 лет. Статья 5 УПК. Если правонарушитель не достиг 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передаётся в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: "Ну, подумаешь! Всё равно ничего не будет". Прав ли он?
Ответ: Статья 135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
5. На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (Статья 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан, - это мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении - постановка на учёт ИДН.
6. Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления (Статья 31 УПК).
Этап «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
- Правоспособность -
- Попечительство -
- Эмансипация -
- Преступление -
- Дееспособность -
- Опека -
- Санкция -
- Правонарушение -
- Вина -
- Проступок -
- Несовершеннолетний -
- Право -
- Наказание -
ОТВЕТЫ
- Правоспособность – способность иметь права и обязанности
- Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
- Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
- Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
- Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
- Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
- Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения
- Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности
- Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
- Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
- Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста
- Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
- Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления
Этап «Юридические задачи».
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
1. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем
2. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)
3. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.
4. Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей. Права ли мама? Почему?
Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.
8. В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим». Кто вправе определять имя ребенка?
9. Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?
Этап. «Юридическая азбука»
А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения ___________(арест)
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации _______________(банда)
В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____________(вече)
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________(гражданин)
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________(депутат)
И – человек (организация), предъявляющая иск ________(истец)
К – основной закон государства ____________(Конституция)
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества _____________(ломбард)
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства ____________(монархия)
Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________(налог)
О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц ____________(опекун)
П – документ, удостоверяющий личность и гражданство _____(паспорт)
Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________(референдум)
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________(совершеннолетие)
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________(телохранитель)
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________(ущерб)
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________(Фемида)
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества _______________(Хулиганство)
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия _____(штраф)
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________(эмансипация)
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________(юстиция)
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________(явка)
Этап «Вопрос - ответ»
Вопрос № 1
С какого возраста наступает административная ответственность? (Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16-ти лет).
Вопрос № 2
С какого возраста наступает уголовная ответственность? ( Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. При этом уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, и некоторые другие составы преступлений наступает уже с 14 лет).
Вопрос № 3
Куда необходимо обратиться, если у Вас в школе украли деньги или сотовый телефон?
а) к директору образовательного учреждения;
б) к родителям;
и) и органы полиции;
г) в прокуратуру;
д) к старшеклассникам;
е) необходимо самому защищать свои права.
Вопрос № 4
К кому подросток может обратиться и сообщить о примененном физическом насилии (вымогательство, побои и т.п.)?
а) в органы полиции;
б) в прокуратуру;
в) позвонить по «телефону доверия»;
г) к классному руководителю;
д) постараться забыть о произошедшем;
е) лучше самому разобраться с обидчиками.
Вопрос № 5.
За что подростка могут поставить на учет в полицию?
(Подростка могут поставить на учет в полииию за нарушения:
- употребление наркотические средства или психотропные вещества,
алкогольной продукции,
- совершение административного правонарушения, преступления,
общественно опасное деяние , совершенное до достижения возраста
привлечения к уголовной ответственности).
Вопрос № 6.
Может ли полиция задержать несовершеннолетнего и доставить в отделение полиции?
(В соответствии с федеральным законодательством в отделение полииии может быть доставлен ребенок:
- совершивший административное правонарушение; антиобщественное
действие;
- а также безнадзорный и беспризорный).
Этап "Расшифруй аббревиатуру"
ЕС - евросоюз
ТК РФ – трудовой кодекс РФ
СК РФ – следственный комитет РФ
СНГ – содружество независимых государств
ГД РФ – государственная дума РФ
ВАС РФ – Высший Арбитражный Суд РФ
КС РФ – Конституционный суд
ЗАГС - запись актов гражданского состояния
УК РФ – уголовный кодекс РФ
Педагог: Молодцы. Можно не заметить момент, когда человек переступает черту, за которой становится преступником. А можно отвернуться и пройти мимо.
А вот вы сверстники, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять?
- Поговорить, прежде всего, откровенно и доброжелательно.
- Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства милиции или кого-то еще.
- Предложить учителю поговорить с родителями, которые должны помочь своему ребенку.
- Обратиться за помощью в психологический центр.
- Стараться не оставлять одного. Чтобы кто-то был рядом.
- Помочь раскрыться в другом – спорте, творчестве и т.д.
- Дать человеку веру в то, что мы его уважаем и не бросим.
Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобиться. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.
А ты?
Входя в дома любые –
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты свет оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...