Я Человек.
план-конспект по теме

Авраменко Наталья Викторовна

Занятие в старшей группе

"Я человек"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авраменко Наталья Викторовна

                                                                                                                                                                                                                                                        воспитатель высшей категории

                                                                                                                                                                                                                                                         

г. Саранск

 

Программное содержание:

- воспитывать правовую культуру детей, развивая интерес к правам человека;

- познакомить детей с правом на жилье, заботу семье;

- помочь осознать детям, что каждый из них член семьи и определенных семейных отношений;

- дать представление о генеалогическом древе. Как истории семьи на примере семьи воспитателя;

- формировать представления о том, что взрослые и дети отличаются друг от друга и чем-то похожи;

- развивать речевую активность;

- помочь детям почувствовать теплоту и надежность своего дома.

Материал: плакат-рисунок «человек»; книга «Права ребенка»,  правовые знаки; сюжетные картинки, разрезные картинки домов, фланелеграф, магнитофон, запись «Родительский дом», картины по сказкам, листы бумаги с ладонями родителей, фломастеры, иллюстрация семьи, игровое пособие на каждого «Чей ребенок», плакат  "Генеалогическое дерево воспитателя».

 

 

Методические приемы:

Словесные: рассказ воспитателя, вопросы-ответы; выводы, использование пословиц, пояснение слова «гостеприимство», называние названий жилищ разных народов, сравнение.

Наглядные: использование плакатов, картинок, игровые пособия, правовые знаки; разрезные картинки, карточки-схемы с ладонями взрослых.

Практические: рисование ладошки, собирание картинки из частей; действия по отношению друг к другу (*рукопожатие, обнимание, улыбка, поглаживание по голове).

Игровые: игры «Собери жилище», «Чей ребенок», «Найди сказку».

 

 

Воспитатель показывает плакат ребенка с книгой «Декларация прав ребенка».

Воспитатель: Дети сегодня мы снова будем путешествовать по страницам важной и нужной книги. Какая это книга? (показывает)

Дети: Книга о правах ребенка.

Воспитатель: Да, правильно о правах детей. А это кто?

Дети: Мальчик малыш, ребенок.

Воспитатель: Правильно, дети, это маленький мальчик, но он человек, как и мы с вами. И мы уже знаем, какие права есть у каждого человека. Посмотрите на знаки, какие же права вы уже знаете?

Дети: Право на жизнь, право на имя и гражданство, право на труд и отдых, право на образование, право на медицинское обслуживание.

Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас мы откроем еще одну страницу нашей удивительной книги (показывает семью). Кто здесь изображен?

Дети: Мама, папа, дедушка, бабушка и дети.

Воспитатель: А как можно назвать этих людей, одним словом?

Дети: Семья.

Воспитатель: Да, дети, каждый человек имеет право проживать в семье со своими родителями (вешает на плакат знак). А сколько человек вас в семье? Кто живет у вас в семье?

Дети: Трое, пятеро (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат).

Воспитатель: Посмотрите, дети, а это моя семья (показывает генеалогическое древо). Я живу с мамой и двумя дочками. Наша семья дружная, мы любим, друг друга и заботимся о каждом. Это потому, что еще в древние времена мои прабабушка и прадедушка, бабушка и дедушка были крепкой семьей. Поэтому наша семья крепка своими корнями. А еще есть тети, дяди, сестра и т.д. (показывает).

Дети посмотрите еще раз на эту семью – чем похожи все члены семьи?

Дети: Туловище, части тела, все умеют говорить, все умеют двигаться.

Воспитатель: Все они люди, дети. Вот мы сейчас поиграем в игру «Чей ребенок?».

Я вам раздала рисунки, где изображены дети и их родители. Слева дети, справа родители, а вы должны найти их и соединить линиями.

Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы правильно нашли детям родителей. А теперь посмотрите, чем отличаются члены семьи.

Дети: Они отличаются ростом, одеждой, у всех разный голос, возрастом.

Воспитатель: Да, дети, они отличаются возрастом, и мы сейчас в этом убедимся. Вот перед вами листочки с ладошкой ваших пап и мам, а вы нарисуйте рядом свои ладошки.

Нарисовали? Что мы с вами видим?

Дети: Одна ладошка (мамина) большая, другая (моя) маленькая. Взрослые отличаются от детей размером частей тела.

Воспитатель: Взрослые старше и больше вас. Но еще вы отличаетесь от взрослых тем, что взрослые бывают тетями, дядями, мамами и папами, а дети мальчиками и девочками, внуками. А еще взрослые отличаются тем, что знают больше обо всем на свете и многое умеют делать.

Вот что умеют делать ваши папа и мама?

Дети: Мой папа умеет забивать гвозди, красить окна, делать ремонт, ездить на машине, ремонтировать мебель, рубить, пилить, строгать.

Моя мама умеет варить обед, шить, вязать, стирать, гладить, убирать, мыть, вышивать.

Воспитатель: А вы что умеете делать?

Дети: Играть, рисовать.

Воспитатель: Да, дети, вы все сказали правильно, но еще взрослые заботятся о детях и каждый из вас имеет право на любовь и заботу своих родителей (прикрепляет знак).

Воспитатель: Дети, а могли бы вы жить без семьи?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Скучно, есть никто не дает, никто не любит.

Воспитатель: О детях, у которых нет родителей заботятся другие люди (показывает картинку д/дом).

Это д/дом, здесь живут дети без родителей, их воспитывают воспитатели. Но им все равно плохо, потому что у них нет семьи. Каждый ребенок должен жить в семье, и никто не имеет право разлучать детей и родителей (вешает знак).

Мы с вами тоже одна семья, потому что находимся в нашем д/саду целый день.

Физминутка: Сейчас все возьмитесь за руки кто с кем хочет, и встаньте в середину. Как же мы относимся друг  к другу?

Сейчас поздоровайтесь, пожав друг другу руки. Что вы почувствовали? (2р.); улыбнитесь (2 р.); обнимитесь (2р.).

Поплясали 2 минуты.

Воспитатель: А вот есть ситуация, когда люди нарушают права и разлучают родителей и детей. Такое бывает даже в сказках (показывает картинку из сказки «Гуси – лебеди»).

Воспитатель: Как называется эта сказка? Кто в этой сказке нарушает права Иванушки?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Да, это они отнесли его к бабе Яге и тем самым разлучили с Аленушкой и родителями. Но сестра выручила брата.

А это какая сказка? («Волк и семеро козлят») Кто нарушил права козлят? Кто их спас?

Дети: Волк нарушил права козлят, а мама Коза их спасла.

Воспитатель: А это из какой сказки? («Маша и Медведь») Кто здесь нарушил права Маши и кто ей помог?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Вот этот знак, который говорит о том, что никто не имеет право разлучать родителей с детьми и он тоже будет помещен в нашу книгу (открывает страницу).

Воспитатель: Дети, а я вот знаю пословицу про дружную семью.

1.                Где мир и лад – не нужен клад.

2.                Вся семья вместе так и душа на месте.

Дети, а может быть и вы знаете пословицы о дружной семье?

Дети: 1. В гостях хорошо, а дома лучше.

2. Без семьи нет счастья.

3. Всякий дом любовью держится.

Воспитатель: Все семьи живут в домах и где все хорошо, там не нужно богатство.

У каждой семьи, у каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают  таким какой он есть; место, где всегда тепло и уютно, где нет тоски, скуки и одиночества, а есть улыбки, совет и дружба (показывает знак).

Каждый имеет право на жилье, и никто не должен его нарушать. На нашей огромной планете живут народы разных национальностей (показывает картинку). И каждый из них имеет право на жилье. И живут люди в разных домах, которые по–разному называются.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами собираем дома и скажем как они называются и кто в них живет.

1.                Крестьянский дом на Украине (хата, живут украинцы).

2.                Хижина из ветвей, кожи, коры (индейцы Северной Америки).

3.                Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами у пиргусного народа (ири).

4.                Ледяной шалаш у народов севера.

5.                Временное убежище древнего человека (пещера).

6.                Деревянный дом из бревен русского народа (изба).

7.                Дом, который обмазан глиной (мозаика, живут африканцы).

8.                Отдельное помещение из кирпича с кухней, прихожей, спальней (квартира).

Воспитатель на фланелеграфе вместе с ребенком выкладывает дом.

Воспитатель: Мы с Оксаной тоже построили дом. Дети, как называются дома, которые вы собрали. Дети, а что нужно, что бы в этих домах было хорошо жить?

Дети: Тепло, любовь, забота, дружба, радость, счастье, добро, смех, веселье, взаимопомощь, здоровье, понимание.

Воспитатель: А я, дети, хочу добавить – гостеприимство. Как вы думаете, что это такое?

Дети:

Воспитатель: Гостеприимство – это, дети, когда хозяин дома радушно принимает гостей, т.е. рад гостям.

Дети я и про дом знаю пословицу: «Изба красна не углами, а пирогами».

 Это, дети, значит если даже квартира или дом устлан красивым ковром, есть современная мебель, но люди там живут злые, и не любят встречать гостей, то этот дом будет пустой, скучный, а вот скромный дом, но люди живут, добрые, дружные, часто встречают гостей или гостеприимные, то про этот дом можно сказать хороший дом и в этот дом всегда будут приходить гости, друзья, соседи.

Дети, а как вы думаете наш д/сад, наша группа, мы с вами гостеприимные?

Дети: Да.

Воспитатель: Да, дети, мы всегда рады гостям. Мы рады, когда к нам приходят Галина Борисовна, Татьяна Абакуловна, Наталья Александровна и все другие воспитатели, мы им всегда рады, и мы сейчас их угостим пирогами.

 

 

Литература:

1.                Дошкольное воспитание. 2004. №6.

2.                Грызик Т.А. Познаю мир. М., Просвещение. 2000.

3.                Мулько и.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М., Творческий центр, 2004.

4.                Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М., Ставрополь, 2001.

5.                Журналы. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., Либерия – Бабинформ №9 – 10 – 7. 2006, №3 – 2005.

6.                Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. М., Творческий центр. 2004.

7.                По дорогам к азбуке. Методические рекомендации Кислова Т.Р. м. Баласс. 1997.