Чего мы ждем от ФГОС
статья по теме
Предварительный просмотр:
Если бы меня спросили, какую профессию я считаю самой нужной и важной, я бы ответила: профессию учителя. Знаю, многие не согласятся со мной, сказав, что лечить людей, строить дома, выращивать хлеб, шить одежду, не менее важно. Согласна. Но то, как нас вылечат, в каких домах мы будем жить и какую одежду носить, думаю, во многом зависит от учителя. От того, который учил нас писать буквы и читать первые написанные слова, от того, который знакомил с интегралами и азами нашей будущей профессии...
Для большинства из нас учитель - это человек с большим багажом знаний, которые он, не жалея сил и времени, передает нам, своим ученикам. Но каждому ли из нас нужен этот багаж? Каждый ли сможет поднять его, не надорвавшись, а главное - каждому ли пригодится все, чем он наполнен? До недавнего времени наш учитель на эти вопросы отвечал утвердительно и считал делом чести донести до сознания своего ученика (а затем закрепить и проверить прочность усвоенного), чем дактиль отличается от амфибрахия. а предложения с параллельным подчинением от предложений с подчинением последовательным. И выходил из школы ученик, багаж которого за годы пребывания в родных стенах по весу и объему не уступал, а иногда даже превышал багаж учителя. Такого ученика с любовью и гордостью называли отличником, награждали медалью "За особые успехи в учении". И верил ученик, что самое сложное в его жизни позади, что теперь-то он поступит в ВУЗ, благополучно закончит его и будет успешным и уважаемым в обществе. Но для некоторых радужные надежды так и остались надеждами, а тем, которые достигли поставленной цели, пришлось перестраивать свое сознание, свою деятельность от обучения и развития к самообучению и саморазвитию. Потому что в реальной жизни надо не только обладать набором формул и теорий, но и знать, как и где их применить, как и где добыть информацию, необходимую для выполнения конкретного задания, как его выполнить не по шаблону, а отлично от других, а главное - понимать: для того, чтобы быть успешным, необходимо учиться в течение всей жизни. Невозможно остановить движение вперед, а для успеха в делах нужно, как минимум, не отставать от этого движения, максимум - быть впереди и способствовать ему. Честь и хвала тем учителям, которые подготовили своих учеников к пониманию жизненных реалий, хотя образовательная система подобных требований к процессу образования не предъявляла.
Но сейчас многое изменилось... Новой целью образования стало формирование личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно она нужна современному обществу. И задача учителя - взрастить эту личность, построив свою работу на принципах системно-деятельностного подхода, который является технологической основой федерального государственного образовательного стандарта. Что же нужно для этого? Прежде всего, изменить подход к процессу обучения: строить его, ориентируясь на результат, которого необходимо достичь, а не на объем знаний, которые учитель как субъект обучения должен передать ученику - объекту обучения. При этом ученик перестает быть объектом обучения, становится субъектом, сознательно принимающим необходимые ему знания в нужном объеме. Ожидаемый результат возможен только в процессе совместной деятельности ученика и учителя, причем главная роль в этом процессе отводится ученику, учитель же выступает в роли тьютора, консультанта. Он лишь предлагает ученику определенный объем знаний и помогает достичь его, используя различные технологии и методики обучения. А каков этот объем, каковы пути достижения знаний - через урочную, внеурочную деятельность - решает сам ученик. Таким образом создаются условия для самоопределения личности. Сознательно формируя свою индивидуальность, свое Я, учащийся вовлекается в процесс самовоспитания, самообучения, самоутверждения. Сформированные таким образом качества и способности личности будут реализованы в процессе различных форм деятельности. Из стен школы выйдет гражданин с активной жизненной позицией, толерантный и креативный, готовый к творчеству и научным исследованиям, знакомый с проектной работой, готовый к сознательному выбору профессии. При этом он будет обладать научным типом мышления и владеть ключевыми понятиями в тех предметных областях, которые необходимы ему для продолжения обучения и успешной профессиональной деятельности. Сознательное стремление к успеху, успешности станет мощным стимулом к целенаправленной познавательной деятельности, к которой выпускник будет готов в течение всей жизни. В процессе самопознания и саморазвития он будет сознательно ставить цели и строить планы их достижения. В таком ученике воплотится результат работы учителя. Такого результата ждет он от реализации федерального государственного образовательного стандарта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка общешкольного праздника "Всех на Масленицу Ждем!"
Методическая разработка в полном объеме раскрывает все этапы подготовки и проведения общешкольного праздника Масленицы.Целью проведения праздника является патритическое, нравственно-эстетическое, труд...
"Игры, которые мы ждем" на английском языке
Дополнительный материал к урокам английского языка....
Сценарий выпускного праздничного мероприятия "Ждем гостей на Выпускной!"
Данный сценарий праздничного мероприятия рассчитан на возрастную категорию детей 6-7 лет....
Чего не надо боятся при введении ФГОС ООО
Разбор типичных опасений при введении ФГОС ООО...
Паспорт Социального проекта для детей начальной школы и классов, реализующих специальную адаптированную общеобразовательную программу «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги»
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую нау...
Паспорт Социального проекта для детей начальной школы и классов, реализующих специальную адаптированную общеобразовательную программу «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги»
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую нау...
Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС "Для чего нужна дисциплина"
Урок в 7 классе по обществознанию в 7 классе с применением технологии работы в группах....