Программа дополнительного образования «Кружевоплетение. Фриволите»
методическая разработка на тему
Программа "Кружевоплетение. Фриволите" посвящена основам такого художественного ремесла , как кружевное фриволите. Это работа по созданию прекрасных кружевных образцов и изделий в технике челночного плетения, знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством кружевоплетения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_frivolite.doc | 184 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3
Программа обсуждена и Утверждаю
одобрена на РМО учителей Директор школы .
ИЗО и черчения. ( Н.А. Венедиктова)
Руководитель РМО . 200 год
(Н.И. Александров)
200 год
Программа дополнительного образования детей :
«КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ .
ФРИВОЛИТЕ .»
Автор :
учитель изобразительного искусства Алексеева Н.Н.
г. Вязьма.
2010г.
Рецензия
на программу дополнительного образования
«Кружевоплетение. Фриволите», разработанную учителем ИЗО МОУ сош. № 3 Алексеевой Н.Н.
Авторская программа Алексеевой Н.Н. посвящена основам такого художественного ремесла , как кружевное фриволите.
Программа состоит из двух глав . В первой автор дает историю кружевоплетения. Здесь рассмотрены различные виды плетения кружев , начиная от филейных вышивок до вязания крючком.
Затем дается непосредственно история происхождения кружев , выполненных при помощи челнока.
Вторая глава представляет собой методические рекомендации по организации занятий , а также включает в себя тематическое планирование. В этом разделе даются цели и задачи данной программы , расчитанной на два учебных года.
Подробно автор рассматривает инструменты и материалы , необходимые для работы , и требования к этому оборудованию.
Далее следует технология изготовления изделий с элементами плетения вначале одним челноком , а затем двумя челноками , что дает основание полагать- автор прекрасно владеет изложенными приемами данной техники.
Вторая глава программы включает в себя также приложение с методическими рекомендациями по проведению занятий.
Кроме обширных теоретических сведений программа содержит необходимые графические зарисовки , дающие более наглядное представление об изложенных технических приемах.
Большая часть часов , которые учитель планирует для занятий кружка , отведена на практическую работу , что дает возможность детям последовательно переходить от одного этапа работы к другому , более сложному , отработать приемы рукоделия и выполнить качественное изделие.
В программе прослеживаются межпредметные связи , автор раскрывает не только теорию и практику , но и уделяет большое внимание эстетическому воспитанию в процессе работы , орнаментальным композициям , сочетанию челночного кружева с другими видами рукоделия , уходу за готовыми изделиями .
Слова В.А. Сухомлинского : «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев…» , которые Н.Н.Алексеева приводит в начале своей работы , могли бы стать эпиграфом к ее программе , т.к. занимаясь с учащимися , развивая детскую руку вне урока , автор способствует развитию их интеллекта.
Программа имеет все необходимое для работы с детьми и может быть использована как учебно-методическое пособие для проведения занятий по теме « Кружевоплетение. Фриволите.»
29 августа 2003г. Руководитель РМО
учителей обслуживающего
труда .
(Григорьева Е.В.)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ 3
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ (ПЛАНИРОВАНИЕ) 7
- Инструменты и материалы для плетения 11
- Графическое изображение и условное обозначение элементов плетения 14
- Плетение одним челноком 18
- Плетение двумя челноками 24
- Челночное кружево , сочетание его с другими видами рукоделия . Уход за готовыми изделиями 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ – УРОКИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение.
Человеку всегда было присуще стремление сделать свой быт уютным , одежду нарядной и красивой . И , именно , кружевные украшения придают им особую неповторимость . Недаром в современное время наблюдается возвращение к старине , к родным истокам . Из бабушкиных сундуков мы достаем вышитые старинными узорами и орнаментами рубашки , сорочки , кружевные скатерти , салфетки , покрывала , различные украшения .
В наше время особое внимание уделяется организации обучения молодежи художественному мастерству и возрождению забытых народных промыслов. Несомненно , интерес к старине , рукоделию появляется не только у взрослых , но и у детей . Раньше дети с раннего возраста видели работу мастеров и сами учились этому , глядя на старших . А в наши дни видя старинные ажуры , лишь дивятся их красоте , не веря что эти причудливые узоры можно сделать самим . И поэтому мы , учителя ИЗО , должны суметь организовать занятия , кружки , курсы , приобщая детей к народному творчеству. Именно от этого в решающей мере зависит формирование мира прекрасного , стремление жить и трудится по законам красоты. Знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством закладывает в них образные художественные представления , воспитывает эстетический вкус , развивает творческое начало . Народное искусство – действенное средство развития художественно – творческих способностей детей , формирования таких важных личностных качеств , как уважение к труду и умение трудится . Ребенок раскрывается не тогда , когда он выступает в роли пассивного зрителя , поглощателя информации , а когда он увлечен каким – то делом , требующим активности , самостоятельности , проявления фантазии и воображения .
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает художественный вкус детей , но и пробуждает в них желание самим заняться творчеством : лепить из глины , осваивать приемы плетения кружев , вышивать . Именно высказывание Сухомлинского целиком можно отнести к взаимоотношениям детей и народного искусства : « Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев , образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источники творческой мысли . Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки , тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движения , необходимые для этого взаимодействия , тем глубже входит взаимодействие руки с природой , с общественным трудом в духовную жизнь ребенка . Другими словами : чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок .»
Таким образом , использование народного искусства в эстетическом и трудовом воспитании школьников призвано способствовать их
гармоничному развитию , активизации в них творческого начала , способности нестандартно мыслить и продуктивно работать.
Пояснительная записка.
Занятия по кружевоплетению фриволите - это работа по созданию прекрасных кружевных образцов и изделий в технике фриволите , знакомство в яркой и доступной для детей форме с народным искусством кружевоплетения .
Актуальность выбора данной темы обусловлено интересом к современному оформлению одежды и интерьера с учетом большой истории развития кружевоплетения и широкими возможностями применения в жизни
Цели и задачи программы :
- формирование и развитие познавательного интереса учащихся к
истории кружевоплетения ; - выполнение кружев в технике фриволите , свободное владение
приемами и техникой плетения ; - развитие художественного вкуса , трудовой и творческой
активности, усидчивости .
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является новизна изучаемого вида кружевоплетения- плетение кружев челноками.
Программа рассчитана на два года обучения . Занятия первого года занятий комплектуются из учащихся 5-6 классов (11-12 лет) , проявляющих интерес к рукоделию - кружевоплетение .Программа -первого года занятий знакомит обучающихся с историей кружевоплетения , с приемами и техникой плетения. В первом году обучения ребята выполняют образцы и кружевные изделия одним челноком.
На занятия второго года принимаются учащиеся 6-7 классов (12-14 лет) . Программа второго года занятий знакомит учащихся с основными приемами плетения кружев двумя челноками , плетением салфеток , воротников , манжетов , сережек ,браслетов , медальонов . Занятия знакомят с сочетанием фриволите с другими видами рукоделия , с применением кружев в отделке одежды , интерьера .
Работа занятий завершается предложением новых схем кружев для будущей самостоятельной работы и итоговой выставкой кружевных образцов и изделий.
Большая часть времени отводится практической деятельности , при этом особое внимание уделяется индивидуальной работе с обучающимися .
Занятия проводятся на базе средней школе и подчинены школьному режиму работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки : свободное владение приемами и техникой плетения кружев фриволите, выполнение образцов и
изделий , применяемых для украшения одежды и интерьера , выработка умений осуществлять самоконтроль в работе , внимательно воспринимать информацию , логически осмысливать уч. материал , рационально планировать деятельность , умения самостоятельно работать по схеме плетения и составлять индивидуальные схемы плетения .
Результаты проверяются в течение каждого занятия на индивидуальном осмотре выполненной работы , в коллективном обсуждении выполненных работ с определением удач и ошибок , установление причин неудач и нахождение путей их исправления .
Формы подведения итогов реализации данной программы :
- Выставки;
- Участие в конкурсах;
- Конференции и слеты;
- Диагностика «Оценка уровня развития учебно-организационных ,
информационных , интеллектуальных умений и навыков на
занятиях объединения «фриволите».
Глава 1 ИСТОРИЯ КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ .
Кружевоплетение – это очень интересный , вызывающий восхищение вид художественных ремесел . Оно относится к таким видам прикладного искусства , начало возникновения которых трудно определить .
Самое раннее кружевное украшение – филейная вышивка по ткани с выдернутыми нитками или по специально сплетенной для этого сетке .Филе- одна из самых древних работ . Трудно сказать , в какой стране оно получило свое начало , потому что мы встречаем его у всех первобытных народов , которые делали из него сети для рыбной ловли и охоты . Состоящие сначала из простых петель , соединенные узлами , филе подвергалось последовательным преобразованиям , которые сделали из него одно из самых привлекательных занятий . Произведенные усовершенствования быыли таковы , что получилась действительно художественная работа , благодаря эффекту , производимому орнаментацией сетки посредством вышивок , исполняемых из самых простых материалов .
Например , в Персии мы встречаем шелковое филе , вышитое золотом и серебром . В Италии есть вырезное филе . Во Франции – филе Ришелье . В настоящее время филе еще в такой моде , что в некоторых странах все народонаселение занимается изготовлением прошивок , кружев и других предметов из филе .
В конце 15 века в Венеции появились кружева , выполненные иглой по нанесенному на ткань рисунку . Для того , чтобы кружева были выпуклыми и упругими , по всей площади рисунка укладывали конский волос и обшивали его нитками .
Разновидностью ажурного вышивания по полотну можно считать жанр рукоделия , известный под именем кружев иголкой .
Самые старинные кружева – это «Ретичелла» , узоры которых очень приближаются к узорам строкой или ажуром по полотну . В Италии в 17 веке появились знаменитые Венецианские кружева . Они выполняются иглой с цветными нитками по заранее расшитому золотой или серебряной нитью рисунку , переведенному на тонкую ткань . Иногда эта сетка похожа на современный тюль .
Одновременно во Франции , Германии появились разновидности кружев на сетке « Филе Гипюр», которые дошли без изменений до наших дней. В 18 веке стали предпочитать кружева с фоном из петель или сеткой, как например , Алансонские кружева , кружева Аржантан .
В наше время очень ценятся тонкие кружева , вязанные иголкой , которые изготовляются в Бельгии и в Саксонии . Но так как их очень трудно делать , то они и не могут считаться в числе дамских рукоделий , применяемых в семье , и имеют значение только для торговли . Широко распространено также плетение кружев на коклюшках . Начало их возникновения можно отнести к 16 веку . Появились впервые в Генуи, оно быстро распространилось по всей Италии, Испании ,Нидерландам, Германии и Швеции . Гораздо позднее плетение кружев было введено у славянских народов и в Южной Америке .На Востоке же эта работа до сих пор не известна
Вязание спицами и крючком известно также достаточно давно . Вязание крючком выходит из моды , но почти постоянно используется в кружевоплетении . Именно крючок послужил возникновению исландских и ирландских кружев . В этих кружевах рисунок накалывается на подушку , а контур выкладывается тесьмой , которая в старину вязалась крючком , а затем иголкой с ниткой выплетались всевозможные решетки , паутинки , на которых составлялись всевозможные узоры .
Все эти кружева относятся к игольному кружеву . Ирландские и исландские кружева считаются самыми дорогими , так как требовали тщательного выполнения , много работы и времени .
В конце 16 –го начале 17-го веков почти во всех государствах Европы появились кружевные мануфактуры . Рисунки для них выполняли лучшие художники того времени . Кружева стали называть по месту их изготовления : валансьен , малин , фламандские . Известны также «Дрезденские кружева» . Изготовлялись шали , воротники и даже головные уборы из тонкого батиста , отделанные очень богатой ажурной вышивкой. Узор таких вышивок состоял всегда из стилизованных цветков с орнаментами в стиле рококо .
К этому периоду относится и появление кружева фриволите . Оно пришло одновременно во все страны Европы .
Название «Фриволите» французского происхождения и означает плетение челноком , но в разных странах его называют по – разному:
- в странах Азии этот вид кружева получил название «макук» , что означает челнок ;
- в Италии – «окко» , что значит «глазок»;
- в Германии – «шиффхен шпитцен» (плетение челноком );
- «Теттинг» - челночное кружево (англо- язычные страны).
В Россию кружевное плетение «фриволите» пришло из Франции , чем и обьясняется использование французского названия .
Особенно модно фриволите было в 18 веке . Челноки были длинные , так как в те времена работа эта исполнялась из более обьемистого материала и очень часто из шелкового шнурка . В это время широко использовались кружева всех видов.
В России открылось много школ по разным направлениям прикладного искусства , в том числе по вышивке и кружевоплетению. Ежегодно самые крупные из них создают отчеты с печатанием схем и рисунков , и несколько страниц из них обязательно посвящены фриволите.
В России кружевные изделия стали особенно модны в конце 19 начале 20 века . Кружевные накидки , перчатки , сумочки стали обязательной принадлежностью туалета женского общества.
Не отставал и средний класс – скатерти , простыни , постельное белье , отделанные кружевом , можно было встретить в каждом доме .
К этому времени уже были созданы Институты благородных девиц в Москве, высшие Бестужевские курсы в Санкт – Петербурге , пансионы для девиц .В обязательном порядке везде было кружевоплетение .
В 1887 г. была издана первая Энциклопедия женских рукоделий . В 1893 г. – русская энциклопедия ( по объему не большая) .
Журнал «Вестник моды» организует большую работу по созданию руководства , по которому можно практически научиться тому или иному рукоделию .
1862 г. – книга «Курс женских рукоделий».
1991 – 1992 г. – новое издание этой книги .
Плетение кружева челноками несложно , увлекательно и удобно , поскольку этим рукоделием можно заниматься практически в любых условиях . Фриволите легко осваивают как взрослые , так и дети . Изделия получаются красивыми и прочными . Это могут быть накидки , шали , косынки, жилеты , воротнички , манжеты , салфетки , скатерти , декоративные сумочки , карманы.
Выполненные в технике «фриволите» тесьма , вставки , одноцветные и многоцветные аппликации широко применяются для отделки одежды и интерьера . Хорошо сочетается с кружевом фриволите трикотажное полотно ручного и машинного вязания .
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ЗАНЯТИЙ.
Первый год занятий.
Примерный тематический план.
Тема | Количество часов | ||
всего | на теоретические занятия | на практические занятия | |
1. История кружевоплетения . Материалы и инструменты. |
1 |
1 |
- |
2. Плетение одним челноком . Плетение прямого узла . | 1 | - | 1 |
3. Полный узел фриволите .Тесьма полукольца . | 2 | 1 | 1 |
4. Графическое изображение и условное обозначение элементов плетения . |
2 | 2 | - |
5 . Уход за изделиями . Тесьма из колец . | 2 | 1 | 1 |
6. Декоративное пико . Тесьма из колец с пико . | 4 | 1 | 3 |
7. Выполнение декоративного панно . | 8 | 2 | 6 |
8. Соединительное пико . Сцепка. Тесьма из сцепленных колец . | 4 | 1 | 3 |
9. Выполнение прошвы . | 4 | 1 | 3 |
10.Выполнение мотива «Цветок». Обратная сцепка . | 4 | 1 | 3 |
11.Выполнение круглой розетки. | 4 | 1 | 3 |
12.Выполнение круглой салфетки. | 4 | 1 | 3 |
13.Выполнение кружева с уголком. | 8 | 2 | 6 |
14.Различные виды тесьмы с уголком. | 4 | 1 | 3 |
15.Кружевная отделка для воротника. | 6 | 1 | 5 |
16.Перевод схем различных видов кружева для самостоятельной работы . | 2 | - | 2 |
17.Изготовление карточек для образцов , оформление образцов . | 6 | 1 | 5 |
18.Итоговая выставка работ. | 2 | - | 2 |
Итого : | 68 | 17 |
51 |
Второй год занятий .
Примерный тематический план .
Тема | Количество часов | |||
всего | на теоретические занятия | на практические занятия | ||
1. Повторение . Плетение одним челноком . | 4 | 1 | 3 | |
2. Плетение двумя челноками . Тесьма . | 6 | 2 | 4 | |
3. Выполнение прошвы двумя челноками. | 4 | 1 | 3 | |
4. Плетение квадратных и круглых мотивов ,мотив «бабочка» | 6 | 1 | 5 | |
5. Изготовление карточек и оформление образцов . | 2 | - | 2 | |
6. Выполнение кружевного набора для платья . | 10 | 2 | 8 | |
7. Соединение дуги с другими элементами. | 2 | 1 | 1 | |
8. Выполнение ажурной салфетки. | 4 | - | 4 | |
9. Выполнение колец на дугах. Плетение подвеса. | 4 | 1 | 3 | |
10. Выполнение приема «Кольцо в кольце». Разноцветная цепочка . | 4 | 1 | 3 | |
11. Плетение кружевных сережек и браслета. | 4 | 1 | 3 | |
12. Плетение кружева углом . Салфетка . | 10 | 2 | 8 | |
13. Сочетание кружев с другими видами рукоделия , их применение . | 2 | 2 | - | |
14. Предложение новых схем для самостоятельной работы . | 2 | - | 2 | |
15. Итоговая выставка кружевных изделий. | 2 | - | 2 | |
Итого : | 68 | 15 |
53 |
Календарно – тематический план
по теме « Кружевоплетение . Фриволите».
1-й год обучения
( 2 часа в неделю).
1. История кружевоплетения. Материалы и инструменты. Плетение прямого узла . | 2 ч. | 18 Выполнение круглой розетки . | 2 ч. |
2. Плетение одним челноком .Полный узел фриволите . Тесьма полукольца . | 2 ч. | 19 Выполнение круглой салфетки . | 2 ч. |
3. Графическое изображение и условное обозначение элементов плетения . | 2 ч. | 20 Выполнение круглой салфетки . | 2 ч. |
4. Уход за изделиями . Тесьма из колец . | 2 ч. | 21 Кружево с уголком для отделки салфетки Подготовка основы . | 2 ч. |
5. Декоративное пико . | 2 ч. | 22 Кружево с уголком для отделки салфетки | 2 ч. |
6. Тесьма из колец с пико. | 2 ч. | 23 Кружево с уголком для отделки салфетки | 2 ч. |
7. Выполнение декоративного панно. Подготовка основы. | 2 ч. | 24 Пришив кружева с уголком к салфетке . Отделка салфетки . | 2 ч. |
8. Плетение листочков для панно . | 2 ч. | 25 Различные виды тесьмы с уголком . | 2 ч. |
9. Плетение цветков для панно . | 2 ч. | 26 Различные виды тесьмы с уголком . | 2 ч. |
10 Составление композиции панно и оформление работы. | 2 ч. | 27 Кружевная отделка для воротника . | 2 ч. |
11 Соединительное пико. Сцепка. | 2 ч. | 28 Кружевная отделка для воротника . | 2 ч. |
12 Тесьма из сцепленных колец. | 2 ч. | 29 Кружевная отделка для воротника . | 2 ч. |
13 Выполнение прошвы . | 2 ч. | 30 Перевод схем различных видов кружева для самостоятельной работы. | 2 ч. |
14 Выполнение прошвы . | 2 ч. | 31 Изготовление карточек для образцов . | 2 ч. |
15 Выполнение мотива «цветок» . | 2 ч. | 32 Оформление карточек кружевными образцами . | 2 ч. |
16 Мотив «цветок». Обратная сцепка. | 2 ч. | 33 Оформление карточек схемами и надписями . | 2 ч. |
17 Выполнение круглой розетки . | 2 ч. | 34 Итоговая выставка кружевных образцов и изделий . | 2 ч. |
Календарно – тематический план
по теме «Кружевоплетение . Фриволите» .
2 –й год обучения .
(2 часа в неделю)
1 Плетение одним челноком (повторение) | 2 ч. | 18 Соединение дуги с другими элементами . Тесьма . | 2ч. |
2 Плетение одним челноком (тесьма) |
2 ч. | 19 Выполнение ажурной салфетки . | 2ч. |
3 Плетение двумя челноками . Выполнение элемента дуга . | 2 ч. | 20 Выполнение ажурной салфетки . | 2ч. |
4 Плетение тесьмы двумя челноками . | 2 ч. | 21 Выполнение колец на дугах . Плетение подвеса . | 2ч. |
5 Плетение тесьмы двумя челноками . | 2 ч. | 22 Плетение подвеса . | 2ч. |
6 Различные виды тесьмы . | 2 ч. | 23 Выполнение приема «кольцо в кольце» . | 2ч. |
7 Выполнение прошвы двумя челноками. |
2 ч. | 24 Разноцветная цепочка . | 2ч. |
8 Выполнение прошвы . | 2 ч. | 25 Плетение кружевных сережек и браслета . | 2ч. |
9 Плетение круглых мотивов . | 2 ч. | 26 Плетение браслета . |
2ч. |
10 Плетение квадратных мотивов . |
2 ч. | 27 Плетение кружева углом . | 2ч. |
11 Плетение мотива «бабочка» . | 2 ч. | 28 Плетение кружева углом . | 2ч. |
12 Изготовление карточек и оформление образцов . | 2 ч. | 29 Плетение кружева углом . | 2ч. |
13 Выполнение кружевного набора для платья. Плетение воротника . | 2 ч. | 30 Плетение кружевной салфетки . | 2ч. |
14 Плетение воротника . |
2 ч. | 31 Плетение кружевной салфетки . | 2ч. |
15 Плетение манжетов. | 2 ч. | 32 Сочетание кружев с другими видами рукоделия , их применение . | 2ч. |
16 Плетение манжетов . | 2 ч. | 33 Предложение новых схем для самостоятельной работы . | 2ч. |
17 Плетение кружевной отделки для кармана . | 2 ч. | 34 Итоговая выставка кружевных изделий . | 2ч. |
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ.
Инструменты и материалы для плетения.
Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок . Челноки могут быть разных размеров . В зависимости от вида работы используют один или два челнока .
К сожалению наша промышленность еще не освоила выпуск челноков, их изготовляют кустарным способом . Челноки могут изготовляться из разных материалов : кости , рога , дерева , оргстекла , полистерола , пластмасс .
Он состоит из двух овальных пластин , заостренных к концам . Обе пластины скреплены посередине перемычкой с двумя или одним отверстиями . Концы пластин челнока плотно сходятся , т.е. кончики должны соприкасаться друг с другом . Нить закрепляют на перемычке и наматывают на нее , протаскивая между плотно прилегающими друг к другу кончиками пластин. Это не очень удобно , но зато нить с такого челнока сама не разматывается . При прохождении нити между сжатыми концами пластин , а также при наматывании на челнок нити и разматывании ее во время работы должен раздаваться щелчок . Чем толще нить , тем большего размера следует брать челнок , чтобы поместить на нем достаточное количество нити .
Очень удобны челноки (рис.2а) , в которых пластинки стянуты винтом , проходящим через шпульку . В этом случае шпульку можно легко заменить , а нить на нее наматывать на швейной машине . Такую же шпульку от обычной швейной машинки применяют и в челноке (рис. 2б) , представляющим собой пружинящую пластину , сложенную пополам , и с одной стороны переходящую в узкую полоску – носик , с другой – сваренную или стянутую заклепкой . Посередине верхней и нижней половины предусматривают выступы , между которыми с некоторым усилием вставляется шпулька .
Можно сделать челнок на винте , чтобы при некотором ослаблении винта , стягивающего челнок , его половины удавалось бы повернуть и поставить перпендикулярно друг к другу (рис. 2в). В этом случае нить легко наматывать на перемычку челнока .
На худой конец , вместо челнока можно воспользоваться пластинкой с прорезью для закрепления нити.
Однако , каким бы ни был челнок , он должен отвечать нескольким основным требованиям :
- Намотанная на челнок нить лишь при некотором усилии должна с него сматываться.
- Челнок должен быть не меньше необходимого в каждом конкретном случае размера и иметь овальную форму.
- Челнок делают гладким , без заусенцев и острых краев , но не скользким , чтобы он не рвал нить , не цеплялся за кружево , не ранил руки , но вместе с тем не выскальзывал из пальцев .
- Важное качество челнока – его легкость .
- Необходимо , чтобы на челнок легко было бы наматывать нить.
Помимо челнока для плетения кружев необходимо иметь вспомогательные инструменты:
- Вязальный крючок для захватывания нити при сцеплении элементов кружева между собой.
- Маленькие ножницы для обрезания концов нитей.
- Иголка для распутывания (ослабления) узлов при роспуске плетения.
- Сумочка – кошелек , размером 10/15см .с карманчиком. В нее укладывается работа и инструменты, а в карман-схема плетения.
При плетении кружева используют прочные хорошо скрученные нити : хлопчатобумажные на бобине , катушечные № 0 , 1 , 10 , 12 , 20 , 30 , «Ромашка» , «Снежинка» , «Ирис» , льняные ,крученый шелк , капроновые и шерстяные № 32/2 , 16 / 2 , 10/2 , люрекс. Выбор тех или иных ниток зависит от вида плетения . Например , изделие из крученого шелка плетут без декоративного пико , так как после стирки нитки лохматятся , и теряют первоначальный вид .
Изделие из шерстяной нити плетут в два , три или четыре сложения , а металлическую нить люрекс добавляют к шерстяной и хлопчатобумажной .
Для отделки изделий можно применять различные нитки , которые подходят к данной ткани , можно даже распустить ткань и сплести отделку из полученных ниток . толщина нитей зависит от вида и назначения изделия .
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И УСЛОВНОЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЛЕТЕНИЯ.
Изделия , выполняемые в технике фриволите , состоят из отдельных элементов , которые в определенном сочетании образуют рисунок плетения .
Условные обозначения элементов :
- пр.уз.- прямой узел ( узел Жозефины) ;
- об.уз. – обратный узел ;
- дв.уз. – двойной узел (узел фриволите) ;
- п - декоративное пико ;
- п - соединительное пико ;
- п - двойное соединительное пико ;
- пж - пико Жозефины ;
- н - ножка ;
- пк - полукольцо ;
- к - кольцо;
- д - дуга ;
- д/к - дуга / кольцо ;
- м - мотив ;
- о - бусина ;
- х - простой узел .
Эти обозначения используются в подрисуночных подписях , под графическим изображением (схемой) рисунка плетения . Цифры внутри скобок соответствуют количеству двойных узлов . Например , обозначение к(10) означает , что нужно сплести одно кольцо , состоящее из 10 двойных узлов
Заключение
Народное искусство является одним из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности.
И поэтому мы – учителя ИЗО и ТО должны суметь организовать занятия , кружки , факультативы , курсы , приобщая детей к народному творчеству .
Ребенок полностью раскрывается , когда увлечен каким – то делом , требующим активности , самостоятельности , самопроявления , фантазии .
Предлагаемая авторская программа имеет своей целью помочь учителю с помощью методической разработки организовать проведение занятий по теме «Кружевоплетение . Фриволите» .
Именно такие занятия можно отнести к одному из эффективных путей активизации детского творчества .
Список литературы .
1. Баландина Г.А.Традиционные женские ремесла . АО Асцендент .
2. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла . М., Просвещение,
1986.
3. Василенко В.М. Народное искусство . Избранные труды о народном
творчестве Х – ХХ веков . М., Советский художник , 1974 .
4. Вечерская А.Г. Кружевное плетение фриволите .С-Пб., Лениздат , 1992 .
5. Газарян С.М. Прекрасное своими руками . М., Детская литература, 1986.
6. Пересторонина В. Вятские кружева . Г., 1982 .
7. Работнова И.Г. Русское кружево . М., КОИЗ , 1959 .
8. Разина Т.М. Русское народное творчество . М., Изобразительное
искусство , 1970 .
9. Шапкин П., Рожков С. Рукоделие . АО Асцендент ,1993 .
10. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево . Л., 1983 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...