Классный час по теме "М.Ю. Лермонтов"
презентация к уроку (5 класс) на тему
Классный час по теме "М.Ю. Лермонтов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_m.yu_._lermontov.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски – мятежное любил!»
Классный руководитель:
Лыгина Ольга Владимировна
Цели: активизировать знания учащихся по литературе; расширять их кругозор; развивать логическое мышление, творческие способности, смекалку, ловкость; способствовать сплочению коллектива класса.
Действующие лица
Ведущий.
Чтецы.
Ход мероприятия
Ведущий 1-й. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образована, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.
Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
Мать – Марья Михайловна – происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой.
Ведущий 2-й. Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью мамы, Марии Михайловны Лермонтовой, наложили отпечаток на характер мальчика. Он растет мечтательным, склонным к фантазиям, предметом его пристального внимания становится природа. Волнует его прошлое рода Лермонтовых, связанное с одним из шотландских предков Томасом Лермонтом (или Томасом Рифмачом), бардом, поэтом и предсказателем, жившим в Шотландии в XVIII в. Этого мага и чародея воспел в балладе «Певец Фома» Вальтер Скотт. Думается, далеко не случайно девиз на гербе Лермонтовых гласит: «Жребий мой – Иисус».
Ведущий 1-й. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».
Чтец 1.
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. | Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна, И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. |
Ведущий 2-й. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Мише пришлось жить в разлуке с отцом, о котором он слышал только дурное. Впоследствии он отмел все недостойные наветы на отца и отдал ему должное в стихотворении, посвященном его смерти.
Чтец 2.
Ужасная судьба отца и сына Жить разно и в разлуке умереть, и жребий чуждого изгнанника иметь На родине с названьем гражданина! ………………………………………………… Дай Бог, чтобы, как твой, спокоен был конец Того, кто был всех мук твоих причиной! Но ты простишь мне! я ль виновен в том, Что люди угасить в душе моей хотели Огонь божественный от самой колыбели Горевший в ней, оправданный творцом? Однако ж тщетны были их желанья: Мы не нашли вражды один в другом, Хоть оба стали жертвою страданья!.. |
Ведущий 1-й. В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 году становится студентом отделения словесности. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Юношу влекли приключения и военная карьера. Откликом на этот период жизни становятся поэмы «Кавказский пленник», «Мцыри» и стихотворение «Белеет парус одинокий».
Чтец 3.
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой, Что кинул он в краю родном. Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит. Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит. Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой, А он мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой. |
Ведущий 2-й. В январе 1837 года роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихотворение «Смерть Поэта». В день смерти поэта он дописывает последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе.
Чтец 4.
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – все молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата!.. Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли, и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью: Оно вам не поможет вновь, Ивы не смоете всей вашей кровью Поэта праведную кровь! |
Ведущий 2-й.
Лермонтов должен был покинуть Петербург, отправившись в ссылку на Кавказ; его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянью. В то время были написаны «Демон», «Герой нашего времени». За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи («Первое января») Лермонтов был вторично сослан на Кавказ.
Трагическая нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 года.
Михаилом Лермонтовым, не считая отрывков и писем, написано около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.
Конкурс «Знатоков» (Слайд 24)
- Где родился М.Ю. Лермонтов? (Слайд 25 – 26)
А) в Кисловодске; б) в Царском Селе;
В) в Горячеводске; г) в Москве.
2. В каком возрасте погиб Лермонтов? (Слайд 27 – 28)
А) 37; б) 26;
В) 25; г) 50.
3. Кому Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть Поэта»?
(Слайд 29 – 30)
А) Гоголю; б) Островскому;
В) Пушкину; г) Тургеневу.
4. Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова стало последним?
(Слайд 31 – 32)
А) «Бородино»; б) «Парус»;
В) «Тучи»; г) «Пророк».
5. Где погиб М.Ю. Лермонтов? (Слайд 33 – 34)
А) в Кисловодске; б) в Царском Селе;
В) в Пятигорске; г) в Москве.
Ведущий 1-й. Творчество М.Ю. Лермонтова – одна из самых высоких вершин нашей литературы. Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности. Многие поэты посвятили стихотворения М.Ю. Лермонтову.
(Слайд 35)
Чтец 1.
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонски-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам прекрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
И не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
В. Брюсов
Чтец 2.
Мы убиваем гения стократно,
Когда рукой его убивши рай,
Вновь затеваем скучный наш рассказ,
Что нам мечта чужда и непонятна.
Есть в мире роза. Дышат ароматно.
Цветут везде. Желают светлых глаз.
Но заняты собой мы каждый час,-
Миг встречи душ уходит безвозвратно.
За то, что он, кто был и горд и смел,
Блуждая сам над сумрачною бездной,
Нам в детстве в душу ангела напел,-
Свершим сейчас же сто прекрасных дел:
Он нам блеснет улыбкой многозвездной,
Не покидая вышний свой предел.
К. Бальмонт
Ведущий 1-й. (Слайд 36) Звучит приглушенно соната Бетховена.
Знакомясь с поэзией Лермонтова, понимаешь, что пушкинским светлым, стремящимся к гармонии строкам приходит трагическая лира Лермонтова.
Ведущий 2-й. (Слайд 37)
В.Г. Белинский говорил, что поэзия Лермонтова «вышла из глубины оскорбленного духа, это вопль, это стон человека».
(Слайд 38)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...