Анализ методической работы за 2013-2014 учебный год
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей муниципального
образования Плавский район
«Детский экологический центр г.Плавска»
Анализ
методической работы МБОУ ДОД
МО Плавский район «ДЭЦ» за 2013 – 2014 уч. г.
Методист МБОУ ДОД
МО Плавский район «ДЭЦ»
Скотникова Л.А.
Плавск 2014
Анализ
методической работы МБОУ ДОД
МО Плавский район «ДЭЦ» за 2013 – 2014 уч. г.
В 2013 – 2014 учебном году методическая служба осуществлялась в соответствии с целями и задачами, определяющими содержание работы МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ», а именно: добиваться разностороннего повышения квалификации профессионального и педагогического мастерства педагогов дополнительного образования; формирование методического информационного фонда (МИФ), способствовать стремлению педагогов к самостоятельному овладению научно-теоретическими и практическими навыками образовательной деятельности; оказывать всестороннее содействие творческому процессу обучения и воспитания и другие.
В течение года методическое обеспечение деятельности МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ» служило педагогической поддержкой педагогам дополнительного образования, осуществлялось информационное педагогическое обеспечение через использование методической литературы и содержания журналов: «Дополнительное образование и воспитание», «Внешкольник», «Классный руководитель», «Воспитание школьников»; пополнялись накопления методического материала по оказанию практической помощи педагогам.
Формы информационного педагогического обеспечения педагогов:
- педагогические советы
- производственные совещания
- методические советы
Дополнительные образовательные программы составлены педагогами, в основном, грамотно, раскрыты все разделы программ в соответствии с рекомендациями Тульского института повышения квалификации учителей и министерства образования. Из педагогов, работающих первый год в дополнительном образовании - 8 человек.
№ п/п | ФИО педагога | Объединение | База | Работает на основе старой программы | Состав лялась новая программа |
1. | Рыжакова Е.М. | «Введение в экологию» | МБОУ «Плавская СОШ № 2» | + | |
2. | Леонова С.В. | «Юные экологи» | МБОУ «Плавская СОШ № 1» | + | |
3. | Терехова Е.Н. | «Юные друзья природы» | МБОУ «Плавская СОШ № 1» | + | |
4. | Минаева С.А. | «Юные друзья природы» | МБОУ «Плавская СОШ № 1» | + |
|
5. | Слизовская Л.П. | «Экология для малышей» | МБОУ «Горбачевская СОШ» | + | |
6. | Карпова Е.В. | «Азбука юного эколога» | МБОУ «Волхонщинская СОШ» | + | |
7. | Моськина Е.Р. | «Основы природопользования» | МБОУ «Волхонщинская СОШ» | + | |
8. | Колпакова Н.В. | «Юные друзья природы» | МБОУ «Молочно-Дворская СОШ» | + |
Количество дополнительных образовательных программ, освоенных
в 2012 – 2013 учебном году - 19,
в 2013 – 2014 учебном году - 15.
Как видим, количество освоенных учебных программ уменьшилось на четыре, что составило 11 %. Но увеличилось количество объединений, педагогов и количество обучающихся.
Кол-во | 2013-2014 | 2012-2013 |
Объединения | 54 | 53 |
Педагоги | 38 | 34 |
Обучающиеся | 675 | 627 |
Из 15 дополнительных образовательных программ
Программы | 2013-2014 | 2012-2013 |
до 1 года | нет | нет |
от 1 года до 3 лет | 13(86,6%) | 17 (89,5 %) |
3 года | 2 (13,4%) | 2 (10,5 %) |
Большой разницы по количеству лет обучения в программах по сравнению с прошлым учебным годом не наблюдается.
В учебном году педагоги выступали на семинарах с темами:
- «Конструирование дополнительных образовательных программ: составление, дополнения, корректировка. Рекомендации педагогам по организации и проведению учебных занятий в ДО» (Скотникова Л.А.)
- «Система экологического образования в дошкольных учреждениях» (Скотникова Л.А.)
- «Система экологического образования в образовательных организациях» (Скотникова Л.А.)
- «Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования» (Казначеева Н.И.)
- «Организация и методическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности обучающихся» (Казначеева Н.И.)
В декабре 2013 года на базе МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ» состоялся районный семинар с заместителями директоров по воспитательной работе, методистами дополнительного образования и педагогами дополнительного образования, где педагоги ДО давали открытые занятия: «Мусор планете не к лицу» (педагоги ДО: Петровичева Л.В, Иванова Г.В., Минаева С.А., Терехова Е.Н.); «Чудес полна могучая природа…Ты только помоги их сохранить» (педагоги ДО: Орехова Н.А., Корнеева Т.А., Леонова С.В., Жбанкова Т.И., Сидорова И.М., Хныкина Л.В.); «В гостях у травницы Яги» (педагог ДО Булюк О.Б.); «Зеленый наряд нашей планеты» (педагоги ДО: Казанцева Л.С., Лихачева Н.Ю.); «Вслед за солнышком» (педагог ДО Крупина Н.В.). Казначеева Н.И. выступила с сообщением по теме: «Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования»
За 2013 – 2014 учебный год со стороны методиста было посещено16 занятий педагогов дополнительного образования, что на 4 занятия больше прошлогоднего уровня, разница составляет 36%.
Педагоги подготовили и провели 8 открытых занятий. Все занятия прошли на хорошем методическом уровне.
Посещение занятий, рядовых и открытых, показало, что педагоги работают творчески, ответственно, готовят много наглядного и демонстрационного материала, при подготовке посещают городские библиотеки, районный методический кабинет, продуманно строят занятия, активно используют новые информационные технологии, прислушиваются к замечаниям и подсказкам, стараются не повторять, а исправить допущенные ошибки.
Педагоги и обучающиеся были участниками большого количества выставок декоративно-прикладного и художественного творчества, технического творчества, различных конкурсов обучающихся.
Результативность
мониторинга объединений в 2013 – 2014 учебном году
(работающих на базе МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ»)
№ п/п | Объединения первого года обучения | Сентябрь | Май | |||||
Миним. уровень знаний в % | Сред- ний уровень знаний в % | Максим уровень знаний в % | Миним. уровень знаний в % | Сред- ний уровень знаний в % | Максим уровень знаний в % | |||
1. | Экология для малышей | 35% | 65% | 0% | 0% | 20% | 80% | |
2. | Юные экологи | 75% | 25% | 0% | 0% | 55% | 45% | |
3. | Агроэкология для маленьких | 100% | 0% | 0% | 0% | 36% | 64% | |
4. | Азбука юного эколога | 99% | 1% | 0% | 0% | 58% | 42% | |
5. | Агроэкология | 93% | 7% | 0% | 0% | 77% | 23% | |
6. | Юные друзья природы | 50% | 50% | 0% | 0% | 40% | 60% | |
7. | Цветоводство | 63% | 37% | 0% | 0% | 60% | 40% | |
8. | Экологическое краеведение | 89% | 11% | 0% | 0% | 84% | 16% | |
9. | Город, в котором я живу | 82% | 18% | 0% | 0% | 80% | 20% | |
10. | Введение в экологию | 93% | 7% | 0% | 0% | 75% | 23% | |
11. | В соавторстве с природой | 74% | 26% | 0% | 0% | 68% | 32% | |
12. | Красота, природа и фантазия | 56% | 44% | 0% | 0% | 46% | 54% | |
13. | Красота, природа, фантазия | 93% | 7% | 0% | 0% | 84% | 16% | |
14. | Маленькие чудеса большой природы | 32% | 68% | 0% | 0% | 74% | 26% | |
15. | Основы природопользования | 68% | 32% | 0% | 0% | 83% | 17% |
В мае каждого учебного года в МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ» проводится итоговый мониторинг обучающихся. Обучающиеся, освоившие курс обучения – 675 обучающихся, что составляет 100 % от общего числа обучающихся.
Педагоги ведут целенаправленную методическую работу по созданию своих портфолио, нарабатывают дидактический материал по образовательной деятельности: раздаточный материал на карточках; игровой, развивающий логическое мышление детей; плакаты с технологией выполнения заданий, тесты, анкеты, диагностический материал, конспекты занятий, лекционный материал и многое другое.
Отсюда – вывод: педагоги дополнительного образования творчески подходят к каждому виду работы в объединении, накапливают материал для обобщения опыта работы и своей будущей аттестации (Казначеева Н.И.). Главное то, что это идёт на пользу обучающимся и говорит о желании работать в дополнительном образовании.
Процентные показатели по квалификационным категориям среди ПДО
№ п/п | Квалификационная категория | 2012 – 2013 уч. год | 2013 – 2014 уч. год |
1. | Высшая квалификационная категория | 14 % | 25 % |
2. | Первая квалификационная категория | 53 % | 50 % |
3. | Вторая квалификационная категория | 14 % | 10 % |
4. | Педагоги без квалификационной категории | 19 % | 15 % |
Педагогов, имеющих первую квалификационную категорию, стало на 3 % меньше, имеющих вторую квалификационную категорию, стало на 4 % меньше, увеличилось на 4 % число некатегорийных педагогов. Казалось бы, снижается профессиональный уровень педагогов дополнительного образования по сравнению с прошлым учебным годом, однако, педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, стало на 11 % больше прошлогоднего показателя. Это неплохо, хотя явно недостаточно, объясняется такое положение наличием молодых кадров, ещё не успевших приобрести категорию.
Уровень образования педагогов дополнительного образования в 2013 – 2014 учебном году по сравнению с 2012 – 2013 учебным годом:
№ п/п | Образование | Количество педагогов дополнительного образования, в том числе в % | Количество педагогов дополнительного образования, в том числе в % | ||
2012 - 2013 | 2013 - 2014 | ||||
1. | Высшее образование | 22 | 65 % | 26 | 72 % |
2. | Среднее специальное | 12 | 35 % | 9 | 23% |
3. | Среднее | 0 | 0 | 2 | 5 % |
На 7 % повысилось количество педагогов с высшим образованием – это значительная цифра; на 12 % снизился уровень педагогов со средним специальным образованием. Очень характерные показатели.
Педагогический коллектив дополнительного образования по стажу работы в дополнительном образовании
№ п/п | Стаж работы в дополнительном образовании | Количество педагогов, % | Количество педагогов, % | ||
2012 - 2013 | 2013 - 2014 | ||||
1. | Не имеют стажа | 0 | 0 % | 2 | 6 % |
2. | Стаж 1 - 2 года | 2 | 6 % | 2 | 6 % |
3. | Стаж 3 – 5 лет | 1 | 3 % | 1 | 3% |
4. | Стаж 6 – 10 лет | 4 | 12 % | 3 | 9% |
5. | Стаж более 10 лет | 27 | 79% | 27 | 76 % |
Как видно из таблицы, характеристика педагогического коллектива дополнительного образования по стажу работы в дополнительном образовании изменилась, а именно: на 6 % увеличилось количество педагогов, не имеющих стажа работы в дополнительном образовании. Причина указывалась выше: приток молодых педагогов и введение федеральных государственных образовательных стандартов в начальных классах, что привело учителей и со стажем в дополнительное образование. Педагогов со стажем 6 – 10 лет стало
на 3 % меньше. Радует то, что количество педагогов со стажем 3 – 5 и более 10 лет остаётся практически стабильным, разница составляет 1 и 2 %.
Большим плюсом в методической работе можно считать прохождение аттестации педагога ДО Казначеевой Н.И. на первую квалификационную категорию, которая собрала портфолио своей педагогической деятельности и по итогам аттестационной комиссии набрала 401 балл, что в полной мере соответствует заявленной категории.
По итогам плана работы методического совета, а именно: плана работы методического кабинета, плана работы с педагогическими кадрами выполнено всё.
В 2013 – 2014 учебном году уровень методической работы несколько улучшился:
- в основном, откорректировано содержание дополнительных образовательных программ на уровне требований сегодняшнего дня
- на должном уровне проводилась диагностика обучающихся по обученности, воспитанности, развитию
- осуществлена номенклатура дел методических материалов
- со стороны методиста посещены массовые мероприятия, что повлияло на качество проведения и организацию мероприятий
- составлено положение о методическом совете, план работы методического совета, оформляются протоколы заседаний методического совета
- проведён районный семинар педагогов дополнительного образования
- достаточно высокая результативность работы объединений: призовые места на областных выставках, конкурсах;
- изменённая форма контроля за работой педагогов с целью отслеживания выполнения ими предложений методиста в осуществлении образовательного процесса и оказания своевременной квалифицированной помощи дала положительные результаты: педагоги прислушиваются к советам методиста, исправляют недостатки в работе, творчески подходят к организации, оснащению и проведению занятий.
В будущем учебном году планируется:
- Смотр учебных кабинетов (май);
- Творческая самопрезентация: педагоги представляют «Родословную объединения»;
- заинтересовать педагогов в повышении своего педагогического мастерства и профессионального роста.
В целом, цели и задачи методической службы выполнены. Педагоги МБОУ ДОД МО Плавский район «ДЭЦ» успешно решали проблемы гуманизации в детском разновозрастном коллективе и формирования творческой личности. Все педагоги учили детей радоваться чужим успехам, налаживали взаимопомощь, привлекали детей к мероприятиям, стремились к тому, чтобы дети чувствовали себя единой семьёй.
Май 2014 года Методист МБОУ ДОД
МО Плавский район «ДЭЦ»
Л.А.Скотникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методической работы на 2013-2014 учебный год
План методической работы в школе на учебный год по месяцам...
Анализ спортивной работы в 2013- 2014 учебном году
анализ работы за 1 полугодие 2013-2014 учебного года...
Анализ воспитательной работы за 2013 - 2014 учебный год
Анализ воспитательной работы...
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год (5 класс "А")...
анализ методической работы за 2013-2014 учебный год
представлен анализ методической работы за 2013-2014 учебный год по МБОУ Рождественская СОШ...
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год.
Анализ воспитательной работы за 2013-2014 учебный год. В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные цели и задачи:Цель :...
План методической работы на 2013 – 2014 учебный год
Методическая тема на 2013/2014 учебный год: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»...