Эссе "Моя педагогическая философия"
статья на тему
Моя педагогическая философия о размышлении взаимоотношения учителя и ученика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моя педагогическая философия о размышлении взаимоотношений учителя и ученикка | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
На наших глазах на смену старой эпохи приходит новая. Важно, чтобы она была более совершенной, нестрадательной, удобной для творческого труда и жизни в целом. Более разумная эпоха, чем ушедшая и уходящая, не рождается, как Минерва из головы Юпитера. Она – дитя улучшающего человека, формируемого учителем.
Каким же призван быть учитель школы XXI века?
Высоко ценится учитель неповторимый, с достаточно выраженной личностной характерностью, эмоциональной и интеллектуальной индивидуальностью, творческими наклонностями.
В прошлом году в нашей школе проводилось исследование школьников. Их просили назвать в учителе: а) главные достоинства; б) качества противопоказанные; в) недостатки, которые можно извинить. На первое место ученики поставили доброту. «Наш учитель добрый» – этим все сказано. Доброта учителя важнее объема его знаний и других достоинств. Также они отметили как важное - душевную теплоту, отзывчивость, сердечное понимание, любовь к своему делу. Противопоказанными названы следующие качества: жестокость, непонимание учеников, низкая культура общения. Недостатки учителя, которые ученики прощают: забывчивость, небрежность и безвкусица в одежде, сосредоточенность только на своем предмете.
Учитель должен быть артистом, глубоко проникать в свой предмет, быть профессионалом. Современный учитель должен быть и художником, владеющим образным словом, и публицистом, остро ощущающим современные проблемы жизни, и учителем-исследователем, творчески мыслящим. Истинный учитель - творец. Он должен всегда оставаться самим собой, выдерживая любые невзгоды, как бы велики они ни были.
Вот уже 16 лет я работаю учителем химии, и за эти годы мне приходилось сталкиваться с вопросами, связанными не только с преподаванием этого предмета, но и как классному руководителю приходилось решать вопросы взаимоотношения ребят друг с другом, взаимоотношений в семье. В классе у меня были дети из неблагополучных семей. Конечно, такие дети приходили часто с невыполненными уроками, они были агрессивны, неконтактны в коллективе. Приходилось находить подход к ним, вникать в их проблемы. Такие дети нуждаются в милосердии, в сердечном понимании. В нашей работе важно не просто обеспечивать учеников знаниями, но и помогать им в тяжелых житейских ситуациях, проявлять к детям чуткость, внимание, и в итоге формировать их судьбу. Такое отношение ребята очень ценят.
Ищущий учитель осваивает философию просвещения, культурологию, историю и теорию педагогики, историю школы и ее современное состояние и отбирает принципы содержания, средства, формы, приемы, методы, структурные и организационные элементы воспитания и образования, которые у него, у данного учителя, дают наибольший эффект. Так учитель создает свой собственный стиль.
На каждом из своих уроков я стараюсь сделать маленькое открытие для ребят, чем-то удивить их. Пусть не всегда это получается. Иногда меня удивляют и они, и мы вместе радуемся, я - оттого, что они смогли, сделали, открыли, что заражаются духом искателя, они - потому что смогли, сделали, да просто потому, что я радуюсь, глядя на них. Мне кажется, что важно сделать, чтобы ребенок не ушел с урока равнодушным.
В условиях могучего развития новейших информационных технологий, дистанционного обучения, кажется, что учителя легко заменит компьютер. Да, современный урок немыслим без компьютера, без информационных технологий. И я в своей работе тоже использую их, так как считаю, что они позволяют соблюсти деятельностный характер обучения химии, сделать процесс обучения интересным и увлекательным для учащихся. Так, например, в рамкам Международного форума «Чистая вода – 2010» я проводила семинар, где учащиеся представили свои проекты на темы «Экологические проблемы сточных вод», «Исследования качества питьевой воды», «Вода – самое удивительное вещество на нашей планете» Кроме того, дети посещают элективные курсы по химии, где тоже защищают свои проекты на самые различные темы. Например, «Мое хобби – фотография», «Цветные реакции», «Удаление пятен», «Наркотики: характер влияния на организм».
Компьютер поможет добыть информацию, книга дает пищу к размышлению, а что сегодня дает учитель? Учебники, образовательные программы и пособие все они даже называются по-особому - самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Что дадут ребенку чистые знания без примеси нравственного чувства?
Я считаю, что настоящего педагога никакая машина заменить не может, ибо он выполняет высокую миссию воспитания Человека в человеке. Именно это высокое назначение педагога имел в виду А.С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю такие слова:
Куницыну – дань сердца и вина,
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
В заключении я хочу сказать, что учит и воспитывает учитель. Учитель по большому счету в ответе за жизнь на Земле. Он создает завтрашний образ, завтрашний лик нашей Планеты. Человек, скорее всего, единственное разумное существо во Вселенной, сам не зная того, занесен в Красную книгу жизни. А учитель - такова его сила – может либо навсегда вычеркнуть маленького человека с ее страниц, либо наделить начертанное имя сиянием. Поэтому и говорят в народе, что учитель отвечает перед Всевышнем за свой труд. Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы – задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес – ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благородном человеке - вот работа учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...