Технология развития критического мышления
методическая разработка на тему

Плотникова Татьяна Николаевна

       Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

       Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc624.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления

Из опыта работы учителя истории и обществознания

 МБОУ «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»

 Татьяны Николаевны Плотниковой

«Знание только тогда знание, когда оно обретено

 усилиями своей мысли, а не памятью»              
                                               Л.Н.Толстой

«Умеющие мыслить умеют   задавать вопросы»  
                                                       Э. Кинг

Технология критического мышления

       Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

       Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

        Критическое мышление — это:

способность ставить новые, полные смысла вопросы;

вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;

принимать независимые продуманные решения.

Думать критически:

  • Проявлять любознательность
  • Использовать исследовательские методы
  • Ставить перед собой вопросы
  • Осуществлять планомерный поиск ответов
  • Вскрывать причины и последствия фактов
  • Сомнение в общепринятых истинах
  • Выработка точки зрения и способность отстоять ее логическими доводами
  • Внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление

Какие цели и задачи ставит данная технология?

1) Формирование нового стиля мышления

2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

3) Развитие аналитического, критического мышления.

4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации

5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Что дает технология критического мышления учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

  • Высокая мотивация обучающихся к образовательному процессу.
  • Возрастание мыслительных возможностей обучающихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.
  • Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
  • Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.
  • Развитие умения анализировать полученную информацию.

Особенности и правила технологии развития

критического мышления

  • Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения.
  • Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и,  используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Сравнение признаков обыденного и критического мышления

Умелое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ.
ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ.
ВОВЛЕКИ МЕНЯ, И Я НАУЧУСЬ.  
                                 
китайская пословица

Технологические этапы

1-я стадия    

 ВЫЗОВ

2-я стадия    ОСМЫСЛЕНИЕ

3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ

Актуализация знаний

Побуждение интереса к получению новой информации

Постановка учеником собственных целей обучения

Получение новой информации

Корректировка поставленных учеником целей обучения

Рождение нового знания

Постановка учеником новых целей обучения

Стадия Инсерт «Реализация смысла»
(«Условные значки»)

«» – уже знал

  «+» – новое

    «–» – думал иначе

      «?» – есть вопросы

Данная учебная стратегия была разработана Л.Л.Вогэн и Т.Х.Эстес. Аббревиатура ИНСЕРТ – это «калька» с английского I.N.S.E.R.T., что примерно можно перевести как «инновационная система разметки для эффективного чтения текста». Прилагательное «инновационная» подразумевает, что в процессе работы по этой стратегии рождается новое знание.

Все мы знаем, что нужно учить детей читать, выполняя пометки в тексте или на листочке, но как это сделать, чтобы процесс разметки был естественным и понятным? Как сделать так, чтобы при этом развивалось умение работать с информацией, критически ее осмысливать? Для этой цели и предназначена стратегия ИНСЕРТ (для детей и тех, кто не любит заимствованные слова можно называть ее «Условные значки»).

Эта стратегия подходит для информационно-насыщенных текстов, связанных с историей. Обучающиеся должны перед началом работы хоть что-то знать по данной теме. После краткого введения попросите ребят индивидуально «в столбик» записать все, что они знают (или считают, что знают) по данной теме (самостоятельная актуализация имеющихся знаний по данной теме). Затем, в парах, попросите их обменяться этой информацией. После прочтения попросите школьников обсудить результаты и составить одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. 

Стратегия «Инсерт» на уроке истории в 7 классе.
Тема «Великие географические открытия
и их последствия» (фрагмент).

Открытие Америки — событие, в результате которого для обитателей Старого Света стала известной новая часть света — Америка, состоящая из двух континентов.

         Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Новый Свет, которые снарядили испанские Католические короли в надежде открыть более короткий западный путь для торговли с Индией.

         Первая экспедиция Христофора Колумба (1492—1493) в составе 91 человека на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья» вышла из Кастилии 3 августа 1492, от Канарских островов повернула на Запад (9 сентября), пересекла Атлантический океан в субтропическом поясе и достигла острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге, где Христофор Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). 14-24 октября Христофор Колумб посетил ряд других Багамских островов, а 28 октября-5 декабря открыл и обследовал участок северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря Колумб достиг о. Гаити и двинулся вдоль его северного берега. В ночь на 25 декабря флагманский корабль «Санта-Мария» сел на риф, но люди спаслись. Колумб на корабле «Нинья» 4-16 января 1493 г. завершил обследование северного берега Гаити и 15 марта вернулся в Кастилию.

Значки

Ключевые слова

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

+

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

?

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Стратегия ЗХУ

Стратегия ЗХУ была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится образовательный процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

Стратегию ЗХУ наиболее уместно использовать на занятии, которое предваряет исследовательскую работу учащихся. Работа с этой таблицей выполняет своеобразную установочную функцию – предполагает дальнейшую самостоятельную деятельность.

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию

(Главные слова)

(Откуда узнал(ю)?

Стратегия ЗХУ на уроке обществознания в 8 классе.

Тема «человек в семье»

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали

1.Семья – группа людей, имеющих общие цели.

2. В семье есть родители и дети (родственники).

3.В семье всё общее, все уважают друг друга, помогают.

4.Есть семьи, где родители пьют, бьют детей.

1. Что такое семья?

2.Какие правила поведения существуют в семье?

3.Как создать счастливую, полноценную семью?

4.Почему распадаются семьи?

5.Как образуются семьи?

6.Зачем нужна семья?

1.Семья – группа родственников, имеющих общие интересы.

2.Уважать, любить друг друга, помогать. Родители обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, содержать детей. Дети обязаны слушаться, содержать родителей, когда они не могут о себе позаботиться и т.д.

Систематизируем версии ребят и заполняем нижнюю часть таблицы

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться

Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию

1.Определение “семья”
2.Счастливая семья
3.Несчастная семья
4.Роль семьи (добавлено на стадии рефлексии)

1.Рассказы взрослых
2.Телевидение
3.Книги
4.Текст параграфа (на стадии рефлексии)

Стратегия ЗХУ на уроке истории России в 7 классе.

 Тема «смута в российском государстве»

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали

Династический кризис

Что такое Смута

Что такое интервенция

Кто пришёл к власти?

Как развивались события в Российском государстве в период Смуты?

 Какие страны вмешивались в политику Российского государства?

Графические организаторы

выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди

        Важно в тексте, с которым работаешь:

  1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема).
  2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации).
  3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Разбивка на кластеры

Это педагогическая стратегия, которая помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии в основном для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что обучающиеся прошли.

Правила очень простые.

  • В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
  • Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
  • Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
  • Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Кластер на уроке обществознания в 8 классе.
Тема «Что такое общество»

Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейн

Слово "синквейн" происходит от французского слова "пять" и означает "стихотворение, состоящее из пяти строк".

Синквейн - это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке,  он является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления.

Достоинства синквейна:

- Обогащает словарный запас.

- Подготавливает к краткому пересказу.

- Учит формулировать идею (ключевую фразу).

- Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.

- Получается у всех.

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  2. Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
  4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
  5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Синквейн  на уроке истории:

Политика. 
Внутренняя, внешняя.
Устанавливает, достигает, выполняет.
Искусство управления государством.
Власть.

На поле Куликовом.

Степном, широком.

Была, прошла, кипела.

Битва с войском Мамая.

Победа.

Жанна д’Арк.

Отважная, неординарная.

Сожгли, реабилитировали, канонизировали.

Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне.

Орлеанская дева.

Коллективизация.

Несправедливая, насильственная.

Раскулачивали, заставляли, принуждали.

Объединение крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства.

Колхоз.

Синквейн  на уроке обществознания:

Потребность.

Биологическая, материальная.

Появляется, возникает, проявляется.

Побуждает человека к деятельности.

Нужда.

Социальная мобильность.

Высокая, низкая.

Изменение, перемещение, проникновение.

Возможность смены социального слоя.

Социальный лифт.

Прием «Фишбоун»(«Рыбная кость»)

Одним из самых значимых умений на уроке истории являются умения логически мыслить и аргументировать ответ. Хотя эти умения формируются и под влиянием вышеуказанных приемов, тем не менее, большую помощь может в этом оказать прием “фишбоун”. Для данного приема используется схема. 

С её помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в “голове” “фишбоуна”, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в “хвосте”.

Фишбоун на уроке истории в 10 классе
Тема «Феодальная раздробленность на Руси»

Междоусобные           Усиление                        Отсутствуют

войны и борьба           экономической              тесные торговые

 за киевский                 мощи отдельных           связи между

 престол                        земель                            княжествами

П  Р  И  Ч  И  Н  Ы

П  Р  О  Б  Л  Е  М  А                        Ф  А  К  Т  Ы                              В  Ы  В  О  Д

                    Не был определен       Различия                       Натуральное

                    порядок                        территорий по              хозяйство

                    наследования               природным и

                    киевского                     хозяйственным

                    престола                       условиям

ЭССЕ

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского  и  переводится  как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Таким образом, эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

      Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.

          Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

5-минутное эссе

10-минутное эссе

Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Комплимент

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент»:

-комплимент-похвала,

-комплимент деловым качествам,

-комплимент в чувствах.

Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.

Выводы

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации.

 Мысль в подарок…

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

                                                                                                       Я.А.Коменский

Источники

  1. Н.В. Богатенкова Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения  Н.В.Богатенкова // Пособие для учителей – СПб.: СПбГУПМ, 2001
  2. Применение приемов и методов технологии развития критического мышления учащихся на уроках истории // Школьное историческое образование: творческий опыт и профессиональные размышления. – СПб.: СПбГУПМ, 1999.
  3. О. Загашев, С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская, «Учим детей мыслить критически», СПб, 2003г., с.156
  4. Технология развития критического мышления на уроке истории http://history-helpmy.blogspot.com/2010/04/blog-post_5385.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....