«Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества»
статья на тему

Жмурова Вера Владимировна

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл толерантность35.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности как социально значимого личностного качества»

Введение

«...если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.»

Л. Улицкая

Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма, любви к Родине обязана предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам(2; 9).

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности.

I.

Толерантность-  терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовку толерантности дал Б.З. Вульфов. «Толерантность - это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни».(2; 5) Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами. В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

    Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

     В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.    Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Выделяют разные формы толерантности - личная, общественная, проявляющаяся в морали, нравах, менталитете, сознании, государственная, отраженная в законодательстве, политической практике.

II.

Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», массовые волнения в Москве, теракт в аэропорту Шереметьево… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть.

       Тем не менее, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание.

       Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Так как необходимо еще в детстве объяснить детям, насколько важна терпимость в нашем мире. В школах ведется целенаправленная работа по формированию у детей толерантности: проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков, классные часы, посвященные проблемам толерантности.

III.

Задача воспитания толерантности в условиях школы является крайне актуальной в настоящее время, но отнюдь не лёгкой.  Чтобы её выполнить, необходимо объяснить ребёнку, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения, людям следует помогать, так как помощь слабому — это наш долг, причем в первую очередь — перед своей совестью. В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие, которое заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция, не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста, отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы. Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста;  педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.

При формировании и развитии толерантности  педагогу необходимо опираться на положительный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности, использовать завуалированные методы и приемы работы, способствовать созданию в школе соответствующей «воспитательной атмосферы», которая предполагает уважение инакости другого; уважение меньшинства большинством; соблюдение прав личности каждого; ответственность этой личности перед другими. А так же опираться на возможности и уровень социальной среды, интегрировать микросреду в воспитательный процесс по формированию толерантности.

IV.

Так как же сформировать толерантность у детей в рамках школьного образования?

Как педагог будет реализовывать принцип толерантности во многом зависит от его творчества. Можно выделить три группы приемов воспитания толерантности.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.                                                                                                  Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.                                                                                                                Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.      Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.                                           Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».                   Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.                                                                               Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.                   Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.                                                                  Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.                                           Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.                                                                                  Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.                                                                             Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.                                                                                            Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.                                                                                                  Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.                      Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).                                                                                                                     Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).                                                                      Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию. Описанные приемы могут применяться учителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.                                                  Так же можно предложить детям сами написать рассказ о толерантном поведении. Вот пример рассказа написанного Аветян Венерой.                 «Под кожей мы все одного цвета»                                                           Однажды в 4 «А» классе появился новенький. Это был мальчик, звали его Пьер Клоди. На вид это был обычный девятилетний мальчик, но необычным был цвет его кожи, он был тёмный.                                                                       В 4 «А» также учились Даша и Максим. Они дружили, ходили вместе в школу, но вскоре Даша поссорилась с Максимом. А случилось вот что. Максим стал обзываться, называл Пьера чернокожим уродцем, обижал его, настраивал всех против него. Пьер чувствовал себя одиноким и виноватым. Когда Даша задала Максиму вопрос, почему он так поступает, он сказал, потому что у него смуглая кожа и он не русский. Даша была изумлена, разочаровалась в друге и поссорилась с ним.                                               После этого Даша подружилась с Пьером и решила поддержать его. У Пьера накопилось много обиды, но он был учтивым и терпеливым. Даша узнала о Пьере очень много, он был очень умным и добрым.                                  Максим завидовал дружбе Пьера и Даши. И однажды после уроков избил с друзьями Пьера, но Пьер ничего не сказал учителю. И тогда Даша сама решила подойти к Ивану Ивановичу школьному директору. Директор пришёл к нам в класс, провёл нравоучительную беседу, и после этого все в классе стали относится к Пьеру лучше. Вот что сказал нам директор.     «Дети, нельзя придавать большое значение цвету кожи. И у белых людей кожа далеко не белая: она может быть любого оттенка, от розового до светло-коричневого. Цвет кожи не имеет никакого отношения к тому здоровый человек или больной, добрый или злой, умный или глупый. Нельзя быть расистами. Есть старая пословица «Под кожей мы все одного цвета». И это правда. Хирурги знают, что органы людей разного цвета кожи выглядят одинаково. Так почему бы вам людям не жить в мире независимо от цвета кожи? Нравится нам человек или нет, дружим мы с ним или нет — зависит от многих причин, но не от цвета его кожи!»

Конечно, все эти задание дети смогут выполнить только после того, как будут знать о толерантности. Поэтому необходимо, сначала провести классные часы, на которых разъяснить понятие «толерантность».(1;5)

V.

Полезные советы  педагогу в применении принципа толерантности в условиях  школы.

1. Развивать интерес к проблеме толерантности:

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты.

2. Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности:

Только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель) возможно формирование толерантности.

3. Четко определить конечный результат воспитательных воздействий:

Для этого необходимо ставить цель исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся.

4. Опираться на положительный опыты взаимодействия ребенка с миром:

Необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Необходимо единство социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

5. Учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья).

6. Использовать потенциал культуры мира.

7. Демонстрация последствий толерантности.

8.Организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым условием воспитательного процесса. При формировании толерантности этот условие приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

9 .Выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность:

Воспитывая данное нравственное качество,  педагог должен поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации.

10. Создание ситуации успеха.

11. Опираться на возможности и уровень социальной среды:

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы..

12. Использование в деятельности таких методов как совет, просьба, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.

13. Создание атмосферы ненасилия и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся.

14. Использование демократического стиля педагогического руководства:

Организация диалога и сотрудничества в коллективе.

15. Организация активных форм и методов воспитания толерантности. Необходимо побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

16. Учет индивидуальных, возрастных и гендерных особенностей учащихся.

Заключение

    Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь наша цель как педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Список используемой литературы

  1.  Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). – Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

  1. Вульфов Б.З. "Воспитание толерантности, сущность и средства" // Внешкольник - 2002 г., № 6.

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  1. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. – С.45-49.

  1. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика, 2009, №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащегося как зффективное средство развития социально значимых качеств личности ученика.

Метод проектов давно ипрочно вошел в педагогическую практику многих стран мира. Такая популярность метода проектов обясняется тем, что он позволяет последовательно и эффективно формировать у учащихся ...

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на уроках русского языка.

Материалы для выступления на заседании  ШМО по использованию здоровьесберегающих технологий...

Социально значимый проект "Качество - залог здоровья"

Урок качества: "Кубанское - значит качественное. Товарам со знакам "Качество - Кубань" вы можете смело доверять. Качество и безопасность продукции вам гарантированы. Проект служит для повышения интере...

Сотворчество и саморазвитие, как условие воспитания социально-значимых качеств учащихся на занятиях по плаванию

В статье рассказывается о том, как можно воспитать социально-значимые качества у учащихся - зто воспитание воли, сознательной дисциплины, трудолюбия. Чтобы добиться успеха в учебно-тренировочном проце...

Обобщение опыта по теме "Формирование социально значимых умений старшеклассников через анализ особенностей исторических эпох и личностных характеристик выдающихся деятелей России."

Автор опыта: Кошкина Ольга Владимировна, учитель истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кунгура  для детей с ОВЗ.База опыта: специальная (коррекционная) общеоб...

Практико-ориентированные задачи как средство развития профессионально значимых и личностных качеств обучающихся

Практико-ориентированные задачи и упражнения по химиикак средство развития профессионально значимых и личностных качеств обучающихся...

Влияние семейного воспитания на формирование социально-личностных качеств у детей с нарушениями интеллекта

 В семьях детей с легкими формами  умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т. е. сами страдают интеллектуальной...