Памятка для учителя по работе со слабоуспевающими учащимися на уроке.
опыты и эксперименты на тему

Шляпина Ольга Евгеньевна

Памятка для учителя со слабоуспевающими учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_uchitelya_po_rabote.docx359.64 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учителя по работе

 со слабоуспевающими учащимися на уроке.

УЧИТЕЛЬ ПОМНИ,

 что часть вины за большое количество двоечников ложится на плечи педагогов. Еще древние мудрецы говорили: 

«Увидеть и понять проблему –

наполовину решить ее,

если же не видишь проблему,

это значит, что она в тебе самом».

Советы психолога:

  1. «Не бить лежачего» Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет помощи, а не новых упреков.
  2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберете из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
  3. «За двумя зайцами погонишься...» Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
  4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
  5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
  7. Техника оценочной безопасности Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
  8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.
  9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приручение к самооценке начните с её дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки «на правила», своевременное выполнение задания. (Тетрадь Вовы Согрина).
  10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в каких – либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
  • Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе. Чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Как помочь слабоуспевающему ученику?

Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

 Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность слабоуспевающего ученика?

  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет.
  • Проводить физминутки.
  • Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со  слабоуспевающими учащимися?

  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Задания с выбором ответа.
  •  «Разрезные» теоремы.
  • Перфокарты.
  • Карточки – тренажеры.
  • Творческие задания.
  • «Карточки – информаторы».
  • «Карточки с образцами решения».
  • «Карточки – конспекты».

Учитель должен: 

  • Знать психическое развитие ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный); внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).
  • Стремиться понять и принять каждого ребенка.
  • Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.
  • Проявлять: разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможность ученика.
  • Уметь вставать на позиции ученика
  • НЕТ насмешливому тону!
  • Уметь вести непринужденный диалог
  • Стремиться к внешней занимательности
  • Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)
  • Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять:

  • Опережающее обучение
  • Различные формы групповой работы
  • Взаимоопрос, самоконтроль
  • Конспекты – блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
  • При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию непредметных способов деятельности, развитию психологических процессов)
  • Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)
  • Применять частую смену видов деятельности на уроке
  • Многократно проговаривать и закреплять материал урока
  • Стремиться к алгоритмизации деятельности

Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

 Упражнение – «Самое главное» Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала, одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой – то секрет, то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и секреты. Выбираются самые точные и лучшие ответы.

 Упражнение – «Моментальное фото» Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

 Упражнение – «Лучший вопрос» Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему игроку и т.д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

 Упражнение – «Пересказ по кругу» Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Учитель информатики: Шляпина Ольга Евгеньевна

МАОУ средняя общеобразовательная школа № 2

Тел. 3 – 98 – 07,

г. Кунгур, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка

Проблемы слабой успеваемости учащихся на уроках русского языка и способы ее преодоления....

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися

План работы учителя истории со слабоуспевающими учащимися...

Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностью учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика

Психологическая памятка педагогам Как работать с тревожностьб учащихся на уроке. Советы для учителя и упражнения для ученика...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ПУТИ  их  решения неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Ко...