Конспект урока № 2
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кононенко Ольга Петровна

Конспект урока № 2 по курсу "Нестандартная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._nestandartnaya_matematika.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Кононенко О.П.

Занятие 2.

Тема:  Ощущения и восприятие.

Цели: 

Познавательные: 

  • актуализировать и обобщить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира,
  • формировать у детей первоначальные понятия восприятия и ощущений, как основы познавательного процесса; 

Личностные: 

  • способствовать формированию у школьников правильной самооценки своих способностей: восприятия, ощущений и наблюдательности;
  • воспитывать самоценность личности, стремление к саморазвитию;

Метапредметные: 

  • формировать умения  принимать цели учебной деятельности, осуществлять контроль в процессе своей работы;
  • способствовать обогащению внутреннего мира школьников, осуществлять общекультурное развитие;
  • формировать умения  сличать опыт и результат действия с заданным эталоном, обнаруживать отклонения.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран, часы, песочные часы;
  • Слайды по теме урока с картинками к заданиям; 
  • Непрозрачный мешочек с ягодами фейхоа или другими экзотическими, не известными детям;
  • Чистые листы А-4, линейка, карандаш (25 шт);
  • Три прозрачных пакета: с орехами, с ручками, с транспортирами;
  • Звуковая запись работающей дрели, шума прибоя, пения канарейки, шума мотоцикла, голоса директора, шума ветра, голоса классного руководителя, голоса дельфина;
  • Непрозрачный мешочек с орехами, спичечными коробками, карандашами;
  • Непрозрачный мешочек с ластиком, мелом, блокнотом, нитками, конфетами, флешкой, клеем.
  • Непрозрачный мешочек с деревянным кубиком, пластмассовыми и железными деталями, стеклянным шариком, шёлковой, хлопчато-бумажной, шерстяной и бархатной тканями, картоном.
  • Коробочки с ванилью, корицей, лавровым листом, мятой, апельсиновой коркой, мылом, зубной пастой, духами, какао порошком, лимонной коркой.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

«Я – это Я» (текст тренинга А. Спиваковской остался у учащихся с предыдущего занятия).

  1. Проверка домашнего задания.

Несколько человек (по желанию) представляют себя с помощью презентации.

  1. Разминка. Блиц-опрос: Что это?

-  Белый или прозрачный, холодный, твёрдый, не тонет в воде. (Лёд).

-  Что есть у кошки, у тигра, у человека и у улитки? (Усы).

-  Зелёная, колючая, растёт в лесу, пахнет смолой. (Ёлка).

-  Что можно видеть только с закрытыми глазами? (Сон).

-  Что есть у каждого из вас, у чеснока и у расчёски? (Зуб).

-  Лёгкий, холодный, белый, красивый. (Снег).

-  Жёлтый, овальный, сочный, кислый, ароматный. (Лимон).

- О чём ведётся разговор? – Это чёрная? – Нет, красная.  – А почему белая?

                                            -  Потому что зелёная.     (Смородина).

-  Двузначное число, меньше 100, делится и на 10 и на 9.   (90).

-  Говорит она беззвучно,

Но понятно и нескучно,

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь в десять раз умней.          (Книга).

  1. Определение темы и целей урока.

-  Ребята, скажите, как вам удалось так быстро найти ответы на все вопросы?

-  Потому что мы уже знаем все эти предметы и слова, они нам знакомы.

-  Откуда они вам знакомы?

-  Мы видели их раньше, слышали о них, говорили.

-  То есть у вас уже были знания и представления об этих предметах и явлениях.

- А  теперь ответьте мне на вопрос: «Что лежит в этом мешочке?

(Несколько ребят подходят к учителю и пытаются на ощупь угадать что лежит в мешочке, но это им не удаётся).

-  Давайте посмотрим, что же здесь? (Учитель выкладывает на стол несколько ягод фейхоа (можно другой экзотический фрукт  не знакомый детям), разрезает пополам несколько из них, даёт попробовать по желанию).

-  Что можно сказать об этом? Что это? Какая форма у ягоды? Какие размеры? Какой цвет? Какой вкус?

(Здесь можно показать слайд с изображением и описанием фейхоа).

-  Фейхоа – небольшая ягода овальной формы, длиной от 3 до 5 см, диаметром до 4 см. Масса среднего плода составляет от 15 до 50 г. Плод фейхоа имеет окраску от светло- до темно-зеленого, иногда с беловатым налетом, на одной верхушке высохший «хвостик». Кожица тонкая плотная, может быть гладкой или слегка бугристой, морщинистой. Мякоть под кожицей, в зависимости от степени зрелости, бывает от белой или кремовой до коричневатой (в последнем случае говорят об испорченности ягоды). Внутри мякоть поделена на секции, в центре которых есть несколько светлых съедобных семян. Консистенция спелого фейхоа светлая и желеобразная. На вкус ягода сочная, кисло-сладкая, напоминает смесь земляники с ананасом или клубники с киви (вкусы у людей разные).

- Произрастает в странах с субтропическим климатом: в Южной Америке (Бразилии, Колумбии, Аргентине, Уругвае) на Кавказе и юге России (Краснодарский край), Абхазии, Грузии, в Крыму и Средней Азии.

-  Ребята, почему  вы не сумели отгадать что лежит в мешочке?

-  Потому что раньше мы не видели этих ягод, не знали о них.

-  А как называется процесс получения знаний?

-  Познавательный процесс.

-  Как мы познаём окружающий мир? Что нам помогает в этом?

-  Мы наблюдаем, слушаем, трогаем руками, нюхаем, пробуем на вкус, ощущая отдельные свойства предмета, а затем воспринимаем этот предмет со всеми присущими ему качествами как целостное явление.

-  Что нам помогает в этом?

-  Наши органы чувств: глаза, уши, нос, руки, язык. Они питают наш мозг информацией и дают пищу для мыслительной деятельности. Самые первые знания об окружающем нас мире мы получаем с помощью ощущений и восприятия.

-  В познавательном процессе ощущения и восприятие  являются основой получения знаний. Поэтому сегодня мы попытаемся расширить ваши представления о чувственном познании окружающего мира, составим краткую характеристику своих ощущений и восприятия, а также, узнаем, как тренировать свои органы чувств, для того, чтобы учиться нам было легче и результаты обучения были бы выше.

  1. Диагностика ощущений и восприятия.

-  Ощущение- процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.

- Восприятие- процесс целостного отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира, воздействующих в данный момент времени на его органы чувств. Это своего рода понимание содержания того, что оказывает воздействие на психику. Процесс восприятия позволяет объединить различные виды отдельных ощущений в одно целое. Однако это не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

- В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора принято выделять следующие виды восприятий: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные, координационные и др. Кроме того, рассматриваемый процесс выделяет и некоторые другие, формирующиеся на основе комплексного действия анализаторов: восприятие времени (фиксация отрезков прошедшего времени), пространства (объем объектов, расстояние между ними, взаимное расположение), формы, величины, глубины и т.д.

- Известно, что практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг.

Целенаправленное планомерное восприятие объектов для их понимания составляет наблюдение. Наблюдательность – очень ценное качество личности, необходимое человеку для его практической деятельности.

1)Определение глазомера.

а) Постройте отрезок на чистом белом листе. Определите на глаз его длину. Измерьте длину отрезка линейкой. Сравните результат с вашим предположением.

(Отличный результат -  при совпадении результата измерений с определением «на глаз» или отклонением до  + 0,5см, хороший, если отклонение в пределах до   +  1см, удовлетворительный в пределах до + 1,5см, неудовлетворительный – при отклонениях более 1,5см).

б) Определите на глаз размер предмета, который показывает учитель. Узнайте точный размер. Определите уровень ошибки.

в)  Определите на глаз сколько предметов в прозрачном  пакете  (можно взять любые предметы, инструменты, карандаши, ручки, орехи и т.д).

г)  В учебнике 140 страниц. На какой странице сделана закладка?

д) Какого размера доска в классе? Какие размеры имеет школьная тетрадь? Учебник?  и т.д.

е)  Поставьте в соответствие отрезкам А, Б, В, Г, Д отрезки из ряда 1-12

               1     2    3    4    5    6    7     8     9    10    11    12

                  А                 Б                   В                     Г                    Д

(Ответ: А – 10, Б – 5, В – 12,  Г – 7,  Д – 1. Отлично – 4-5 совпадений, хорошо – 3совпадения, удовлетворительно – 2, неудовлетворительно – 1-0)

2) Определение слуховой чувствительности.

а)  Узнай по голосу кто назвал число.

Для этого один из учащихся поворачивается спиной к классу. Другой учащийся называет число. Первый ученик отгадывает кто назвал число, затем дети меняются ролями и т.д)

б)  Узнай по звуку явление, предмет или голос.

Учащимся предлагается запись на электронном носителе на 1-2 секунды:  работа дрели, голос дельфина, шум прибоя, шум мотоцикла, бой барабана, шум ветра, пение канарейки, голос директора и т.д.)

в) Определи место звука.

Один ученик с завязанными глазами садится посередине классной комнаты лицом к доске. Его задача определить слева, справа, спереди или сзади слышен звук удара ручку о ручку или других предметов. Участвуют несколько желающих.  Чтобы поучаствовали все учащиеся, можно для каждого задания привлекать учащихся с одного ряда.

Физкультминутка  (под музыку с разным диапазоном).

 3)  Определение тактильной чувствительности.

а) Узнайте на ощупь сколько предметов в закрытом мешочке. Ребята (с одного ряда) по очереди подходят к учителю и, опустив руку в закрытый мешочек, пытаются угадать сколько орехов, спичечных коробок, карандашей или любых других предметов в мешочке. Результаты записываются в таблицу, а затем проверяется кто наиболее точно угадал количество предметов.

б)  Что в мешочке?

Дети (со второго ряда) на ощупь определяют предметы в закрытом мешочке (ластик, мел, блокнотик, транспортир, флешка, нитки, орехи, конфеты и др.)

в)  Из какого материала предметы?

Ребята (с третьего ряда) по очереди пытаются угадать из какого материала изготовлены предметы, лежащие в закрытом мешочке (деревянный кубик, пластмассовая деталь, стеклянный шарик, бархатная ткань, картонная фигура, железная деталь, шёлковая ткань, хлопчато-бумажная ткань, шерстяная ткань, фарфоровая фигурка, резиновая игрушка и др)

             

4)  Оценка восприятия времени

а)  Сколько чисел назовёте за 10 секунд в нормальном темпе. Учитель засекает время и даёт команду,  учащийся считает до сигнала «Стоп!»

б)  Отгадайте, сколько секунд прошло от сигнала до сигнала.

в)  Отдохните полминуты. Положите руки на стол, а голову на руки, закройте глаза, через полминуты поднимите голову и откройте глаза.

5)  Проверка наблюдательности

а)  Рассмотрите рисунок в течение 1 минуты (можно предложить слайд презентации). Через минуту рисунок (слайд) убирается. Расскажите, что увидели на рисунке.

б)  Рассмотрите два одинаковых рисунка. Найдите 5 отличий.

в)  Рассмотрите порядок расположения предметов на столе или на слайде. Через 30 секунд слайд меняется. Что изменилось?

6)  Определение чувствительности обоняния

Определите запах.

Учащимся по очереди предлагаются в закрытых коробочках или стеклянных баночках различные предметы, которые им не видны, но приоткрывая крышку, можно почувствовать запах и угадать что это (мыло, апельсиновая корка, зубная паста, ванилин, мята, лимон, шоколадная конфета, какао порошок,  духи,  лавровый лист и др).

  1. Упражнения на закрепление и развитие ощущений
  1. Упражнения для глаз

а)  Закройте глаза на 30 секунд, откройте, быстро поморгайте 6 раз, сфокусируйте свой взгляд на указанном учителем предмете (точка на доске, выключатель, ручка и т.д), сосчитайте до 6 и снова повторите упражнение.

б)  Вращение глазными яблоками 6 раз по часовой стрелке, 6 раз против часовой стрелки.

в)  Быстро поморгайте 6 раз, зажмурьте глаза, сосчитайте до 6. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. Повторите упражнение 3 раза.

г)  Путешествие взглядом от предмета к предмету по маршруту, указанному учителем.

  1. Упражнения для повышения слуховой чувствительности

а) Попытайтесь услышать сказанное шёпотом (Сегодня на уроке мы изучаем ощущения и восприятие).

б)  Попытайтесь угадать какая музыка или песня звучит (очень тихо).

в) Послушайте звук тишины, своё дыхание, биение своего сердца, звук в горле при глотании слюны.

  1. Домашнее задание
  1. Упражнения для развития наблюдательности

Напишите мини-сочинение «Когда я сегодня шёл со школы, я наблюдал, как …, я видел…,  я думал, что…»

  1. Итог урока.

Рефлексия.  О чём мы сегодня говорили на занятии? Что нового узнали вы сегодня? Что было интересного? Что удивило тебя? Что запомнилось? Что ты будешь использовать в своей жизни из того, что узнал сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...