VII Международные Бакушинские педагогические чтения
статья на тему
Тема: Ресурсное обеспечение системы художественно-эстетического образования вусловиях реализации ФГОС среднего (полного) общего образования.
Статья "Методы арттерапии в обучении изодеятельности как средство развития творческих способностей детей в детском объединении художественной направленности".
Авторы: Т.А. Колупаева, И. В.Балдина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы арттерапии в обучении изодеятельности... | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы арттерапии в обучении изодеятельности как средство развития творческих способностей детей в детском объединении художественной направленности.
Т.А. Колупаева, И. В.Балдина
Творческая деятельность способна вдохнуть жизнь в человека. Каждый человек и ребенок в том числе, в действительности, достаточно подготовлен к восприятию искусства и обладает врожденными способностями для художественного творчества. Сегодня все больше детей с ограниченными возможностями, эмоциональными нарушениями, проблемами поведения приходят в учреждения дополнительного образования с целью развития творческих и коммуникативных способностей. Найти свое место в жизни, научиться бесконфликтному общению самостоятельно ребенку очень сложно. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие – чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления маленького человека, тем неординарнее его воображение, тем интереснее творческое самовыражение ребенка на плоскости бумаги или ткани. По мнению многих ученых занятия изобразительным искусством являются мощным средством самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивают путь для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями.
Арттерапия - это, дословно, лечение пластическим изобразительным творчеством - основана на том, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания, мечты и т. п. Использование метода арттерапии предоставляет возможность для выражения даже агрессивных чувств в социально приемлемой форме. Рисование, живопись красками, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения, так как подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре. Использование художественных приемов позволяет значительно расширить возможности позитивного педагогического влияния на творческий потенциал каждого обучающегося в изостудии, так как там используются самые разные арттерапевтические техники: рисование, лепка, музыка, театр, работа с природным материалом, сказка и пр.
Использование рисуночных техник включает:
- ассоциативное рисование на темы: моя любовь, мой страх, мое будущее, боль, полет, надежда , радость, тревога и т.д.;
- диалог на бумаге: создается рисунок с помощью линий и использованием двух цветов;
- создание автопортрета в виде: украшений (для девочек), оружия (для мальчиков), посуды, цветов, мебели, животных и т.п.
- работа с гримом: создание образов, лиц;
- работа с масками: на чистой маске, сделанной из картона, нарисовать лицо своего собеседника;
- рисование музыки (медиативное рисование), стихотворений;
- создание коллажей: авангард, автопортрет и др.
- рисование фантазией.
Рисование фантазией – особо увлекательный для детей прием, позволяющий легко включиться в действие, предлагаемое педагогом, проникать в свой внутренний мир, не стесняясь выражать свои ощущения. В изостудии Центра «Юность» «Творчество и выражение» педагог вместе с детьми разыгрывает сценки и мини-спектакли, которые сочиняют сами дети или инсценируются по картинам известных художников. При этом стимулируется и поддерживается импровизация.
Использование музыки на занятиях в изостудии рассматривается как форма коммуникации и самовыражения. Музыка играет в образовательном процессе важную и своеобразную роль: она создает атмосферу событий, хотя при этом невидима, пробуждает фантазию ребенка. На занятиях музыку можно использовать самыми разными путями, например, проигрывать, когда дети рисуют или лепят, при этом она не только служит фоном, но и отправной точкой для действия. Например, педагог предлагает сыграть на дудочке музыку своего страха - ведь если можно свой страх нарисовать, спеть, продудеть, то его можно уменьшить и выбросить.
Сказкотерапия - использование сказки в процессе обучения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.
Игротерапия - использование естественного для ребенка занятия - игры - как способа моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.
Библиотерапия – это, прежде всего, сочинение литературных произведений, что вызывает большой интерес у детей. Например, ребенок должен выбрать сильное переживание из своей жизни и написать о нем 5 строк из 11 слов: название переживания (одно слово). Описание того, как оно идет, происходит (2 слова), описание действия, которое возникает в результате этого переживания (3слова), чувства, которые возникают после этих действий (4 слова) и вновь – название переживания. Вот пример детского письма: Застенчивость. Много людей. Молчу, столбенею, дрожу. В пальцах лед, мурашки по телу. Застенчивость. Таким образом, в ходе литературной обработки переживаний происходит их осознание и снижение, часто – избавление от переживания негативного характера.
Особая роль отводится кукольному театру: ребенок создает свой образ, при этом в процессе изготовления куклы, её костюма отождествляет себя с куклой. Когда куклы готовы – разыгрывается небольшой импровизированный спектакль. Образы кукол очень показательны для педагогов, так как внутреннее состояние ребенка, его воображение, сомнения, мастерство проступают очень явственно.
Наиболее эффективной арттерапевтической техникой является лепка, когда у каждого ребенка есть возможность полной трансформации: из страха – радость, из ужаса – красоту, из тревоги – спокойствие и т.п.
Важно отметить, что арттерапия не самоцель, не педагогическая прихоть, ведь для ребенка в образовательном процессе уже само по себе важно и интересно разнообразие видов деятельности – это увлекает, не дает усталости, ориентирует на выявление в себе самых разных способностей и возможностей, формирует и ориентирует детей в собственных интересах, дает возможность осознать творческие потребности.
Основной целью применения методов арттерапии является развитие у детей способности адаптироваться в сложной социальной обстановке, научить приемам и методам защиты своего психического, эмоционального состояния, находить выход из трудных жизненных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости - таким образом, расширяя палитру общения детей с ограниченными возможностями, показать, что у каждого из них такая же возможность, как и у других детей, стать равноправным членом общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На XXI Международных образовательных Рождественских Чтениях
На XXI Международных образовательных Рождественских Чтениях. Город Москва. Обзор мероприятия....
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Башҡорт теле һәм әҙәбиәте дәрестәрендә яңы уҡыу-уҡытыу һәм информацион технологиялар»
Выступление в РГМО в педагогических чтениях для учителей родных языков, посвященных Международному Дню родных языков по теме: «Самообразование педагога как средство повышения его профессиональной комп...
Международный конкурс педагогических портфолио "Мой педагогический успех"
Конкурс проводится ООО "Центр Развития Педагогики" и Академией развития творчества "Арт-талант"...
Девятые международные педагогические чтения. Хакасия, г.Абакан Выступление на тему «Обучение вовлечением"
Конференция в Абакане. Девятые межрегиональные педагогические чтения....
Международный конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший педагогический проект»
Международный конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший педагогический проект» 1. Диплом КМ 2028946. Победитель 1 место. Работа : «Victory Parades ...
Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». «Victory Parades in 1945» 24.05.2020
Международный конкурс педагогического мастерства «Лучший педагогический проект». Номинация: «Victory Parades in 1945». Диплом победителя №КМ2028946 от 24.05.2020г.. Между...