Методическая разработка "Весна-красна, на чем пришла"
методическая разработка (5 класс) на тему
Методические разработка занятия по образовательной программе "Русская народная культурная традиция в календпрно-обрядовых праздниках годового круга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesna.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весна-красна, на чем пришла?!»
Петрова Надежда Сергеевна, педагог дополнительного образования
Методическая разработка занятия по образовательной программе «Русская народная культурная традиция в календарно-обрядовых праздниках годового круга» по теме «Закличка весны»
Цель: освоить музыкальные жанры весеннего календаря на основе закличек Смоленской, Костромской, Орловской областей России и весенние традиционные игры для проведения праздника «Закличка весны».
Задачи:
- раскрытие символики весеннего праздника и назначения песен весеннего периода;
- разучивание произведений весеннего периода;
- воспроизведение ситуации исполнения весенних закличек;
- развитие творческой активности учащихся и создание полноценной среды общения;
- разучивание традиционных игр весеннего периода
Вспомогательные материалы: видеоплейер, аудиозаписи, магнитофон; видеозаписи.
Ход урока
Учитель: Дети, послушайте загадку:
Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …
Дети: Весна!
Учитель: Мы сегодня будем говорить о весне, о том, какие изменения происходят в природе, в жизни человека в этот период, какие песни исполняются, какие праздники встречали в весенний период, в какие игры играли. А какие признаки наступления весны вы знаете?
Дети: Тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, солнце светит ярче и ярче, становится теплее. Человек начинает готовиться пахать землю и сеять зерно.
Учитель: Все правильно. Итак, теперь мы отправимся в путешествие, которое познакомит нас с весенними песнями – веснянками и с весенними играми. Но для начала мы должны взять с собой древний «музыкальный инструмент». Как вы думаете, какой?
Дети: Это голос!
Учитель: Верно! И нам надо его разогреть и настроить.
Идет распевка на основе игровых заданий:
- Все поют простую наборную песенку и становятся в общий круг
«Собирайся, народ, в большой хоровод
Собирайся, народ, к нам праздник идет!»
- После того как все встали в круг, идет упражнение «Пропой свое имя». Каждый из детей по одному пропевает свое имя, подавая в кругу руку стоящему слева товарищу – Саша, Лена, Люда,… и т. д.
- Стоя в кругу, взявшись за руки, исполняем на одном дыхании хором на одной высоте в унисон «На горе, на горке тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т. д.»
- Далее, расцепив руки, поем все: «Сорока-сорока, где была – далека, кашку варила, деточек кормила, на порог скакала, гостей созывала, гости услыхали, быть обещали». Все действия показываем руками.
- Ауканье в лесу. Учащиеся, стоя в кругу, кричат по очереди, обращаясь друг к другу: «Ау, Саша!», «Ау, Маша!», «Ау, Катя!»
Учитель: Итак, перед тем, как мы с вами будем разучивать заклички весны, веснянки, я предлагаю вашему вниманию отрывок аудиозаписи из экспедиции в Орловскую обл., дер. Грячик. Воспоминания одной женщины о том, как в детстве они бегали кликать весну на Сороки: «Было это в 1932-1933 гг. Ждали с нетерпением этого праздника. Раньше строго постились. Пост ведь был. А на Сороки, значит, пекли жаворонков, куликов. На молочке, мамка пекла. Бывало, возьмем этих птих и несемся в поле, на проталинки, кто на деревья взлезет, кто на крыши сараев. Поднимаем ручонки и кричим, громко так! » Звучит веснянка на распев:
«Весна-красна
На чем пришла
На кнутике. На хомутике
На сохе, бороне
На кривом веретене
Летит кулик
Несет кулик
Девять замков
А десятый ключ»
Словами: «Зиму, зиму замыкать
Весну, весну отмыкать
Пора куликам головки ломать»
«И подбрасываем птаху из теста высоко-высоко в небо. И должны поймать. Поедим чуток, а другую половинку оставим в поле или на дереве, или скотинке домашней снесем в хлев. Кто как».
Далее звучит аудиозапись.
Учитель: О чем говорится в песне?
Дети: О весне, о птицах, о том, что землю пахать надо, что пора зиме уходить, весна уже наступает.
Учитель: А как вы думаете, зачем надо было птаху из теста подбрасывать, а потом оставлять в поле?
Дети: Чтобы другие птички, возвращаясь из теплых стран, скорее бы на нашу землю прилетали и приносили тепло!
Учитель: А как вы думаете, песни эти, веснянки – громко кричали?
Дети: Да! И радостно, так как зима очень надоела, хотелось уже больше на улице, на солнышке играть.
Учитель: Вот мы сейчас и попробуем с вами громко, радостно спеть веснянки.
Идет аудиозапись. Дети повторяют и закрепляют ранее выученные веснянки. Исполняются заклички:
«Весна-красна» Орловская обл.
«Жаворята, жаворята» Костромская обл.
«Жавороночки, перепелочки» Смоленская обл.
Учитель: Итак, кто первый сообщает о наступлении весны? Кто приносит весну-красну?
Дети: Птицы – первые вестники весны
Учитель: Чтобы быстрее наступила весна, нужно радостно, громко покричать, покликать, позвать птиц. Давайте еще раз это сделаем!
Дети, стоя в кругу, еще раз исполняют веснянки, каждую по 3 раза.
Идет работа над закличкой:
- разбор содержания,
- выявление диалектных слов, объяснение их значения, особенностей, произношения,
- выявление и разъяснение незнакомых слов.
Учитель: Итак, какие песни мы сегодня вспомнили и узнали?
Дети перечисляют.
Учитель: Для чего исполняются эти заклички?
Дети отвечают.
Учитель: Человек каждый год с нетерпением ждет наступления весны, прилета птиц, зовет их, радуется. И еще готовится сеять новый урожай, чтобы обеспечить благополучие своей семье. Давайте же и нашу радость о приближении весны мы выразим в разучивании следующих игр:
- «Как из-под горы» - Курская обл.
- «Ручеек, ручеек» - Курская обл.
- «Летал, летал воробейко» - Архангельская обл.
- «А мы картошечку посадили» - Белорусская игра
- «Гори, гори ясно» - различные области России
Учитель разучивает с детьми игры на основе экспедиционных записей.
Игра «Как из-под горы»
Двое участников образуют руками воротца, остальные ручейками бегают воротцами, пока воротца всех не переловят.
Как из-под горы
Все бегут ручьи
Ручьи, вы куда?
Закрываем ворота!
Игра «Ручеек, ручеек»
Все участники стоят в одну линию. После исполнения песенки прыгают через ручеек. Главное условие – не заступить ногой в ручей, не свалиться туда.
Ручеек, ручеек,
Перепрыгнем разок!
Раз, два, три!
Игра «Летал, летал воробейко»
Все участники во время игры идут по кругу против часовой стрелки и изображают воробья, машут крылышками. Внутри круга 1 ребенок изображает воробья и идет по часовой стрелке. На словах «видел, видел» «воробей» показывает, кого он видел и как тот ходит. После слов песни «воробей» выбирает лучшего. Видеть воробей может кого угодно: лошадь, корову, деда, лису, волка и т. д.
Летал, летал воробейко
Летал, летал молоденько
Вкруг за сине море – 2 р.
Видел, видел воробейко
Видел, видел молоденько
Как молодцы ходят – 2р.
А молодцы ходят эдак – 2р.
Вот они вот эдак – 2р.
Игра «А мы картошечку посадили»
Дети стоят по кругу. Внутри круга сидят на корточках те, которых будут сажать – картошечка или морковь, или арбуз и т. д. Дети, сидящие внутри круга изображают процесс роста, созревания овощей, фруктов. Другие дети ходят с песней вокруг них. На последних словах – дети, ходящие снаружи, щекочут тех, кто сидит внутри круга (то есть съедают то, что вырастили). И все становятся в общий круг. На припеве все 3 раза топают ногами на словах «топ, топ, топ».
А мы картошечку посадили – 2р.
А я молоденька, топ, топ, топ – 2р.
А уже картошечка примается- 2р.
А уже картошечка начала расти -2р.
А уже картошечка начала цвисти -2р.
А уже картошечку пора трэсти- 2р.
А уже картошечку пора ести – 2р.
Игра «Гори, гори ясно»
Дети становятся в шеренгу по парам. Впереди них – водящий. После исполнения попевки последняя пара, расцепив руки, бежит вдоль шеренги. Их задача – впереди водящего сцепить руки в паре. Задача водящего – осалить одного из них. Если бегущие успели встать в пару не осалившись, то водящий остается тот же. А если «вода» запятнал одного из бегущих, то становится с ним в шеренгу вперед, а другой из пары становится водящим. Так играют, пока все не побегают по несколько раз.
1 вариант
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят
Диги-дон, диги-дон
Убегай скорее вон!
2 вариант
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Глянь на небо
Журавли летят
И они кричат
Курлыси, курлыси
Разлетимся по Руси!
После игр учитель напоминает детям о празднике «Закличка весны», о дате её проведения либо на Сороки, либо на Благовещение, либо в день Евдокии… и просит напечь жаворонков из теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...
Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...
Коррекционное занятие "Весна пришла"
Данное занятие предназначенно для детей старшего и среднего дошкольного возраста. Оно способствует развитию мелкой и средней моторики рук, познавательных способностей, художественного творчества детей...
Методическая разработка интегрированного внеклассного занятия по изобразительному искусству и музыке "Пришло Рождество - начинай торжество!"
Интегрированное внеклассное мероприятие для районного семинара учителей ИЗО и музыки....
Методическая разработка Новогодней развлекательной программы "В гости Коляда пришла"
Конкурсная программа «Я + мама», посвященная Дню матери. Ребята из детских клубов по месту жительства вместе со своими мамочками принимают активное участие в конкурсе. Участникам...
Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"
исследование и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...
Методические рекомендации. При организации проведения недели Естествознания " Осень в гости к нам пришла".
обобщение и расширение представлений об осени в лесу Задачи: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе леса осенью;совершенствование выразительного...