Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере
презентация к уроку (9 класс) на тему
Данная разработка включает в себя:
- презентацию с теоретическими сведениями об этапах моделирования на компьютере (по учебнику Угриновича Н.Д. 9 класс) на простом примере вычисления площади трапеции. Каждый этап прорабатывается вместе с учащимися устно или у доски.
- текстовый документ с описание практической работы, которая рассчитана на вторую часть урока. Учащиеся моделируют задачу "О склеивании коробки", с учетом пройденных этапов. Практическую работу ребятам необходимо оформить в MS Excel.
- документ MS Excel, в котором представлено решение практической задачи. Это для учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_modelirovaniya.pptx | 436.32 КБ |
zadacha_o_skleivanii_korobki.docx | 20.38 КБ |
zadacha_o_skleivanii_korobki.xls | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Описательная информационная модель Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования, параметры объекта, а несущественными параметрами пренебрегает
Пример Чему равна площадь трапеции? а b h Площадь трапеции вычисляется как произведение полусуммы её оснований на высоту
2. Формализованная модель В такой модели с помощью формул , уравнений или неравенств фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств.
Пример а b h Чему равна площадь трапеции? S трапеции = ½*( а+ b )* h
3. Компьютерная модель Т.е. выраженная на понятном для компьютера языке: Создание её в форме проекта на одном из языков программирования; Построение её с использованием электронных таблиц или других приложений
Пример var a, b, h : integer; s : real; begin writeln(‘ Введите меньшее основание ’); readln(a); writeln(‘ Введите большее основание ’); readln(b); writeln(‘ Введите высоту ’); readln(h); s:=0.5*(a+b)*h; writeln(‘ Площадь трапеции = ’, s); end. Чему равна площадь трапеции? Решение за писать на языке Pascal .
4. Компьютерный эксперимент Если компьютерная модель существует в виде проекта на одном из языков программирования, её нужно запустить на выполнение, ввести исходные данные и получить результаты
5. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели В случае несоответствия результатов, полученных при исследовании информационной модели, измеряемым параметрам реальных объектов можно сделать вывод, что на предыдущих этапах построения модели были допущены ошибки или неточности.
Литература Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №1.
Расчет геометрических параметров объекта.
Задача. Склеивание коробки.
Описание задачи.
Имеется квадратный лист картона. Из листа по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость? Какого размера надо взять лист, чтобы получить из него коробку с заданным максимальным объемом?
Цель моделирования: определить максимальный объем коробки.
Компьютерная модель:
Расчетные формулы:
с =a-2b- длина стороны дна;
S=c2- площадь дна;
V=Sb- объем.
Здесь а- длина стороны картона, b- размер выреза. Первоначальный размер выреза b0=0. Последующие размеры выреза определяются по формуле bi+1=bi+b.
Таблица будет содержать три области:
исходные данные;
промежуточные расчеты;
результаты.
Заполните область данных по предложенному образцу. В этой области заданы текстовые исходные параметры a=40см, b= 1 см, которые были использованы для расчета длины стороны дна, площади дна и объема коробки при нескольких значениях выреза.
| А | В |
1 | Задача о склеивании коробки | |
2 | ||
3 | Исходные данные | |
4 | Длина стороны листа | 40 |
5 | Шаг изменения выреза | 1 |
Составьте таблицу расчета по приведенному образцу.
А | В | С | D | |
6 | Расчет | |||
7 | Промежуточные расчеты | |||
8 | Размер выреза | Длина стороны дна | Площадь дна | Объем |
9 | Формула 1 | Формула 3 | Формула 4 | Формула 5 |
10 | Формула 2 | Заполнить вниз | Заполнить вниз | Заполнить вниз |
11 | Заполнить вниз |
Введите расчетные формулы по правилам, принятым в среде электронных таблиц:
Ячейка Формула Пояснение
А9 0 (1) Начальный размер выреза
А10 =А9+$B$5 (2) Следующий размер выреза получается
прибавлением к предыдущему шага изменения
выреза
В9 =$B$4-2*A9 (3) Длина стороны дна получается вычитанием
из заданной стороны листа удвоенного
размера выреза
С9 = B9^2 (4) Площадь дна вычисляется как квадрат
длины стороны дна
D9 =C9*A9 (5) Объем коробки вычисляется как произведение
площади дна на размер выреза, который равен
высоте коробки.
Задания:
1. Проследить, как изменяется с увеличением выреза
а) длина стороны дна;
б) площадь дна;
в) объем коробки.
2. Исследовать, как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез.
3. Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез при изменении стороны исходного листа.
4. Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез, если уменьшить шаг изменения выреза ( например, при b=0.3 см).
5. Подобрать размер картонного листа, из которого можно сделать коробку с заданным наибольшим объемом ( например, 5000 см3).
По результатам экспериментов сформулируйте выводы. Составьте отчет в текстовом процессоре. В отчете отразите этапы моделирования: исходные данные, геометрическую модель, расчетные формулы, результаты экспериментов и выводы.
Пояснения.
Задание 3.
Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины листа. Для этого:
- в ячейку B4 введите новое исходное значение;
- по столбцу В определите допустимый диапазон строк для исследования. При необходимости заполните дополнительное количество строк;
- по столбцу D определите наибольший объем коробки;
- по столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.
Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.
Эксперимент | Шаг изменения выреза 1 см | |
Длина стороны листа | Вырез | Объем |
40 | ||
60 | ||
80 |
Задание 4.
Введите в ячейку новое значение шага изменения выреза (например, 0.3 см). Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа. Результаты экспериментов оформите в виде таблицы.
Эксперимент | Шаг изменения выреза 0.3 см | |
Длина стороны листа | Вырез | Объем |
40 | ||
60 | ||
80 |
Задание5. Для подбора размера исходного листа изменяйте значение ячейки и определяйте наибольший объем коробки, пока не добьетесь заданной величины. Результаты разместите в виде таблицы.
Эксперимент | Подбор размера листа | |
Длина стороны листа | Вырез | Объем |
2000 | ||
5000 | ||
12000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"
Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере" может быть использована в 9, 11 классах. УМК Угринович Н.Д....
Основные этапы исследования элементарных функций
Урок алгебры в 9 классе по теме "Основные этапы исследования элементарных функций" является повторительно-обобщающим перед контрольной работой. Целью урока является развитие навыков чтения...
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере (11 класс)
Архив содержитРазвернутый конспеут урока ПрезентацияПриложенияДанный материал может быть предложен для изучения в 11 классе на уроках информатики...
Схема "Этапы разработки построения моделей"
Тема " Моделирование" изучается в курсе 9 классов, поэтому для удобства восприятия новой информации можно воспользоваться схематическим изображением всех важных этапов с обязательным наличием связываю...
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Урок разработан на основе ФГОС, с использованием ЭОР и конструктора LegoWedo...
Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере."
Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ для закрепления и обобщения понимания у учащихся этапов моделирования на примере построения модели «Расчет геометрических параметров объекта» в с...
Основные этапы разработки педагогического теста
Источник: Т.И. Шамова, С.Н. Белова, И.В, Ильина, Г.Н. Подчалимова, А.Н. Худин. Современные средства оценивания результатов обучения в школе Педагогическое общество России, Москва, 2007...