Формирование конкурентоспособного специалиста через научно-исследовательскую работу
методическая разработка на тему
В методической разработке рассмотрены возможности развития способностей обучающихся и овладения ими профессиональными компетенциями при выполнении учебно-исследовательских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ФГОУ СПО КХМК
Е.С.Воробьева
Методическая разработка
«Формирование конкурентоспособного специалиста через научно-исследовательскую работу студентов»
Разработал
Методист Н.В.Стависская
2014 г.
Цель методической разработки: подчеркнуть важность использования научно-исследовательской работы при обучении студентов.
Задачи: разъяснить смысл применения НИР, её виды, влияние на успеваемость студентов.
В нашем обществе все ощутимее потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение.
В образовательном процессе важно учитывать следующие направления:
- Формирование профессионального универсализма – способности менять сферы и способы деятельности: формулы – «переход от хорошего студента к хорошему сотруднику».
«Хороший сотрудник» включает качества хорошего специалиста, т.е. определенной специальной профессиональной подготовленности. Кроме этого «хороший сотрудник» - это человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
- Формирование мобильности знаний
- Развитие критического мышления, динамизма, конструктивности
- Развитие способности действовать в ситуации неопределенности
Профессор М. Кочурин утверждает: «Конструктивно-творческая природа человека (по Ухтомскому) должна развиваться обществом, воспитывая человека как искателя, как автора предположений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени: нам нужно воспитывать человека как экспериментатора-исследователя, сталкивающегося в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянно корректировать, проверять себя». (Вестник высшей школы, 2004, №8. с. 38).
Нередко преподаватели требуют от студентов оригинального, творческого решения проблемы или написания собственной творческой работы. Однако создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству весьма сложно или совсем нереально.
У преподавателя есть немало возможностей побудить тех, кто учится, к собственному исследованию. Это, прежде всего, собственный пример активной исследовательской деятельности, постоянного преодоления различных шаблонов и привычек.
Есть и другие стимулы: похвала, оценка, рейтинг, различные награды за успешную творческую деятельность, учет проведенных исследований во время зачетов и экзаменов, выдвижение творческих студентов для участия в научных конференциях.
Собственные исследования студентов совершенно необходимы для будущих специалистов. Преподавателям необходимо учить и приучать студентов к поиску научной информации в Интернете и разумном использовании ее. В ответ пользователь получает вместе с информацией много словесного мусора, из которого приходится выбирать крупицы знаний. Но это и есть тот опыт, который приучает к продуктивной работе в Сети.
Для стимулирования и подготовки студентов к исследованию используют проблемное обучение и исследовательские игры.
Разработанные педагогами методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод и исследовательский метод, а так же, как и известный, со времен Сократа метод эвристической беседы, позволяют заинтересовать студентов научными проблемами, включить в их поиск и изучение, и научить многим исследовательским действиям.
В данном случае важно учесть следующие факторы исследовательского поведения:
- Новизна объекта или ситуаций
- Их оптимальная сложность – сверхсложные и сверхпростые ситуации гасят исследовательский интерес
- Неопределенность ситуации.
Первым и главным смыслом такой работы становится построение своеобразной ориентационной карты, по которой надо действовать или понять.
Второй смысл исследовательской работы – личное самоопределение. И третий смысл – это выбор или построение собственного действия в этой действительности, действие самореализации.
Учебно-исследовательская работа студентов является частью профессиональной подготовки. Благодаря учебно-исследовательской работе студенты готовят себя к самообразованию. У них формируются навыки умения работать с литературой – выбирать нужный информационный источник, фиксировать и осознавать прочитанное.
Способы фиксации прочитанного следующие:
- Составление плана
- Аннотирование
- Тезисы
- Конспекты
- Рецензии
- Рефераты.
Учебный реферат – одна из начальных форм исследовательской работы, требующая глубокого изучения, анализа и систематизации литературы по определенной теме.
Овладение этими умениями позволяет студентам подняться на более высокий уровень и выполнять сложные работы с исследовательскими компонентами – курсовые и дипломные.
Исследовательские работы студентов в программе Intel Teach to the Future – «Обучение для будущего» - это программа внедрения новых информационных технологий в учебный процесс. Она включает:
- Учебный проект – форма работы, которая ориентирована на изучение учебной темы или раздела и составляет часть стандартного учебного курса. Является совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью студентов, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
- Учебно-методический пакет (УМП) – комплект информационных, дидактических и методических материалов к учебному проекту для его эффективной организации и проведения обучения по теме или разделу. Ориентирован на широкое использование студентами в самостоятельной и урочной деятельности мультимедийных информационных технологий.
Данные материалы разрабатываются для повышения эффективности учебного процесса с включением примеров самостоятельных работ студентов (исследовательских, поисковых, творческих) в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций, вспомогательных дидактических и методических материалов.
Главная цель научно-исследовательской работы – развить творческий потенциал способных и одаренных студентов, внутриличностные факторы мотивации на самовыражение, побудить студентов к самосовершенствованию, к саморазвитию, что в конечном счете повышает качество образования, прививает интерес к исследовательской работе и желание продолжать учебу и расширять свои знания.
Для развития научно-исследовательской работы большое значение имеет кружковая работа по учебным дисциплинам, специальностям, интересам.
Занимаясь в кружке, студенты выбирают для себя различные виды работы, например в виде мультимедийной презентации на тему: «История развития пиротехники», созданной в Microsoft Power Point, которая используется в вводной лекции для повышения мотивационного потенциала обучаемых. На тему: «История сигнальных средств», для изучения нового материала по специальным дисциплинам, а также презентации по другим темам специальных дисциплин.
Научное исследование – это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Наука определяется как сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это – не просто система знаний, а именно деятельность, работа, имеющая целью получения знаний.
Следующее направление кружковой работы – это научно-исследовательская работа студентов колледжа в ПЦК специальных химических дисциплин под руководством преподавателя аналитической, физической и коллоидной химии Летуновской Марии Борисовны и председателя комиссии Стависской Натальи Владимировны.
Совместная работа началась в 2008 году. Для проведения исследовательских работ составляется техническое задание и план работы студентов под руководством научного руководителя. В плане учитывается самостоятельная разработка теоретических вопросов, определение методики химического исследования, анализ полученных результатов и формулирование рекомендаций или выводов. Студенты, занятые в исследовательской работе, с первой минуты ощущают важность их участия в работе научного студенческого кружка. Темы для исследований руководители работы стараются выбирать наиболее приближенные к реальной жизни – например, одна из работ была направлена на определение эффективности фильтров для питьевой воды; в другой работе исследовались свойства различных сортов минеральных вод. Некоторые химические анализы невозможно выполнить в условиях лаборатории колледжа и нам огромную помощь оказала заведующая лабораторией Сергиево-Посадской МКСИАК Миронова Галина Борисовна. Наши студенты работали на реальном оборудовании в реальных условиях лаборатории, о навыках анализа студентов был дан отличный отзыв.
Безусловно, учебная научно-исследовательская деятельность позволяет добиться более высоких результатов обучения студентов, прививает им навык работы в команде, делает их более коммуникабельными. Защита исследовательских работ на конференциях, презентациях улучшает ораторское мастерство, приучает не бояться больших аудиторий, что несомненно является очень важным в будущей взрослой жизни.
Список использованных источников.
- Браун Д. Модель решения проблем как средство развития информационной грамотности: комплексный подход // Библиотека в школе, 2006, №22.
- Краевский В.В. Методология научного исследования. СП6ГУП,2001.
- Панченко Т.Н. Научное студенческое общество как основа профессионального становления будущих специалистов // Среднее профессиональное образование, 2009, №9.
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: ACADEMA, 2005.
- Школьные технологии, 2006. №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой одарённости через научно-исследовательскую деятельность
В данной статье представлен педагогический опыт внедрения в образовательный процесс ведущего метода обучения развития способностей одарённых учащихся – метод...
Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность школьного объединения "Юный краевед"
Выявление, поддержка, развитие творчески одаренных детей становятся одной из приоретеных задач современного образования в России. Статья посвящена вопросу развития творческой одаренности, через ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ЧЕРЕЗ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
З.А.Хайрисламова, учитель русского языка и литературы МБВ(С)ОУ О(С)ОШ № 2 города Сургута Аннотация. Статья посвящена описанию актуальных проблем ра...
"Развитие творческих способностей обучающихся через научно-исследовательскую деятельность"
Статья раскрывает основныепоказатели творческих особенностей обучающихся. А именно- беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность, смелость. А также, являются ли эти показатели...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ...
Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность
Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...