Развитие способностей
статья на тему
В данной статье прослеживается путь развития способностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnostey.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни. Если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца, то в процессе развития способностей можно выделить несколько этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.
Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству: от рождения до 6-7 лет. На данном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.
Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развития этих способностей помогают игры, затем под их влиянием начинается учебная и трудовая деятельности. В играх детей первоначальный толчок и развитие получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.
Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование у детей нескольких, взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну способность практически нельзя. Умение пользоваться речью можно рассматривать как самостоятельную способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их. Многоплановость и разнообразие видов деятельности выступает как одно из главных условий комплексного и разнопланового развития его способностей. В этой связи следует рассмотреть основные требования, предъявляемые к деятельности в данном случае. Это творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать его и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным, действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность повышает самооценку, порождает уверенность в себе, чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский назвал зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей.
«Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека»[1].
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н.Леонтьев показал, что определенного уровня музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха. Если с помощью специальных упражнений научить интонировать звуки, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность, и человек различает звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Хотя различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный человек демонстрирует почти такой же слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный слух от рождения к высоте звука орган слуха (абсолютный).
[1] Немов Р.С. «Общие основы психологии», с. 329.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Развитие способностей активного восприятия цвета у детей на уроках изобразительного искусства"
Воздействие цвета на состояние ребёнка, восприятие цвета детьми....
Способности. Виды способностей. Условия развития способностей
Способности. Виды способностей. Условия развития способностей...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»
моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...
Мастер-класс для педагогов: Развитие межполушарного взаимодействия - ключ к развитию способностей ребёнка
Развитие межполушарного взаимодействия...
Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии
программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...