Развитие способностей
статья на тему

Александрова Наталья Константиновна

В данной статье прослеживается путь развития способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sposobnostey.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни. Если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца, то в процессе развития способностей можно выделить несколько этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству: от рождения до 6-7 лет. На данном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развития этих способностей помогают игры, затем под их влиянием начинается учебная и трудовая деятельности. В играх детей первоначальный толчок и развитие получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование у детей нескольких, взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну  способность практически нельзя. Умение пользоваться речью можно рассматривать как самостоятельную способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их. Многоплановость и разнообразие видов деятельности выступает как одно из главных условий комплексного и разнопланового развития его способностей. В этой связи следует рассмотреть основные требования, предъявляемые к деятельности в данном случае. Это творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать его и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным, действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность повышает самооценку, порождает уверенность в себе, чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский назвал зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей.

«Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека»[1].

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А.Н.Леонтьев показал, что определенного уровня музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха. Если с помощью специальных упражнений научить интонировать звуки, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность, и человек различает звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Хотя различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный человек демонстрирует почти такой же слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный слух от рождения к высоте звука орган слуха (абсолютный).


[1] Немов Р.С. «Общие основы психологии», с. 329.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей

Способности. Виды способностей. Условия развития способностей...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...

Программа «Мир моих способностей» по выявлению и развитию способностей учащихся по химии и биологии

программа "мир моих способностей" по выявлению и развитию способностей учащихся по биологии и химии...