"Проектно-исследовательская деятельность в школе"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Проектно - исследовательская деятельность
Знание только тогда становится знанием
когда оно приобретено усилиями своей
мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе и основан на идеях гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Достоинства проектной деятельности:
- это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности
- развивать свои универсальные умения.
- повысить мотивацию изучения предмета
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов
- принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы
Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:
- увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);
- наличие риска неудачного выполнения работы.
Существует несколько подходов к классификации проектов:
- по предметно-содержательной области ;
- по характеру координации проекта;
- по характеру доминирующей деятельности учащихся в проекте;
- по характеру контактов;
- по количеству участников проекта ;
- по продолжительности проекта;
Цель проектно-исследовательской деятельности – сформировать у учащихся основные ключевые компетенции, развитие исследовательских способностей, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Задачи проектно – исследовательской деятельности.
- Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы;
- Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации;
- Изучение основ научного познания и исследовательских методов;
- Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний;
- Формирование логического и аналитического мышления.
Формирующие общеучебные умения и навыкы:
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работать в сотрудничестве
- Коммуникативные
- Умения отвечать на незапланированные вопросы
- Рефлексивные
Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Работа над проектом предполагает следующие этапы:
I этап - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ:
- выбор и осмысление предмета исследования;
- формулирование темы проекта;
- формулирование проблемных вопросов;
- осмысление и первичное формулирование целей и задач проекта;
- первичное определение логики изложения и структуры проекта.
II этап - СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ:
- поиск и подбор материала по выбранной теме;
- подготовка чернового варианта результатов исследования
- подготовка карты презентации.
III этап - РЕФЛЕКСИВНЫЙ:
- окончательная формулировка целей и задач проекта;
- корректировка логики изложения и структуры проекта;
- формулирование выводов в соответствии с целью и задачами проекта.
IV этап - ТЕХНИЧЕСКИЙ:
- корректировка и форматирование текста;
- создание, подбор, сканирование иллюстраций;
- компоновка страниц;
- работа над презентацией .
V этап - ЗАЩИТА ПРОЕКТА
- качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; убедительность и убежденность.
- объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.
- культура речи, манера, использование наглядности, чувство времени,
удержание внимания аудитории. - ответы на вопросы: полнота, аргументированность суждений, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
- деловые и волевые качества докладчика: ответственность решения, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»
Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"
В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...
Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"
laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...