Мои публикации
статья на тему
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании (в декоративно-прикладном творчестве)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_odar.detmi_.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании,
(в декоративно-прикладном творчестве)
Михайлова Фаина Николаевна,
педагог дополнительного образования,
Центра внешкольной работы,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
« Средняя общеобразовательная школа № 59
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Чебоксары Чувашской Республики
г. Чебоксары 2013
Работа с одаренными детьми в дополнительном образовании,
( в декоративно-прикладном творчестве)
Михайлова Фаина Николаевна,
педагог дополнительного образования
МБОУ «СОШ № 59» г.Чебоксары
Содержание термина «одаренный» для обозначения детей с развитыми способностями принадлежит американскому психологу Г. Уипплу.
Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата.
Детство – пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.
В результате моей практической деятельности в дополнительном образовании детей сложилась своя методика преподавания предмета и свои подходы работы с одаренными детьми.
Авторская дополнительная образовательная программа объединения «Вологодское кружево» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися искусству кружевоплетения.
Учащихся объединения «Вологодское кружево» делятся на 3 уровня:
1 уровень – ученик; 2 уровень – стажёр; 3 уровень – мастер;
Учащиеся 1 уровня погружаются в мир декоративно-прикладного искусства, узнают об истории кружевных промыслов в нашей стране, о современном производстве кружевных изделий, его разновидностях, осваивают приёмы, элементы и технику плетения коклюшечного кружева, то есть осваивают «азы» кружевоплетения. Дети первого уровня участвуют в основном только в школьных выставках.
У детей 2 уровня появляется уверенность в своих силах, возможностях, снижается страх перед неудачей, развиваются коммуникативные качества. Происходит совершенствование способностей, расширение знаний, умений, навыков, творческие пробы в сфере декоративно-прикладного искусства. Участвуют во многих выставках разного уровня.
Учащиеся 3 уровня требуют к себе особого подхода и отношений. Поэтому самым талантливым, одаренным детям предлагается обучение в этой группе (8-10человек), в которой возможно осуществить на практике индивидуальный подход. Большое внимание отводится самостоятельному поиску, что позволят ему в дальнейшем самостоятельно работать в этой сфере деятельности. Учащиеся участвуют в проектно-исследовательской деятельности, где ставят проблему и выбирают методы её решения. Проектно-исследовательская деятельность показывает способности каждого учащегося и одаренности в творчестве.
Формирование группы одаренных детей осуществляется по анализу их
деятельности, по достижениям, а так же по результатам тестирования.
Для выявления одаренных детей используются тесты:
- Диагностика воображения
- Диагностика креативности Д. Гилфорда
- Тест творческого мышления П. Торранса и другие.
Признаки талантливого, «одаренного ребенка»:
- Наличие активной познавательной деятельности;
- Быстрое и точное выполнение заданий;
- Устойчивая концентрация внимания на деле;
- Навыки логического мышления;
- Оригинальность и креативность при решении задач;
- Творческий подход к выполнению заданий;
- Развитость воображения и фантазии;
- Самостоятельность в выборе техники, методов, приемов;
- Инициативность, альтернативность;
- Планирование, предвидение этапов деятельности;
- Целенаправленность, пробы (опора на опыт);
- Доведение начатого дела до конца, стремление к гармонии.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в объединении «Вологодское кружево» имеет следующее содержание:
- Выявление одаренных и талантливых детей
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
психологических служб;
- Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
- Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний ;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
- Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей;
- Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— Поддержка и поощрение родителей одаренных детей ;
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Список литературы
Матюшина А.М. Загадки одаренности.Проблемы практической диагностики.М.1993
Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. Спб. 1992
Петросян Л.Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001
Золотова А.В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.-304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...