СТРАНА, ОТКРЫВШАЯ ПУТЬ В КОСМОС.
план-конспект урока по теме

Бойко Наталья Петровна

Открытый урок в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okruzh_miru.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру.                            4 класс.

Тема: СТРАНА, ОТКРЫВШАЯ ПУТЬ В КОСМОС.

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время.

2. Познакомить учащихся с развитием космонавтики в нашей стране.

3. Проверить знания по разделу «Страницы истории Отчества».

4. Развивать устную речь, умение анализировать.

5. Воспитывать интерес к истории.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Страна, открывшая путь в космос», карточки для самостоятельной работы, тесты, выставка книг и журналов о Космосе, иллюстрации звёзд для физминутки, портреты Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С. П. Королева; изображения космических кораблей, спутников, орбитальных станций.

Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит графический диктант. Если высказывание верное, то учащиеся ставят «+», если неверное, то  «–».

1. Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 г.

2. На СССР Германия напала 22 июня 1941 г.

3. 6 городов получили звание «город-герой».

4. Блокада Ленинграда длилась 800 дней.

5. В 1943 году советская армия перешла в наступление.

6. Летом 1943 года разгорелось сражение под Курском.

7. В 1945 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков.

8. В апреле 1945 года начался штурм Берлина.

9. Штурмом руководил полковник Г. К. Жуков.

10. 9 мая – День Победы.

11. Свыше 27 миллионов человек потеряла наша страна в этой войне.

О т в е т ы: +, +, –, –, –, +, –, +, + .

Учащиеся сдают работы на проверку.

III. Сообщение темы и целей урока.

         

                         Какая тема урока?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

Вопросы к кроссворду:

1. Знаменитый маршал, который принимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве.

2. Маршал, который командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года в Москве.

3. Город-герой на Волге.

4. Страна, напавшая на СССР 22 июня 1941 года.

5. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград. 900 дней длилась … .

6. Название пограничной крепости, где произошло первое сражение.

Ключевое  слово: космос.

Учитель. Сегодня мы узнаем о величайших открытиях ученых нашей страны, позволивших вывести человека в космос. Нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса.

IV. Работа над новым материалом.

 1. Беседа.                                                                                                                                    Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

 Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.

          В устах ученых много лет
         Жила мечта заветная –
         Взлететь при помощи ракет
        В пространство межпланетное

И это случилось в 50-е годы!                                                                                                                           2.Рассказ учителя.

 Слайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать  отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.

Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.

Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Слайд 4. Открываем первую страницу  книги истории освоения космоса.

Строительство космодрома. 

            Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.

Слайд 5. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Запуск искусственного спутника Земли.
            В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы.
 На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.
Слайд 6. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет в космос живого существа.

            Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли  всего один день и  удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.

Слайд 7. Открываем  следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет человека в космос.

             После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.

        12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы  Вселенной.

        Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории  человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».

Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.

Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию подготовленную ученицей.
Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине, сопровождающееся показом собственной презентации.

Физкультминутка

1.Глазодвигательные упражнения. Проверим внимательны ли вы.

Встаньте, найдите в классе глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые. Сосчитайте сколько звёзд разного цвета находится на нашем небе.

2.На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите.

Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы  думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель.

Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем  

сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя

получается от сгорания ракетного топлива.

Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Выход человека в открытый космос.
          Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.

Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики:

 Первыми направили космическую станцию на Луну;

           Именно советская автоматическая межпланетная  станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.  Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»
Первыми создали искусственный спутник Луны;  В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.

Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу. В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса.  А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса
              Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку. 

3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).

Космонавтика

от латинского «orbita» - колея, путь.

Космодром

человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.

Космический корабль

комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей

Космонавт

застеклённое непроницаемое окно на корабле.

Скафандр

индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее

жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.

Иллюминатор

космический аппарат для полёта человека в космос.

Невесомость

пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время

функционирующий на орбите.

Орбита

отрасль науки для исследования и освоения космического  пространства

Орбитальная станция

состояние, при котором отсутствует сила притяжения.

4.Проверка самостоятельной работы. Слайд 10-19

5. Работа с учебником.

         Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы:

1.Как называлась наша орбитальная станция?   (Мир)

2.Когда она появилась на орбите Земли?  (20 февраля 1986 года)

3.Что и когда с ней случилось?    (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)

         После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.

Слайд 20. Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса»

- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

6. Работа с карточками у доски.

(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):

• Слежение за погодой;

• Управление полетами самолетов;

• Управление курсом кораблей в океанах;

• Передача телевизионного сигнала;

• Организация телефонной связи;

• Изобретение новых лекарств в космосе;

• Открытие новых звёзд астрономами;

• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;

• Исследование  недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;

• Ведение военной разведки,  с целью защиты границы нашей Родины от врагов.

• Изучение поверхности Земли и других планет и др.

  Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.

             После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Портреты космонавтов)

 Слайд 21. Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник  создателям первого в мире искусственного спутника Земли.

Слайд 22. Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке.

Слайд 23. На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

Слайд 24.   А на территории нашей Саратовской области  в окрестности деревни Смеловки Энгельсского района установлена  стела,  устремленная  в  небо  ракетой,  под которой  встал  Гагарин. Установлена она на месте приземления Гагарина. Ведь, облетев первый раз земной шар, Гагарин приземлился именно в Саратовской области.

  1. Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.

Тест

1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

        а) Ю.А. Гагарин

з) А. Леонов

р) В.В. Терешкова

2.Кого называют основателем современной космонавтики?

к) Г.С. Титов

е) К.Э. Циолковский

д) Ю.А.Гагарин

3..Как назывался первый космический корабль?

в) «Мир»

и) «Союз»

м) «Восток»

4. В каком году человек впервые полетел в космос?

н) 1951 год

л) 1961 год

д) 1957 год

5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

с) кошка

м) попугай

я) собака

По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)

  1. Итог урока

Юрий Алексеевич Гагарин -  был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: Слайд 25.

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
          Слайд 26. Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты..

 Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;
• Первыми совершили пилотируемый космический полет;
• Первыми направили космическую станцию на Луну;
• Первыми создали искусственный спутник Луны;
• Первыми вышли в открытый космос;
• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

         Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.

         На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

VII. Эмоциональная оценка урока.

На столах у вас лежат карточки: Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.          

                                       

          Урок понравился!

          Урок не понравился…

          Урок оставил равнодушным.

Прикрепите ваши звёздочки на доску.

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.

VIII. Оценивание работы учащихся.

  1. Домашнее задание. 

Слайд 27. Прочитайте текст на с. 147–149 учебника о жизни людей в нашей стране в 70–80-е годы.

Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путь в космос"

Классный час "Путь в космос"...

"Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву!"

Сценарий внеклассного мерприятия, посвященный годовщине Московского сражения Великой Отечественной войны....

Статья "Нам суждено свой новый путь открыть.."

Размышления о своей педагогической философии. Моя педагогическая философия проста – пусть каждый день ребёнок уходит с урока с победой. Сегодня он решит задачу, разберётся в теореме, построит пирамиду...

Путь в космос

Стихи о космосе, исторические данные, сценка...

Урок-экскурсия «На пути в космос»

Урок по математике для 6 класса по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел". Тип урока: повторительно-обобщающий с применением здоровьесберегающих технологий и активных...

Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой за Москву

Мы свой победный путь к Берлину открыли битвой за МосквуУрок мужества Цели и задачи:1. Познакомить ребят с битвой за Москву.2. Формировать  патриотические чувства, воспитание чувства гордост...

Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву

Сценарий мероприятия, посвящённого Битве под Москвой...