Девиз: «На пути в космос».
- Эмоциональный настрой на работу
Дорогие ребята! Вы уже знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечают День космонавтики. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, летят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать: «Что тут особенного?» А то, что ещё 50 лет назад космические полеты были из области фантастики. Сегодня мы с вами не только повторим правила сложения и вычитания чисел с разными знаками, решим примеры, задачи и уравнения связанные с этими правилами, но и познакомимся с историей освоения космонавтики. Итак, цель нашего урока следующая: вы должны убедить себя в том, что вы можете справиться с задачами данного урока; тема «Умножение и деление чисел с отрицательными знаками» вами усвоена; познакомимся с историей освоения космонавтики. - Актуализация опорных знаний
Созвездия блуждали в вечной мгле, Казалось, им безмерный счёт потерян. Мы первыми сумели на Земле Открыть Вселенной запертые двери Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на крыльях, затем- с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей и орбитальных станций. Создание космических аппаратов было бы не возможно без развития физики и математики. Вот и мы сегодня будем открывать для себя что-то новое. Задание1. Отметьте точки на координатной прямой, взяв за единичный отрезок 3 клеточки тетради.
Ответ: Вселенная Знаете ли Вы, что означает слово космос? (Греческое слово «космос» означает — строй, порядок, мир, Вселенная) Числа отрицательные новые для нас. Лишь совсем недавно их узнал наш класс. Сразу поприбавилось всем теперь мороки. Учим – учим правила, готовимся к уроку. Задание 2 Верное утверждение обозначить точкой, а ложное – тире . Ответы на вопросы другого цвета, отделите косой чертой. - Сумма двух чисел с разными знаками не всегда положительна.
- Сумма двух чисел с разными знаками всегда положительна.
- При умножении двух отрицательных чисел мы всегда получаем положительное число.
- Сумма двух чисел с разными знаками может быть равна нулю.
- Знак суммы двух чисел с разными знаками всегда такой же, как у слагаемого с большим модулем.
- Сумма двух чисел с разными знаками всегда отрицательна.
- Если модули слагаемых с разными знаками равны, то сумма равна нулю.
- Сумма двух чисел с разными знаками всегда равна нулю.
- При умножении чисел с разными знаками мы получаем положительное число
- Сумма двух отрицательных чисел всегда положительна
- Сумма двух положительных чисел может быть равна нулю
- Модуль суммы двух отрицательных чисел равен сумме модулей слагаемых.
- Сумма двух положительных чисел всегда отрицательна
- Сумма отрицательных чисел всегда отрицательна
- Сумма модулей бывает отрицательна
Расшифруйте результат работы с помощью азбуки Морзе Результат работы : ∙-∙∙/∙-/∙---/-∙-/∙-/ Ответ: Лайка – первая собака, полетевшая в космос. 3 ноября 1957 года был запущен второй искусственный спутник земли, в кабине которого находилась собака Лайка. Она погибла через 7 часов после старта от перегрева. 19 августа 1960 года был запущен корабль-спутник, в кабине которого находились собаки Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на Землю. Всего в космосе побывало 11 собак из 28 отобранных. 6 собак вернулись назад. В космосе первыми в Китае были змеи, во Франции – кошки, в США – обезьяны.
- Решение задачи. (Используется раздаточный материал)
12.04.1961. Этот день стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался на просторы Вселенной. Это был советский космический Юрием Гагариным. После полёта на корабле “Восток” Юрий Алексеевич Гагарин стал самым известным человеком на планете. О нём писали все газеты мира. Задача: (на карточке) Расстояние от Земли до Луны составляет 384480 км. Ракета пролетела 14 240 км за 4 минуты. Сколько времени потребуется ракете, чтобы долететь до Луны? Ответ 108 мин (Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 мин) - Физкультминутка
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат» Цель: нормализация гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость). Проведение. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. - Решение творческих задач
Задание. Восстанови квадрат. Необходимо вписать в квадрат такие числа, чтобы сумма их в каждой строке, столбце и диагонали были равными.
Решение : 4+(-2)+(-8)+(-14)=-20 После этого знаменательного события прошло 50 лет. Совершено множество полетов в космос. Решив это задание, вы узнаете количество космонавтов России и Советского Союза. Для этого сложите все найденные числа, а затем найдите сумму 55 и модуля получившегося ответа. Ответ: 107 космонавтов На 1 мая 2009 года насчитывалось 490 человек, совершивших орбитальный космический полёт; 4 человека, совершивших космический полёт высотой более 100 км; 6 человек, совершивших космический полёт высотой более 50 миль, но ниже 100 км. Среди космонавтов 50 женщин. - Активный метод релаксации
Метод «Земля, воздух и вода» Цель: повысить уровень энергии в классе. Численность: весь класс. Проведение. Учитель просит обучающихся по полученному ответу в примере изобразить одно из состояний – земля, воздух и воду. Задание Найди ответ Для любого космонавта важны в первую очередь его тренировки. Тренировки не прекращаются и во время его пребывания на космосе. Мы же с вами восстановим свою физическую силу во время решения примеров. Давайте договоримся: - если в результате сложения получается отрицательное число, вы должны изобразить воздух. (Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев);
- если положительное число, вы должны изобразить землю (Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность);
- если ноль, вы должны изобразить воду (Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.)
–17 + 7 | –3 + 20 | 3 + 6 | (–5) + (–3) | 13 + (–7) | –11 + 1 | (–4) + (–1) | 5 + (–5) | –10 + 100 | –5 + (–10) | 6 * (–1) | 14 + (–2) | –12 + (–13) | 22 + (–5) | –3 + 3 | –10 + 2 |
- Групповая работа (Используется раздаточный материал)
Человек постоянно стремился к звездам. Самая близкая к нам звезда – это Солнце. Вокруг него движутся 9 больших планет планеты. Рассмотрим Солнечную систему Самые близкие к солнцу планеты – это Меркурий, Венера, Земля и Марс - твердые и каменистые. Меркурий в два раза меньше Земли, но масса его гораздо больше. Днем температура на этой планете может подниматься до 340?. Венера окутана ядовитыми облаками. На ней много гор и вулканов. Там постоянно гремят грозы и сверкают молнии. Марс – это планета, покрытая оранжево-красным песком. Воздух на Марсе для дыхания непригоден. Там все огромных размеров. Горы в два раза выше, чем на Земле, а каньоны в два раза глубже. Решив следующие уравнения, вы сможете узнать некоторые интересные факты, связанные с этими планетами.
I группа Задание1 Решите уравнения:
Сколько спутников вращаются вокруг планеты Юпитер? Ответ: 16.
Задание 2 Решите задачу: Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус и длина экватора Земли? (Число тысяч округлите до десятых) Ответ: радиус равен 6,35 тыс. км, длина экватора 39,9 тыс.км.
II группа Задание1 Решите уравнения:
Во сколько раз Сатурн больше Земли? Ответ: 9 Задание 2 Решите задачу: Диаметр планеты Меркурий приближенно равен 5 тыс. км. Диаметр планеты Венера в 2,48 раза больше, а диаметр планеты Марс составляет диаметра Венеры. Найдите диаметр Венеры и Марса. Ответ: диаметр Венеры равен 12,4 тыс.км, диаметр Марса - 6,8 тыс.км. III группа Задание1 Решите уравнения: - Х : 270 = 450 : 4,05
Ответ: Первая космическая скорость, необходимая для выхода на орбиту, составляет 30000 км/ч. А для возвращения на Землю благодаря тяготению ракетные двигатели не нужны. - = 1,02
Расстояние от Земли до Солнца в миллионах км. Ответ: примерно 150 млн км. Задание 2 Решите задачу: Длина экватора Луны приближенно равна 10,9 тыс. км. Чему равен диаметр Луны? (Число тысяч округлите до десятых) Ответ: примерно 3,5 тыс.км
IV группа
Задание1: Открой свою звезду а)
b) _1 * 3 * 7 Ответ: _1 2 3 4 7 7 5 6 * 7 5 6 2 4 * 8 5 4 7 8 5 Задание 2 Решите задачу: Сатурн совершает полный оборот вокруг своей оси в течение 36 960 с, а Юпитер – в течение 35 729 с. Вырази это время в мерах высших наименований. Ответ: Сатурн – 10ч 16мин, Юпитер – 9ч 55мин 29с - Подведение итога урока: выводы, выставление оценок.
Метод «Ресторан» Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока. Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). Численность: все ученики Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки Проведение. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. Примечание: для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
- Домашнее задание.
В космосе вас ждет еще много удивительных открытий. Следующим шагом будут полеты к звездам. Для этого вам не нужно бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия.
|