Педагогические проблемы в практическом обучении студентов в Тарбагатайском филиале
статья по теме
Статья посвещена проблемам организации практического обучения студентов филиала
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Педагогические проблемы в практическом обучении студентов в Тарбагатайском филиале. Пути решения педагогических проблем в формировании профессиональных компетенций студентов »
Готовность будущих специалистов к трудовой деятельности, их профессиональная самостоятельность и направленность, мотивация к труду формируются в первую очередь в процессе практического обучения, производительного труда на предприятии в период производственного обучения студентов.
На протяжении трех лет Тарбагатайский филиал осуществляет подготовку специалистов по программам ФГОС третьего поколения по профессиям «Повар, кондитер», «Автомеханик, «Мастер ТО и ремонту МТП».
Анализ баз практик
№ п/н | Название предприятия/ организации |
СТО "Поворот" | |
ООО "ДИСК" | |
ООО "Байкал терминал" ОАО "Роснефть" | |
ОАО "Тарбагатайское транспорное предприятие" | |
ЖКХ "Комунальщик" | |
СТО "Поворот" | |
ООО "ДИСК" | |
ИП "Заиграев С.Д." | |
ОАО "Тарбагатайское транспорное предприятие" | |
КФХ "Меер Э.Т." | |
КФХ "Искра" | |
ООО "Семейские" "В гостях у семейских" | |
ООО"Семейские" "В гостях у семейских" кафе "Жемчужина" | |
ООО"Семейские" "В гостях у семейских" кафе "Русская кухня" | |
ИП "Ананикян С.С.", кафе "Арарат" | |
ИП "Асатрян А.В." | |
МБОУ "Тарбагатайская СОШ" | |
МБОУ "Десятниковская СОШ" | |
МБОУ "Пестеревская ООШ" | |
МБОУ "Селенгинская СОШ" | |
МБОУ Верхнежиримская СОШ | |
МБДОУ Детский сад" Росинка" | |
ГБУЗ "Тарбагатайская ЦРБ" | |
Потребителькое общество "Янтарь" | |
Управление финансов МКУ Администрации МО "Тарбагатайский район" | |
Централизованная бухгалтерия МКУ Отдел образования МО Тарбагатайский район | |
Управление финансов МКУ Отдел культуры МО Тарбагатайский район | |
ЖКХ "Комунальщик" | |
ГБУЗ "Тарбагатайская ЦРБ" |
Анализ практического обучения в Тарбагатайском филиале ГБОУ СПО «БКТиС» выявил ряд различных проблем в практическом обучении студентов. Так же в части общих можно назвать ряд проблем связанных с адаптаций ФГОС к реальной экономической и социальной действительности.
Одной из таких проблем является возникшее противоречие между сокращением нормативного срока обучения с 3-х лет до 2,5 по подготовке квалифицированных рабочих и объемом основных знаний, которые студент должен получить. Так же сокращение сроков обучения привело к тому, что выпускники испытывают сложности с самоопределение после окончания обучения, например: возникают проблемы у выпускников, готовящихся к прохождению службы в рядах РА или желающих продолжить образования в ВУЗах.
Организация практического обучения . Так как практики выдаются рассредоточено или концентрировано по году обучения, на предприятии студент приходит с определенной задачей отработать практические навыки по нескольким профессиональным модулям, что не всегда согласуется с рабочим циклом предприятия. Особенно это проблематично в районах, так как здесь в качестве баз практик представлены предприятия с небольшим объемом производств и традиционными формами организации труда. Студенту не всегда предоставляются необходимые условия для отработки заданий и он вынужден подстраиваться под тот режим работы который ему предлагает руководитель практики.
В частности реализация ФГОС третьего поколения создало проблемное поле в организации учебной и производственной практики по профессии «Автомеханик». Учебным планом не предусмотрено обучение практическому вождению в нормативном объеме по категориям В, С, так как это требует выделение дополнительных часов и педагогических ресурсов Ранее в существовала штатная единица – мастер-инструктор. На группе работало не менее трех таких мастеров, которые обеспечивали подготовку, как на легковом, так и на грузовом автомобиле.
Практика по профессиональному модулю «Теоретическая подготовка водителей» предполагает, что обучающийся, закрепляет полученные практические навыки на базовом предприятии, но в силу возраста и требований законодательства студенту, не достигшему совершеннолетия реализовать задание проблематично, что в конечном счете сказывается на качестве подготовки.
Отметим, что большое количество проблем в практическом обучении связано с психологической готовностью студента к производственной адаптации. Студент- практикант находится в сложной стрессовой ситуации и не всегда получает адекватную поддержку со сторону руководителей практики, которые порой предъявляют завышенные требования к уровню его подготовки, особенно на первом годе обучения в колледже. Мало уделяется внимания подготовке студентов к адаптации в рабочей среде, после окончания ОУ.
Так же кадровый вопрос организации процесса обучения все еще остается актуальным. Случается, что педагоги не умеют реализовать программный материал в силу отсутствия необходимых теоретических знаний, практических навыков и психолого-педагогической подготовки. Конечно, хотелось бы чтобы педагоги филиалов работающие с группой в процессе учебной практики имели бы не только основные знания по своей области, но и активно их расширяли, проходя стажировки на базовых предприятиях колледжа, потому что в районах отсутствует возможность увидеть на производствах какие - бы то ни было инновационные технологии, процессы, новое оборудование и т.д.
К сожалению, мы должны констатировать, что в нашем колледже система мониторингового сопровождения профессионального обучения студентов не достаточно эффективна, нет нормативно-правовых документов, инструментария определяющего степень удовлетворенности качеством подготовки на уровнях: обучающийся, родители, работодатели, в том числе и их постобразовательном сопровождении.
Мы хотим видеть наших выпускников успешно подготовленными не только в профессиональном плане, но и социально мобильными и активными гражданами. Одним из решений данной проблемы мы видим в создании Центра карьеры, который бы мог решать многие вопросы, в том числе:
- Консультирование студентов по индивидуальным траекториям профессионального развития;
- Психолого-педагогическое сопровождение студентов в период прохождения производственных практик;
- Мониторинг степени удовлетворенности качеством профессионального образования.
Обеспечивая качественные, эффективные взаимоотношения с социальными партнерами потенциальными работодателями в части организации практик, мы можем предложить различные формы взаимодействия: участие работодателей в разработке программ, в организации теоретического обучения в качестве приглашенных преподавателей, научное руководство работами студентов и т.д., но данные формы взаимодействия не закреплены нормативно локальными актами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Данная статья раскрывает основные направления работы коллектива преподавателей ПЦК "ИНостранные языки" Педагогического колледжа №8 С-Петербурга в рамках внеаудиторной и воспитательной работы по ...
Формирование профессиональных компетенций студентов через использование современных педагогических технологий на практических занятиях по экономическим дисциплинам
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) направлено на подготовку выс...
4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн
Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...
проблемы обучения студентов иностранному языку с использованием зарубежной музыки
Данное пособие предназначенно для студентов обучающихся по специализации вокальное искусство...
5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие
5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...
КРИТЕРИЙ 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное
Профессиональная переподготовка, вебинары, семинары, курсы повышения квалификации...
Критерий 4: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Транслирование педагогического опыта, размещение публикаций, статей об обобщении опыта педагогической деятельности....