Программа
рабочая программа по теме
Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_skrapbuking_gotovo.docx | 61.06 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогам
- Средства обучения
VI. Список литературы
-Рекомендуемая литература
- Дополнительная литература
- Учебно-методическая литература
- Интернет-ресурсы
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Скрапбукинг» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Программа «Скрапбукинг» имеет культурологическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учебный предмет «Работа в материале. Скрапбукинг» дает возможность расширить и дополнить образование детей в области художественного творчества, является основным предметом обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Декоративно-прикладное творчество».
Программа ориентирована не только на расширение уровня грамотности учащихся в области декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking,от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.
Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений. В данной программе основной акцент идёт в создании открыток ручной работы в технике скрапбукинг.
Современный вид рукодельного искусства – скрапбукинг позволяет учащимся окунуться с сказочный, чудесный мир творчества, позволяющий проявлять и развивать свою фантазию, креативное мышление, индивидуальные способности каждого ребенка.
Особенностью данной программы является использование современных видов графического изображения, используемыми в качестве активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся.
Учебный предмет «Работа в материале. Скрапбукинг» реализуется при 3-летнем сроке обучения.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения скрапбукинга, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Программа построена по принципу «от простого к сложному». Занятия скрапбукингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения скрапбукинга, основами цветоведения, законами композиции и приемами работы со скрапбумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.
В наше время эстетическое начало широко проникает в труд, в отношение человека к природе. От приобщения детей к декоративно- прикладному искусству в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стремления жить и трудиться по законам красоты.
Актуальность программы определяется непреходящей значимостью занятий декоративно-прикладным творчеством для обогащения духовной жизни ребёнка, становление его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса, самоутверждения и адаптации в социуме.
При разработке данной программы основной акцент ставится на знакомство учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – скрапбукинг, который в нашей стране только получает широкую распространенность и популярность. Научить учащихся изготавливать открытки по различной тематике, технике и эстетике выполнения. Показать детям способы оформления фотоальбомов и научить их выполнять работы в разных стилях скрапбукинга.
Отличительные особенности программы
- Предварительная подготовка детей к занятиям не имеет значения.
- Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
- В процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности и склонности каждого ребенка для более успешного творческого развития.
- Программа дает возможность каждому обучающемуся открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом, изучение материала, связанного с практическими работами, предполагает освоение учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на практические работы.
Прежде, чем приступить к практической работе, учащиеся выполняют эскиз своего изделия на бумаге, подбирают необходимые материала, инструменты, приспособления. При выполнении практических работ учащиеся изготавливают изделие сразу, без образцов, проявляя свои художественные и индивидуальные способности. При изготовлении изделия, учащиеся ориентируются на образцы, выполненные учителем.
Рассматриваются различные методики выполнения изделий с использованием самых разнообразных техник (дистрессинг, эмбоссинг, штампинг) и стилей. Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками, кожей, природным материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении открыток, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования авторских поделок.
Обучение способствует развитию ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет дифференцировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Срок реализации учебного предмета
Программа «Скрапбукинг» рассчитана на 3 года. При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.
В данный период идет её апробация, поэтому учебно-тематический план и содержание программы будет корректироваться и пополняться по окончании учебного года.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Максимальная учебная нагрузка по предмету составляет 1 час в неделю.
При 3-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и ее распределение по годам составляют:
Всего часов -153, из них 102 часа - аудиторная нагрузка, 51 час - самостоятельная работа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Основной формой учебной работы является групповое занятие – урок. Рекомендуемая продолжительность урока – 45 минут (один раз в неделю по одному уроку).
Занятия скрапбукингом требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоят из 10 человек.
Цель и задачи учебного предмета
Целью программы является развитие творческих способностей и креативного мышления, раскрывающие потенциал каждого ребенка в процессе совершенствования новой современной техники – скрапбукинг.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с основными понятиями и базовыми стилями скрапбукинга;
- формировать у детей практические навыки работы в технике скрапбукинг;
- закреплять умения обращения с простейшими орудиями труда:
- учить создавать сувенирные изделия, открытки ручной работы в технике скрапбукинг.
Развивающие:
- развитие психических процессов (память, внимание, глазомер, мелкая моторика рук, образное и логическое мышление) детей;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей на основе знаний, умений и навыков;
- развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, способности к творческому подходу в реализации задуманного;
- расширение запаса знаний о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
- развитие сенсорных и умственных способностей;
- развитие пространственного воображения;
- развитие самостоятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к работе в технике скрапбукинг;
- воспитание трудолюбия и коммуникативности учащихся;
- формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
- воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам;
- воспитание терпения, усидчивости, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;
- воспитание любви к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной и итоговой аттестации
Вид учебной работы | Годы обучения | Всего часов | |||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | |||||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | ||
Аудиторные занятия | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 102 |
Самостоятельная работа | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 9 | 51 |
Максимальная учебная нагрузка | 24 | 27 | 24 | 27 | 24 | 27 | 153 |
Вид промежуточной аттестации | З. | З. | З. |
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.
Предложенные в настоящей программе темы заданий по предмету «Работа в материале. Скрапбукинг» следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.
Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.
Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по декоративно-прикладному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства. Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объёме наглядно-информационные материалы, хорошее освещение.
Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности.
Для занятий в учебном объединении необходимо иметь:
- скрап-бумагу, картон белый, клей (клей ПВА, клей-карандаш); ножницы;- карандаш простой; металлическая линейка; кисточки для клея; салфетка; клеёнка; фигурные ножницы; дыроколы; компостеры; штампы и штемпельные подушечки; ленты, кружево; пуговицы, полубусины, стразы, цветочки и другие творческие мелочи.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самост. работа | Аудиторные занятия | ||
Вводная беседа о ном виде искусства. Краткая история возникновения. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Материаловедение. | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Правила техники безопасности | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Технологические основы | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Цветоведение | 1,5 | 0,5 | 1 | |
«Композиция» | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Кардмейкинг | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Базовые техники. Эмбоссинг | 3 | 1 | 2 | |
Базовые техники. Дистрессинг | 3 | 1 | 2 | |
Базовые техники. Штампинг | 3 | 1 | 2 | |
Технология изготовления открыток | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Базовые стили (винтаж) | 15 | 5 | 10 | |
Базовые стили (наследие) | 15 | 5 | 10 | |
Посещение выставок прикладного творчества. | ||||
Итого: | 51 | 17 | 34 | |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||
История возникновения. Стили и техники (повторение) | 3 | 1 | 2 | |
Технология изготовления открыток (повторение) | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Технология изготовления фотоальбома | 1,5 | 0,5 | 1 | |
Базовые стили (европейский) | 15 | 5 | 10 | |
Базовые стили (американский) | 15 | 5 | 10 | |
Базовые стили (потёртый шик) | 15 | 5 | 10 | |
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества. | ||||
Итого: | 51 | 17 | 34 | |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ | ||||
Базовые стили (чисто и просто) | 15 | 5 | 10 | |
Базовые стили (смешанный) | 15 | 5 | 10 | |
Базовые стили (свободный) | 15 | 5 | 10 | |
Изготовление итоговой работы | 8 | 4 | 4 | |
Итого: | 51 | 17 | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМА, ЖАНРАМ
1 год обучения
- Вводная беседа о ном виде искусства. Краткая история возникновения. Знакомство. Определение целей и задач объединения. История возникновения кратко.
- Материаловедение. Знакомство с основными материалами и инструментами используемыми в технике скрапбукинга.
- Правила техники безопасности. План работы. Вводный инструктаж по ТБ
- Технологические основы. Правила создания эскизов.
- Цветоведение. Цветовой круг. Контраст цветов. Сочетание цветов
- «Композиция». Правила построения композиции.
- Кардмейкинг. Понятие кардмейкинга – как разновидность творчества тесно связанную с техникой скрапбукинга. Зарождение, развитие, элементы декора, инструменты.
- Базовые техники. Эмбоссинг. Эмбоссинг – (от англ. «embossing» — «чеканка», «тиснение», «лепка») – одна из самых интереснейших техник скрапбукинга, однако и самая затратная. Она позволяет делать объёмные рисунки. Виды эмбоссинга: тиснение (холодный эмбоссинг), влажный (горячий) эмбоссинг.
- Базовые техники. Дистрессинг. Дистрессинг – (от англ. «distress» — «бедствие») – одна из популярнейших техник, с помощью которой состаривают материалы для скрап-альбомов. Вариантов применения (создание рваного края, использование дистрессионных чернил, применение кракелюра и красок-кракелюра, тонирование, состаривания бумаги (потёртости, царапины и т.д.)). Способы «состаривания» бумаги.
- Базовые техники. Штампинг. Штампинг – (от англ. «stampung» — «штамповка») – самая распространённая техника в скрапбукинге. Рисунки, надписи и фоны. Используемые материалы (чернила (пигментные, перманентные, алкогольные и другие) различных цветов и оттенков, штампы (резиновые или силиконовые), акриловые блоки.
- Технология изготовления открыток. Техники используемые при изготовлении открыток (декупаж, оригами, квиллинг, вышивка).
- Базовые стили (винтаж). Vintage (Ложностаринный стиль). Использование старинных фотографий или картинок из состаренных элементов, а также любых «исторических» предметов: старых открыток, марок, украшений, актуальных в период, по которому формируется страничка.
- Базовые стили (наследие). Heritage (Наследие). Используется для оформления старинных фотографий. Характерная особенность —использование цветовых гамм, характерных для тех периодов, из которых заимствованы фотографии.
- Посещение выставок прикладного творчества.
2 год обучения
- История возникновения. Стили и техники (повторение). Повторение пройденного материала. Краткий обзор истории, основных понятий, стилей и техник, используемых в скрапбукинге
- Технология изготовления открыток. Техники используемые при изготовлении открыток ( пергамо, орнаре, поп-ап, айрис фолдинг).
- Технология изготовления фотоальбома. Стилизация, украшение элементами декора.
- Базовые стили (европейский). European. Европейский стиль, основной признак — строгость и сдержанность. Основная используемая техника — разрезание фотографий с помощью специальных инструментов. Обычно отличаются единым принципом и сюжетом фотографий и минимумом украшений. Отличительная черта — значительное (обычно больше трех) количество фотографий на одной страничке.
- Базовые стили (американский). American. Американский стиль является классическим в скрапбукинге, его главное отличие — большое количество самых различных украшений, которое тем не менее является сбалансированным для текущей странички, не доминирует над фотографией.
- Базовые стили (потёртый шик). Shabby chic (Потёртый шик). Основное отличие от другихстилей — использование ложносостаренных, с эффектом продолжительного использования, элементов: ленточек с разлохмаченными краями, надорванных фонов, с различными потертостям, примятые. Использование умеренных цветов (нежно-розовые, салатовые, пастельные).
- Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
3 год обучения
- Базовые стили (чисто и просто). Clean and Simple (Чисто и Просто). Используется минимум простых украшений. Главное отличие от других стилей — «квадратность» его элементов, четкость линий, простой графический подход, единый используемый шрифт (возможна вариация размеров шрифта для выделения различных элементов странички). Обычно в качестве фона используется светлый однородный цвет. Зачастую странички в этом стиле выглядят как собранный пазл — ничего лишнего.
- Базовые стили (смешанный). Mixed media. (Смешение стилей) материалов и различных техник. Самое главное и самое сложное — не перегрузить страничку изобилием стилей, а также не пытаться сочетать несочетаемое.
- Базовые стили (свободный). Free style (Свободный стиль). Основные черты — светлый фон, смелые цветовые сочетания, заголовок и журналинг, сделанные вручную при помощи карандашей или фломастеров.
- Изготовление итоговой работы. Выбор темы и сюжета фотоальбома. Изготовление мини-фотоальбома.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- правила безопасности работы;
- виды декоративно-прикладного искусства различных народов;
- историю возникновения скрапбукинга;
- виды материалов, применяемые в работе по скрапбукингу;
- общие сведения о художественном моделировании;
- понятие о композиции, цвете и стилях техники скрапбукинг;
- способы раскладки материалов на бумаге (составление эскиза);
- приёмы работы с бумагой, картоном, ножницами, фигурными дыроколами;
- технологию изготовления открыток и фотоальбомов;
- словарь терминов, применяемых при работе в данной технике;
- применение изделий в быту;
- себестоимость продуктов труда.
Учащиеся должны уметь:
- подбирать материалы и отделку для изготовления изделия;
- изготавливать шаблоны из картона;
- пользоваться фигурными ножницами, компостерами, дыроколами;
- пользоваться двусторонним скотчем и клеевыми материалами;
- пользоваться штампами и штемпельными подушками;
- подбирать необходимые материалы для изготовления открыток;
- выполнить эскиз открытки на бумаге;
- выполнять открытки по различной тематике;
- выполнять оформление фотоальбомов;
- использовать различные стили при изготовлении изделий в технике скрапбукинг;
- определять качество готового изделия;
- в процессе обучения строить отношения сотрудничества и доброжелательности.
В процессе обучения учащиеся должны овладеть:
- навыками созидательной, творческой деятельности;
- навыками чтения и составления эскизов открыток;
- навыками выбора, моделирования и проектирования объектов труда;
- умение ориентироваться в названии и применении ручных инструментов, материалов и приспособлений;
- навыками подготовки, организации и планировании трудовой деятельности на рабочем месте;
- навыками соблюдения культуры труда;
- навыками организации рабочего места.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны иметь представление об истории возникновения скрапбукинга, о стилевых особенностях, о разнообразии элементов и приемов бумагокручения.
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
Формы подведения итогов
- рейтинг готового изделия;
- наблюдение;
- беседа, объяснения учащихся;
- участие в городских, региональных выставках;
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, в районной библиотеке;
- участие в конкурсах детского прикладного творчества различных уровней (учрежденческих, районных, областных, российских, международных).
Оценка знаний обучающихся проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем, или при помощи тестирования.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий каждого обучаемого применяется контроль качества выполненных работ. Итоговой работой каждого раздела темы является выполнение изделия:
- изготовление открыток по различным темам и в различных стилях техники скрапбукинг;
- изготовление мини-фотоальбома.
- участие в выставках художественно-прикладного творчества.
Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно - выставочной деятельностью образовательного учреждения. Экзамен проводится за пределами аудиторных занятий.
Итоговая аттестация в третьем классе проводится в форме просмотра итоговых работ.
Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
Итоговая работа может быть выполнена в любой технике бумагокручения. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного класса. Итоговая аттестация проводится в форме просмотра-выставки.
Критерии оценок
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Методические рекомендации преподавателям
В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни.
Процесс обучения учащихся искусству скрапбукинга строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания.
Овладение данным видом искусства начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.
Изучение техники квиллинга начинается с ознакомления учеников с необходимыми для работы приспособлениями и материалами. При оценке изделия учитываются технологические и художественные достоинства работ.
Технологические:
- сложность;
- качество материала;
- качество исполнения;
- сроки исполнения (размер, объём работы).
Художественные:
- общее художественное впечатление;
- особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);
- композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей, умственных сил ребенка и закреплению практических навыков, знаний учащегося.
Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
Примеры использования самостоятельной работы: воспроизводящие работы, тренировочные работы, проверочные работы.
Для полноценного усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной работы, на которую отводится 50% времени от аудиторных занятий. К формам самостоятельной работы относятся: домашние задания (сбор информации по теме, изготовление завитков); экскурсии, участие обучающихся в творческих мероприятиях (школьных, районных, областных и межрегиональных).
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью;
- наглядно - плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы с мастер-классами, учебные кинофильмы.
- - мастер-класс;
- - открытое занятие;
- - выступление на педагогическом совете;
- - электронно-образовательные ресурсы (буклеты, методические рекомендации, инструкции для самостоятельной работы детей).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендуемая литература
- Журнал "Скрап-Инфо". Издательство: Интернет портал "Скрап-Инфо". Кол-во страниц: 78 страниц. 2.
- Журнал - "СКРАПБУКИНГ. Творческий стиль жизни" + приложение. Количество страниц: 64 стр. Выходит с периодичностью 1 раз в 2 месяца. Издательство: Хобби и Ты.
3. Книга идей "Цветные воспоминания" (Оригинальное название: FolkArt ® Books - The Color of Memories.) Кол-во страниц: 36 стр. Производитель: Plaid (США)
4. Руководство с идеями "The Basics of Rubber Stamping". Кол-во страниц: 98 стр. Издательство: Martingale & Company, 2000 г.
5. Книга идей по скрапбукингу "Создание семейных альбомов и др." Производитель: Plaid. Кол-во страниц: 36 стр.
6. Руководство с идеями "The Basics of Rubber Stamping". Кол-во страниц: 36 стр. Производитель: InkaDinkaDo (США).
Дополнительная литература
1. Цветы из бумажных лент. Практическое руководство. Автор: Хелен Уолтер. Кол-во страниц: 32 Стр. Издательство: Ниола - Пресс , 2008 г
2. Узоры из бумажных лент. Автор: Крис Даун. Количество страниц: 128 стр. Издательство: Ниола 21 век, 2004 г.
3. Открытки с улыбкой. Автор: Г.В. Иванова. Количество страниц: 26 стр. Издательство: Тригон, 2010 г.
4. PaperCraft Inspirations - популярный журнал по изготовлению открыток. Кол-во страниц: 100 стр. Издательство: PaperCraft, 2011 г.
5. Бумажная мозаика. Автор: Ханна Линд. Количество страниц: 32 стр. Издательство: Айрис, 2007 г.
6. Открытки из ткани. Автор: Христа Рольф. Кол-во страниц: 64 стр. Издательство: Арт-Родник, 2007 г.
7. Scrapbook Borders, Corners and Titles. Кол-во страниц: 76 стр. Издательство: Memory Makers , 2003 г.
Учебно-методическая литература
1. История стилей в искусстве: Учебное пособие. Автор: Сокольникова Н. Кол-во страниц: 395 стр. Издательство: Гардарики, 2000 г.
2. История орнамента: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. Автор: Буткевич Л. Количество страниц: 275 стр. Издательство: ВЛАДОС, 2010 г.
3. История искусства в образах. Автор: Плаци. Кол-во страниц: 192стр. Издательство: Арт-Родник, 2003 г.
4. Гармония цвета. Полное руководство по созданию цветовых комбинаций. Автор: Тина Саттон, Брайз Вилен. Кол-во страниц: 215 стр. Издательство: ROCKPORT , 2004 г.
5. Путеводитель по искусству. Автор: Чилверс Ян. Кол-во страниц: 688 стр. Издательство: Радуга, 2004 г.
6. Искусство и красота. Автор: Ванслов В. Кол-во страниц: 288 стр. Издательство: Знание, 2006 г.
7. Современное искусство. Автор: Бохм-Дюшен М.; Кол-во страниц: 64 стр. Издательство: Премьера, 2001 г.
8. Краткая история искусств. Автор: Дмитриева Нина. Кол-во страниц: 624стр. Издательство: АТС - Пресс 2008.
9. Основы композиции. Автор: Голубева О.Л. Кол-во страниц: 120 стр. Издательство: Издательский дом «Искусство», 2004 г.
10. Макетирование из бумаги и картона. Авторы: Н.В. Калмыкова, И.А Максимова.
Кол-во страниц: 80 стр. Издательство: КДУ, 2010 г.
11. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества. Астраханцева С.В; Кол-во страниц: 347 стр. Издательство: Феникс, 2006 г.
12. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: учеб. пособие. Автор: Вакуленко Е.Г. Кол-во страниц: 380 стр. Издательство: Феникс, 2007 г.
13. Бабочки: Энциклопедия технологий прикладного творчества. Автор: Проснякова Т.Н. Кол-во страниц: 48 стр. Издательство: Федоров, 2006 г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...