Мероприятие, посвященное дню памяти узников фашистских концлагерей
методическая разработка (10 класс) на тему

Нерушева Марина Геннадьевна

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет успешному изучению темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № ______ от __________

Председатель МК

___________________Н.А. Хандога

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

______________________ М.В. Белокурова

«______» ______________

Выступление на линейке

Тема: «День памяти узников фашистских концлагерей»

Подготовил: преподаватель

русского языка и литературы

    М.Г. Молчанова

Дата проведения 11 апреля 2014 г.

Цели:

- воспитание у обучающихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;

- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур;

- совершенствование устной речи.

Задачи:

- формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

- повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

-познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

 - расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе страны и родного края;

- формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

- пробудить чувство гордости за своих земляков;               

 - воспитывать уважение к истории и литературе страны и родного края;

- формировать умение анализировать информацию бывшей узницы концлагеря, одной из последних свидетелей войны Суздаль Марии Васильевны;

- выработать у обучающихся негативное отношение к идеологии фашизма.

Форма: литературно – музыкальная композиция

Оформление доски: плакаты «Павшим – честь, живым – предостережение»;

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

 

Оборудование:

 Сборники песен о войне

 Иллюстрации и репродукции картин

Компьютер

Проектор

Экран для показа слайдов 

Учащиеся должны:

Знать:

- основные исторические факты;

- тексты художественных произведений;

- краеведческий материал по теме;

- тексты песен.

Уметь:

-на основе исторических фактов подготовить сообщение по теме;

- на основе текста художественного произведении подготовить сообщение по теме;

-анализировать, сопоставлять факты и события Великой Отечественной войны из истории села, района, республики, страны.

 


Слово учителя:

(Слайд 1) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Видеоресурс, аудиоресурс. Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных"народов(Слайд2).
         Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно(Слайд 3).

Бараки - незамысловатые     3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым (Слайд 4).

Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 5).

Это - модель газовой камеры , или "душевой"(Слайд 6).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 7).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

"Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Э" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 8)

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 9).

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

Во время оккупации Латвии в фашистском
концлаге Саласпилс у советских детей насильственно брали
кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать,
чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный
конвейер крови, — под видом каши предлагали ложку отравы…
Учащийся читает стихотворение:
Из объяснений экскурсовода

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, — и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым — кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча — будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд10)
Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены.
Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.

Учащийся читает стихотворение:
Когда с победой мы придём домой,
Изведаем почёт и славу,
И ношу горя сбросив со спины,
Мы радость обретём по праву.
О нашей трудной, длительной борьбе
Живую быль расскажем детям.
И мы, волнуя юные сердца,
Сочувствие и пониманье встретим.
Мы скажем: "Ни подарков, ни цветов,
Ни славословий нам не надо.
Победы всенародный светлый день -
Вот наша общая награда".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тот, кто зачеркивает память- на будущее ставит крест!

Слайд 2

Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти". Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер, "неполноценных" народов.

Слайд 3

Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Об этом нельзя забывать». Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей).

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской  школе является формирование патриотизма и культуры  межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в...

Мероприятие, посвященное дню памяти узников фашистских концлагерей

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет усп...

Классный час, посвященный Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей. … этот маленький ад, обнесённый колючей проволокой…

Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельз...

Презентация к общешкольному мероприятию, посвященному Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей.

 Колючая проволока концлагерей перечеркнула детство тысяч детей. Вместо конфет - блины из гнилой картошки и мерзлые клубни. Вместо беззаботности детских лет - постоянный, леденящий с...

Презентация , посвященная Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей

Презентация содержит документальные кадры и фотографии памятников, посвященные узникам концлагерей....

Сценарий лектория, посвященного Международному Дню освобождения узников фашистских концлагерей, с показом и обсуждением кинофильма «Освенцим – дорога в ад»

Цели: рассказать участникам о зверствах фашистской Германии; воспитывать чувства сострадания к погибшим; показать детям к каким последствиям могут привести войны на нашей планете....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти узников фашистских концлагерей «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»

Литературно-музыкальная композиция,  посвященная памяти узников  фашистских концлагерей  «И не забудется вовеки, и снова слышится опять…»...