Педагогическое эссе "Моя формула успеха"
статья по теме

Цветкова Ольга Александровна

В своём эссе я попыталась проанализировать, из  каких слагаемых складывается формула моей успешности и как педагога, и как личности в контексте времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_formula_uspekha._pedagogicheskoe_esse.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Цветкова Ольга Александровна. Эссе «Моя формула успеха»

Моя формула успеха

Эссе

Я – учитель по судьбе и по призванию. Оценивая ретроспективно свой путь в профессии, заметила, что вольно-невольно я всегда двигалась в контексте времени. Это был ежедневный опыт становления себя  не только как профессионала, но и работа над личностным и духовным ростом. Все удачные и не очень реформы в школьном образовании, революционные перемены, изменившие со скоростью урагана жизнь всей страны и ценностные ориентиры моего поколения, - всё отразилось на моей педагогической судьбе.

Но пусть взрывообразно менялось общество, модернизировались концепции и подходы, старые технологии вытеснялись новыми, для меня всегда неизменной оставалась идея ценности Человека.

Сформировать Человека может только Человек. В разное время общество возводило учителя на пьедестал, низводило и обделяло его, но ещё никогда оно не могло обойтись без этого «человеческого фактора». А в наступившую эру именно учитель станет фактором духовно-нравственного возрождения новых поколений людей.

Сегодня «сумасшедший» мир взрослых слишком занят неотложными делами и заботами: достать, заработать, преуспеть… Родителям недосуг взглянуть в глаза своим детям. И дети вынуждены как-то сами справляться с этой жизнью. А ребёнку нужна любовь, без которой он не выживет и Человеком не станет. Поэтому учитель, долгие годы сопровождающий ребёнка, просто обязан быть любящим, гуманным, проявлять внимание к его внутреннему миру и принимать подлинное участие в огранке до сияния всех его природных задатков.

В классе меня ждут разные ученики, очень порой разные. Они приходят, значит, я нужна им, они нужны мне – мы неизбежно учимся друг у друга, по законам диалектики. Я не решаю задач по самоутверждению себя в профессии, не увлекаюсь массовыми трендами и не ставлю необдуманных экспериментов по введению новомодных технологий, если не вижу в них целесообразности. Я прихожу к своим ученикам на урок с одной целью: помочь поверить в себя, расправить крылышки для творческого полёта. Я уверена, что способность к творческому преобразованию пространства вокруг себя и внутри себя, - это то, что жаждет сердце каждого человека, особенно ребёнка, на это и направляю свои усилия.

Да, никуда не деться от устрашающего объёма информации, обрушивающегося на современных учащихся, непроходимыми дебрями для многих оказываются знания и умения, которыми предписано овладеть программами. Вот тут как раз и требуется мастерское, виртуозное владение учителем всем арсеналом психолого-педагогических средств и приёмов, при которых познавательный процесс был бы эффективным, но физическое и психическое здоровье детей не пострадало.

Как же помогает подлинный гуманизм учителя, его мудрость, оптимистичный настрой, который выражается в способности и готовности проявлять чувство юмора. Любой назревающий конфликт, болевой момент, даже самые неразрешимые казалось  ситуации – всё лечит доктор Юмор. Мне кажется, что учитель, слишком серьёзно воспринимающий негативные стороны школьной жизни, может быть опасен для детей и непригоден для работы с ними. Юмор – это не шуточки, анекдоты. Это философская, внутренне преображающая настроенность учителя на принятие всякой ситуации и всякого ученика. Добавим к этому профессионально необходимые коммуникативные способности учителя, его владение «фигурами речи», которые могут снять в любой момент напряженность ситуации. Пример может быть следующим. Ученик, беспричинно опоздавший на пол-урока,  появляется в дверях класса. Учитель встречает его следующей тирадой: «О, имярек! Я вижу, тебе наскучили коридорные стены, и ты захотел к нам присоединиться. Входи, ты как раз вовремя! Давай-ка…» Всё! Эффект сюрприза сделал своё дело: ученик удивлён и заинтересован. Далее, любой набор слов, направленный на ученика будет воспринят им с благодарностью, потому что его не унизили, а признали равным, имеющим право.

И последнее, возможно, самое главное. Учителю, как никому другому, следовало бы взять ответственность за все происходящее вокруг. Мы все участники, а порой и авторы как прогрессивных, так и разрушительных традиций. Важно осознать, что первопричина всего ты сам. Если ученик бездельничает на уроке или откровенно отказывается что-то делать, то что-то не так в твоей педагогической системе. Если коллеги или родители выражают порой dissatisfaction, будь спокоен и рассудителен, постарайся «зрить в корень». Если администрация «грузит» тебя срочной работай, не ругай свою школу, работу, администрацию. Если уж ты не ушёл из школы раньше, не бросил свой «малооплачиваемы» и «неблагодарный» труд, значит, есть в нём некие другие вознаграждающие моменты, и та сам точно знаешь, какие, правда?

Учителю следовало бы стать мудрым. Так можно уцелеть, несмотря на ветры перемен, дующих против движения. Если столбовая дорога, по которой идёт большинство соплеменников, не устраивает, - сойди на обочину, оставайся целым. Ты таким нужен своим ученикам, которые единственно и оценят тебя и твои усилия  потом, через годы.

А теперь подведу итоги. Трудный и тернистый путь в профессию, как это и бывает всегда вначале, со временем обязательно становится ровным, приносящим глубокое удовлетворение от общения и творчества, если неустанно и осмысленно трудиться над составлением собственной формулы учительского успеха. У меня слагаемые успеха таковы:

  • самосовершенствование длиною в жизнь
  • мастерство и глубокое знание предмета
  • любовь и подлинный интерес к ученику
  • совместное с учениками творчество
  • добрый юмор
  • ответственность за всё происходящее
  • мудрость и философское отношение к жизни

Я - учитель по судьбе и по призванию. Учителем буду всегда!

                                                                    10.05.2014.

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формула успеха"

Презентация "Формула успеха" к классному часу в форме заседания дискуссионного клуба. ...

Формула успеха

Можно ли предсказать, кто из людей «обречен» на успех? Или успех равно доступен любому? Сегодня психологи все больше склоняются к мнению, что Фортуна вовсе не так уж слепа и дарить свои милости предпо...

эссе "Формула успеха" (моя педагогическая философия) + презентация

Эссе и презентация - методический материал для  проведения класссного часа в 10-11 классе на тему: "Формула успеха". Психологические оставляющие успеха помогут не только школьникам, но и любому ч...

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха" в старших классах . Классный час "Твоя формула успеха"

Материал для проведения классного часа "Твоя формула успеха"  в старших классах (презентация и конспект)...

Классный час «Формула успеха» Для учащихся 8 – 9 классов Каждый человек может достичь успеха, нужно только иметь цель и стремиться к ней.

Очень скоро вы выйдете в бескрайний океан взрослой жизни. Этот океан очень прекрасен и хранит много тайн, может быть, именно тебе предстоит открыть одну из тайн. Но океан жизни полон также бурь и тума...

Педагогическое эссе "Формула успеха"

Педагогическое эссе - это оценка своей работы, рассуждение над правильным выбором профессии....