"В ритме танца"
учебно-методический материал по теме
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voevodina_2.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКС (К) ОУ «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат VIII вида»
«В ритме танца»
Программа развития творческих танцевальных способностей
детей с ОВЗ
Составитель:
воспитатель, учитель ритмики Воеводина Е.В.
с. Ижморка-2, 2014
Пояснительная записка
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке, каковой является для них и школа - интернат, в который они приезжают. Так или иначе, - это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно.
Перед педагогом стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают детей, облегчают переход от одного занятия к другому.
Занятия танцами полезны и для детей с эмоционально-волевыми нарушениями, и для детей, у которых на первый план выступают познавательные проблемы.
Для решения эмоционально-волевых проблем важно, что по ходу танца ребенок естественно оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, не приобретая при этом негативного опыта общения. Даже дети, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, все смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно дети учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным и ритмичным.
Дети с нарушениями общения, в отличие от остальных, обычно пропускают в своем развитии очень важный этап обучения через подражание. В результате занятий танцами такие дети начинают подражать действиям других людей, что создает новые возможности для их обучения.
У детей с познавательными проблемами на фоне положительного эмоционального подкрепления формируется моторная и зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память, серийная организация действий.
Для всех детей важно, что на занятиях танцами они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в младшем школьном возрасте (от 6 до 11-12 лет).
В данной программе танец рассматривается как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.
Цель: Развить творческие способности детей с ОВЗ через включение их в танцевальную деятельность.
Задачи:
1.Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память, наличие ограничений, и т.д.
2.Сформировать творческие рабочие группы (с учетом возрастных и стартовых способностей, ограничений жизнедеятельности а также притязаний детей).
3.Способствовать формированию комфортной обстановки в танцевальных группах через музыкальные танцевальные игры.
4.Включить детей в творческую деятельность через:
- сюжетный танец;
- эстрадный танец;
- элементарный бальный танец.
5. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.).
6. Развивать творческие способности детей в ходе работы над танцами.
7. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на общешкольных, районных мероприятиях.
8. Формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности. 9. Развивать коммуникативные способности детей через танцевальные игры.
10. Способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и творческой деятельности детей.
11. Развивать у детей умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке к мероприятиям).
12. Способствовать развитию индивидуальности и креативности.
Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.
Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Основные формы проведения занятий:
- танцевальные репетиции;
- игра;
- беседа;
- праздник.
Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами танцевальной деятельности.
Методы:
- игровой;
- демонстрационный (метод показа);
-метод творческого взаимодействия;
-объяснительно-иллюстративный (наглядный, с использованием схематических элементарных партитур);
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
Метод показа. Разучивание нового движения, позы педагог предваряет точным показом. Это необходимо и потому, что в исполнении педагога движение предстает в законченном варианте.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).
Игровой метод. У детей младшего возраста игровой рефлекс доминирует, они лучше все воспринимают через игру. На музыкально-ритмических занятиях у детей формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Один из основных видов деятельности, это музыкально – ритмические движения. Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например ходьбу, бег, прыжки, танцевальные упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 - 40 минут. Каждое занятие начинается и заканчивается 2-х – 3-х минутной релаксацией (в начале занятия, - настрой на урок, в конце, - снятие нагрузки). Формирование групп происходит после диагностики стартовых танцевальных способностей детей, в соответствии с уровнем способностей и возрастными особенностями. Основная форма проведения занятий – танцевальные репетиции.
Так как занятия проводятся с детьми с ОВЗ, то первоначально педагог консультируется с медицинскими работниками относительно противопоказаний.
Танцевальные репетиции представляют собой не просто комплекс движений, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения и умения чувствовать ритм. В работе с детьми с ОВЗ танцевальные репетиции в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через творческую составляющую. Танец выполняет функцию психической и соматической релаксации, восстанавливает жизненную энергию ребенка с ОВЗ и его самоощущения как индивидуальности. Танец способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами.
Учитывая особенности ребенка, имеющего проблемы общения, мы сначала пассивно погружаем его в атмосферу танца, давая ему возможность со стороны наблюдать за действиями детей, т.е. принять новый стереотип поведения. Иногда он сам сразу же встает в круг под впечатлением общего движения, ритма, музыки, иногда - через какое-то время (если наступает пресыщение, следует выпустить ребенка из круга). Последовательность танцев, состав детей должны из раза в раз сохраняться одними и теми же.
Ребенок, который постоянно стремится подчинить себе всех и все окружающее (стремится "завладеть всем пространством"). Четко выстроенная структура танца (ритм, рисунок, программа) постепенно "подчиняет" себе этого ребенка. Как правило, такой ребенок вначале очень сопротивляется вхождению в атмосферу танца или все время стремится сломать рисунок танца. Но если атмосфера достаточно сильна, музыка и движения правильно подобраны, общее действие и ритм оказывают "магическое" действие на ребенка. Такому ребенку можно поставить условие: или танцуй со всеми и делай все, как требуется, или выходи из круга.
Расторможенный ребенок (очень быстро от всего пресыщается, нет целесообразности в поведении, "хаотичный", "дурашливый").
Такого ребенка можно сразу ввести в атмосферу танца (т.к. он готов все принимать, но не знает, что дальше с этим делать), его обязательно нужно хвалить, ставить в пример. Важно уловить момент "пресыщения" и в это время или позволить ему пассивно передвигаться в кругу, или сказать: "Ты устал, посиди немного». Через какое-то время можно снова ввести его в танец. Постепенно момент пресыщения будет оттягиваться по времени от начала танцев.
Заторможенный "спящий" ребенок, очень пассивный. Атмосфера танца способствует его пробуждению. Постепенно от пассивного передвижения он переходит к активному ("всплески") и опять уходит в себя. Такого ребенка нужно постоянно одергивать, подталкивая нужную ногу или руку.
Вовлечение в танцы детей с нарушениями интеллектуального и речевого развития.
Для детей с глубокими нарушениями умственного и речевого развития очень значимой является эмоциональная окраска танца, возможность совместных общих сильных переживаний. Они начинают активно общаться с партнерами, произносят звуки и слоги, которые от них редко можно услышать, переживают радостное волнение, часто помогают и поправляют друг друга в отдельных движениях.
Очень осторожно надо использовать танцы для детей с эпилепсией: здесь присутствуют такие факторы риска как ритмизация, повторы, кружения, бег хороводом, сильные эмоциональные переживания и т.д. Можно чередовать танцы и отдых (включать ребенка не во все танцы); предпочтительны медленные, спокойные танцы, парные танцы. В любом случае необходимо внимательно отслеживать состояние такого ребенка в течение танца.
Для детей с дизартрией характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцев. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
Среди музыкально ритмических движений большое место занимают музыкально - ритмические упражнения. Дети с речевыми нарушениями часто не справляются с основными движениями ( ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях ( устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, поскоки и т.д.). Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх.
В музыкальном воспитании детей с речевыми проблемами используются следующие упражнения:
*на освоение основных движений ( ходьба, бег, прыжки и т.д.);
*на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
*на развитие ориентировки в пространстве;
*в танцевальных и плясовых движениях.
Помимо этого, используется ряд других упражнений, а именно: *активизирующих внимание;
*развивающих мелкую моторику;
*формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Упражнения, направленные на коррекции стоп, состоят из различных видов ходьбы на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы. Перекаты с пятки на носок следует выполнять на всей ступне, создавая при этом для пальцев дополнительную работу.
Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.
Парные танцы использовать довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера. Обычно в пару к ребенку с дизартрией ставятся дети, имеющие хорошее чувство ритма.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения: а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т.е. гораздо чаще, чем другие виды танцев. При выборе танцев с пением и хороводов необходимо учитывать навыки детей в пении и движении для того, чтобы, выучив песню и разучив движения, они могли двигаться под собственное пение, что дает наибольший коррекционный эффект.
Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от состава группы и двигательных умений детей. Эти танцы обычно исполняются небольшой группой детей или даже индивидуально, а значит, легче решить, кому из детей удобнее их исполнять.
Творчество в музыкальном воспитании предполагает развитие у детей творческого воображения, творческой активности, способности к импровизации в пении, музыкально-ритмических движениях. Благодаря занятиям по развитию творческих способностей многие, раскрывая свой потенциал, становятся более уверенными и активными.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе.
Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно - сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-танцевальных занятиях.
Танцевальный репертуар:
Сюжетные танцы:
«Сели куры на забор»
«Мухоморы»
«Капель»
Танцы с предметом:
«Веселый дождик» (зонтики)
«Волшебный цветок» (декоративные цветы, лейка)
«Восточный» (ткань)
«Моя семья» (мягкие игрушки)
«Огонь» (ленты атласные)
Народные танцы:
«Русский - лирический»
«Валенки»
«Яблонька»
«Кадриль»
«Цыганочка»
Детские танцы:
«Раз, два, три!»
«Автомобиль»
«Буратино»
«Лягушачий джаз»
Бальные танцы
«Вальс»
«Ча-ча-ча»
«Самба»
«Рок-н-ролл»
Современные танцы:
«Эстрадные танцы» (в стиле хип-хоп, тектоник и т.д.)
Комплекс танцевально – игровых упражнений:
Упражнение №1 - Игра «Зеркальный танец»
Цель: Разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний.
Игра «повторялка». Участники садятся на пол или на стулья, расположенные полукругом. Педагог сидит в центре зала и показывает разные движения для всех частей тела, давая установку: «танцует правая нога», «танцует левая нога», «смотрим по сторонам» (упражнение для головы), «удивляемся» (упражнение для плеч), «ловим комара» (хлопок под коленом), «притаптываем землю» (притопы) и т.д. По команде «танцует всё» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза).
Игра проводиться в начале занятия и является частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Упражнение №2 - Игра «Цепочка»
Цель: Исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействие в группе.
Музыка: ритмичная, темп умеренно-быстрый
Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Упражнение №3 - Игра «Матросы»
Цель: Развить координацию, снять напряжение в группе, отработка движений.
Музыка: мелодия «Яблочко», темп умеренно-быстрый.
Игра построена на основных движения танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1 этап Педагог дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
«маршируем» (марш на месте с высокоподнятым коленом);
«смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изображают бинокль);
«тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» – переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат);
«лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице);
«смирно!» (подъем на полупальцы: вверх, вниз, правая рука к виску).
2 этап Педагог вразброс дает команды, участники самостоятельно выполняют.
Упражнение № 4 - Игра «Танец аборигенов»
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные возможности.
Музыка: Афро-джаз. Темп быстрый.
Все становятся в круг.
1 этап. Педагог показывает базовые движения африканских танцев, участники пытаются повторить.
2 этап. Каждый участник, по очереди солирует в кругу с воображаемым копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Упражнение №5 - Игра «Паруса»
Цель: Снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная инструментальная. Темп медленный.
Это упражнение на напряжение и расслабление.
Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.
1 этап. По команде учителя: «поднять паруса», все поднимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2 этап. По команде учителя: «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3 этап. По команде: «попутный ветер» - группа двигается вперед, сохраняя форму клина корабля.
4 этап. По команде: «полный штиль» - все останавливаются.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение №6 - Игра «Переправа»
Цель: Осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу («барыня», «вальс», «реп», «латина», « полька», «джаз», и т.д.).
Участники располагаются на одной стороне зала.
Задача: переправится на другую сторону по одному человеку.
Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свои танцевальные знания (различные танцевальные шаги, прыжки, танцевальный бег, подскоки, повороты и т.д.)
После того как, все ученики оказались на другой стороне зала, упражнение повторяется еще раз под другую музыку.
Упражнение №7 - Игра «Невесомость»
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать возможность самопонимания и самосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаимодействие.
Музыка: спокойная «космическая», темп медленный.
1 вариант: Участники хаотично располагаются по залу и медленно («Заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости.
2 вариант: Участники располагаются по кругу и изображают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу импульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча».
Учитель становится равноправным участником игры. И собственным примером.
Упражнение № 8 - Игра «Костер»
Цель: Стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально - экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных стилей и жанров (например «танец с саблями»). Темп: быстрый или умеренно - быстрый.
Группа образует круг, все садятся на пол, поджимая колени или «по-турецки». Двое участников, у каждого из которых, в руках находиться красный платок, выходят в центр и импровизируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра.
По сигналу учителя «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они поддерживают костер, стараясь проявить фантазию и исполнить свой «танец огня», не похожий на предыдущий. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в кругу.
Упражнение № 9 - Игра «Трансформер»
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Педагог дает команды: построится в колонну, шеренгу, диагональ; сделать круг широкий, круг плотный, два круга, три круга; сделать круг в круге; встать по парам; встать по тройкам и т.д..
Таким образом, группа трансформируется, принимая различные фигуры и положения. При этом можно усложнить задание и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, кошачьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять задания за установленный промежуток времени (счет до пяти или до десяти).
Упражнение № 10 - Игра «Лебединое озеро»
Цель: Осознать свои танцевальные особенности и возможность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: различные вальсы, темп средний или умеренно-быстрый.
Участники располагаются по всему залу, принимая статичное положение (стоят , сложив «крылья» или приседают на корточки).
Педагог (исполняя роль феи или волшебницы) поочередно дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.
Участники и педагог дают комментарии, стимулируя проявление индивидуальности.
1. Преображенская-Николаенко Т. С. Авторская система пластики «Школа гармоничной Пластики и Танца» [Текст] / составитель Т. С. Преображенская-Николаенко // Журнал «Танец». - 1997. - № 1. – с. 5 – 10
2. Руднева, С., Фиш, Э. Музыкальное движение [Текст]: методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / С. Руднева, Э. Фиш. - СПб: 2000. – 176 с.
3. Станиславский, К. С. Работа актера над собой [Текст]: НР. соч./ К. С. Станиславский. – М.: 1989. – т. 2. – 100 с.
4. Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь [Текст] / А. Дункан. - Киев:
1989. – 98 с.
5. Кох, И. Э. Основы сценического движения [Текст] / И.Э. Кох. – Л-д:
1970. – 86 с.
6. Никитин, Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. [Текст] / Н. Никитин. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006. – 198 с.
7. Айседора, Гастроли в России [Текст]: Сб. статей / Айседора. - М.:
1992. – с. 15 – 25
8. Волконский, С. О естественных законах пластики. Из Н. Отклики театра [Текст] / С. Волконский. – Петроград: 1914. – 99 с.
9.Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст] / Т. Барышникова. – М.: Рольф, 2001. – 272 с.
10. Володина, О. В. Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House [Текст] / О. В. Володина. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 155 с.
11. Фокин, М. Против течения [Текст] / М. Фокин. – Л-д: 1981. – 59 с.
12. Ваганова, А. Я. Основы классического танца. [Текст] / А. Я. Ваганова. – СПБ: Издательство «Лань», 2000. – 192 с.
13. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2006. – 128с.
14. Добротворская, К. А. Стиль модерн и пластические поиски конца 19 – начала 20 века [Текст]: сб. научных трудов / К.А. Добротворская. – СПб: 1993. – 166 с.
15. Полетков, С. С. Основы современного танца [Текст] / С.С. Полетков. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2005. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие « В ритме танца»
Цель мероприятия - воспитание разносторонне развитой личности на основе интеграции различных видов хореографического искусства; поддержка, развитие и оказание помощи в творческом и профессиональном ро...
Сценарий праздничной программы, посвященной Неделе искусств "В ритме танца"
Сценарий включает в себя теоретический и практический материал по хореографии. Мероприятие проводится в игровой форме, содержит элементы соревнования....
Конспект занятия ТО "В ритмах танца"
конспект занятия для участия в конкурсе "Педагогическая мозаика-2019"...
Сценарий отчетного концерта "В ритме танца"
Отчетный концерт – это всегда очень эмоциональное событие, вызывающее бурный восторг, волнение и радость выступающих. К нему готовятся, он стимулируют танцевальный прогресс....
В ритме танца
Статья в журнале: "Игры и игрушки. Эксперт. №3-2019...
Дополнительная общеобразовательная программа "В ритме танца"
Аннотация Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы ...
Проект-концерт " В ритме танца"
Проект-концерт " В ритме танца". Основная идея проекта мотивация учащихся к самостоятельной творческой деятельности и музицированию....