Статья о толерантности.
статья на тему
Предварительный просмотр:
« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»
(Антуан де Сент-экзюпери)
Современному обществу нужны люди, самостоятельно, критически мыслящие умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Цель нашей воспитательской работы- воспитание студентов в духе толерантности, воспитание свободной и здоровой личности, готовой к созидательной и творческой деятельности и нравственному поведению; развитие у студентов умение думать, анализировать свои поступки, умение сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми; формирование способности индивида к самоконтролю к самооценке.
Воспитательная работа по толерантности начинается сразу после заселения в общежитие. В эти дни проводится знакомство ( упражнение « Приветствие»,упражнение « Назови своё имя», упражнение- Коллаж « Кто Я?»),ситуативные практикумы « Кто ударил первый-тот ударил дважды»,упражнение на предотвращение конфликтов, выносим правила Выхода из конфликтных ситуаций, памятку « Учимся жить без конфликтов.» Проводим беседы на тему « Я не такой как все», « Мы разные , но мы будем жить вместе», « Умей сказать НЕТ!», «16 ноября Международный день толерантности», « Умей принять и понять», « Учимся быть терпимыми» и многое другое.
Подвести воспитанников к пониманию причин, которые обусловили появление антитолерантных проявлений, обсудить возможные пути их решения. Способствовать формированию у воспитанников ценностных ориентаций : дружная семья(квартира)- первый уровень толерантного общения ,межнационального отношения- гарантированность прав человека, независимо от его национальности, религии, внешности- одна из основных характеристик правового государства и гражданского общества.
Проведя некоторые исследования , мы сделали вывод о том . что в последнее время у учащихся в общении наблюдаются некоторая агрессия по отношению к ровесникам, иногда к старшим ребятам и в том числе иногда встречаются, возможно, пока ещё не осознанные проявления назионализма .Сделав соответствующие выводы, мы пришли к мнению о том , что в скором времени может стать насущной проблема антитолерантного поведения, если не начать соответствующий воспитательный процесс.
Мы начинали с разработки программы, которую назвали: Основными целями стали: 1)познакомить воспитанников с понятиями « толерантность»,применительно к социально – политическим, экономическим, правовым аспектам межличностных, национальных и межнациональных отношений.
Это и многое есть толерантность.
Премьер – министр РФ Д. А. Медведев в обращении к учащимся еще в 2009-2010 учебном году одобрил о поведении в учебных заведениях систематических уроков толерантности. В частности он отметил: « Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… « мы должны работать над тем, чтобы в конечном счёте все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу.
В нашем лицеи обучаются ребята разных национальностей: если провести исследование, выяснится , что и в группах( сформированных квартирах общежития) есть ,русские, азербайджанцы, белорусы, украинцы, татары в разном процентном соотношении.
Для того, чтобы понять насколько актуальна эта тема в нашей квартире, мы предложили ребятам в прошлом году ответить на несколько вопросов! Проведя анкетирование мы получили неожиданные результаты.(анкета прилагается). Ответы на вопросы анкеты нам показали уровень сформированности толерантных качеств воспитанников. Анализируя результаты, мы увидели , что если бы в группе были учащиеся из других республик , то 40% воспитанников не стали бы с ними общаться, 30% прошли бы мимо, видя как старший(сильный) обижает слабого, а так же мы отметили, что имеются отдельные случаи проявление нетерпимости по отношению к окружающим.
Далее мы проанализировали модель толерантной и интолерантной группы, в которых представленные формы поведения воспитанников.
Толерантная группа | Интолерантная группа |
Умение внимательно слушать и слышать | Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение |
Стремление разобраться, распрашивание | Игнорирование |
Совет, предложение | Отстронение |
Похвала , согласие | Обзывание |
Подбадривание | Обвинение , упрёки |
Благожелательность | Осуждение, критика |
Утешение | Морализирование |
Уважение | Угрозы |
Эмпатия | Предостережение, предупреждение |
Поддержка | Приказ, указание |
Исходя из этого анализа и результатов анкеты была сформулирована проблема ,поставлены цели и задачи нашего проекта.
Проблема состояла в следующем: недостаточный уровень представлений о понятии « толерантность» и сформированности толерантного поведения воспитанников .
Начали с основных этапов работы: работа со справочной литературой, интернетом , разработали тематику бесед деловых игр , диспутов, анкетирование( исследование уровня толерантности воспитанников) а так же творческие работы на тему толерантности ( рисунок, плакат, коллажи) в дальнейшем планируем составление буклетов и презентации.
На разных языках толерантность имеет разное значение , но смысл слова один и тот же – Умение принимать людей такими, как они есть не зависимо от их расовых и национальной принадлежности.
В нашем лицеи , как и везде, все разные : маленькие ,большие, худые и полные, инвалиды и люди другой национальности. Конечно мы не обязаны всех любить. Однако все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете, в нашем общежитии., не страдать от презрения и оскорблений . Несмотря на наши различия , мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас , будь то мужчина, женщина или ребёнок , неповторим и значим Быть толерантным – означает уважать других со всеми различиями физического и религиозного характера в образе жизни или мыслей и.т.д. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас разделяет, именно так мы стараемся объяснить нашим детям, что такое быть толерантными. Почему столько людей страдают и умирают? Почему детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других (пример Украина- Майдан) уничтожить их и забирать у них то ,чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы, так считают и некоторые наши воспитанники. Мы объясняем ежедневно нашим воспитанникам , что мы живем в одной квартире. – значит в одной семье. В семье нужно жить дружно , но иногда трудно сдержаться , когда мы видим недостатки других! Возможно, потому что они нам напоминают о наших недостатках.
Как же воспитать в них эту толерантность? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки, Они говорят: « О , это сложно !» Нет, начинаем с малого двигаемся потихоньку, как ребенок, который учиться толерантности по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть . Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем , чтобы стать сильнее и и использовать свою силу для защиты более слабых.
На информационных стендах размещены советы Бэтии Риэдрон, автора книги «толерантность-дорога в миру как надо относиться к национальностям в отличии от твоей:
Надо | Не надо |
Уважать данную национальность | Рассматривать национальность изолированно, так как каждая национальность живет и действует в определенном социальном и политическим конспекте |
Рассматривать её в историческом аспекте | Представлять какую либо национальность как источник проблемы в обществе |
Уважать культурные традиции и искать связи с культурными традициями твоей нации | Представлять какую-либо национальность как примитивную, нецивилизованную |
Осознавать, что каждый человек любой национальности является личностью | Гордиться своим существующим культурным превосходством |
Относиться к какой-либо национальности покровительственно |
Вот как наши воспитанники ( юноши от 16-21года.) отвечали, что такое толерантность-
Т- терпимость к другим мнениям и поведению
О- отказ от причинения вреда и насилия
Л- лучшее качество человека
Е- единство, взаимопонимание , дружба
Р- равноправие народов
А- альтруизм
Н- не безразличие к окружающим людям
Т- творческое общение
Н- наш мир
О- ответственность за то , что происходит с нами и вокруг нас
С- соблюдение прав человека
Т- терпимость к различиям
Ь- чуткость и снисходительность
Проявлять толерантность – это значит принимать друг друга, относиться друг к другу терпимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".
Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...
Статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"
Опыт работы в гимназии № 441....
Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"
Воспитание толерантности на уроках географии....
Статья "Формирование толерантности в обучении". Трусова Н.В.
Описан опыт работы автора в области толерантных отношений на уроках географии....
Статья " Формирование толерантного мировозрения на уроках истории"
Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в ос...
Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".
В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....
статья "От толерантной культуры учителя к толерантной личности школьника
Развитие толерантности - общее дело государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательн...