Статья о толерантности.
статья на тему

Овчинникова Евгения Сергеевна

Работа с учениками по программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_statya_tolerantnost.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»

                                                                                                                                  (Антуан де Сент-экзюпери)

Современному обществу нужны люди, самостоятельно, критически мыслящие умеющие видеть и творчески решать возникающие проблемы.

Цель нашей воспитательской работы- воспитание студентов  в духе толерантности, воспитание свободной и здоровой личности, готовой к созидательной и творческой деятельности и нравственному поведению; развитие у студентов умение думать, анализировать свои поступки, умение сотрудничать, работать, общаться, отдыхать с другими людьми; формирование способности индивида к самоконтролю к самооценке.

Воспитательная работа по толерантности начинается сразу после заселения в общежитие. В эти дни проводится знакомство ( упражнение « Приветствие»,упражнение « Назови своё имя», упражнение- Коллаж « Кто Я?»),ситуативные практикумы « Кто ударил первый-тот ударил дважды»,упражнение на предотвращение конфликтов, выносим правила Выхода из конфликтных ситуаций, памятку « Учимся жить без конфликтов.» Проводим беседы на тему « Я не такой как все», « Мы разные , но мы будем жить вместе», « Умей сказать НЕТ!», «16 ноября Международный день толерантности», « Умей принять и понять», « Учимся быть терпимыми» и многое другое.

Подвести воспитанников к пониманию причин, которые обусловили появление антитолерантных проявлений, обсудить возможные пути их решения. Способствовать формированию у воспитанников ценностных ориентаций : дружная семья(квартира)- первый уровень толерантного общения ,межнационального отношения- гарантированность прав человека, независимо от его национальности, религии, внешности- одна из основных характеристик правового государства и гражданского общества.

Проведя некоторые исследования , мы сделали вывод о том . что в последнее время у учащихся в общении наблюдаются некоторая агрессия по отношению к ровесникам, иногда к старшим ребятам и в том числе иногда встречаются, возможно, пока ещё не осознанные проявления назионализма .Сделав соответствующие выводы, мы пришли к мнению о том , что в скором времени может стать насущной проблема антитолерантного поведения, если не начать соответствующий воспитательный процесс.

Мы начинали с разработки программы, которую назвали:         Основными целями стали: 1)познакомить воспитанников с понятиями « толерантность»,применительно к социально – политическим, экономическим, правовым аспектам межличностных, национальных и межнациональных отношений.

Это и многое есть толерантность.

Премьер – министр РФ Д. А. Медведев в обращении к учащимся еще в 2009-2010 учебном году одобрил о поведении в учебных заведениях систематических уроков толерантности. В частности он отметил: « Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране…  « мы должны работать над тем, чтобы в конечном счёте все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это  очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу.

В нашем лицеи обучаются ребята разных национальностей: если провести исследование, выяснится , что и в группах( сформированных квартирах общежития) есть ,русские, азербайджанцы, белорусы, украинцы, татары  в разном процентном соотношении.

Для того, чтобы понять насколько актуальна эта тема в нашей квартире,  мы предложили ребятам в прошлом году ответить на несколько вопросов! Проведя анкетирование мы получили неожиданные результаты.(анкета прилагается). Ответы на вопросы анкеты нам показали уровень сформированности толерантных качеств воспитанников. Анализируя результаты, мы увидели , что если бы в группе были учащиеся из других республик , то 40% воспитанников не стали бы с ними общаться, 30% прошли бы мимо, видя как старший(сильный) обижает слабого, а так же мы отметили, что имеются отдельные случаи проявление нетерпимости по отношению к окружающим.

Далее мы проанализировали модель толерантной и интолерантной    группы, в которых представленные формы поведения воспитанников.

Толерантная группа

Интолерантная группа

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, распрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстронение

Похвала , согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение , упрёки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

Исходя из этого анализа и результатов анкеты была  сформулирована проблема ,поставлены цели и задачи нашего проекта.

Проблема состояла в следующем: недостаточный уровень представлений о понятии « толерантность» и сформированности толерантного поведения воспитанников .

Начали с основных этапов работы: работа со справочной литературой, интернетом , разработали тематику бесед  деловых игр , диспутов, анкетирование( исследование уровня толерантности воспитанников) а так же творческие работы на тему толерантности ( рисунок, плакат, коллажи) в дальнейшем планируем составление буклетов и презентации.

На разных языках толерантность имеет разное значение , но смысл  слова один и тот же – Умение принимать людей такими, как они есть не зависимо от их расовых и национальной принадлежности.

В нашем лицеи , как и везде, все разные : маленькие ,большие, худые и полные, инвалиды и люди другой национальности. Конечно мы не обязаны всех любить. Однако все люди  имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете, в нашем общежитии., не страдать от презрения и оскорблений . Несмотря на наши различия , мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас , будь то мужчина, женщина или ребёнок , неповторим и значим Быть толерантным – означает уважать других со всеми различиями физического и религиозного характера в образе жизни или мыслей и.т.д. Это означает обращать внимание скорее на то, что нас разделяет, именно так мы стараемся объяснить нашим детям, что такое быть толерантными. Почему столько людей страдают и умирают? Почему детей становятся сиротами? Потому что ненависть, отсутствие взаимопонимания, страх, зависть заставляют одних людей нападать на других (пример Украина- Майдан) уничтожить их и забирать у них то ,чем они владеют. Более того, такие люди считают, что они правы, так считают и некоторые наши воспитанники. Мы объясняем ежедневно нашим воспитанникам , что мы живем в одной квартире. – значит в одной семье. В семье нужно жить дружно , но иногда трудно сдержаться , когда мы видим недостатки других! Возможно,  потому  что они нам напоминают о наших недостатках.

Как же воспитать в них эту толерантность? Прежде всего нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки, Они говорят:  « О , это сложно !» Нет, начинаем с малого двигаемся потихоньку, как ребенок, который учиться толерантности по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать   их такими, какие они есть . Насилию и несправедливости нужно противостоять мирными средствами, лучше объясниться друг с другом, а не драться, объединяться с другими с тем , чтобы стать сильнее и и использовать свою силу для защиты более слабых.

На информационных стендах размещены советы Бэтии  Риэдрон, автора книги «толерантность-дорога в миру как надо относиться к национальностям в отличии от твоей:

                                      Надо

                                     Не надо

Уважать данную национальность

Рассматривать национальность изолированно, так как каждая национальность живет и действует в определенном социальном и политическим конспекте

Рассматривать её в историческом аспекте

Представлять какую либо национальность как источник проблемы в обществе

Уважать культурные традиции и искать связи с культурными традициями твоей нации

Представлять какую-либо национальность как примитивную, нецивилизованную

Осознавать, что каждый человек любой национальности является личностью

Гордиться своим существующим культурным превосходством

Относиться к какой-либо национальности покровительственно

Вот как наши воспитанники ( юноши от 16-21года.) отвечали, что такое толерантность-

Т- терпимость к другим мнениям и поведению

О- отказ от причинения вреда и насилия

Л- лучшее качество человека

Е- единство, взаимопонимание , дружба

Р- равноправие народов

А- альтруизм

Н- не безразличие к окружающим людям

Т- творческое общение

Н- наш мир

О- ответственность за то , что происходит с нами и вокруг нас

С- соблюдение прав человека

Т- терпимость к различиям

Ь-  чуткость и снисходительность

Проявлять толерантность – это значит принимать друг друга, относиться  друг к другу терпимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование толерантности в работе школьного этнографического музея как необходимое условие развития инклюзивного образования".

Об инклюзивном образовании говорят все чаще и чаще. и это правильно. Мы растим толерантную личность, и инклюзивное образование напрямую связано с этим. В статье предложен один из вариантов решения дан...

Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"

Воспитание толерантности на уроках географии....

Статья "Формирование толерантности в обучении". Трусова Н.В.

Описан опыт работы автора в области толерантных отношений на уроках географии....

Статья " Формирование толерантного мировозрения на уроках истории"

Целенаправленная работа по формированию толерантности на уроках истории приводит к положительным результатам. Это видно из работ учащихся. Как правило, говоря о толерантности в истории, учащиеся, в ос...

Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".

В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива....

статья "От толерантной культуры учителя к толерантной личности школьника

Развитие толерантности - общее дело государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится именно на образовательн...