классное руководство
классный час (7 класс) по теме
презентации, материалы используются для проведения классных часов, сценарии для проведения конкурсов по пдд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
по творчеству СЧехова | 52.5 КБ |
к дню потребителей | 27.5 КБ |
викторина по русскому языку | 162.5 КБ |
к дню Победы | 17.88 КБ |
конкурс пдд | 38 КБ |
про дружбу | 531.14 КБ |
зож | 723.95 КБ |
об этикете | 1.2 МБ |
сочинение егэ | 175 КБ |
9 класс литература | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»
1. «Вопросы». 1. В каком году и где родился А.П.Чехов? ( 29 января 1860 года) 2. Назовите 6 самых известных рассказов А.П.Чехова? («Лошадиная фамилия», «Палата №6», «Каштанка», «Толстый и тонкий», «Крыжовник», «злоумышленник» и др.) 3. Назовите главного героя рассказа «Человек в футляре? ( Беликов) 4. С какими морскими обитателями Буркин сравнивает одиноких людей? (с улитками, раками-отшельниками) 5. Кем по профессии был главный герой? (учителем греческого языка) 6. Как подействовала на Беликова предстоящая свадьба на Вареньке? (он поставил её фото на тумбочку и ещё глубже ушёл в футляр) 7. Как отреагировали окружающие на разговоры о свадьбе? ( дамы одели красивые наряды, мужчины повеселели, всё в городе изменилось) 8. Из-за чего Беликов и Коваленко поссорились? ( Варенька каталась с братом на велосипеде, он не допускал этого категорически) 9. Что произошло в жизни Беликова после разговора с Коваленко? ( он пришёл домой , убрал фотографию, слёг, заболел и умер) 10. Какие чувства испытывали люди, присутствовавшие на похоронах Беликова? ( чувство радости и свободы) 11. Какую роль, на ваш взгляд, играет описание летней ночи в произведении? ( размышления детей) 12. Что такое футляр для героев в конце произведения? ( жизнь в душном городе, суета) 2. «Чей это портрет?» "Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник. Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой...» (Беликов) 2. « А она уже не молодая, лет тридцати, но тоже высокая, стройная, чернобровая, краснощёкая, одним словом, не девица, а мармелад...» (Варенька Коваленко) «Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу....» (Михаил Саввич Коваленко) «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его защитил бы от внешних влияний...И мысль он старался спрятать в футляр» (Беликов) |
II. Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл.
Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ?
Ответы учащихся.
Учитель. Как построен рассказ?
- Рассказ в рассказе. Приём обрамления.
Учитель. Кто эти запоздавшие охотники?
- Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин.
Учитель. Кто рассказывает о Беликове?
- Учитель гимназии Буркин.
Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности?
Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками.
III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания).
"Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу".
Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое.
Учитель. Что говорится о Беликове?
- Товарищ Буркина. Умер месяца два назад.
Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника).
Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова.
Тёплое пальто на вате
Зонтик в чехле
Калоши
Нож в чехольчике
Лицо "в чехле" - поднятый воротник
Часы в чехле из серой замши
Тёмные очки
Вата в ушах
Коляска с поднятым верхом
Стремление окружить себя оболочкой
Преподавал древние языки
Мысль запрятать в футляр
"Как бы чего не вышло"
Спальня точно ящик
IV. Беседа по вопросам.
Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения?
- Беликов выступал на педсоветах:
":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:"
- Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает:
"Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью".
- Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом.
"Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко".
Как к Беликову относятся коллеги?
- Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят.
"Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!"
Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город?
- Те самые умные, образованные, интеллигентные люди.
Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих?
- Беликов едва не женился.
Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода)
- Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода).
Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко?
- Возненавидел.
"Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог.
- Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:"
- По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?"
- Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров.
"Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление".
Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий?
- Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде.
"- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?
- Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье.
- Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!"
- Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:"
Какое слово находит Михаил Саввич?
- Фискал.
Чем заканчивается разговор?
- Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы.
"- Доложить? Ступай, докладывай!
Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?"
Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре".
Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения.
Чем закончилось сватовство?
- Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила.
"Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом:
- Ха-ха-ха!
И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал".
Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство).
Рассуждения ребят.
Чего достиг Беликов?
- Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь.
Что изменилось в жизни города?
- Ничего. Таких людей много.
Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч?
Читаем.
Как реагирует Буркин?
- Это из другой оперы. Спать пора.
Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".)
V. Подведение итогов.
В чём смысл названия рассказа?
Рассуждения ребят
Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства
VI. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"?
Предварительный просмотр:
5. Сказка.
(Посвящается потребителям).
Автор:
Яга на лавочке сидела,
Яга на улицу глядела,
То пела, то молчала,
То головой качала.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Леший в гости к ней пришел,
Леший разговор завел:
Леший:
Ой, беда у нас, Карга!
Разорились мы дотла.
Пенсию не получаем,
И в кармане пустота.
Яга:
Нужно что-то предпринять.
Во! Предпринимателями стать!
Леший: Кем? Неприличными словами попрошу не щеголять!
Яга:
Вот уж неуч, вот беда!
Слушай, Леший, ты сюда.
Дело мы с тобой откроем:
Ты – помощник, я – глава.
Леший:
Что за дело? Не пойму.
Научи меня уму.
Яга:
Мы откроем лавочку
По продаже чая.
Деньги заработаем
Быстро, отвечаю.
Веток наломаем,
Листиков насушим,
Быстро все смешаем,
Можно даже кушать.
Леший: Ну, Яга! Ну, голова!
Автор:
В лес пошли предприниматели,
Наломали дров приятели,
Листьев ворохи набрали
И в коробки паковали.
Яга и Леший:
Подходи, народ, купи!
Чай наш новый посмотри!
В нем вся кладезь витаминов,
Завари и оцени.
Лиса: Милый, чая мне возьми!
Леший: Не скупись, братан, бери!
Волк:
Вот мотовка, вот достала!
Ладно, милая, купи!
Автор: Дома чай они попили и готовились ко сну…
Лиса:
Ой, - Лиса вскричала громко. –
Ты, волчок, мне помоги!
Ой, в живот стрельнуло больно,
И в глазах одни круги.
Волк:
Дорогая, потерпи!
Дорогая, не кричи!
Скорая сейчас приедет!
Потерпи же, потерпи!
Автор:
Вот пришел к ним птица-грач,
Он отличный был ветврач.
Спинки им он всем послушал
И в рецепте написал:
Грач:
Воду пить с сертификатом,
Чай приобретать со знаком
“Качество” его зовут
И гласит он там и тут:
Знак “Качество”:
В руки ты товар бери,
Этикетку рассмотри.
Там название предприятия,
Адрес, факс и телефон.
Номер ГОСТа, номер партии
И, конечно, годен до…
Если пачка протекает
Или криво там и тут,
Неизвестно кто хозяин,
Где искать и как зовут,
Позвони в госторгинспекцию,
О подделке расскажи.
Специалисты вам помогут
И виновных враз накажут,
Предприятие закроют,
Не творите безобразие.
Все:
Будьте грамотны!
Будьте бдительны!
Дети, школьники
И их родители!
Предварительный просмотр:
Каждой команде заполнить квадрат, чтобы получились слова.
|
| л | ь |
|
| л | ь |
|
| л | ь |
|
| л | ь |
(соль, моль, боль, роль)
Задание 2
Найти слова ,которые спрятались в слове ГРАДУСНИК
Конкурс для болельщиков
Раскрыть смысл выражений, которые называются крылатыми
Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Во весь дух (быстро)
Прикусить язык (замолчать)
Засучив рукава (хорошо работать)
Задание 3
Что такое пословицы? Для чего они нужны?
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:
- Век живи – ... (век учись).
- Ты ему слово, а ... (он тебе два).
- Когда больше двух, ... (говорят вслух).
- Язык мой – ... (враг мой).
- Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
- Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
- Делу время – ... (потехе час).
- Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
- Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).
- Одно дело делаешь – ... (другого не порть).
Конкурс для болельщиков
Вопрос-ответ
- У кого глаза велики? (У страха.)
- Чем горю не поможешь? (Слезами.)
- Кого по осени считают? (Цыплят.)
- Что красит человека? (Скромность.)
- Чем не кормят соловья? (Баснями.)
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
- Что надо беречь смолоду? (Честь.)
Задание 4
Движение в танце называется “па”. Добавляя по 1 букве, составь цепочку слов со следующим значением
- вода в виде газа (пар)
- место отдыха (парк)
- искусственная прическа (парик)
- теплица (парник)
Задание 5. Учимся писать стихи
Участникам предлагаются опорные слова-рифмы: щенка – пока, помогите – найдите
Четверостишие должно получиться примерно такое:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
I этап Разминка (вопросы задаются командам по очереди)
- Назовите одним словом
Храбрый человек - храбрец.
- Болтливый человек - болтун.
- Ленивый человек - лентяй.
- Мудрый человек - мудрец.
- Богатый человек - богач.
- Весёлый человек - весельчак.
1.Раздел языкознания, изучающий части речи.
2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
3. Предложение, в котором нет второстепенных членов.
4. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.
5. Слова с противоположным значением.
6. Что изучает синтаксис?
7. Новые слова, возникающие в языке.
8. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания?
9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как?
10. Слова, имеющие два корня.
11.Слова, имеющие одно лексическое значение.
12. Что изучает фонетика?
13. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
14. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
15. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
16. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов.
17. Что изучает морфемика?
18. Слова, имеющие несколько лексических значений.
2) Седьмая буква алфавита (ё)
3) Назовите семь цветов радуги.
4) Пожелание благополучного плавания с упоминанием цифры 7. (емь футов под килем)
5) как называется упряжка из семи лошадей? (семерик)
6) Седьмая буква в слове электрификация (и)
7) Седьмая нота октавы (си)
8) Седьмой месяц года? (Июль).
- Семь героев русской народной сказки “Репка”? (Репка, дед, бабка, внучка, Жучка,
кошка, мышка). - Имена 7 гномов в сказке “Белоснежка и семь гномов”? (Понедельник, вторник, среда,четверг, пятница, суббота, воскресенье).
- Ансамбль из 7 голосов или инструментов? (Септет).
- Единица исчисления времени, равная 7 дням? (Неделя).
II этап. Орфоэпическая дуэль
Однажды известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитку, он сказал:
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты!
Мы тоже вызываем вас на дуэль, только дуэль орфоэпическую. А впереди вас ждёт и орфографическая дуэль тоже. Ваша задача – расставить ударения.
Расставьте ударения в словах
Свекла Торты
Досуг Квартал
Балуясь Звонит
Щавель Каучук
Красивее Начатый
Вы правы Она начала
III этап Орфографическая дуэль
- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:
- Шесть порций орфографических ошибок.
- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. - Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.
Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, вам предстоит оформить грамотно меню. Вставьте пропущенные буквы.
1.Бул..он кур..ный
2. К..тлеты св..ные
3. П..льмени
4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе
5. К..мпот груш..вый
6. К..сель клюкв..ый
7. П..рожное б..сквитное
8. Пиро..ки с печ..нкой
1. Бульон куриный
2. Котлеты свиные
3. Пельмени
4. Шампиньоны в масляном соусе
5. Компот грушевый
6. Кисель клюквенный
7. Пирожное бисквитное
8. Пирожки с печёнкой
III этап Фразеология
А)
- его советуют искать в поле (1 попытка);
2б. он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека (2 попытка);
1 Б. на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (3 попытка).
Отгадка: ветер
Б)
3б. его вешают, приходя в уныние;
2б. его задирают, зазнаваясь;
1б. его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Отгадка: нос
В) 2б. Не цветы, а вянут
1б. не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
Г) 2б. За него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться
1б. Его проглатывают (язык)
Третий конкурс - «Старое – новое»
Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.
Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д.
- Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
- Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
- Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
- Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
- Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
- Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
- Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
- Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)
V этап Секреты морфологии
1. Задание. “Волшебный круг”.
Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)
Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я
2. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.
(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)
VI этап Синтаксис
1 Тур «Теоретический»
- Кто был создателем первого славянского алфавита и когда это произошло? (Два брата, ученых монаха, греческие миссионеры Кирилл и Мефодий , в 863 году в 9 веке н.э.) - 10 б.
- Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит? (от названия первых букв в русском языке – АЗ-БУКИ; от названия первых букв в греческом языке – АЛЬФА-ВИТА). Для чего нужно знать алфавит? (по алфавиту размещены слова в словарях – быстро найти слово) - 10 б.
- Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая) - 5б.
- Как называлась древняя славянская азбука? (Кириллица) - 5б.
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов) - 5 б.
- Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42? (Согласных букв – 21, а звуков 36; гласных букв – 10, а звуков – 6) - 5 б.
- С тех пор, как люди изобрели письмо, они старались усовершенствовать его. Как называется искусство красивого письма? (Каллиграфия) - 1б.
- Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?».Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? (Ответ издателя: «!») 5б
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова? Деревенский старожил дом хозяйский сторожил.
(одно сложное слово образовано от СТАР-ЫЙ ЖИ-ТЕЛЬ, второе слово имеет корень – сторож – у них разное ЛЗ) - Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи? Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков.
- Сформулируйте правило написания разделительных Ь и Ъ знаков. (Ъ – после приставок на согласный перед е,ё,ю,я; Ь – в корне перед е,ё,ю,я,и)
- Какое предложение называется сложным (в котором 2 и более гр. основ). Как по-другому называется гр. основа? (Главные члены предложения)
- Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры.
- [ ], и [ ]. 2. А: «П». 3. «П», - а. 4. [О, …]!
- Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!
- Фонетика. Игорь написал на доске: Сто сорок и сто сорок будет двести.
Допустил ли он ошибку в вычислении? (нет, если правильно расставил ударение). - Как с помощью наречий перечислить 5 дней недели? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Что нужно сделать, чтобы найти окончание существительного? (просклонять слово: конь – коня)
- Слова каких самостоятельных частей речи не изменяются, а следовательно, не имеют окончания? Привести пример. (5класс – наречие: тихо, здесь; 7 класс – наречие, деепричастие: вверх, сидя)
- Лексика. Как называется словарь, в котором объясняется лексическое значение слова? Назовите хотя бы одного автора такого словаря. (толковый словарь Даля, Ожегова, Ушакова)
- Морфология. Приведите примеры числительных, которые отвечают на вопросы Какой? Сколько? (семь, десять, первый, шестой)
- Назовите все части речи, начиная с самостоятельных и заканчивая служебными. Сколько их? (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, предлог, союз, частица, междометие – 10. Для 7 класса + деепричастие и причастие = 12)
- Мы употребляем местоимение ВЫ, когда речь идёт о множественном числе, а ещё когда используется это местоимение? ( при обращении к старшим)
- Все существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые. Какой вопрос надо задать к следующим существительным и почему?
А посуда вперёд и вперёд,
По полям, по болотам идёт.
И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу”.
И заплакали блюдца:
"Не лучше ль вернуться?”
И зарыдало корыто:
"Увы, я разбито, разбито!” (Кто? Эти существительные выступают в роли одушевлённых предметов, такой литературный приём называется олицетворение)
- Прилагательное. Какое окончание прилагательных состоит из первой и последней букв алфавита? (ая – красивая)
- Какое значение имеют прилагательные в словосочетаниях волчий хвост, волчий аппетит? (принадлежит волку, очень сильный – переносное значение)
- Глагол. Как по-другому называется начальная форма глагола? (нфг, инфинитив). Какие окончания имеет нфг? (-ть,-ти – читать, идти)
- Дайте глаголу решать совершить путешествие во времени. (буду решать, решаю, решал)
- Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? (условное)
- Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).
- Можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ПЛАКСА определить род? (нет – это сущ. общего рода)
- Что такое фразеологизмы. Вспомните фразеологизмы со словом голова. (Горячая голова, Быть на голову выше, В певую голову, Выдать с головой, Голова кругом идёт, Повесить голову, Из головы вон. Как снег на голову. Ломать голову. Поднять голову. Сложить голову С ног до головы. Потерать голову. Разбить наголову. С больной головы на здоровую)
2 тур «Практический»
Предварительный просмотр:
Сценарий урока мужества "День Победы , как он был от нас далек.»
Ведущий:
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса.
Где в реках стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит как гроза.-
Звучит музыка, спокойная, на её фоне дети читают стихи. На экране картины мирной жизни людей до войны. Год 1941 21 июня.
Июнь. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае.
(На экране) 22 июня 1941г.
Звучит запись голосом Левитана (о начале войны). Громко звучит запись песни “Священная война”, затем музыка стихает на её фоне звучат стихи.
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
Ведущий: 22 июня 1941 года началась война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи.
Ах, война, что ж ты сделала подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат,
До свидания, мальчики,
Мальчики,
Постарайтесь, вернуться назад
Тихо звучит песня “Землянка”
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй, перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнём,
Юные безусые герои,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идём
Ведущий: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир спасённый от фашизма, будет прекрасен.
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимы край,
Но я вернусь к родимому порогу!
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я ещё вернусь,
И, ты родная, выйдешь мне на встречу.
Ведущий: На защиту страны поднялся весь народ, в борьбе против захватчиков участвовали не только регулярная армия, партизанские отряды, но и всё трудоспособное население. “Всё для фронта, всё для Победы! – таков был девиз тружеников тыла. Огромная тяжесть легла на плечи женщин, о судьбе которых в те годы писал поэт:
…Да разве ж об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Ты шла, затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря дот моря,
Кормила ты хлебом своим.
Рубила, возила, копала -
Да разве же всё перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь.
Ведущий: Трудно было и на фронтах и в тылу. Но выжить помогала песня. Особенно дороги нам песни военных лет. Эти песни пели тихо на привалах, в землянках, в промежутках между боями, в перерывах трудовых смен, в застенках концентрационных лагерей. Люди верили в победу.
Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты.
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого МАЯ
Уже вступил в свои права.
Армейский зуммер пискнул слабо:
Два слова сняли грузный сон.
Связист из полкового штаба
Вскочил и бросил телефон.
И всё! Никто не звал горнистов,
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов,
Дробил чечётку лейтенант.
Звучит песня “День победы” (1 куплет и припев, затем музыка стихает на её фоне ребята читают стихи)
Враг разбит. И разу после боя
Хлынули и в уши , и в глаза
Шум прибоя, небо голубое,
Ветер, волосы откинувший назад.
Шелестит холмов убор зелёный,
Плещет где-то речка меж камней,
Голоса счастливых птиц влюблённых,
Не смолкая, льются в тишине.
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
Ведущий: А сейчас в память о все погибших на фронтах этой жестокой и беспощадной войны, погибших в лагерях и у станков, погибших от голода и холода в блокадах объявляется минута молчания.
Вспоминают наши деды
про былые времена.
Надевают в честь Победы
Боевые ордена
Встань сегодня утром рано,
Выйди в город – погляди,
Как шагают ветераны
С орденами на груди.
От всей души, мы хотим поздравить вас с праздником Великой Победы
Поздравление и вручение подарков ветеранам.
Нам нужен мир – тебе, и мне,
И всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет,
Который завтра встретим.
Нам нужен мир, трава в росе,
Улыбчивое детство.
Нам нужен мир, прекрасный мир,
Полученный в наследство.
Кому мешает этот мир –
С цветами на опушке?
Кто в этот мир чудесный мир
Прицелился из пушки?
Я буду рад..
Ты будешь рад…
И все мы будем рады…
Когда исчезнут на земле все пули и снаряды!
Зачем же вновь пугают нас
Со злобой затаённой
То страшной атомной войной
То бомбою нейтронной?
“Нет!” - заявляем мы войне,
Всем злым и черным силам…
Должна трава зелёной быть,
А небо синим-синим!
Ты слышишь друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы,
На замечательной земле
Нам повезло родиться!
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле где нет войны
Ночью спят спокойно дети.
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир на всей планете,
Спасибо дети ветеранам говорят!
Предварительный просмотр:
Сценарий агитбригады «Высший класс!»
«ЮИД – помощник мой и верный друг»
1Егор : Привет, друзья! (протягивая руку к залу)
Все: Привет, народ! (протягивая руку к залу):
2Егор: Кто в этом городе живет!
Сейчас приветствует всех Вас агитбригада-
3Все: «Высший класс!» слайд 1
4Юля: Мы правила правила дорожные примерно изучаем
И все, что их касается, мы твердо исполняем.
5Все: А вы знаете, что…
6ЕГор По данным МВД России за последние 11 месяцев было совершено 187098 аварий.
7Все: А вы знаете, что… Слайд 2
8-Юля В этих катастрофах погибли 25 695 человек и почти 237 474 тысячи получили различные травмы.
9Все: А вы знаете, что… Слайд 3
10Егор От общего числа ДТП на долю Ростовской приходится 6377 аварий, которые унесли 814 жизней, и 8062 тысяч отделались травмами.
11Все: А вы знаете, что… Слайд 4
12Егор По количеству аварий и жертв Ростовская область уступает лишь двум регионам Поволжья: Татарстану и Нижегородской области.
13Все: А вы знаете, что… слайд 5
14Юля: На дорогах страны произошло более 15,5 тысяч ДТП с участием детей, в результате которых 700 детей погибли и 16 240 получили травмы.
15Все: А вы знаете, что… слайд 6
-Егор :20 ноября – День памяти детей погибших в ДТП.
16Все: А вы знаете, что… слайд7
17Юля: за неделю на территории города Ростовской области совершено 34 ДТП в результате которых 2 человека погибли и 39 получили травмы различной степени сложности.
18Все: А вы знаете, что…слайд 8
19-Егор :Каждое 6 ДТП происходят по вине пешеходов.
20(песня на мотив «Ежедневно меняется мода») поют все
Ежедневно меняется мода, пешеход, как всегда тороплив,
Но из моды никак не выходит
Наш любимец – автомобиль
В ожиданье чудес невозможных
Мы спешили на конкурс сюда
ПДД день и ночь изучали
И запомнили их навсегда.
21 ПОЯЛЯЕТСЯ КРАСНАЯ ШАПОЧКА
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке.
В гости ты идешь к кому-то,
Правила не забывай!
Помни о дорожных знаках-
Указателях волшебных,
Верный путь они подскажут,
Так смотри же, не зевай!
А-а, на зебре дорожной я нахожусь.
А-а, машины лесные, вас не боюсь.
А-а, посмотрите налево.
А-а, повернитесь направо.
А-а, вот безопасный путь!
Выходит волк (спотыкается о знак). СЛАЙД 9
Волк: Ох, ну понаставили же тут. Пройти негде! Шапочка, дай пирожок!
Шапочка: Что ты делаешь? А ну ЮИДовцы научите волка правилам 21 века!
Выступление агитбригады.
1. Волк, разве ты не знал, что дорожные указатели - знаки специальные?!
2 . Они обязательно должны присутствовать на дорогах!
3. Слышал, лиса на днях автомобиль приобрела. А без правил дорожного движения ездить невозможно.
4. Вот и учат все лесные жители дорожную грамоту.
5. Один ты, Серый, только о пирожках и думаешь.
4. Поэтому этот знак повесили с рассветом, чтобы каждый знал об этом.
5. Здесь ремонт идет дороги. Берегите свои ноги!
Волк: Кто же вы такие?
6. А мы: АГИДБРИГАДА ЮИД! Мы должны усилить меры против нарушителей.
Шапочка: Нужно также без сомненья расширять ЮИД движенье. Быть для всех всегда примером с твёрдым словом, верным делу!
Волк: - Что ж, беречь я ноги буду.
И про знаки не забуду!
Мысль теперь ко мне пришла,
В ЮИД идти пора,
ПДД все назубок. Изучу я, Серый Волк.
- А еще…я сделал вот что! (убегает)
Вместе: – А что?
Волк выносит плакат с ошибками «САБЛЮДАЙ ПРАВЕЛА ДАРОЖНОГО ДВЕЖЕНИЯ»
Шапочка: – Надо же сколько ошибок!
Все исправляют ошибки ( сразу ж стихотворение читают).
2 – Эти ошибки мы исправили.
Вместе: – А ВОТ ДОРОГА ОШИБОК НЕ ПРОЩАЕТ!
1.
И проспекты, и бульвары
Всюду улицы шумны
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу запрещается!
Быть примерным пешеходом разрешается.
2
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва посмотри,
Направо взгляни потом.
Если ты хочешь здоровым остаться
На мостовой, не играть, не кататься.
3
Мы с приятелем вдвоем
По обочине идем,
Той, что с левой стороны
Все машины нам видны.
Почему? Я вам отвечу
Они едут нам на встречу.
4
Меня узнаешь сразу:
Я светофор трехглазый.
Если красный свет горит
Значит «переход закрыт»
5
Желтый говорит народу
«Приготовьтесь к переходу»
Свет зеленый приглашает,
Всем идти он разрешает.
6
Есть у меня велосипед,
Но нет мне 14 лет.
Пока катаюсь во дворе
Где безопасно очень мне.
7
И даже в дом соседний к деду
Я через улицу не еду,
А на зеленый свет иду.
Велосипед с собой веду.
8
Обходят спереди трамвай,
Автобус сзади огибай.
Таков порядок на дороге,
И ты его не забывай.
А вот шагать не торопись,
У остановки оглянись,
Найди ближайший переход
Уж он тебя не подведет!
9
Футбол – хорошая игра
На стадионе до утра!
(песня на мотив «Черный кот»)
Жил да был светофор на углу,
Подчинялись все люди ему.
Если красный горит, все стоят,-
Это знает любой из ребят.
Подожди, не торопись
Желтый свет, пожалуйста, дождись,
А зелёный горит - так иди,
Все открытии тебе пути!
Припев: говорят, не повезет,
Кто на красный свет
Дорогу перейдет,
А у нас наоборот-
На зеленый только
Класс наш и идёт!
Заключение:
Пускай все будут живы и здоровы – Пускай!
Лишь правила дорожные не нарушай,
Тогда будет клёво!
Все будут счастливы, ты так и знай – Ты так и знай!
Пусть струиться солнца нежный свет,
За рассветом вновь придет рассвет,
Ничего прекраснее в этом мире нет.
Пусть сияет чистый небосвод,
Все вокруг рычит, свистит, поёт,
Пусть прекрасен будет мир миллионы лет.
Припев: Счастье – это мир в цветах
И полет орла в облаках.
Ты помни, человек,
Этот мир в твоих руках.
Ты вперед иди смелей,
Сохраняя все на земле.
Природу ты спаси Добротой души своей!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условий жизни…» « Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой» С.И. Ожегов Кто это?
– близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». Дружба
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга. Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет. Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга. Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно. Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Нет друга – ищи, а нашёл- … Друзья познаются в … Не имей сто рублей, а … Старый друг лучше… Закончи пословицу: Человек без друзей, что … Дружба не гриб, в лесу…
А С КЕМ ВЫ ДРУЖИТЕ?! 1. 2. 3. 4. 5. 6.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ДРУЖБА?
Могут ли руки помочь подружиться? - Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать? - Пожмите дружески руки друг другу. Что вы чувствуете?
1. Один за всех и все за одного. 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу. 3. Радуйтесь вместе с друзьями. 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает. 5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний. 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух. Основные законы дружбы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Занятие спортом очень важно» Спорт это здоровье
Здоровое питание Е шьте фрукты и овощи Пейте натуральные соки
А когда же выполнять уроки? «Соблюдай этот режим»
«Береги своё здоровье»
Наслаждайся прогулками
«Соблюдай личную гигиену»
Следи за своей осанкой В человеке все должно быть прекрасно!
«Проводи больше времени на улице»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Цель программы: Формировать задатки самоконтроля в поведении детей. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях. ЭТИКЕТ
ЭТИКЕТ Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения. Этикет — это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе
ЭТИКЕТ Знаете ли вы волшебные слова ?
ЭТИКЕТ Спасибо, пожалуйста, извините, разрешите, позвольте, здравствуйте, до свидания, добрый день, доброе утро, добрый вечер ….
ЭТИКЕТ ЗДРАВСТВУЙТЕ!
ЭТИКЕТ Движения и жесты
спасибо ЭТИКЕТ
БЛАГОСЛАВЛЯТЬ- значит желать добра ЭТИКЕТ
ЭТИКЕТ Поблагодарить, спросить разрешения у родителей
ЭТИКЕТ можно, но только очень близкого друга
ЭТИКЕТ извиниться и обязательно назвать причину отказа
ЭТИКЕТ быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)
ЭТИКЕТ Одежда должна быть чистой. Волосы должны быть уложены в прическу. Одежда должна быть скромной, неброской
ЭТИКЕТ сапоги-теплицы (унты, валенки) дубленки для сторожа (тулуп) головной убор для дурака (колпак) безрукавка с подолом (сарафан) бабочка на косе(бант) зонтик для носа (козырек) стрелочники (брюки) дамская треуголка (косынка) защитная одежда стряпухи (фартук) сверх обувь (галоши) кистяное изделие (шаль).
ЭТИКЕТ как только вошли в комнату. только после того, как сядут хозяева. после приглашения хозяйки
ЭТИКЕТ как только вошли в комнату. только после того, как сядут хозяева. после приглашения хозяйки
ЭТИКЕТ гневно отказаться. отказаться, назвав причину отказа. взять немного, поблагодарив
ЭТИКЕТ ножом и вилкой. одной вилкой одним ножом.
ЭТИКЕТ чтобы отделять мясо от костей чтобы разрезать большой кусок на маленькие. чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.
ЭТИКЕТ самые большие. самые маленькие. те, что лежат ближе к вам
ЭТИКЕТ в правой руке – вилка, в левой – нож. в правой руке – нож, в левой – вилка по очереди
ЭТИКЕТ поднять и продолжать есть. попросить другой прибор. извиниться и попросить подать другой прибор
ЭТИКЕТ Ошибки: 1. Хозяйка обязательно должна развернуть подарок, а потом поблагодарить гостей. 2. Большой букет на стол ставить нецелесообразно. Он мешает всем общаться, да и места занимает много. На стол можно поставить лишь маленький букетик. В данном случае, приняв букет, надо было его поставить в вазу где-то в комнате.
ЭТИКЕТ 3 . Гостям необходимо предложить пройти в ванную комнату, чтобы те смогли привести себя в порядок — вымыт руки, причесаться. 4. Маленьких детей совсем необязательно усаживать за общий стол. Им надо накрыть стол в другой комнате и на протяжении вечера присматривать за ними. Если квартирные условия этого не позволяют, то детский столик можно накрыть в этой же комнате отдельно. 5. И гости, и хозяева должны себя вести спокойно, чтобы не вызвать стресс у детей.
ЭТИКЕТ 1 . Конечно, опаздывать не следует. Но хозяевам вначале необходимо было выяснить, по какой причине гости опоздали. 2. Встречать гостей следует с настроением. 3. Гостям не помогли снять пальто, не предложили пройти в ванную. Оставив их, хозяева убежали приводить себя в порядок. 4. Хозяину и хозяйке неэтично выглядеть лучше своих гостей. Они должны быть скромными. 5. Садясь за стол, говорить «все остыло» хозяевам не следовало. Ведь и они (хозяева) вовремя готовы не были.
ЭТИКЕТ "Я не знаю "Вы должны". "Подождите секунду, я сейчас вернусь "Нет"
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие учебные умения и навыки проверяет сочинение(часть С) Умение слушать и слышать собеседника(т.е. понять, о чём (тема, проблема) и что( идея, авторская позиция) пишет автор); Умение логично, последовательно, убедительно, грамотно, корректно излагать своё мнение; Умение видеть и употреблять в речи разнообразные средства выразительности
На едином государственном экзамене по русскому языку выдвигаются к сочинению следующие требования: Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования. Прокомментировать позицию автора . Объяснить , почему выпускник согласен или не согласен с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного или читательского опыта (не менее двух аргументов). Работа над сочинением начинается с определения проблемы. Так как все части сочинения взаимосвязаны, то неверное определение проблемы ставит под угрозу всю работу.
Как определить проблему текста? Текст-рассуждение, как правило, начинается с формулировки тезиса/проблемы (см.первые абзацы). В описании авторский тезис может служить обрамлением текста, придавая ему смысловую законченность. В повествовательном тексте тезис/проблема является следствием драматического сюжета.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Коснуться какой-либо проблемы. Уделить внимание какой-либо проблеме. Над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.
Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами: оценивать объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»), например: «Автор затрагивает проблему взаимоотношения «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»; определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем целесообразно идти, если не удается сформулировать проблему кратко текста. Например, можно так начать разговор о проблеме : «Возможно ли ограниченное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящён текст Юрия Нагибина.
Что значит прокомментировать проблему? Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова «Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста…Комментарий – сателлит текста». Рейсер С.А.. Палеография и текстология нового времени
Что значит «прокомментировать» проблему? Подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения , не совпадающая с авторской.
Что значит прокомментировать проблему? Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы. Комментируя проблему, экзаменуемый проходит обратный авторскому мыслительный путь, обозначая те аспекты, которые наиболее интересовали/волновали автора. Комментарий может иметь двоякий характер
Что значит прокомментировать проблему? Текстуальный, Т.е объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы (помните, комментарий – это не обычный пересказ текста) Концепционный, т.е. Опираясь на понимание проблемы, дать разного рода интерпретации (помните, опора на исходный текст и в этом случае обязательна)
Два способа изложения материала: от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор поднимает одну из самых актуальных проблем. Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это видели, а это, к сожалению, и сами по глупости делали». А потом и себе задаешь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего это происходит?» От невежества, низкого социального уровня жизни, всеобщего эгоизма? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так утверждал гениальный русский поэт А.С.Пушкин. Актуальна ли эта мысль для нашего времени? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далёком прошлом, например, в юности, в детстве? Многие ли знают историю своего рода? Именно эту проблему исторической памяти поднимает в своём очерке Ю.Лотман.
Что значит прокомментировать проблему? Обращение к авторскому тексту может быть прямым, т.е. явное цитирование; Авторские мысли могут быть пояснены собственными рассуждениями с использованием опорных слов, моделей синтаксических конструкций исходного текста (т.е. неявное цитирование)
«Увидеть и понять автора произведения – значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир…» М.М.Бахтин
Что значит уметь аргументировать? Аргументация(лат. argumentatio доказательство )
Как аргументировать свою позицию? Текст-рассуждение. Три части рассуждения: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства); вывод (общий итог). Тезис - это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Цель аргументации: убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Логически стройная система доказательств.
аргументы Иллюстратив-ные Жизненная история Пример из литературного произведения Предположительный пример (что могло бы быть, если…) Логические Факты Выводы науки (гипотезы, аксиомы и т.д.) Статистика Законы природы или юридические Свидетельства очевидцев Данные экспериментов Ссылки на авторитетные источники Цитата Мнение уважае мого человека Общественное Мнение Традиции Этические Нормы Правила поведения
Цитата-аргумент Часто в качестве аргумента в сочинении приводится утверждение какого-либо авторитетного человека. Но поскольку точного текста цитаты чаще всего вспомнить не удается, лучше использовать косвенную речь. Можно избежать искажения цитаты, т.е. фактической ошибки. Например: Константин Паустовский писал, что «истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Аргументы « за » должны быть: Соответствую- щими здравому смыслу правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными, простыми, понятными; отражающими объективную реальность,
Аргументы «против» должны быть: Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что … Уважая точку зрения автора, позволю себе не согласиться с ним, так как… выстроить опровергающую аргументацию Корректны, этичны и при этом убедить, что авторская аргументация может быть опровергнута
Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди, особенно это касается ученых, не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком . Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. Наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволяет человеку утратить связь с действительностью, превратить всё вокруг в сухую, безжизненную схему. «Внимательный, любознательный человек, -говорит нам автор,- должен видеть жизнь во всей её полноте». Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны
«Сила чувства – красноречие сердца», а «убедительность –красноречие ума», и «если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет почти сил им противостоять» Кошанский Н.Ф. Частная риторика. –СПб, 1836.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.
Бланки для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....
Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"
Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя
Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса. Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...
Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя
Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса. Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...
Классное руководство. Классные часы
Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины, раздела МДК.КОС включают контрольные...