Викторина по русскому языку.
методическая разработка на тему
Тема: Викторина по русскому языку.
Цель: в занимательной форме повторить темы: парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные, части речи, словообразование, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_viktorina_po_russkomu_yazyku.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Викторина по русскому языку.
Цель: в занимательной форме повторить темы: парные согласные, безударные гласные, непроизносимые согласные, части речи, словообразование, фразеологизмы, синонимы, антонимы.
Ход мероприятия:
- Вступительная часть:
(Стихотворение читает учитель)
-- Дорогие мои дети,
Вас обрадовать спешу,
пригласили нас всех в гости.
-- А куда? (спрашивают дети)
-- Сейчас скажу.
В стране грамматики сейчас
Начнётся праздник славный:
Турнир для грамотных ребят.
И нас туда позвали.
Должны вы знанья показать,
С любым заданьем справиться,
В беде друг друга выручать,
НО только быстро отвечать.
Сильнейший в бою победит.
Грамматика вас наградит.
В дорогу песню мы возьмём.
Сейчас её мы вам споём.
Дети читают стихотворения:
- Грамматика(2 раза)—
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
- Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Ты к себе их приручи –
Их привычки изучи!
- Представление команд и жюри (5 баллов)
1 команда – Принцессы грамматики.
Девиз: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
2 команда – Рыцари грамматики.
Девиз: «Пишут не пером, а умом».
Учитель:
-- Жюри оценит ваше приветствие. Но разрешите сначала их представить.
- Город звуков и букв.
- Заколдованная дверь (оценивается в 5 баллов).
На дверях замка зашифрованная надпись из цифр (ключ – алфавит):
3
5,16,2,18,29,11
17,21,20,30,
5, 18,21,9,30,33!
(Расшифровка: В добрый путь, друзья!)
II вариант: на презентации – прочитать русский шрифт (расшифровка: вход только для грамотных).
Для зала – ребусы (за каждый отгаданный ребус -1 балл - своей команде )
- Загадки о звуках (За каждую отгаданную загадку - 1 балл).
Команды загадывают друг другу загадки о звуках. Например:
-- Этот звук согласный, непарный звонкий, всегда мягкий, есть в слове майка.
-- Этот звук согласный, непарный глухой, всегда твёрдый, есть в слове птицы.
- Наборщик (за каждое слово - 1 балл)
Из букв слова грамматика за 2 минуты составить как можно больше слов (например: грамм, мама, март и т. д.)
Для зала – слово – машиностроение (1 балл - своей команде)
- Улица орфограмм.
1) Знание орфограмм.
На карточках написаны слова с известными вам орфограммами. Вы должны определить эти орфограммы и подчеркнуть их (3 балла)
Примерные слова:
молоко (сочетание оло)
гриб (парная согласная в корне слова)
трава (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
собака (безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением)
пушинка (буква и после шипящих)
вьюга (разделительный ь)
Тула (Заглавная буква в именах собственных)
дочка (написание сочетания ЧК –без мягкого знака)
конь (мягкий знак для обозначения мягкости согласных)
Для зрителей - Прилавок с сувенирами (сколько выкупит, столько баллов)
Каждая команда по очереди выкупает правила, зашифрованные на смайликах.
Назови правило и 1 пример на это правило.
На презентации кликать на отгаданных правилах.
- Город слов.
- Антонимы, синонимы (3 балла)
Подобрать к словам беда, робкий, специальность, желать, огромный, занимательный синонимы.(несчастье, несмелый, профессия, хотеть, большой, интересный)
Подобрать к словам тихо, старый, твёрдый, ссориться, смех, сытый антонимы(громко, молодой, мягкий, мириться, плач, голодный).
Для зрителей - К слову подобрать различные прилагательные:
осень (золотая, холодная, прекрасная, дождливая, грустная, красивая)
человек (добрый, отзывчивый, жадный, умный, смелый, робкий и т. д.)
- Город предложений.
- Фразеологизмы.
Объяснить смысл фразеологизмов: (соедините )
Золотые руки, спустя рукава, рукой подать, повесить нос, встать не с той ноги, при царе Горохе, слушать в пол-уха, мозолить глаза, бить баклуши, после дождичка в четверг.
Для зрителей – придумайте предложение по данной схеме. (1 балл)
- Итог.
- Слово предоставляется жюри.
- Заключительная песня (мотив из песни « Жил да был чёрный кот за углом…».)
Стихотворения читают дети.
- Переходим из класса мы в класс.
Много правил мы знаем сейчас.
Если пишешь диктант , не зевай
И на небе ворон не считай.
Не с глаголом отдельно пиши.
Жи и ши через и напиши.
Гласный звук удареньем проверь.
И скорей в свои силы поверь.
- Моя – женский, моё – средний род,
Мой – мужской, ты запомни, дружок.
В женском роде пиши ь,
В среднем роде о и е только так.
За согласной ты гласную ставь.
Окончанье вопросом сверяй.
Все предлоги отдельно пиши.
Имена с большой буквы пиши.
И с грамматикой ------- дружи!
Приложение 1.
Конкурсы - раздатка
1) Заколдованная дверь
На дверях замка зашифрованная надпись из цифр
(ключ – алфавит):
3
5,16,2,18,29,11
17,21,20,30,
5, 18,21,9,30,33!
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
1) Заколдованная дверь
На дверях замка зашифрованная надпись из цифр
(ключ – алфавит):
3
5,16,2,18,29,11
17,21,20,30,
5, 18,21,9,30,33!
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
молоко
гриб
трава
собака
пушинка
вьюга
Тула
дочка
молоко
гриб
трава
собака
пушинка
вьюга
Тула
дочка
молоко
гриб
трава
собака
пушинка
вьюга
Тула
дочка
Подобрать синонимы (соедините)
- багаж интересный
- душистый мыслить
- специальность ароматный
- думать храбрость
- смелость вещи
- занимательный профессия
- работать кличка
- прозвище трудиться
Подобрать антонимы (соедините)
- тихо встреча
- прощание плач
- старый голодный
- твёрдый мириться
- ссориться мягкий
- смех громко
- сытый молодой
Фразеологизмы - объяснить смысл фразеологизмов (соедините)
- Золотые руки близко
- спустя рукава загрустить
- рукой подать недовольный
- повесить нос работать небрежно, с ленцой
- встать не с той ног давным-давно
- при царе Горохе надоедать
- слушать в пол-уха бездельничать
- мозолить глаза невнимательно
- бить баклуши неизвестно когда сбудется
- после дождичка в четверг мастер
Фразеологизмы - объяснить смысл фразеологизмов (соедините)
- Золотые руки близко
- спустя рукава загрустить
- рукой подать недовольный
- повесить нос работать небрежно, с ленцой
- встать не с той ног давным-давно
- при царе Горохе надоедать
- слушать в пол-уха бездельничать
- мозолить глаза невнимательно
- бить баклуши неизвестно когда сбудется
- после дождичка в четверг мастер
Приложение 2 – бланк для жюри
Конкурс/ класс | 3а | 3б | 3в | 3г | 3д | 3е | 3ж |
1. Представление команд (5 баллов) |
|
|
|
|
|
|
|
2. Заколдованная дверь (5 баллов) |
|
|
|
|
|
|
|
ребусы (1 балл ) |
|
|
|
|
|
|
|
3. Загадки о звуках (1 балл за отгадку) |
|
|
|
|
|
|
|
4. Знание орфограмм (3 балла) |
|
|
|
|
|
|
|
5. Антонимы, синонимы (3 балла) |
|
|
|
|
|
|
|
6. Фразеологизмы (3 балла) |
|
|
|
|
|
|
|
по схеме предложение (1 балл) |
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"
Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им оч...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"
Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.
Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....
Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»
Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....