методическое пособие "Правила безопасной эксплуатации сельскохозяйственных машин"
учебно-методическое пособие по теме

Помыкина Светлана Михайловна

методическое пособие разработано для проведения районного семинара механизаторов в связи с участившимися случаями травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie2.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:


Методическое пособие разработано методистом ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» С. М. Помыкиной

Рецензент:    Акименко А.И., преподаватель   специальных дисциплин  

Печатается в соответствии с решением цикловой методической комиссии преподавателей экономических и социальных дисциплин       ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»  №  4  от    10.02.2014.

        

Приемы безопасности труда при выполнении основных сельскохозяйственных работ

Работа с сельскохозяйственными машинами-орудиями.

При работе на тракторе в агрегате с сельскохозяйственными машинами-орудиями необходимо выполнять все основные требования безопасности труда, изложенные в руководствах, прилагаемых заводами-изготовителями к каждой машине-орудию.

Общие требования безопасности, которые тракторист должен четко представлять и неукоснительно выполнять, следующие.

Во время длительной остановки агрегата нельзя оставлять навешенную машину-орудие в поднятом положении, находиться под поднятой машиной, если она не зафиксирована надежными упорами и если двигатель трактора не заглушён.

Недопустимо работать в темное время суток при неисправном освещении.

Запрещается езда на необорудованных для этой цели прицепных машинах-орудиях, навесных машинах и вне кабины трактора. В кабине разрешается проезд людей только по числу установленных сидений.

Садясь в кабину при работающем двигателе и включенной гидросистеме, соблюдайте осторожность, чтобы случайно не задеть рычаги распределителя.

При работе с плугом нельзя проводить техническое обслуживание или ремонт, если он поднят в транспортное положение или соединен с трактором, двигатель которого работает. Заменять лемеха или полевые доски следует, предварительно подставив под раму плуга надежные подставки или подложив под его передний и задний корпуса надежные колодки.

При работе с дисковыми машинам и орудиями во время движения нельзя забегать вперед или находиться близко сбоку. При постановке брусьев орудий на различные углы атаки нельзя находиться вблизи дисков во время маневрирования трактора, надо пользоваться перестановочными упорами.

При работе с культиваторами во время движения запрещается находиться между трактором, сцепкой и культиватором, а также работать с неисправным орудием.

При работе с сеялками и сажалками нельзя находиться между машиной и трактором, регулировать глубину хода сошников в момент включения гидросистемы. Очищать сошники на ходу машины следует только специальными чистиками.

В том случае, если тракторный агрегат обслуживают, кроме тракториста, и другие работники, находящиеся на присоединенных к трактору машинах-орудиях, между ними должна быть обеспечена надежная сигнализация (звуковая или световая).

Перед троганием с места тракторист должен убедиться в том, что все работники, обслуживающие агрегат, находятся на своих местах и приготовились к движению, дать предупредительный сигнал, получить от них ответный и только после этого начинать движение.

Силосование кормов. Трамбовать силосную массу в траншеях, буртах и курганах разрешается только гусеничными тракторами общего назначения. При этом в работе должен находиться только один трактор.

К работе по трамбованию допускаются трактористы 1-го и 2-го классов. Работа по закладке силоса разрешена только в светлое время суток. Двери кабины трактора должны быть открыты и закреплены в этом положении. Трактористу запрещено: затаскивать трактором транспортные средства на курган или бурт; совершать крутые повороты при движении по силосной массе; оставлять трактор без присмотра на бурте или кургане.

Правила безопасной работы на тракторах вблизи воздушных линий электропередач и во время грозы

Работа вблизи воздушных линий элекропередач.

Трактористу, направляемому на работу в места, где проходят линии электропередач, должен быть выдан наряд-допуск и проведен специальный инструктаж по технике безопасности.

Линии электропередач представляют собой опасность, если к ним приблизиться на недозволенное расстояние, что может произойти при проезде под ними высокогабаритной машины. Обвисшие, оборванные и лежащие на земле провода также опасны при случайном прикосновении к ним людей и животных.

Правилами технической эксплуатации предусмотрено вдоль каждой воздушной линии электропередач, проходящей по нежилой местности, установить охранную зону, т. е. участок земли, ограниченный условными линиями. Последние расположены параллельно ВЛ и отстоят от проекций крайних проводов на поверхность земли (при неотклоненном их положении) на расстоянии А (рис1). Для линий с напряжением 1 кВ оно составляет 2 м; 10 кВ— 10; 35 кВ — 15; 110 кВ — 20; 220 кВ — 25 м и т. д. В охранной зоне запрещается стоянка тракторных агрегатов, организация заправочных пунктов, пунктов технического обслуживания и др.

Приступая к работе в охранной зоне, нужно знать состояние и напряжение, передаваемое по линии. Если провода провисли, то надо своевременно их натянуть. Определять высоту подвески проводов можно только с помощью оптических геодезических приборов или приблизительно, на глаз.

Установить напряжение электрического тока в ВЛ можно по следующим признакам. Провода ВЛ в сетях с напряжением до 35 кВ крепят на изоляторах сверху. При напряжении в 35 кВ и более провода подвешивают на изоляторах. Чем больше число изоляторов, тем больше напряжение. При напряжении 400 кВ и выше к изоляторам на каждой фазе крепят не один, а несколько проводов (три, четыре, пять), образуя своеобразный пучок связанных распорок.

На полях и полевых дорогах, над которыми проходят электрические провода, работа и проезд тракторов разрешается в том случае, если расстояние от наивысшей точки машины или груза на тракторе до проводов равно не менее следующих значений.

Проезд тракторов, а также перевозка машин и оборудования под линиями любого напряжения допускаются, если высота перемещаемых машин и тракторов от полотна дороги не более 5 м при движении по шоссейным дорогам и 3,5 м — по дорогам без покрытия или вне дорог. Исключение составляют те дороги, на которых установлен знак, ограничивающий высоту транспортного средства.

При переезде крупногабаритных машин, например дождевальных, под линиями все сопровождающие лица, кроме тракториста должны находиться не ближе 5 м от машины и трактора.

В случае соприкосновения трактора или прицепленной к нему машины с провисшим или оборванным проводом, находящимся под напряжением, тракторист должен немедленно остановить трактор и, не вылезая из кабины, оглядеться. По возможности необходимо освободить трактор от провода. Если такой возможности нет и поблизости отсутствует человек, который смог бы вызвать аварийную бригаду, то тракторист должен не держась за трактор, спрыгнуть на обе ноги. Удаляться от трактора можно только прыжками на одной или двух сомкнутых ногах. Нельзя уходить от трактора, так как в этом случае тракторист попадет под «шаговое» напряжение и получит травму.

Работа с дождевальными установками. Серьезную опасность представляет собой соприкосновение сплошной струи воды с проводами. В тех случаях, когда полив выполняют с использованием удобрений, на провода и изоляторы могут попасть растворенные удобрения или навозная жижа. Это резко снижает сопротивление изоляторов и уменьшает воздушный промежуток между проводами, что может привести к перекрытию изоляторов и воздушного промежутка электрической дугой. Ухудшение изоляционных свойств изолятора вызывает утечку тока по опорам ВЛ и поражение людей и животных, прикоснувшихся к опорам.

Учитывая это обстоятельство, необходимо выдерживать расстояние от проекций ближайшего (к трактору) провода до сопла дождевальной машины (аппарата) достаточно большим. Например, при работе с установкой ДДН-70 при напряжении в ВЛ до 1 кВ — 50 м, при 10 кВ — 64 и 25 кВ — 65 м, а для установки ДДН-10 — соответственно 70, 85 и 85 м. Эти данные приведены для работы с водой, удельное сопротивление которой не менее 7 Ом-м. При поливе с удобрениями расстояние должно быть таким, чтобы струя жидкости не достигала охранной зоны.

Работа во время грозы. Линейная молния чаще всего ударяет в предметы, имеющие большую высоту среди других на местности. Прямой удар молнии очень опасен.

http://stroy-technics.ru/gallery/rabota-na-traktore/image_110.jpg

Рис.1 Работа на тракторе под проводами электропередачи:
А, Б, В — предельно допустимые расстояния.

Трактор при работе в поле (степи) — наиболее высокая точка, если нет поблизости деревьев или каких-нибудь иных предметов с большими размерами, поэтому можно ожидать удара молнии.

Люди, находящиеся в тракторе с металлической кабиной, при ударе молнии обычно не страдают, так как кабина отводит токи молнии в землю. Однако тракторист может на некоторое время потерять сознание (его оглушит), что в свою очередь приведет к потере способности управлять трактором и аварии. Поэтому при приближении грозы следует остановить трактор и переждать.

Если же на тракторе нет кабины или есть брезентовая крыша, то нужно сойти с трактора и удалиться от него на 10…15 м. Нельзя прятаться под машину и оставаться на расстоянии ближе 10…15 м от нее, так как она не защищает человека от удара молнии.

Правила безопасности при соединении трактора с машиной-орудием

Повышенную опасность представляют собой работы, связанные с навешиванием на трактор или прицепкой к нему машин-орудий, если это выполняется без автосцепки.

Все прицепляемые к трактору машины-орудия должны быть оборудованы жесткой сцепкой, не позволяющей «набегать» им на трактор при торможении или движении под уклон.

Подъезжать к прицепляемой машине нужно на низшей передаче заднего хода при возможно малой подаче топлива. При навешивании машин-орудий нельзя заходить в пространство между тягами механизма навески трактора, что особенно опасно при работающем двигателе трактора.

Соединяя тяги прицепа с механизмом навески, не проверяйте совпадение отверстий пальцами рук, а применяйте для этой цели бородки. Нужно следить за тем, чтобы отверстия в прицепной серьге трактора и прицепном устройстве были круглыми, а не овальными, так как в этом случае во время работы тракторного агрегата возникают резкие удары, вызывающие разрушение шкворня или его преждевременный износ.

В качестве шкворня не применяйте болты или какие-либо другие нестандартные металлические предметы неопределенного диаметра, не соответствующего тяговому усилию трактора; в противном случае возможно их разрушение и самопроизвольное разъединение трактора с машиной-орудием.

Соединения шлангов гидросистемы должны быть надежными и герметичными.

Не работайте на тракторе без ограждения карданного вала кожухом, так как вращающийся с большой частотой вал представляет собой серьезную опасность для находящихся поблизости от него людей.

Техника безопасности при техническом обслуживании трактора

Общие требования. Техническое обслуживание проводят при неработающем дизеле, выключенном ВОМ, опущенных навешенных машинах и заторможенном тракторе.

Для подъема трактора следует пользоваться надежными домкратами. После подъема под ось переднего моста, полуоси задних колес или под остов трактора необходимо подставлять подкладки и упоры, исключающие падение и перекатывание трактора.

Если техническое обслуживание проводят в закрытом помещении, то последнее должно быть всегда чистым, с плотным полом и иметь хорошие освещение и вентиляцию, полный набор инструментов и приспособлений. Если рабочее место находится в закрытом помещении, то необходимо помнить, что при работе двигателя выделяются отработавшие газы. Они содержат в себе водяной пар и большое число различных химических элементов и их соединений, причем некоторые из них очень токсичны (ядовиты).

Особую опасность для здоровья человека представляют собой оксид углерода (СО) и оксид азота (N2O5), содержание которых в газах может доходить до 0,5% (по объему).

Оксид углерода нарушает окислительные процессы в организме, что может привести к летальному исходу.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань и приводит к хроническим заболеваниям. Двуокись азота (NO2) раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе.

Поэтому работа тракторного двигателя в закрытом помещении не допускается. В том случае, если в закрытом помещении необходимо завести двигатель, то необходимо применять гибкие металлические шланги для отвода в атмосферу отработавших газов.

Работа с топливосмазочными материалами (ТСМ). Трактористу приходится ежедневно иметь дело с топливом и смазочными материалами, которые токсичны (ядовиты). Часто он не обращает должного внимания на это обстоятельство, что порой приводит к весьма нежелательным последствиям.

Топливо и масло могут попасть в организм человека через дыхательные пути, кожные покровы, органы пищеварения и через слизистую оболочку глаза. Чаще всего эти продукты проникают в организм человека через дыхательные пути.

Через кожные покровы проникают только те ядовитые вещества, которые растворимы в жирах и жироподобных веществах организма.

Рассмотрим влияние отдельных видов ТСМ на организм человека.

Бензин. При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в концентрации 5… 10 мг/л, уже через несколько минут наступает острое отравление; появляются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз. Более продолжительное пребывание в такой атмосфере вызывает неустойчивость походки и головокружение.

В условиях высокой концентрации паров бензина человек может потерять сознание, и если его своевременно не вывести из зараженной атмосферы, может произойти даже остановка дыхания.

Засасывание ртом бензина через резиновую трубку для создания сифона может привести к воспалению легких. Бензин, попавший в желудок человека, вызывает отравление.

Этилированный бензин. Попадание этого бензина на кожу способствует накапливанию свинца в организме человека. После его испарения на коже остается ничтожное количество тетраэтилсвинца’, который может попасть внутрь организма.

Опасность представляют также детали двигателя, покрытые ! нагаром и осадками, образовавшимися на них при работе двигателя на этилированном бензине.

Работая с этилированным бензином, нельзя употреблять его для мытья деталей двигателя, рук и чистки одежды. После работы запрещается принимать пищу и курить, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом.

Дизельное топливо. Большая концентрация паров дизельного топлива в воздухе смертельна для человека. Частое и длительное воздействие дизельного топлива на кожу человека представляет значительно большую опасность, чем воздействие бензина. Оно может вызвать острое и хроническое заболевание кожных покровов.

Смазочные масла. При систематическом контакте с маслом возникают острые или хронические заболевания кожи. Особенную опасность представляют собой масла, содержащие присадки, обладающие высокой токсичностью.

Работа с шинами. Запрещается накачивать шины трактора воздухом без проверки давления.

Работы с подъемными устройствами. Поднимать трактор домкратом следует на ровной горизонтальной площадке, предварительно подложив под движители клиновидные колодки. Домкрат, применяемый для подъема, должен быть исправным. Подставлять его нужно в местах, указанных заводом-изготовителем, т. е. там, где краской на остове трактора написано «Дк» Если надо поднять домкрат над уровнем площадки, то под его опорную поверхность подложите деревянные широкие отрезки досок, которые создадут устойчивость домкрату.

Перед поднятием трактора заглушите двигатель и затяните стояночный тормоз.

При поднятии домкратом колесного трактора с ломающейся рамой предварительно заблокируйте горизонтальный шарнир рамы пальцем с чекой или болтом сечением не менее 25 мм .После этого подставьте под трактор специальные козлы. Нельзя в качестве подставок применять кирпичи, камни, детали машин и пр.

Если поднята только одна часть трактора, например передняя, то под задние колеса разместите упоры и подкладки, исключающие перекатывание трактора.

Выполняя работу под трактором, тракторист предварительно должен убедиться в том, что на машине не лежат незакрепленные детали или инструмент, которые при толчках могут упасть и нанести повреждение.

Работы с системой охлаждения. Проверяя уровень охлаждающей жидкости в радиаторе горячего двигателя, помните, что возможен выброс из заливной горловины струи перегретого пара (или воды), вызывающего сильные ожоги кожных покровов и глаз человека. Поэтому открывать крышку радиатора следует только защищенной рукой и стоять в это время с наветренной стороны, отвернувшись от радиатора.

Работы с приборами электрооборудования. Выполняя работы с аккумуляторной батареей, помните, что серная кислота, входящая в состав электролита, при попадании на кожу вызывает сильный ожог. Для этого нужно немедленно промыть поврежденное место большим количеством воды или раствором питьевой соды. Особенно опасно попадание брызг кислоты в глаза.

Переносить аккумуляторные батареи следует только с помощью разного рода приспособлений.

Запрещается проверять степень заряженности батареи коротким замыканием клемм проводников любого типа и пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

Инструмент и приспособления, применяемые при техническом обслуживании, должны быть исправными, чистыми и сухими.

При работе с гаечными ключами используйте такие, на ручках которых нет сколов, заусенцев и тому подобных повреждений, вызывающих не только мозоли, но и сдирание кожи с ладони.

Применяйте ключи тех размеров, которые соответствуют размерам отвинчиваемых гаек, винтов и болтов. Ключи, не соответствующие размерам гаек, портят их грани. При отсутствии ключа нужного размера нельзя вставлять в его зев всякого рода подкладки для «подгонки» его по размеру гайки, а также не следует пользоваться для отвинчивания гаек зубилом и молотком. Движение руки с ключом при затяжке гаек должно быть направлено «на себя», а не «от себя».

Гаечный ключ с изношенными губками зева также непригоден к работе, так как при этом наблюдается смятие граней гайки и, как правило, срыв и повреждение руки работающего.

Недопустимо также пользоваться ключом с трещинами. Во время работы он может сломаться и травмировать человека.

При отвинчивании тугосидящих гаек и болтов в практике находят применение удлинители. Нельзя использовать отрезок трубы, так как при изготовлении ключа его прочность рассчитывают на определенный момент, при увеличении же момента ключ может сломаться и послужить причиной травмы.

И совершенно недопустимо удлинять ключ, которым отвертывают гайку, вторым ключом, так как при этой возможна не только поломка ключа, но и соскакивание одного ключа с другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест: "Технология эксплуатации и технического осмотра сельскохозяйственных машин и оборудования"

Данная работа предназначена для проведения проверочной работы по предмету спецдисциплины....

Задачи по предмету "Сельскохозяйственные машины"

Варианты заданий и задач, применяемые мною на уроках по предмету «Сельскохозяйственные машины»...

Рабочая тетрадь по предмету «Сельскохозяйственные машины»

Рабочая тетрадь применяется при изучении предмета "С/м"...

Рабочая программа по дисциплине: «Сельскохозяйственные машины и оборудования 10 - 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель: познакомить с сельхоз машинами и их устройством (для колесных машин с двигателем мощностью от 25,7 до 77,2 кВт)Категория слушателей: учашиеся 10-11 классаСрок обучения...

урок-презентация "Способы хранения сельскохозяйственных машин"

презентация к уроку сельскохозяйственного труда в 8 классе, изучение и закрепление нового материала....

Урок по теме "Сельскохозяйственные машины". Введение Л.М.

Урок первичного усвоения знания по теме "Сельскохозяйственные машины". На данном жэтапе урока проходит знакомство с оснвоынм лексическим материалом по этому разделу, а также провдится работа по активн...

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины Техника безопасности при выполнении машинных работ.

Машиноведение. История создания швейных машин. Виды машин. Устройство швейной машины. Техника безопасности при выполнении машинных работ.Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Класс...