Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности
Составитель:
Табакаева Галина Валентиновна,
Учитель химии и биологии
Михайловка 2013г
Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности
Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановление ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались серьёзныепопыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.Сегодня метод проектов широко внедряется в образовательную практику России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат. Ещё в первой трети двадцатого века Дж.Дьюи и Е. Коллингс выделяли проекты, интегрированные в реальную жизнь, и учебные проекты.Проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии.
Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.
- Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
- Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
- В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
- В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.
Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.
Применение метода проектов определяется рядом требований:
- Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проекте «Ветераны Великой Отечественной войны Чебулинского района» привлечено внимание к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества.Затем определяется цель проектной работы и задачи.
- Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
- Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
- Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
- Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.
Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:
- практико-ориентированный проект;
- исследовательский проект;
- информационный проект;
- творческий проект;
- ролевой проект;
- межпредметный проект.
Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный).Поэтому начинать следует с «ликбеза», т. е. простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.Вначале сам педагог должен овладеть технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.Самый сложный момент - подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы или разделы предмета, которые будут «вынесены на проектирование».Работая над проектом, школьники проходят множество этапов работы. При такой работе учащихся меняются функции учителя:
· он помогает ученикам в поиске нужной информации;
· сам является источником информации;
· координирует весь процесс;
· отслеживает результаты работы.
С помощью метода проекта возможно обучить:
· Проводить их анализ;
· Выявлять и формулировать проблемы;
· Находить пути их решения;
· Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
· Применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.
Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу, рекомендованную Министерством образования РФ.Так, программа курса химии позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков» - 8 класс;«Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» - 9 класс;«Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» -10 -11 классы «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества»- 12класс. Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Например, можно просто объявить цель урока. Тогда ученики пассивны. Но если аргументировать, объяснить причину рассмотрения изучаемого явления и не торопиться формулировать цель, а попросить детей сделать это вместе, тем самым перевести детей в активную позицию, начать формировать универсальное умение целеполагания (одного из элементов проектной деятельности).
Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».
Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Этонапример урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков в дело Победы» и другие. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо сделатьвывод, разрекламируй (представить аудитории, публике) свою работу.
Результаты:
1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:
- уроки проходят более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начало работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;
- увеличивается количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной деятельности;
- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся - у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку,
но и получить хорошие результаты проделанной работы.2. Работа над проектом повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Наука химия - трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
5. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме (автономность):
- работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;необходимопомнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
Применение технологии проектной деятельности позволяет: учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности"
Статья "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности", где учитель делится опытом работы проектной деятельности....
Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы по использованию метода проектов....
Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности...
Метод проектов в урочное и внеурочное время в преподавании предмета технология
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по кокой - либо теме? Начиная работу над проектом, учитель пробуждает ...
Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся
Проектная деятельность –педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путем самообразования. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как э...
Особенности применения интерактивных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности
Данная статья знакомит педагогов с правилами организации интерактивного обучения и методами работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также с некоторыми технологиями обучения....