Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности
материал на тему

Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   «Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности

Составитель:

Табакаева Галина Валентиновна,

Учитель химии и биологии

Михайловка 2013г

Метод проектов и его использование в урочной и внеурочной деятельности

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд  Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова». Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановление ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осуждён. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринимались серьёзныепопыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем, в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.Сегодня метод проектов широко внедряется в образовательную практику  России благодаря благотворительной программе Обучение для будущего. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат. Ещё в первой трети двадцатого века Дж.Дьюи и Е. Коллингс выделяли проекты, интегрированные в реальную жизнь, и учебные проекты.Проектная деятельность становится столь востребованной в современной школе также благодаря универсальности этой технологии. 

Метод проектов позволяет в процессе работы сочетать различные образовательные технологии.

  • Во-первых, проектная деятельность направлена на сотрудничество учащихся и преподавателей. Учитель выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. Таким образом, метод проектов тесно связан с педагогикой сотрудничества.
  • Во-вторых, проектная технология ориентирована на личностные характеристики учащегося и позволяет применять все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Здесь мы видим взаимосвязь метода проектов с личностно-ориентированным обучением и с технологиями групповой и индивидуальной деятельности. Возможность каждого обучающегося работать в своем режиме способствует созданию условий для ситуации успеха, а также реализации здоровьесберегающих технологий в обучении.
  • В-третьих, основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических, исследовательских или творческих задач, требующих интеграции различных предметных областей. Межпредметные связи, которые сейчас обязательно присутствуют в содержании любой образовательной программы, осуществляются в ходе проектной работы в сочетании с интегрированными технологиями обучения.
  • В-четвертых, проектная деятельность требует умения ориентироваться в информационном пространстве. Современные информационные технологии способствуют эффективности проектного метода. По ходу работы ученики могут использовать компьютер как инструмент поисковой и оформительской работы.

В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, поэтому проектный метод можно отнести к исследовательскому типу, что, в свою очередь, предполагает применение исследовательских методик. Таким образом, у учащихся развивается познавательный интерес, появляется возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, научиться экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.

Таким образом, универсальность метода проектов предоставляет педагогу широкие возможности его использования как в учебной, так и во внеклассной работе.

Применение метода проектов определяется рядом требований:

  • Наличие проблемы (задачи), требующей поиска для ее решения. Работа над проектом начинается с постановки проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика (например, в проекте  «Ветераны Великой Отечественной войны Чебулинского района»  привлечено внимание к проблеме сохранения памяти о подвигах защитников Отечества.Затем определяется цель проектной работы и задачи.
  • Структурирование содержательной части проекта. Необходимо четкое планирование действий, поэтому работа над проектом разбивается на этапы.
  • Самостоятельная деятельность учащихся. Используется распределение (если имеется в виду групповая работа) заданий для каждого участника, которые учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это требует ответственности участников проекта за свою часть работы. Таким образом, идет продуктивное сотрудничество учащихся, направленное на совместное достижение результата.
  • Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • Практическая значимость предполагаемых результатов. Работая над проектом, учащиеся не только приобретают новые знания, навыки, опыт, но и используют их в своей деятельности.
  • Реализация проекта, т.е. конечный продукт. Законченный проект предполагает создание конечного продукта и его реализацию (например, изготовление наглядного пособия). Результатом выполненных проектов могут быть видеофильмы, альбомы, журналы, компьютерные презентации, поделки, и т.д.

Современная классификация проектов разнообразна. На основе преобладающей деятельности учащихся можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект;
  • исследовательский проект;
  • информационный проект;
  • творческий проект;
  • ролевой проект;
  • межпредметный проект.

Проект также может быть завершенным или открытым для продолжения работы. В практической деятельности очень редко можно встретить проекты, полностью соответствующие классификации. Обычно виды проектов взаимосвязаны, поэтому легко сочетаются друг с другом.Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Нелегко дается смена репродуктивного (традиционного) типа деятельности на продуктивный (инновационный).Поэтому начинать следует с «ликбеза», т. е. простого ознакомления с методом и алгоритмами проектирования.Вначале сам педагог должен овладеть технологией организации проектной деятельности. Затем учитель должен научить учащихся работать над проектами.Самый сложный момент - подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы или разделы предмета, которые будут «вынесены на проектирование».Работая над проектом, школьники проходят множество этапов работы. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

·  он помогает ученикам в поиске нужной информации;

·  сам является источником информации;

·  координирует весь процесс;

·  отслеживает результаты работы.

С помощью метода проекта возможно обучить:

·  Проводить их анализ;

·  Выявлять и формулировать проблемы;

·  Находить пути их решения;

·  Находить необходимый источник информации, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

·  Применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу, рекомендованную Министерством образования РФ.Так, программа курса химии  позволяет органично использовать проектную деятельность школьников при изучении таких тем, как «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Шеренга великих химиков» - 8 класс;«Металлы», «Неметаллы», «Органические вещества» - 9 класс;«Углеводороды», «Спирты и фенолы», «Альдегиды и кетоны», «Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры», «Углеводы», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные вещества» -10 -11 классы «Строение вещества», «Химические реакции», «Вещества и их свойства», «Химия в жизни общества»- 12класс. Внедрение метода проектов происходит без разрушения предметной классно-урочной системы. Используя обычные уроки, на которых учащимся обычно отводится роль слушателя и повторителя услышанного, необходимо перевести ученика в активную позицию: дать ему возможность не только усваивать готовое, но и самостоятельно или вместе с учителем организовать учебную деятельность, добывать и анализировать информацию, принимать решение в разнообразных ситуациях выбора. Например, можно просто объявить цель урока. Тогда ученики пассивны. Но если аргументировать, объяснить причину рассмотрения изучаемого явления и не торопиться формулировать цель, а попросить детей сделать это вместе, тем самым перевести детей в активную позицию, начать формировать универсальное умение целеполагания (одного из элементов проектной деятельности).

Первый вид - проектный урок, который целиком состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1-2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством».Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Это урок по теме «Щелочные металлы».

Второй вид - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам предметного (химического) содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Этонапример урок по теме «Кислород», внеклассное мероприятие «Вклад ученых-химиков в дело Победы» и другие. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо сделатьвывод, разрекламируй (представить аудитории, публике) свою работу.

Результаты:

1. Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам. Это подтверждается следующими фактами:

- уроки проходят  более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начало  работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию;

- увеличивается  количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, для проведения свободной самостоятельной деятельности;

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся - у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку,
но и получить хорошие результаты проделанной работы.
2. Работа над проектом  повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.

Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах.

Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.

Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

3. Наука химия - трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.

5. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме (автономность):

-  работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;необходимопомнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.

Применение технологии проектной деятельности позволяет: учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

Применять учебные проекты на уроках биологии можно с пятого класса. На начальном этапе работы предлагаю информационные проекты (5-8 класс). Это мини-проекты, которые предполагают создание мультимедийных учебных пособий или творческих отчётов по разделам курса химии,  биологии и  географии. Эта форма работы помогает привлечь внимание учащихся с низким и средним уровнем мотивации.  Вовлечение их в процесс творчества реализуется через организацию проектной деятельности на уроке (предлагается собрать материал по теме урока, создать макет будущей презентации) и выполнение домашнего задания по созданию электронной презентации или наглядного пособия. Пособие может носить характер листовки, газеты, схемы. Эффективно используются на  уроках химии  инструктивные карты, созданные учащимися по теме: «Основные классы неорганических соединений», «Амфотерные соединения», «Строение атома» и др. Эти карты мы ксерокопируем, и учащиеся пользуются ими на уроках (для этого каждый имеет инструктивную папку, где собирается материал по предмету за  годы обучения). В девятом классе учащиеся работают над информационными и  творческими проектами, такими как подготовка инструктивных карт по темам курса, электронных пособий. По продолжительности это краткосрочные проекты. Например, работа над темой «Такие разные галогены» в девятом классе занимает всего два урока. Старшеклассники во внеурочной деятельности с  интересом берутся за практико - ориентированные и исследовательские проекты. Здесь временные рамки могут колебаться от 4 недель до нескольких месяцев.

Любой ученический проектом включает шесть стадий:

Первая стадия — подготовка. Определяем тему и цель проекта. Формулируем задачи. Обсуждаем смысловое значение проекта, заранее оговариваем сроки, чтобы учащиеся знали, сколько у них времени в запасе, и могли рассчитать свои силы, а также назначить точную дату проведения итогового мероприятия.Наиболее сложно сформулировать тему проекта. В 5 и 6 классах на уроках природоведения и биологии, а также в 8 на химии темы проектов формулирует учительсам. Далее к формулировке привлекаютсяучащиеся, что является мощным мотивирующим фактором для успешной работы и развития творческих способностей школьников.

          При формулировке темы проектов используются следующие приёмы:

1. Привязка изучаемого материала к практике. Например, в рамках работы над проектом «Школа за здоровый образ жизни» учащимися под  руководством учителя может быть  разработана небольшая анкета, целью которой было изучение отношения к вредным психоактивным веществам (алкоголю, табаку  и наркотикам) учащихся школы. 

2. Сочетание разных дисциплин: химии и биологии, географии  и экологии.«Химия. Питание. Здоровье», «Химическое производство и экологические проблемы».

3. Ответ на вопросы, которые ежедневно возникают и на которые нам хотелось бы получить достоверный ответ. «Что находится у вас в аптечке?», «Что таится в кухонном ящике?», «Какие строительные материалы безопаснее использовать в процессе ремонта квартиры?» - ответы на эти вопросы были представлены в виде проектных работ.

Проектная деятельность требует постоянного контроля. Учащиеся должны сознавать, что создаваемый ими проект актуален, полезен, тогда он будет им интересен. Контроль заключается в умелом руководстве, а не в навязывании своего мнения учащимся. 

Вторая стадия — планирование. Оно состоит из следующих этапов: выбор источников информации; определение способов сбора и анализа информации; выбор способа представления результатов (формы отчета); установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами творческой группы. Наиболее удобная форма проектной деятельности в рамках одного класса (25-30 человек) — коллективный проект. Конечно, индивидуальные  проекты позволяют раскрыть потенциал каждого учащегося, но контролировать такую работу гораздо  сложнее. Учащихся в классе можно разбить на группы.  Формирование групп происходит с учёт личных качеств, членов будущих творческих команд. Таким образом, каждая группа будет готовить свой мини-проект в рамках тематики общего проекта. Распределением обязанностей внутри групп учащиеся занимаются сами, но под контролем учителя. При изучении темы «Кислород» в 9 классе учащиеся разбиваются на несколько  групп, каждая получает инструктивную карту с планом изучения области темы.

         Урок строится следующим образом:

Первый этап – организационный момент, 

Второй этап -  мотивация деятельности учащихся, формулировка общей темы и совместная  постановка целей;

Третий этап – формирование групп и работа в них, защита проекта. Группы составляю самостоятельно, ввиду временного ограничения.

Четвёртый этап – рефлексия.

Пятый этап –  подведение итогов урока,  выставление оценок.

Шестой этап – информирование о домашнем задании.

Третья стадия — исследование. Работа над проектом - это кропотливый труд, в ходе которого ученики сотрудничают и друг с другом, и с учителем и находят дополнительные источники информации. Исследовательская  деятельность над темой «Заболевания ротовой полости детей и подростков, их влияние на состояние внутренних органов».

Изучая  состав табачного дыма и его влияние на организм человека учащиеся выяснили, что фильтр не является защитой от синильной кислоты, смол, канцерогенов и радиоактивных веществ. Собрав методики изучения этих соединений, они наглядно продемонстрировали, что задерживается в фильтре. Наибольший эффект на школьников произвели статьи о токсичном действии алкоголя, инструкции по работе со спиртосодержащими веществами, где говорилось, что спирт – это яд  и опыты, показывающие влияние спирта на белок (проект «Алкоголь – реальная угроза здоровью»). Увидев результат, они предложили включить эту демонстрацию в мини лекторий, который проводился ими по параллелям для учащихся школы. Для успешной защиты проекта требуется серьезная теоретическая подготовка, которая занимает несколько недель, а иногда и месяцев (долговременные проекты). В кабинете химии собрана небольшая научно-популярная библиотека, специальную литературу учащиеся могут найти в школьной библиотеке, кроме того, в последнее время они все чаще используют информацию, полученную в сети Интернет.

Четвертая стадия — подведение итогов и формулировка выводов. Анализ собранной информации (теоретической и экспериментальной), оформление результатов проекта и формулировка выводов. 

Пятая стадия — представление результатов. Оформление отчёта обсуждается  заранее, в зависимости от тематики и направленности проекта. 

Много времени уделяется  подготовке команд к защите проекта. Здесь можно выделить следующие этапы:

 оформление материала на стендах, выпуски газет, плакатов, листовок (с применением фотографий, схем, рисунков);

 подготовка     устной     презентации      проекта     (она     может сопровождаться компьютерной презентацией);

 подготовка к ответу на возможные вопросы оппонентов;

 создание папки проекта, в которой сохраняются все документы, рассмотренные в ходе проекта.

Шестая стадия — оценка результата и процесса. Конечная оценка работы осуществляется учащимися и учителем по окончании защиты. Проводится обсуждение, выясняется, что удалось, что не получилось, причем обсуждается также и организация работы над проектом в группе.

Учащиеся принимают участие  не только в оценке проектов, но и оценивают работу друг друга. Применение учебных проектов на уроках позволяет решить такие проблемы как недостаточная мотивация учеников, их отчуждённость от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность от жизни и, что немало важно, достичь высоких результатов в итоговой аттестации.  И этот внушительный перечень побед вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.  Поэтому,проектное обучение максимально эффективно в качестве важного дополнения к традиционным методам обучения на уроках, во внеурочное время и на элективных курсах, но ни в коем случае не их замены. 

Исследовательский проект по географии «Современный  город» для учащихся 7- 11 классов. Примеры заданий. 1. Общая характеристика. 1) Природа в городе: рельеф, климат, растительность, животный мир на улицах города. 2) Промышленность. 3) Транспорт:                                 а) общественный (виды, состояние, тарифы); б) частный, в том числе водный(виды, состояние                 2. Население, условия жизни населения. 4. Примерная численность. 5. Жилые постройки(высотность, плотность, состояние, отопление, водоснабжение) 6. Учреждения образования 7. Больницы, поликлиники. 8. Общественное питание (виды, меню, цены).                          9. Экология (мусор, шум).                                                                                                                           3. Развлечения (виды, состояние, цены, обслуживание).10. Городские праздники и место их проведения. 11. Главное место сбора молодёжи.12. Культурный досуг (музеи).                                                                                                                                                               4. СМИ. 13.Газеты, журналы.                                                                                                                         5. Сравнение условий жизни населения и городского ритма столичного мегаполиса и малого города.

Исследовательские проекты по химии.

Темы проектов: 1. Воздух, которым мы дышим. Задания: Соберите «досье» на факторы загрязнения  населённого пункта. Выясните, какими веществами они загрязняют воздух. Какое действие эти вещества оказывают  на организм человека? Какие меры принимаются (или не принимаются) для очистки воздуха?                                                                                                                           2. «Получение аммиака нетрадиционным способом»  (например из мусора).                                              3. «Очистка воздуха в жилом помещении».                                                                                                        4. Комплексное использование бытовых отходов.

Информационные проекты.

Темы проекты: 1) «Природные источники углеводороды».                                                              Задание: Соберите информацию о добыче нефти, газа, каменного угля у нас в стране и за рубежом.                                                                                                                                                    2) «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека».                                                                  Задания: Рассмотреть классификацию, состав, строение витаминов, их физиологическое воздействие на организм человека. Определить качественное и качественное содержание витаминов в различных пищевых продуктов. Рассчитать суточную потребность человека в витаминах. Исследовать образцы продуктов на содержание никотиновой кислоты.

Практико – ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности участников  проекта. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.                                                         Темы проектов: «Инструкции по смягчению воды»  (учтите, составленные инструкцией в дальнейшем будут  пользоваться домохозяйки, далекие от химии).

Игровые проекты. В таких проектах структура  только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли,  обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи и выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

Темы проектов:

  1. «Реклама серной кислоты» (ролевая игра: предполагает проведение рекламной компании продукции фирмы на страницах газет, на радио и на телевидении).
  2. «Экскурсоводы» (ролевая игра: вы – мастер смены на заводе синтетического каучука; на завод) на завод на производственную экскурсию пришли учащиеся средней школы; организуйте проведение экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности"

Статья "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности", где учитель делится опытом работы проектной деятельности....

Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.

Обобщение опыта работы по использованию метода проектов....

Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности...

Метод проектов в урочное и внеурочное время в преподавании предмета технология

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто  самостоятельной работе по кокой - либо теме? Начиная работу над проектом, учитель пробуждает ...

Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся

Проектная деятельность –педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путем самообразования.  "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как э...

Особенности применения интерактивных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности

Данная статья знакомит педагогов с правилами организации интерактивного обучения и методами работы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также с некоторыми технологиями обучения....