Эссе "Моя педагогическая философия"
материал по теме
Учение всегда было и останется делом трудным, а истинную
ценность имеет только тогда, когда образовательные и воспитательные задачи учитель решает комплексно. Особенно важно, чтобы ученик пропустил через своё сердце знания, которые он получил, пережил и осмыслил их как личность. Воспитание такой личности: активной, трудолюбивой, думающей, ищущей - главная задача каждого учи
теля. Цель учителя - добиться понимания учениками того, что они
подготовлены к работе над сложными проблемами, однако для этого
необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение
навыками организации своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_flotskaya.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики
ЭССЕ
«Моя педагогическая философия»
Выполнила:
учитель математики СОШ №31
Флотская Н.Н.
г. Чебоксары, 2012
«...Учительская профессия - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека...»
В. Сухомлинский.
Учение всегда было и останется делом трудным, а истинную
ценность имеет только тогда, когда образовательные и воспитательные задачи учитель решает комплексно. Особенно важно, чтобы ученик пропустил через своё сердце знания, которые он получил, пережил и осмыслил их как личность. Воспитание такой личности: активной, трудолюбивой, думающей, ищущей - главная задача каждого учи
теля. Цель учителя - добиться понимания учениками того, что они
подготовлены к работе над сложными проблемами, однако для этого
необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение
навыками организации своей работы.
Воспитание человека должно начинаться с уважения к нему. Ее ли он этого уважения не чувствует, то может произойти самое страшное, что вообще может произойти с учеником, - может начать пропадать его собственное уважение к самому себе. Когда человек теряет уважение к себе, тогда начинается психология: «пропадай моя телега, все четыре колеса». Наоборот, чувство чести, чувство уважения к себе обязывает, и из него-то и рождается, в частности, настоящая, подлинная дисциплина. Она вытекает из серьёзного отношения и к своим обязанностям, и к жизни вообще. У учащихся появляется чувство внутреннего достоинства! Как это замечательно сказано, и как это чувство связано с увлечённостью, которую я считаю основной пружиной творчества. Увлеченность своей наукой! Математикой! И не только ею - увлечённость всеми возможными своими занятиями как ответственного члена школьного ученического коллектива.
Увлечённость искусством, природой, спортом. Красота математики разлита повсюду. Она есть в каждой достаточно правильной геометрической фигуре - взгляните просто, например, на шар, сделанный из полированного гранита, или вспомните поверхность снега, застывшие волны его, когда успокоилась метель и наступил мороз. Не зря говорил Г. Галилей: «Природа говорит языком математики, буквы этого языка - круги, треугольники и иные математические фигуры».
Но красота не только разлита в мире, её способен создавать человек, эта его деятельность называется искусством. Как решить, является ли настоящим искусством данное, только что, полученное решение сложнейшей задачи, есть ли в нем эта красота или нет? В каждом случае, в каждый данный момент этот вопрос индивидуального
вкуса. Доказать, что что-нибудь прекрасно, невозможно, для этого нет
логических средств. Но индивидуальный вкус подтверждается или опровергается дальнейшим течением истории человечества. Вспомним,
задачу- просьбу за изобретение шахматной игры у индийского принца
Сирам. Изобретатель просил за первую клетку доски одно зерно риса
за вторую - два, за третью - четыре и т. д., за каждую последующую - в
два раза больше, чем за предыдущую. Эта скромная на вид просьба
оказалась невыполнимой: все житницы мира не могут вместить риса,
затребованного хитрым изобретателем. Действительно, за первую клетку ему следовало получить одно зерно, то есть 2-1.За первую и вторую ему следовало 1+2=3=2*2-1 зерно. За первые три клетки 1+2+4=7=2*2*2-1 зерен. Мы видим, что за некоторое число «а» первых клеток придется отдать ,2*2*2*…*2-1, то есть 2а-1 зерен. Значит, за все 64 клетки изобретателю причитается 264-1 зерен.
Число 264 легче всего вычислить, пользуясь сочетательным свойством умножения: ведь 264 есть произведение 64 двоек: их можно соединить в группы из 20, из 20, 20 и из 4 двоек; мы получаем:
264 =22о *22о *22о *24 вычислить 210 =1024 нетрудно. Помножив 1024 на себя, получим 220= 1 048 576. Следовательно,
264 = 1 048 576 * 1 048 576 *1 048 576 * 16. Остается сделать скучное, но нетрудное умножение. Окончательно получим:
264-1=18 446 744 073 709 551 615. Число это читается так:
восемнадцать квинтиллионов четыреста сорок шесть квадриллионов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллион семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать.
Разве это не прекрасно!
Разве это не искусство!
Мы стараемся воспитать из своих учеников рачительных хозяев, приучаем их заботливо и бережно относиться к общественному достоянию, природе, школьному имуществу, хлебу, электроэнергии и т. д. Каждый знает, что В.И.Ленин указывал «каждый пуд хлеба и топлива есть настоящая святыня». Надо, чтобы и ребята знали эти слова, помнили о них постоянно и руководствовались им в любых условиях: находясь дома, в школьной столовой, в любом общественном месте.
В пятом классе мы решили такую вот задачу: «Каждый день в школьную столовую завозят 80 буханок ржаного и 20 батонов белого хлеба. Двадцатая часть этого хлеба идет в отходы. За один учебный день в этой столовой в отходах, оказывается от 100 до 200 кусков хлеба в среднем по 40 гр. Сосчитав посетителей столовой (900 чел), пришли к выводу, что если хотя бы каждый пятый из обедающих вы бросит одну вторую часть своего куска хлеба, то за день будет потеряно около 4кг этого трудоемкого продукта!
Слагаемые бережливости и экономии многообразны. Это сокращение веса новых моделей машин, замена натуральных материалов искусственными, экономное расходование металла, электроэнергии, древесины, воды, хлеба, использование вторичного сырья и т.д. Учащиеся всех возрастов любят решать задачи, в которых отражены резервы экономии. Они выискивают такие задачи в книгах, составляют сами. В результате дети прекрасно понимают, что чем бережливее каждый член общества, тем богаче это общество в целом.
Учитель - как артист, у него должно быть очень сильное поле притяжения. По отношению к слову «фанатизм» сейчас проскальзывает некоторая ирония, но я убеждена: учителю нужен именно фанатизм, чтобы готовить себя к долгим годам труда, не ожидая ни быстрых успехов, ни торжественных маршей, ни наград. Вознаграждает любимая работа. Но как только станешь надеяться на опыт, на проторенные_ дорожки, на готовые конспекты, на придуманные другими методички - творческое начало из твоей работы уйдет.
В математике можно подогнать любую задачу к готовому ответу; но только тогда решение приносит радость, когда намучаешься с ним, увидишь по глазам ребят, что они тоже нашли решение, что-то преодолели, вложили в задачу свой труд и душу. Никогда учительское
дело не было легким. И все разговоры на эту тему ни к чему. Оно нуж дается в людях, которые не считают его плюсы и минусы, а честно ему служат, служат верой, надеждой и правдой.
У учителя основной принцип преподавания - это истинное уважение к личности ученика. Когда работаем на уроке мы все равны ,только учитель старше. Ребята и учитель одинаково имеют право на поиск. Отметки в журнале не должны быть самоцелью. Ученики в состоянии оценить свой труд сами, потому что настоящая работа воспитывает самокритичность, уважение к мнению других, урезонивает лишнее самолюбие.
Каждому учителю математики хочется, чтобы все его учащиеся, даже те, которые имеют незначительные способности к математике , любили этот предмет. Я стараюсь создавать на уроке атмосферу радости и взаимопонимания, которая благоприятствует творчеству; стараюсь не скупиться на похвалу, шутку, доброе слово; стараюсь строить отношения с детьми на доверии, взаимопонимании, разумной требовательности.
Порой все наши призывы к учащимся: «Посмотри, вот здесь можно ошибиться, вот здесь нужно быть особенно внимательным» - не всегда доходят до ребят. Хочется привести один пример, когда все вроде правильно, а ответ неверный. Такой прием озадачивает, заинтересовывает, привлекает внимание всего класса.
11 класс. Решение логарифмических уравнений. Классу предложено уравнение:
log2 (х+1) + 0,5* log2 (х2-8х+16)= 1+ log23 (1)
Ребята находят ОДЗ:
х+1>0 , Х>-1,
х2-8х+16>0; т.е. Х не равен 4
Затем они приводят уравнение (1) к виду:
log2 (х+1) + 0,5* log2 (x-4)2= log22 + log23 (2)
Воспользовавшись равенством log2(x-4)2=2 log2(x-4), учащиеся переходят от (2) к уравнению
log2 (х+1) + log2 (x-4)= log26.
Данному уравнению, замечают ребята, удовлетворяют только те значения х, для которых верно равенство:
(х+1)(х-4)=6
Отсюда х-|=5, х2=-2. Учитывая ОДЗ, школьники делают вывод, что х=-2 - посторонний корень. Проверив корень 5, ребята записывают ответ: х=5.
Весь ход решения выслушиваю терпеливо, никого не перебивая, не навязывая своего мнения. А затем говорю: «Ну вот, мы эту задачу и завалили. Уравнение (1) решено неверно: помимо найденного корня х=5 оно имеет еще два корня х=1, х=2. В чем же ошибка?»
Ребята начинают доискиваться причины. А дело, оказывается, в том, что равенство log2(x-4)2=2 log2(x-4) имеет место лишь тогда, когда х-4>0. Учащиеся не учли этого обстоятельства, поверхностно применили одно из свойств логарифма. Такая ошибка встречается
часто. И на эту ошибку педагогически «выгодно» показать школьникам. Выбор материала очень удачный: хитро запрятанная «ловушка» удивила учащихся, поставила их в затруднительное положение, а, следовательно, и запомнилась им лучше любых предостережений. Итак, ситуация привела к уравнению (х-1)|х-4|=6.
Решив его для его для двух случаев, когда -1<Х<4 и Х>4, учащиеся нашли все три корня исходного уравнения.
Весь мир вступил в эпоху «математизации научных знаний», в эпоху широкого применения ЭВТ, математика более чем любой другой предмет школы, способна помочь в развитии логического мышления, развития личных качеств научного мышления, таких как критичность, обобщенность, способность к анализу и синтезу и т.д.
Наконец, такие качества речи, как краткость, сжатость и ясность более всего воспитываются математикой.
Для этого нам, учителям, надо выполнить обязанность перед нашими учениками, а эта обязанность заключается не только в том чтобы учить их, но и в том, чтобы воспитать в них все прекрасное, а также, чтобы внести и какую-то свою долю в радостный период цветения всех этих молодых людей, в тот период их жизни, в котором мы с ними общаемся.
Наша педагогическая профессия - счастливая профессия. В общении с молодежью заключен секрет вечной молодости.
Одни поколения сменяются другими, но вокруг нас - все те же юные и радостные лица, нужды нет, что они сменяются! И так же они увлекаются математикой, и так же радуют своей юностью и красотой, и так же они играют в футбол, бегают по коридорам школы независимо от того, позволяют ли им это или нет школьная администрация, учителя и классные руководители. И все так же цветет и так же плывет над миром эта вечная весна.
Но раз нам, представителям педагогической профессии, дано такое счастье - работать с детьми, то наша обязанность - заботиться о том, чтобы в каждом своем ученике воспитать как можно больше человеческих качеств, помогающих им стать настоящими людьми в жизни.
«... Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность с мудростью...»
В.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...